Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические материалы «Нарушения мышления при психопатологии»





Таблица 7 – Нарушение процесса обобщения Попробовать сделать эту таблицу в альбомном варианте и распечатать отдельно

Название нарушения Нозология Краткая характеристика Результаты диагностического обследования
Снижение уровня обобщения Олигофрения, эпилепсия, энцефалиты В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Нарушение процесса обобщения: конкретно-ситуационный характер их суждений, непонимание переноса, условности. Классификация: при выраженных нарушениях задача на классификацию недоступна; при более легких нарушениях конкретно-ситуационные сочетания, большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной связи между ними "Кошка с собакой враждуют, не могут быть объединены в одну группу". Исключение: при выраженных нарушениях задача на исключение лишнего недоступна, при более легких нарушениях больной объединяет трое часов и деньги, так как деньги нельзя исключить, без них часов не купишь. Недостаточна сама умственная операция объединения и противопоставления: больной не может исключить предмет, считая, что все предметы нужны (например, три пары обуви и нога). Пословицы: в пословице
       
      конкретные единичные явления приобретают характер обобщения, поэтому необходимо отвлечение от конкретных признаков для их понимания. Больные не могут отвлечься от того, что смысл пословицы может и не совпадать с частными жизненными ситуациями: "Волков бояться - в лес не ходить" больной объясняет: "Это не всегда так, иногда не нужно рисковать". Слово выступает для больного в его конкретном значении, и они не могут осмыслить условность, которая кроется в поговорке. Пиктограмма: преобладание конкретно-ситуационных связей. Например: "Какое развитие вам надо?" Не могут понять условность, содержащуюся в задании. Установление последовательности событий: больные руководствуются частными деталями картины, не увязывая их. Токарский "О глупости": глупец усвоил принцип "заливать огонь на пожаре" и залил огонь, когда обжигали свинью.
Искажение процесса обобщения Шизофрения, психопатия Больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений и предметов, их суждения становятся Классификация: предметы объединяются по принципу "твердости", движения (напр. ложка и автомобиль), наличия отверстия (напр., шкаф и кастрюля), часы и велосипед, так как измеряют время и расстояние). Некоторые больные могут
Продолжение таблицы7  
 
    бессодержательными выхолощенными. Сближают любые отношения между предметами и явлениями, даже если они не адекватны конкретным жизненным фактам. Из-за отсутствия проверки практикой мыслительная деятельность больных становится неадекватной. Речь мешает больным правильно выполнять задания. Словесно-логические связи мало опираются на конкретные свойства и признаки предметов и явлений. Слово не является инструментом для обобщения. образовать любую группу, связав между собой любые предметы. Пиктограмма: любая схема используется для рисунка, по типу бессодержательных формальных связей. Напр., к слову "сомнение" рисунок рыбы сома, или глина, так как композитор Глинка написал романс "Сомнение". Описание картин: на картине изображена женщина, колющая дрова, больной комментирует: "Это женщина и ее судьба". Исключения: больные рассуждают о применении предметов, говорят, что исключить ничего нельзя.  
           

