Сделай Сам Свою Работу на 5

ЮРИДИЧЕСКИХЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ,





УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ

30.1. Право на фирменное наименование

Институтам прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий посвящена гл. 76 ГК.

Средством индивидуализации юридического лица как произво­дителя товаров, исполнителя работ или услуг является его фирменное

наименование. Нормы, относящиеся к праву на фирменное наимено­вание, содержатся в § 1 гл. 76 ГК.

В соответствии с п. 1 ст. 1473 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своимфирменным наименованием, которое определяется в егоучреди-тельныхдокументахивключается в единый государственныйреестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно п. 2 той же статьи фирменное наименование юриди­ческого лица должно содержать:

1) указание на его организационно-правовую форму;

2) собственно наименование юридического лица, которое не мо-
жетсостоятьтолькоизслов, обозначающихроддеятельности.
Напри­
мер, фирменное наименование полного товарищества (товарищества
на вере) должно содержать либо имена (наименования) всех его участ­
ников (полных товарищей) и слова «полное товарищество» («товари­
щество на вере» или «коммандитное товарищество»), либо имя (наи­
менование) одного или нескольких участников (полных товарищей) с
добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество» («то­
варищество на вере» или «коммандитное товарищество»).



В соответствии с п. 3 ст. 1473 ГК юридическое лицо должно иметь полноеивправеиметьсокращенноефирменноенаименованиенарусском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокра­щенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

Согласно п. 4 ст. 1473 ГК в фирменное наименование юридиче­ского лица не могут включаться:



1) полные или сокращенные официальные наименования Рос­
сийской Федерации, иностранных государств, а также слова, произ­
водные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования феде­
ральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и
межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объ­
единений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а
также принципам гуманности и морали.

Фирменноенаименованиегосударственногоунитарногопредпри-ятия (ГУП) может содержать указание на принадлежность ГУП со­ответственно Российской Федерации и субъекту РФ.

Включение в фирменное наименование акционерного общества (АО) официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разре­шению Правительства РФ, если более 75% акций АО принадлежит

Российской Федерации. Порядок выдачи и отзыва таких разрешений устанавливается законом.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право ис­пользования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом {ис­ключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Это право возникает у юридического лица с момента регистрации фирменного наименования,т.е.государственнойрегистрациисамогоюридического лица под данным наименованием.



Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и ино-странныхязыкахзащищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестрюридическихлиц.

Распоряжениеисключительнымправомнафирменноенаименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

Не допускается использование юридическим лицом фирменно-гонаименования, тождественногофирменномунаименованиюдругого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если ука­занные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было вклю­чено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Юридическое лицо, нарушившее данные правила, обязано по требованию правооб-ладателяпрекратитьиспользованиефирменного наименования, тожде­ственного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, ана­логичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместитьправообладателюпричиненныеубытки(ст. 1474 ГК).

В соответствии со ст. 1475 ГК на территории Российской Федера­ции действует исключительное право на фирменное наименование, включенноевединыйгосударственныйреестрюридическихлиц.

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут ис­пользоваться правообладателем в составе принадлежащего ему ком­мерческого обозначения, атакже в принадлежащем ему товарномзнаке изнакеобслуживания (ст. 1476 ГК).

30.2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания

К числу средств индивидуализации производимых товаров относятся товарныезнаки, авыполняемыхработ или услуг—знакиобслуживания. Институт права на эти знаки закреплен в § 2 гл. 76 ГК.

Согласно определению, содержащемуся в п. 1 ст. 1477 ГК, подтовар­ным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое соот­ветствующим свидетельством (ст. 1481 ГК).

Правила ГК о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания. Согласно норме п. 2 ст. 1477 ГК знаком об­служивания является обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными пред­принимателями работ или оказываемых ими услуг.

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1478 ГК).

Согласно норме ст. 1479 ГК на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрирован-ныйфедеральныморганомисполнительнойвластипо интеллектуаль­ной собственности (Роспатентом), а также в других случаях, пред­усмотренных международным договором Российской Федерации. В соответствии со ст. 1480 ГК государственная регистрация товар­ного знака осуществляется Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Го­сударственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном ст. 1503 и 1505 ГК.

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном ре­естре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак (ст. 1481 ГК). Указанное свидетельство удостоверяет:

1) приоритет товарного знака;

2) исключительное право на товарный знак в отношении товаров,
указанных в свидетельстве.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы сло­весные, изобразительные, объемные и другие (например, звуковые) обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зареги­стрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК).

Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака предусмотрены в ст. 1483 ГК. В частности, не допускается госу­дарственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

• являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение
потребителя относительно товара либо его изготовителя;

• противоречащие общественным интересам, принципам гуман­
ности и морали.

