Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. ТРАНСПОРТНЫЕ И ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ДОГОВОРЫ





Транспортныедоговоры

Договор организации перевозок грузов.Согласно ст. 798 ГК пере­возчик и грузовладелец при необходимости осуществления система­тических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По данному договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к пе­ревозке грузы в обусловленном объеме. В указанном договоре опреде­ляются объемы, сроки предоставления транспортных средств и предъ­явления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (абз. 2 ст. 798 ГК).

Договоры об организации перевозок заключаются, как правило, при наличии устойчивых хозяйственных связей между данным видом транспорта и данным грузовладельцем. Договоры этого вида имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, пред­стоящий год. По своей правовой природе указанные договоры имеют признаки предварительного договора (ст. 429 ГК), поскольку заключе­ние договора об организации перевозок не освобождает, а, напротив, предполагает необходимость заключения в каждом конкретном случае договора перевозки груза. Договоры об организации перевозок грузов относятся к консенсуальным гражданско-правовым договорам, опреде­ляющим не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимо­отношений на будущее время.



Согласно ст. 791 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза транспортные средства под погрузку в срок, установленный договором об организации перевозок. Соответственно неисполнение этой обя-

занности влечет имущественную ответственность, предусмотренную ст. 794 ГК.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование подан­ных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглаше­нием сторон (п. 1 ст. 794 ГК). Что же касается соглашений перевозчика с грузовладельцем об ограничении или устранении установленной за­коном ответственности перевозчика, то они недопустимы и в случае их заключения являются недействительными (п. 2 ст. 793 ГК).



Законодательством (ст. 794 ГК) определены некоторые обстоятель­ства, освобождающие перевозчика и отправителя груза от ответствен­ности за неисполнение обязательств по подаче транспортных средств или непредъявление груза к перевозке. К ним относятся:

• непреодолимая сила;

• иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводне­
ния);

• военные действия;

• прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных
направлениях из-за блокады, эпидемии или иных обстоятельств, пре­
пятствующих осуществлению перевозок грузов.

За пределами указанных в законе обстоятельств возможна ответ­ственность перевозчика и грузоотправителя независимо от наличия их вины.

Договор перевозки груза. Всоответствии с п. 1 ст. 785 ГКпо договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отпра­вителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на по­лучение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Законом установлена письменная форма данного договора. Об этом свидетельствует норма п. 2 ст. 785 ГК, согласно которой заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей от­правителю груза транспортной накладной, коносамента или иного до­кумента на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом, например ст. 25 УЖТ, ст. 105 ВК. Выдача пере­возчиком документа, подтверждающего принятие груза к перевозке, предполагает сдачу ему груза отправителем, поэтому такой договор принадлежит к числу реальных гражданско-правовых договоров.



Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК, ст. 33 УЖТ, ст. 109 ВК). Этот срок может устанав­ливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон.

Договор перевозки грузов — возмездный договор. Провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транс­портными уставами и кодексами. Поскольку при перевозке грузов транспортом общего пользования в качестве перевозчика выступает коммерческая организация и она обязана осуществлять перевозку груза любого грузоотправителя, который к ней обратится, договор перевозки груза относится к публичным договорам. При заключении данного дого-

вора грузоотправитель заполняет перевозочный документ установлен­ной формы (транспортную накладную) и подписывает его, что придает договоручертыдоговораприсоединения.

Сторонами в договоре перевозки грузов выступают перевозчик — транспортная организация (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель — законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное управомоченное владельцем груза лицо. Поскольку в силу этого договора каждая из сторон имеет как права, так и обязанности, его следует признать двусторонним договором.

Договор перевозки груза по своей конструкции представляет собой договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), в связи с чемгрузополуча-тель, не являющийся стороной договора, пользуется определенными правами и несет определенные обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель тем не менее приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 103 ВК). При неисполнении перевоз­чиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства — требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК), а также по поводу про­срочки в его доставке (ст. 792 ГК, ст. 120 УЖТ, ст. 120 ВК). Грузополуча­тель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него.

Кроме прав, у грузополучателя имеются и обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчи­ком услуги.

Одним из существенных условий договора перевозки груза принято считать срок доставки груза. Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан до­ставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, пре­дусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

Договор перевозки пассажира и багажа.По договору перевозки пас­сажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт на­значения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 103 ВК).

Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не означает правового единства этих двух договоров. Дан­ные договоры нельзя признать одним договором, поскольку различны их признаки: договор перевозки пассажира является консенсуальным, а договор перевозки багажа —реальным. Различие этих договоров состо­ит также в том, что заключение договоров перевозок пассажиров удо-стоверяетсяпроезднымидокументами(билетами), асдачапассажирами багажа—багажнымиквитанциями.

Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира до­статочно подробно регламентированы законодательством. Так, соглас-

но п. 3 ст. 786 ГК пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных усло­виях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установ­ленных норм.

Законом предусмотрено и право пассажира сдавать к перевозке ба­гаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК), что означает обязательность для перевозчика заключения с пассажиром по желанию последнего до­говора на перевозку багажа.

Ответственность по договору перевозки пассажира определяется ГК и соответствующими транспортными уставами и кодексами, кото­рые также регламентируют ответственность сторон и по договору пере­возки багажа.