Таблица 8 – Нарушение логического хода мышления





Название нарушения Нозология Краткая характеристика Результаты диагностического обследования
«Скачка идей» Маниакально-депрессивный психоз в маниакальной фазе болезни Поток мыслей, ассоциаций мешает сосредоточиться на выполнении задания. Могут правильно понять задание, начинают выполнять его, но затем всплывает речевой поток Классификация: начинают выполнять правильно, обобщают, но возникает поток ассоциаций, больные решают исходя из новых ассоциаций.  
Продолжение таблицы 8
      (наплыв ассоциаций) Неадекватно само течение, процесс умственной деятельности  
Вязкость мышления Эпилепсия, отдаленные последствия тяжелых травм мозга Больные не могут изменять способ своей работы, свои суждения, переключаться с одного вида деятельности на другой. Замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Следовой стимул имеет большее сигнальное значение, чем актуальный Пиктограмма: выполняют хорошо, если можно изобразить конкретный предмет, не выполняют, если изобразить прямо нельзя (темная ночь). Опосредованное запоминание: выбирают только одну картинку для запоминания слова, другую подобрать не могут. Определение понятий: не могут определить, так как начинают под понятие подводить разные предметы со всеми их свойствами (Напр., шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для книг). Последовательность событий: начинает выполнять задание каждый раз с картинки с номером 3, по-другому не может. Классификация: например, объединяет моряка с пароходом во всех пробах, помощь экспериментатора не влияет.
Непоследовательность суждений Сосудистые заболевания мозга, травмы мозга, маниакально-депрессивный психоз Больной легко замечает и исправляет свои ошибки, если экспериментатор обратит его внимание на них. Это проявление неустойчивости умственной работоспособности Классификация: 1) чередование обобщенных и конкретно-ситуативных решений после помощи экспериментатора и отдыха - правильные решения, 2) в случае неправильных решений объединяли в одну группу рядом лежащие карточки или нечаянно бросали карточки в другую
Продолжение таблицы 8
      (у здоровых испытуемых - истощение по количеству умственной продукции, у больных - по качеству). группу (по невнимательности). Пословицы: правильно определяют смысл пословицы, но когда изменяются условия деятельности (нужно отнести фразы к пословице), решение неверное. Воспроизведение 10 слов: колебание кол-ва воспроизведенных слов в одной пробе - неравномерный характер воспроизведения. Корректурная проба Бурдона - колебание умственных достижений.
Отклика-емость Тяжелые формы сосудистых заболеваний и травм мозга Наличие запредельного торможения Ассоциации - отвечают словами - названиями предметов в поле зрения, по просьбе называть предметы определенного цвета называют находящиеся перед ними предметы. Классификация, установление последовательности событий, толкование пословиц - правильно выполняют задание, затем - нелепые действия с карточками (напр., раскладывают веером, раскладывают, пересчитывают) Называние предметов - сочетание правильных ответов и персевераций.
Соскальзы-вания Шизофрения Процесс обобщения и отвлечения не нарушен, но на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них Классификация - все делает правильно, но вдруг объединяет обед и обруч, так как начинается на букву "о", это объяснение повторяется после вопроса экспериментатора.
Продолжение таблицы 8
      нарушается, так как больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными признаками. Соскальзывания эпизодичны. Ассоциации - случайно появляются несуразные ассоциации "луна-мед". Трамвай "садовое кольцо" относит к овощам. Пиктограмма - наряду с адекватными обобщенными связями есть и формальные: на слово "печаль" рисует печать.
           

Таблица 9 – Нарушение целенаправленности мышления



Название нарушения Нозология Краткая характеристика Результаты диагностического обследования
Нарушение критич-ности Прогрессирующий паралич, травмы, сосудистые заболевания Действия больных не регулируются мышлением, не подчиняются цели, отсутствует личное отношение к ситуации, отсутствует самоконтроль Больные могли понимать условия задачи и действовать вразрез с этим пониманием. Ошибки возникали не из-за истощаемости больных, не из-за тормозимости. Эти ошибки исчезали, когда экспериментатор заставлял больного проверять свои действия. Классификация, установление последовательности событий, пословицы - не вслушиваются в инструкцию, сразу выполняют задание, но, выслушав задание, выполняют его правильно. Пиктограмма - не удивляется, когда экспериментатор не проверяет его память, не смущается, что ошибся. Описание картин -случайные догадки, не
Продолжение таблицы 9
        смущается нелепостью ответов ("Узник" - утверждает, что человек находится в квартире).
Разноплано-вость мышления Шизофрения Суждения больных о каком-либо явлении протекают в разных плоскостях, действия больного лишаются целенаправленности Классификация - при выполнении заданий больные исходят из различных установок, не связанных с условиями задания (делает группу "животные", затем выбирает одну карточку, которая вызывает определенные ассоциации, составляет другой набор: "это фрукты, это животные, здесь грибы и баран, бараны едят грибы". - различные подходы к выполнению одного задания. Иногда руководствуются личными вкусами, обрывками воспоминаний "платье мне не нравится - положу его в сторону от одежды". Пословицы - правильно определяет пословицу, но в рассуждениях затрагивает и другие проблемы, в том числе свои собственные, не удерживая смысл задания - объяснить смысл пословицы. Из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности мыслительного процесса обыденные предметы начинают выступать в виде символов ("печенье" - это символ печи, в которой сожгут больного).
Разорван-ность мышления и речи (резонерство) Шизофрения Отражение в речи бредовых переживаний больных при сохранности Симптом "монолога в диалоге": в длительных рассуждения отсутствуют суждения, речь е выполняет функцию общения, нет
Продолжение таблицы 9
      грамматического строя речи объекта мысли, речь непонятна для окружающих, высказывания больных нельзя повторить другими словами. Ассоциативный эксперимент - многоплановые связи между предметами, разноплановость
           