Также не могут быть зарегистрированы в качестве товарных зна-ковобозначения,тождественныеилисходныедостепенисмешения:

• с товарными знаками другихлиц, заявленными на регистрацию
(ст. 1492 ГК) в отношении однородных товаров и имеющими более
ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию то­
варного знака не отозвана или не признана отозванной;

товарнымизнакамидругихлиц, охраняемымивРоссийскойФеде-
рации,
в том числе в соответствии с международным договором Рос­
сийской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими
более ранний приоритет;

товарными знаками другихлиц, признанными в установленном
ГК порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными
знаками, в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо

из товарных знаков, указанных выше, допускается только с согласия правообладателя.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров — обозначения, тождественные или сход­ные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с ГК, а в отношении однородных товаров - с фирменным наименованием, коммерческим обозначе­нием, наименованием селекционного достижения. По основаниям, предусмотренным в ст. 1483 ГК, правовая охрана также не предостав­ляется обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответ­ствии смеждународнымидоговорамиРоссийскойФедерации.

Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак. Всоответствии сп. 1 ст. 1484 ГК лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного зна­ка в соответствии со ст. 1229 ГК любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе спо­собами, указанными ниже. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществле­но для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении ко­торых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размеще­ния товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, в объявлениях, на вывесках и в рекламе. Никто не вправе использовать безразрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации ко-торыхтоварныйзнакзарегистрирован, илиоднородныхтоваров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 2 ст. 1484 ГК).

В соответствии со ст. 1485 ГК правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Правоваяохранатоварногознакаможетбытьпрекращенадосрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трехлет после его госу­дарственной регистрации (п. 1 ст. 1486).

Согласно норме ст. 1487 ГК не является нарушением исключи­тельного права на товарный знак использование этого товарного знакам другими лицами в отношении товаров, которые были вве­дены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (исчерпание исключительногоправанатоварныйзнак).

Правообладатель может предоставить возможность использо­вания товарного знака другому лицу, заключив с ним либо договор

об отчуждении исключительного права на данный знак (ст. 1488 ГК), либолицензионный договор (ст. 1489 ГК).

По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется пере­дать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в от­ношении части товаров, для индивидуализации которых он зареги­стрирован, другой стороне — приобретателю исключительного права. Отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потреби­теля в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

По лицензионному договору одна сторона — обладатель ис­ключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право ис­пользования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается ис­пользование, применительно к определенной сфере предпринима­тельской деятельности. Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром, а последний вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. По требованиям, предъяв­ляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицен­зиар несутсолидарнуюответственность.

Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством кото­рых осуществляется распоряжение исключительным правом на товар­ный знак, должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1490 ГК).

Согласно норме ст. 1491 ГК исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государ­ственную регистрацию товарного знака в Роспатент. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Причем продление срока действия исклю­чительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шестьмесяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления при условии уплаты пошлины. Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится Роспатентом в Государственный реестр то­варных знаков и в свидетельство на товарный знак (п. 3 ст. 1491 ГК).

Государственная регистрация товарного знака. Порядок подачи за­явки на товарный знак регулируется нормами ст. 1492 ГК, а в ст. 1493 ГК установлено право ознакомления с документами заявки на товар­ный знак.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи за­явки на товарный знак в Роспатент (п. 1 ст. 1494 ГК). Кроме того, согласно п. 1 ст. 1495 ГК приоритет товарного знака может быть

установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государ­стве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение шести месяцев с указанной даты. Согласно п. 2 указанной статьи приоритет товарного знака, поме­щенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств — участников Парижской конвенции по охране про­мышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение шести месяцев с указанной даты. В соответствии с п. 4 ст. 1495 ГК приоритет товарного знака может также устанавливаться по дате международ­ной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1497 ГК экспертиза заявки на товарный знак, проводимая Роспатентом, включает:

1) формальную экспертизу;

2) экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного
знака (заявленного обозначения).

Формальная экспертиза заявки на товарный знак проводится в течение месяца со дня ее подачи в Роспатент (п. 1 ст. 1498 ГК). В ходе проведения формальной экспертизы заявки на товарный знак про­веряется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной эксперти­зы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. О результатах формальной экспертизы Роспатент уведомляет заявителя. Одновременно с уве­домлением о положительном результате формальной экспертизы заявки заявителю сообщается дата подачи заявки, установленная в соответствии с п. 8 ст. 1492 ГК.

Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного зна­ка (экспертиза заявленного обозначения) проводится по заявке, при­нятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы (п. 1 ст. 1499 ГК). В ходе проведения экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям ст. 1477 и п. 1—7 ст. 1483 ГК и устанавливается приоритет товарного знака. По результатам экс­пертизы заявленного обозначения Роспатент принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его ре­гистрации (п. 2 ст. 1499 ГК).