Согласно п. 1 ст. 795 ГК за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением пере­возок в городском и пригородном сообщении) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транс­портным уставом или кодексом.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправле­ния транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату (п. 2 ст. 795 ГК).

Законодательство (п. 1 ст. 795 ГК) устанавливает обстоятельства, служащие основанием для освобождения от ответственности за про­срочку доставки пассажира к месту назначения. К таким обстоятель­ствам относятся:

• непреодолимая сила;

• устранение неисправности транспортного средства, угрожающей
жизни и здоровью пассажиров;

• иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.
Доказательство наличия данных обстоятельств возлагается на пере­
возчика.

Услугополучателями в договоре перевозки пассажира выступают толь­ко граждане, что обусловливает возможность применения при наруше­нии договора перевозчиком норм Закона о защите прав потребителей.

Особое место среди транспортныхдоговоров занимают договоры пе­ревозки груза отдельными видами транспорта.

Договор железнодорожной перевозки груза.Содержание данного до -говора составляет комплекс прав и обязанностей перевозчика и грузо­отправителя. Эти права и обязанности в значительной мере определены транспортным законодательством: УЖТ, Правилами, регулирующими отдельные виды перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также самим договором перевозки.

По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообще­нии осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сооб­щении — с участиемдвух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего поль­зования. Железная дорога, заключившая договор перевозки в прямом

сообщении, выступает в качестве законного представителя всех других железных дорог, участвующих в таком сообщении.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц(ст.5УЖТ).

Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующе­го груза. При невыполнении этого требования грузоотправитель впра­ве отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры (ст.20УЖТ).

Пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производится погрузка.

При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан предста­вить на каждую отправку груза составленную им транспортную желез­нодорожную накладную. Данная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖТ).

Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выпол­нением договора перевозки груза, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения.

Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополу­чателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Грузополучатель может отка­заться от принятия грузов, если качество грузов вследствие поврежде­ния, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования та­ких грузов по назначению (ст. 34, 36УЖТ). Обязанностью грузополуча­теля является окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.

Договор воздушной перевозки груза.Особенностью субъектного соста­ва данного вида договоров является то, что в качестве перевозчика в нем выступает эксплуатант, т.е. гражданин или юридическое лицо, облада­ющее воздушным судном на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК). При этом согласно ст. 100 ВК эксплуатант должен иметь лицензию на осуществление воздушной перевозки грузов.

Отличительной чертой договора воздушной перевозки груза служит и то, что сторонам данного договора предоставлено право самим ре­шать вопрос о сроках доставки груза. При недостижении соглашения по этому поводу срок доставки устанавливается правилами перевозок (ст. 109 ВК).

Содержание договора воздушной перевозки груза раскрывает его определение, данное в п. 2 ст. 103 ВК, которое соответствует класси­ческому определению договора перевозки груза, содержащемуся в п. 1

ст. 785 ГК. Основные права и обязанности перевозчика и грузоотпра­вителя примерно аналогичны правам и обязанностям сторон договора перевозки на других видах транспорта.

Вместе с тем воздушное законодательство с учетом специфики пе­ревозок на данном виде транспорта устанавливает расширенный круг оснований расторжения договора перевозки груза в одностороннем по­рядке по инициативе перевозчика. Такими основаниями являются:

• нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, са­
нитарных и иных правил, установленных законодательством;

• отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования,
предъявляемые к ним авиационными правилами;

• наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов
и веществ.

Грузополучатель вправе отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назна­чением (ст. 111 ВК).

Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). На воз­душном транспорте наряду с обычным договором перевозки груза до­статочно широко применяется договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Общая возможность заключения таких договоров безотносительно к конкретным видам транспорта предусмотрена ст. 787 ГК. Особенность договора фрахтования (чартера) состоит в том, что по нему предоставляется для перевозки вся или частьвмест имости одного илинесколькихтранспортныхсредствнаодинилинесколькорейсов.

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рей­сов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки грузов (ст. 104 ВК).

Договор воздушного чартера является, как правило, консенсуалъным договором, поскольку стороны обычно заблаговременно заключают соглашение о предстоящих перевозках, в связи с чем договор воздуш­ного чартера приобретает некоторые признаки договора об организации перевозокгрузов(ст. 798 ГК). Воздушный чартер—договор возмездный.

Договор морской перевозки груза.Согласно п. 1 ст. 115 КТМподо-говору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Приведенное определение позволяет сделать два вывода относи­тельно данного договора. Во-первых, он может быть какреальным, так и консенсуальным, о чем свидетельствует употребление слов «передал» или «передаст». Во-вторых, слова «отправитель» или «фрахтователь» оз­начают, что понятием договора морской перевозки груза охватываются двавидадоговоров: обычный договор перевозкиичартер, которые раз­личаются по своей юридической природе.

Договор морской перевозки груза подлежит заключению в письмен­ной форме. Наличие и содержание указанного договора могут подтверж-

даться чартером (в данном случае имеется в виду соответствующий до­кумент), коносаментом или другими письменными доказательствами (ст.117КТМ).