 

2.4.4Расстройства психических процессов

По материалам кн.: Карвасарский …

 

Расстройства сенсорно-перцептивной сферы.Сенсорный образ содержит в себе информацию о месте действия раздражителя и об отдельных его модальных свойствах. Перцептивный образ – информация о локализации в пространстве воспроизводимого объекта, о его форме, величине и модальных характеристиках.

Ощущения являются основой многих симптомов и синдромов разнообразных болезней, одними из элементарных (простых) психических явлений. Они могут носить осознаваемый и неосознаваемый характер и влиять на особенности предъявления пациентом жалоб на состояние собственного здоровья, что существенным образом отражается на процессах диагностики и лечения.

При экспериментально-психологическом исследовании реактивной депрессии как наиболее распространенной формы реактивных психозов изучались особенности нарушения восприятия у больных с различными синдромами. У всех больных выявлены расстройства различных видов восприятия: от нарушения элементарного узнавания предметов и их изображений до распознавания сложных наглядно-образных ситуаций и осмысления сюжетного материала. Для лиц с депрессивно-параноидным синдромом наиболее характерным было аффективное искажение восприятия с активным привнесением патологических переживаний. У больных с астено-депрессивным синдромом на первый план выступала фрагментарность восприятия с трудностью концентрации внимания и его переключаемости. При истеро-депрессивном синдроме восприятие испытуемых определялось их внушаемостью, характерными для этого синдрома были псевдоагностические включения типа апперцептивной и симультанной агнозий.

Многочисленные публикации посвящены исследованию сенсорной сферы у больных шизофренией. Во многих из них указывалось на ее сохранность при этом заболевании. Однако эти представления были поколеблены работами, в которых установлены своеобразные нарушения сенсорной сферы у больных шизофренией с обманами восприятия, и выявлены закономерные нарушения восприятия без продуктивной симптоматики и сколько-нибудь выраженной патологии восприятия.

У больных шизофренией ввиду нарушения актуализации сведений из прошлого опыта происходит перестройка процессов восприятия, связанная с необходимостью учета и анализа большого объема стимульных признаков для правильного опознания объекта. Такая перестройка свидетельствует о снижении оптимальности, экономичности протекания перцептивных процессов и может иметь патогенетическое значение в формировании нарушений психической деятельности при шизофрении.

Для больных со слуховыми и зрительными галлюцинациями типичны определенные расстройства слуховой и зрительной функций. При использовании системы показателей, характеризующих относительно более простые и более сложные стороны деятельности анализаторов, установлено, что патологический процесс, сопутствующий галлюцинированию, охватывает как субкортикальный, так и кортикальный уровни деятельности анализаторов. В прегаллюцинаторном периоде выявлены расстройства лишь на субкортикальном уровне. При галлюцинациях изменения касались как субкортикального, так и кортикального уровней. В постгаллюцинаторном периоде последовательно наблюдалось восстановление вначале на кортикальном, а затем и субкортикальном уровнях деятельности анализаторов. На субкортикальный уровень как при слуховых, так и зрительных галлюцинациях деятельность анализаторов они существенно не различалась. Напротив, расстройства слуховой и зрительной функций, отражающие кортикальный уровень, оказались достаточно специфичными – они соответствовали клиническому виду галлюцинаций. Обращает на себя внимание установленный факт, что как при эндогенных (шизофрения), так и при экзогенных психозах (острый и хронический алкогольный галлюцинозы, белая горячка) расстройства зрительного и слухового восприятия являются в целом сходными галлюцинирования.

