Сделай Сам Свою Работу на 5

Республика как форма государственного правления





Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

§ существование единоличного и коллегиального главы государства;

§ выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

§ осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

§ юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

§ обязательность решений верховной государственной власти.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на парламентарные и президентские.

Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту, правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством.



Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

§ внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

§ ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

§ более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. Например, США.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.



Политический режим

Политический режим — это методы осуществления по­литической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие признаки.

1. Политический режим зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это методы убеждения, согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократи­ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

Государственно-правовой режим выражает особенности функциониро­вания государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставлен­ных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.



Государство выполняет основной объем управленческой деятельно­сти, используя для регламентации наиболее значимых отношений право­вые формы.

В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авто­ритарные и демократические государственно-правовые режимы.

Авторитарный политический режим характеризуется следующими отличительными особенностями:

§ население практически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

§ вся полнота государственной власти концентрируется в руках правящей элиты, которая не учитывает конкретных интересов населения;

§ государственная власть всячески отстраняет оппозиционные силы от участия в политической жизни страны;

§ решения центральной власти реализуются при широкомасштабном исполь­зовании насилия, при помощи сил военно-полицейского аппарата;

§ государство полностью преобладает над правом, т. е. законодательство не играет никакой роли в принятии государственными органами противоправных решений;

§ государственные интересы имеют приоритет над интересами отдельно­го гражданина. Личность лишена гарантий безопасности. Человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они провозглашены в государстве.

В свою очередь, авторитарный государственный правовой режим подразделяется на следующие виды.

1. деспотический режим — деспот приходит к власти законными спосо­бами, но власть носит поработительный характер. Однако жестокость деспота обрушивается, как правило, на его ближайшее окружение;

2. тиранический режим — тиран приходит к государственной власти захватническим методом, и жестокость тирана обрушивается на все население страны;

3. конституционно-авторитарный режим — ограничения демократиче­ских прав и свобод получают законодательное закрепление в консти­туции (основном законе страны). Однако конституция формально провозглашает даже ограниченные демократические права и свободы граждан. При этом всячески запрещается либо ограничивается деятельность оппозиционных по отношению к правительству политиче­ских партий. Нарушается принцип разделения властей, исполнительная власть вмешивается в законотворчество и в судебную деятельность;

4. тоталитарный режим — в государстве существует одна официальная идеология, сформированная правящей партией. При этом правящая партия является практически единственной и сращивается с государ­ственным аппаратом. Под контролем и при поддержке государства ведется активное общественно-политическое движение. В управлении происходит абсолютная централизация власти: и исполнительная, и законодательная ветви власти полностью концентрируются в руках единоличного органа, который осуществляет контроль за всеми сфе­рами общественной жизни. Исполнительная власть носит бюрокра­тический характер, ущемляет население в демократических правах и свободах. Происходит милитаризация экономики.

Демократический политический режим характеризуется следующими отличительными особенностями:

§ народ, будучи источником государственной власти, прямо и непосредст­венно формирует представительные органы государственной власти. Кроме того, население активно участвует в управлении обществом, контролирует через представительный орган деятельность исполнительного аппарата;

§ в системе государственного механизма реализуется принцип разделения властей, действует концепция "сдержек и противовесов". Устанавлива­ются демократические методы властвования;

§ государство полностью подчиняется праву, т. е. все решения государственных органов должны соответствовать нормам права;

§ государство не только провозглашает, но и гарантирует, обеспечивает общедемократические права и свободы человека и гражданина. Личность является экономически самостоятельной и идеологически свободной, в стране относительно высокий образовательный и культурный уро­вень населения.

Демократический государственно-правовой режим, в свою очередь, подразделяют на следующие виды:

§ по форме правления — президентский и парламентский;

§ по уровню развития демократии — либерально-демократический и гуманистический.

Существуют также и такие государственно-правовые режимы, которые, как правило, носят временный характер. К подобным режимам можно отнести следующие виды:

1. переходный политический режим — как правило, формируется в резуль­тате победы радикальных оппозиционных сил; отличается либо демократической, либо авторитарной направленностью. К такому режиму, в частности, можно отнести всевозможные военные режимы, устанав­ливаемые в результате военных переворотов;

2. чрезвычайный политический режим — устанавливается решением государственных органов в случае попытки государственного переворота, при массовых беспорядках, стихийных бедствиях, катастрофах, которые угрожают жизни и безопасности населения, нормальному функцио­нированию государственного аппарата. Такой режим может распро­страняться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.