Решения Роспатента об отказе в принятии заявки на товарный знак к рассмотрению, о государственной регистрации товарного знака, об отказе в государственной регистрации товарного знака и о признании заявки на товарный знак отозванной могут быть оспорены заявителем путем подачи возражения в палату по патентным спорам в течение трех месяцев со дня получения соответствующего решения или запрошенных у указанного органа копий противопоставленных заявке материалов при условии, что заявитель запросил копии этих материалов в течение месяца со дня получения им соответствующего решения (п. 1 ст. 1500 ГК). А в соответствии с п. 1 ст. 1502 ГК заявка

на товарный знак также может быть отозвана заявителем на любой стадии ее рассмотрения, но не позднее даты государственной реги­страции товарного знака.

На основании решения о государственной регистрации товарно­го знака (п. 2 ст. 1499 ГК) Роспатент в течение месяца со дня полу­чения документа об уплате пошлины за государственную регистра­цию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. При непредставлении в установленном по­рядке документа об уплате указанной выше пошлины регистрация товарного знака не осуществляется, а соответствующая заявка на то­варный знак признается отозванной на основании решения Роспа­тента (ст. 1503 ГК).

Свидетельство на товарный знак выдается Роспатентом в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Госу­дарственном реестре товарных знаков (п. 1 ст. 1504 ГК). Форма свиде­тельства на товарный знак и перечень указываемых в нем сведений, как и в отношении свидетельств на другие средства индивидуализа­ции, устанавливаются федеральным органом исполнительной вла­сти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (Минобрнауки России).

Сведения, относящиеся к государственной регистрации товарно­го знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков в соответствии со ст. 1503 ГК, публикуются Роспатентом в официаль­ном бюллетене незамедлительно после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков или после внесения в Го­сударственный реестр товарных знаков соответствующих изменений (ст. 1506 ГК).

Согласно норме ст. 1507 ГК российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его международ­ную регистрацию. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается Роспатент.

Особенности правовой охраны общеизвестного товарного знака. Всоответствии с п. 1 ст. 1508 ГКпо заявлению лица, считающего ис­пользуемый им товарный знак или используемое в качестве товар­ного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначе­ние, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее право­вой охраны на территории РФ, по решению Роспатента могут быть признаныобщеизвестнымвРоссийскойФедерациитоварнымзнаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсив­ного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потре­бителей в отношении товаров заявителя. Общеизвестному товарно­му знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная ГК для товарного знака. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на обще-

известный товарный знак. Правовая охрана общеизвестного товарно­го знакадействуетбессрочно (п. 2 ст. 1508 ГК).

Правовая охрана общеизвестного товарного знака распростра­няется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом это­го товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоции­роваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя (п. 3 ст. 1508 ГК).

В соответствии со ст. 1509 ГК товарный знак, признанный обще­известным, вносится федеральным органом в Перечень общеизвест­ных в Российской Федерации товарных знаков (Перечень общеизвест­ных товарных знаков). Свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается Роспатентом в течение месяца со дня внесения товар­ного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются Ро­спатентом в официальном бюллетене незамедлительно после их вне­сения в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Особенности правовой охраны коллективного знака.Согласно ст. 1510 ГК объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1510 ГК коллективный знак явля­ется товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.

Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не мо­жет бытьпредметомлицензионногодоговора (п. 2ст. 1510 ГК). Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллек­тивным знаком (п. 3 ст. 1510 ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 1511 ГК к заявке на регистрацию кол­лективного знака, подаваемой в Роспатент, прилагается устав кол­лективного знака.

В Государственный реестр товарных знаков и свидетельство на коллективный знак в дополнение к сведениям, предусмотренным ст. 1503и 1504ГК, вносятсясведенияолицах, имеющихправоиспользо­вания коллективного знака. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака оединых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак за­регистрирован, публикуется Роспатентом в официальном бюллетене.

Прекращение исключительного права на товарный знак. Защита права на товарный знак.Основания и порядок оспаривания и призна­ния недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку установлены соответственно в ст. 1512 и 1513 ГК. О прекраще­нии правовой охраны товарного знака говорится в ст. 1514 ГК. Одним из оснований прекращения правовой охраны товарного знака явля­ется, в частности, принятие Роспатентом по заявлению заинтересо-

ванного лица решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

Ответственность за незаконное использование товарного знака установлена в ст. 1515 ГК. В соответствии с данной статьей товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены то­варный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать их изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нару­шителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров неза­конно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от наруши­теля вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

• в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., определяемом по усмо­
трению суда исходя из характера нарушения;

• в двукратном размере стоимости товаров, на которых неза­
конно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимо­
сти права использования товарного знака, определяемой исходя из
цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за
правомерное использование товарного знака.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.