Согласно гипотезе С.Я. Рубинштейн, в возникновении и формировании слуховых галлюцинаций патогенетическую роль играет деятельность напряженного прислушивания больного человека. Человек не только слышит, он слушает, прислушивается. Именно ситуация тревожного прислушивания является определяющей для провоцирования обманов слуха. Это может объяснять и объединять различные обманы слуха, которые наблюдаются у здоровых лиц при крайне напряженном прислушивании, у больных с психическими заболеваниями и у лиц с нарушениями слуха. Хотя не все исследователи, работающие в данной области, согласны с подобной гипотезой, однако общее аффективное состояние больного: тревога, страх, напряженное ожидание чего-то плохого – и по другим данным оказывает существенное влияние на процесс слухового восприятия. Так, Бажин, изучая влияние личностных факторов на процессы восприятия путем создания ситуации, где сигнал в той или иной степени искажен шумами, показал, что больные с алкогольными психозами с удивительным постоянством обычные, невыразительные, индифферентные словесные раздражители иллюзорно, ошибочно принимали за слова, приобретающие угрожающий или презрительный характер (зарисовка – за решетку, пушистый – душить, снег – смерть, там – хам и т. п.). Представляет интерес тот факт, что у депрессивных больных содержание иллюзий отражало тему унижения, вины, то есть соответствовало доминирующему аффекту.

Изучались особенности сенсорной сферы у больных шизофренией с позиций учения о функциональной специализации полушарий головного мозга. Оказалось, что у больных шизофренией имеется патологическая гиперактивация слухоречевых зон, причем эффект преобладания правого уха отсутствует. Оба полушария играют сходную роль в опознании звуков речи, то есть функции речевых центров выполняют структуры не только левого, но и правого полушария. Специфические же для правого полушария функции по опознанию невербальных стимулов у больных шизофренией угнетены. Полученные данные привлекаются авторами для объяснения характерного для этих больных сочетания богатства словарного запаса и абстрактных сведений с нарушением коммуникативных функций и трудностью адаптации к повседневным ситуациям.

Расстройства памяти.Память – это психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта.

В последние десятилетия интенсивные исследования мнестических процессов осуществлялись в нескольких аспектах — психологическом, нейропсихологическом, нейрофизиологическом. В то же время дальнейшее изучение мнестических процессов для собственно медицинских целей: патогенетической и дифференциальной диагностики болезней, осуществления наиболее эффективных лечебно восстановительных программ – опирается на ряд принципиально важных положений общепсихологической концепции памяти. Ведущим в этой концепции является представление о памяти как психическом процессе, детерминированном деятельностью личности, с присущими ей мотивированностью, направленностью и опосредованностью. Качества памяти определяются степенью участия соответствующего материала в деятельности субъекта, значимости его для достижения предстоящих целей (Л.С. Выготский, П.И. Зинченко и др.).

Отмеченная личностно-мотивационная обусловленность мнестических процессов отчетливо выступает при рассмотрении особенностей памяти у больных неврозами и реактивными психозами, то есть при заболеваниях, в механизмах развития которых ведущими являются личностно-мотивационные и эмоциональные расстройства.

Одной из наиболее характерных особенностей памяти у больных неврозами является диссоциация между степенью выраженности жалоб на снижение памяти и противоречащими им данными наблюдения за поведением больных в клинике. Хорошая память на прошлые и текущие события, значимые для пациента, нередко контрастирует с результатами экспериментально-психологического исследования памяти у тех же больных. При оценке этих результатов существенное значение приобретает учет отношения больных к эксперименту. Показатели памяти оказываются при неврозе различными, например, в случае установки на роль тяжелого «органического» больного и у пациента, стремящегося «доказать», что он не страдает психическим заболеванием.

Результаты выполнения заданий на память больных неврозами, их успехи и ошибки почти непредсказуемы. Они часто делают ошибки на легких цифровых сериях и правильно выполняют более тяжелые; нередко повторяют столько же, а иногда и больше цифр в обратном порядке, чем в прямом. Для больного неврозом каждая задача равносильна вызову, он боится впечатления, которое может произвести на исследователя, поэтому часто бывает «сверхкритичным», «заблокированным».

В литературе указываются и некоторые относительно характерные особенности памяти у больных неврозами. Кривая запоминания серии слов у больных неврозами существенно отличается от таковой у здоровых. Она носит неустойчивый характер: больной «забывает» слово, которое он только что произносил; многие больные нередко повторяют одно и то же слово несколько раз, не исправляя допущенную ошибку. В качестве одной из особенностей воспроизведения слов больными неврозами отмечается выраженность у них «фактора края» — практически все больные на протяжении исследования начинали воспроизведение серии с первых слов.

Показатели вариации и спектральных характеристик колебаний объема памяти являются чувствительным индикатором невротического состояния, превышая наблюдающиеся и в норме колебания показателей памяти у одного и того же испытуемого. Больные неврозами по субтесту «повторение цифр» методики Векслера в целом характеризуются относительно более низкими результатами (сравнительно с рядом других субтестов), что объясняется снижением у них не только непосредственной памяти, но и способности к концентрации внимания. Снижение памяти и внимания у больных неврозами часто рассматривается как отражение внутреннего беспокойства и тревоги. В сопоставлении со здоровыми у больных неврозами выявлено достоверное снижение не только непосредственного, но и отсроченного воспроизведения предъявляемых стимулов.

У больных неврастенией с доминирующими астеническими проявлениями («астенический невроз»), обращает на себя внимание недостаточность произвольного воспроизведения, уменьшающаяся с ослаблением степени астении. В этом случае нарушения памяти отражают общее снижение умственной работоспособности, ее истощаемость.
В соответствии с ожидаемым результатом у больных с выраженными эмоционально-аффективными расстройствами (депрессивный и фобический синдромы) выявлены и относительно более значительные нарушения памяти.

Больные психастенией характеризуются более высокими показателями выполнения субтеста «повторение цифр», что достоверно отличает эту группу от больных неврастенией и истерией.

Особенности памяти исследовались у больных реактивным психозом. При депрессивно-параноидном и астено-депрессивном синдромах в остром периоде наблюдались выраженные расстройства оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти. Так, 10 слов, предложенных для запоминания, большинство больных не воспроизводили полностью даже после 10-кратного предъявления. Объем кратковременного и отсроченного запоминания слов в среднем равнялся
4 словам. (Здоровые испытуемые после 3-го предъявления воспроизводили все слова, отсроченно – 9-10 слов). Крайне затрудненным было также опосредованное запоминание (пиктограмма): опираясь на свои зарисовки, спустя 1 ч больные воспроизводили 2-3 слова из 10 предложенных. В остром периоде у больных с истеро-депрессивным синдромом была дезорганизована вся мыслительная деятельность, в том числе мнестическая сфера. Выход больных этой группы из реактивного психоза сопровождался тенденцией к длительной фиксации расстройств острого периода, что и выявлялось в экспериментально-психологическом исследовании. По мере обратного развития заболевания и при восстановлении нормальной иерархии мотивов и установок отмечали значительное восстановление мнестических функций у больных с депрессивно-параноидным синдромом и нормализацию у больных с астено-депрессивными проявлениями.

При реактивных истерических расстройствах наблюдаются так называемые «системные амнезии», когда амнезия распространяется только на те события, которые включены в психотравмирующую, патогенную для больного ситуацию. Такое избирательное забывание субъективно тягостных для пациента событий его жизни называют также кататимной амнезией. Реже «системные амнезии» встречаются при неврозах.

У больных шизофренией значительных нарушений оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти не выявляют (при условии жестко структурированных заданий). Отсутствуют, в частности, и достоверные различия в показателях выполнения субтеста «повторение цифр» методики Векслера между больными шизофренией и неврозами. Наблюдаемое у больных шизофренией ухудшение памяти может иметь вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия. Некоторые из отмеченных выше особенностей памяти при неврозах, по данным литературы, характерны и для больных шизофренией: ошибки на легких цифровых сериях и правильное выполнение более тяжелых серий, лучшее запоминание цифр в обратном порядке, чем в прямом. Наибольшие различия могут выявляться у больных шизофренией по сравнению со здоровыми в воспроизведении семантически организованного материала. Больным предлагают рассортировать по любому принципу 30 карточек с напечатанными на них словами, а затем воспроизвести их. Результаты больных шизофренией были хуже, чем у здоровых испытуемых. Следовательно, на воспроизведение оказывала влияние смысловая организация материала.

О необходимости учета мотивационного компонента в структуре памяти при оценке мнестической сферы у больных шизофренией свидетельствуют ставшие уже классическими исследования Зейгарник. Используя «феномен воспроизведения незавершенных действий», она показала, что незавершенные действия воспроизводились значительно лучше, чем завершенные. В то же время у больных шизофренией, в психическом статусе которых отмечались эмоциональная вялость, искажение мотивов, не было лучшего воспроизведения незавершенных действий. Если у здоровых испытуемых отношение воспроизведения незавершенных действий к завершенным равнялось 1,9, то у больных с простой формой шизофрении – только 1,1.

Выраженные мнестические расстройства наблюдаются при органических заболеваниях головного мозга. Особенно яркие нарушении памяти характерны для больных со своеобразным амнестическим синдромом, описанным впервые Корсаковым и получившим название корсаковского психоза. Он наблюдается при хроническом алкоголизме, травмах, дементивном синдроме и других расстройствах. Показано, что наиболее типичные картины корсаковского синдрома возникают при острых мозговых заболеваниях, сопровождающихся поражением диэнцефального отдела и правого полушария. Характерными особенностями корсаковского синдрома являются нарушения непосредственной памяти в виде забывания текущих событий, происходящих после развития заболевания (антероградная амнезия), выпадение из памяти событий, предшествовавших заболеванию (ретроградная амнезия), при сохранности памяти на события далекого прошлого, конфабуляции в отношении текущих событий, дезориентировка в месте и времени, а также ряд личностно-эмоциональных нарушений в виде благодушия, некритичности к нарушениям памяти и др.

При экспериментально-психологическом исследовании непосредственной памяти у таких больных обнаруживается низкое «плато» без наращивания. Один из исследованных больных из 5 предъявленных слов воспроизвел после 5-кратного предъявления лишь последнее. Применение опосредования не улучшило запоминания: пациент из 10 слов запомнил лишь 2 слова, при том, что сам процесс опосредования был ему доступен. Не смог больной воспроизвести и сюжет простого рассказа. При корсаковском синдроме имеют место затруднения процесса воспроизведения, а не слабость образования следов; это согласуется с данными о том, что нейрофизиологическими механизмами корсаковского синдрома являются нарушения ретроактивного торможения.

У больных с поражением диэнцефально-лимбических структур кривые запоминания не имеют характера постепенно восходящей линии, как это наблюдается в норме, а представляют собой ломаные линии, отражающие колебания и периодическое снижение числа воспроизводимых слов. Кривая запоминания приближается к «плато», когда больной несколько раз произносит одно и то же количество слов, без наращивания их числа.

При органических поражениях корково-подкорковых структур головного мозга в наибольшей степени страдают процессы произвольного воспроизведения и сохранения, в меньшей степени — запоминания и узнавания.

Наиболее выраженные патологические изменения памяти наблюдаются у больных психоорганическим патопсихологическим синдромом, что отражает глубину психической дезорганизации интеллектуальной деятельности.

У больных на начальных стадиях заболевания органического генеза значительнее всего и раньше страдает запоминание искусственных звукосочетаний и понятий, но меньше нарушается и дольше сохраняется ассоциативная память.

Полагают, что нарушения памяти у больных с органической патологией головного мозга обусловлены прежде всего первичным поражением неспецифических активирующих лимбических систем и нарушением корково-подкорковых взаимоотношений. Характерна связь нарушений памяти с нарастающей психической истощаемостью и снижением сенсорно-моторной реактивности.

Для диагностических целей и понимания всей сложности механизмов мнестических расстройств большое значение имеют исследования своеобразия расстройств памяти при локальных поражениях мозга. Так, у больных с поражением лобных долей мозга сопоставление между собой процессов произвольного и непроизвольного запоминания показало, что произвольное запоминание, требующее удержания намерения и контроля за выполнением деятельности, оказывается грубо нарушенным. В то же время показатели непроизвольного запоминания соответствуют нижней границе нормы. У больных с затылочной локализацией очага поражения больше изменено отсроченное воспроизведение, что, возможно, связано с необходимостью длительного поддержания состояния бодрствования, энергетического воздействия на кору со стороны подкорковых образований. Самые выраженные нарушения памяти наблюдаются при поражениях медиобазальных отделов височной доли.

Расстройства памяти характерны для эпилепсии. В начале заболевания ухудшается способность к произвольному воспроизведению, на последующих этапах нарушаются также процессы запоминания и сохранения. Количество воспроизводимых слов из предъявляемой серии с каждым последующим повторением либо незначительно увеличивается, либо остается прежним.

У больных эпилепсией обнаружен несколько неожиданный факт снижения эффективности опосредованного запоминания по сравнению с запоминанием непосредственным. Это может быть объяснено повышенной инертностью и гипертрофированным желанием этих больных отобразить все детали.

Значительные расстройства памяти отмечают у больных с олигофренией. Вопреки распространенному мнению у них нарушена не только смысловая, но и механическая память. Расстройства памяти носят тем более выраженный и тотальный характер, чем моложе пациент.

Многочисленные исследования были посвящены изучению особенностей нарушения памяти у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. Для церебрального атеросклероза в начальной его стадии характерны замедленное воспроизведение и трудности либо только непосредственного воспроизведения серии слов (6 слов больные воспроизводят лишь на 4–5-й раз), либо отсроченного воспроизведения. Использование смысловых связей помогает этим больным в какой-то мере компенсировать дефекты запоминания.

В случае относительно более выраженного атеросклероза и при наличии деменции более грубо нарушено воспроизведение (снижение кривой запоминания, невозможность воспроизведения серии из 6 слов и отсроченного воспроизведения группы слов). У подобных больных наблюдаются явления контаминации, конфабуляции, учащение персевераций. При резко выраженном церебральном атеросклерозе и атеросклеротической деменции отмечается грубое снижение степени запоминания не только отдельных слов, не связанных в смысловом отношении, но и фраз-рассказов, то есть речевого материала, организованного в смысловом отношении.

Особенно выраженные расстройства памяти типа прогрессирующей амнезии наблюдаются у больных с старческим слабоумием (амнестическая деменция) и болезнью Альцгеймера. Кривая запоминания носит характер низкого «плато», типична фиксационная амнезия (больной не может запомнить даже имя лечащего врача). При болезни Пика на ее начальных стадиях, в отличие от болезни Альцгеймера, значительных первичных расстройств непосредственного запоминания не отмечается, нарушения памяти длительное время обусловлены снижением активного внимания.

Описаны изменения памяти у больных гипертонической болезнью. У компенсированных и субкомпенсированных больных установлено лишь незначительное снижение показателей кратковременной памяти. Вместе с тем исследования, выполненные с помощью «двойного» теста, позволяющие делать заключение об условиях реализации мнестических процессов, главным образом, на уровне психической активности, свидетельствуют о снижении показателей этого теста по сравнению со здоровыми. У больных гипертонической болезнью отмечается также крайняя неустойчивость показателей «двойного» теста в течение дня и недели.

У больных в резидуальном периоде инсульта выявлены снижение запоминания, удержания и истощаемость памяти. Нарушенной оказалась как кратковременная, так и долговременная память.

У лиц, перенесших инфаркт миокарда (исследования проводились на 2-м месяце болезни во время рубцевания инфаркта), память отклонялась от нормы незначительно, кривая запоминания имела тенденцию к повышению. Значительное снижение памяти установлено лишь у больных, в анамнезе которых отмечены длительная гипертоническая болезнь и выраженный общий атеросклероз.

Большое значение исследования памяти имеют при многих соматических заболеваниях, особенно с длительным хроническим течением, сопровождающихся астенией.

В то время как состояния гипомнезии и амнезии встречаются часто при самых различных заболеваниях, стойкие усиления памяти (гипермнезия) наблюдаются редко, главным образом при маниакальном возбуждении, — у больных с маниакально-депрессивным психозом, психозами инфекционной природы, иногда в активном периоде развития бреда, в качестве временного явления при лихорадочных состояниях.

В целом в психологических пробах на память отражаются состояния активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов и темпы мыслительных операций. На функцию запоминания существенное влияние оказывает состояние аффективно-волевой сферы больного. Особенно велика роль мышления при исследовании опосредованного запоминания.

Одним из показателей нарушения динамики мнестической деятельности является возможность ее улучшения при применении средств опосредования. В реальной жизни это использование деловых записей, записных книжек и пр.

В клинической практике часто представлены расстройства памяти со стороны ее динамики. Больные в течение определенного времени легко справляются с психологическими пробами на память и в реальной жизни не обнаруживают изменений. Но на каком-то этапе течения болезни выступают колебания мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то она будет носить ломаный характер. Больной может после 2-3-го предъявления запомнить 6 слов, после 5-го воспроизводит лишь 3 слова, после 6-го – опять 6-8 слов. В этих случаях нельзя говорить о снижении памяти или ее нарушении. Лабильный характер воспроизведени

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.