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места по­грузки судна, а также места назначения или направления судна. По со­глашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и ого­ворки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 KTiM).

Коносаментвыполняетфункции:

доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания;

расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком; товарораспорядительного документа на груз, т.е. документа, рас­поряжение которым означает распоряжение самим грузом;

документа, при предъявлении которого выдается груз получате­лю.

Отношения сторон по договору морской перевозки груза регулиру­ются не только определенными нормами законодательства или согла­шением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями.

Развитие обычного права применительно к морской перевозке гру­зов привело к возникновению так называемого формулярного права. Последнее представляет собой неофициальную кодификацию обще­принятых торговых обычаев, применяемых при заключении договоров морской перевозки. Соответствующие этим обычаям правила закрепля­ются в виде стандартных обозначений типа ФОБ, ФАС, СИФ, КАФ. Данные обозначения произошли от сочетания начальных букв англий­ских слов, которые используются в таких случаях.

Договор перевозки груза по внутренним водным путям.Данный вид договора характеризуется теми же общими признаками, которые при­сущи договору перевозки на других видах транспорта. Содержание договора, права и обязанности сторон регламентированы КВВТ. За­ключение данного договора подтверждают транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о при­еме груза для перевозки (п. 2 ст. 67 КВВТ).

Транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следова­ния, и перевозчик обязан выдать ее вместе с грузом получателю в порту (на причале) назначения. Дорожная ведомость следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у перевозчика.

Согласно п. 4 ст. 67 КВВТ договор перевозки груза по внутренним водным путям может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования).

Договор автомобильной перевозки груза.Обладая общими признака­ми договора перевозки, закрепленными в ГК, УАТ, Правилах перевоз­ок грузов автомобильным транспортом, данный вид договора отлича­ется рядом характерных особенностей. Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприя-тиепередаетсвоимашиныподпогрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия груза к

перевозке, а на более раннем этапе и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя. Во-вторых, при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу автотранспорт­ным предприятием оформляется путевой лист, в котором грузоотпра­вителем (грузополучателем) фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в его распоряжении.

Ответственность за нарушение транспортныхобязательств. Для на­ступления имущественной ответственности перевозчика, грузоотпра­вителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее испол­нение договорных обязательств требуется наличие общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401 ГК. Поскольку перевозчик несет ответственность за несохранность гру­за, если не докажет, что его утрата, недостача или повреждение (порча) произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК), одним из оснований ответственности перевозчика является его вина. Примерно таким же образом положение о виновной ответственности перевозчи­ка закреплено в новых транспортных уставах и кодексах (ст. 95 УЖТ, ст. 118 ВК, ст. 166 КТМ, ст. 117 КВВТ). Это положение нашло отраже­ние и в ст. 132 УАТ.

Приведенная норма ст. 796 ГК возлагает на перевозчика бремя до­казывания его невиновности. Леобходимо отметить, что в указанной статье не предусмотрены какие-либо основания для освобождения перевозчика от доказывания отсутствия его вины.

Правила о виновной ответственности по договорным транспорт­ным обязательствам распространяются и на клиентуру перевозчика.

В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахожде­ния его во владении перевозчика, т.е. с момента принятия груза к пере­возке и до выдачи груза грузополучателю или управомоченному им на получение груза лицу.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы от­ветственности перевозчика за несохранность груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченногоилинедостающегогрузалибовразмересуммы,накоторую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошед­ших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика. При невозможности восстановить поврежденный груз возмещается его стоимость, последняя определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии счета или указания цены в договоре следует исходить из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Наряду с возмещением установленного ущерба, причиненного не­обеспечением сохранности груза, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость последнего (п. 2, 3 ст. 796 ГК, ст. 96 УЖТ).

В транспортных отношениях широкое применение получила прак-тикаобъявления ценности груза, сдаваемого к перевозке.

 

3 Гражданское права.

Ответственность за просрочку наступает в случаях виновного несо­блюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т.е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправ­ления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю.

Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограни­ченный характер (штраф, пени).

Особенностью морской перевозки грузов является возможность воз­никновения различного рода убытков, которые в законодательстве о перевозках, осуществляемых данным видом транспорта, принято име­новать общей и частной аварией.

К общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произве­денных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвова­ний в целях сохранения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности (ст. 284 КТМ). Наличие признаков общей ава­рии устанавливается по заявлению заинтересованного лица диспашером, состоящим при Торгово-промышленной палате РФ и назначаемым пре­зидиумом Палаты из числа лиц, хорошо знающих теорию и практику морского судоходства, законодательство и обычаи морского права. Дис­пашером называется эксперт, производящий диспаши. Диспаша (фр. dis-pache) — расчет убытков при общей аварии, падающих на груз, судно и фрахт и распределяемых между грузовладельцем и судовладельцем.

Убытки, зафиксированные как общая авария, подлежат распре­делению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Примером общей аварии может служить выбрасывание за борт груза с целью облегчения судна и тем самым спасения его, а равно спасения оставшегося на судне груза. В данном случае пожертвования делаются в общих интересах.

Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под общую аварию. Данные убытки не подлежат распре­делению между судном, грузом и фрахтом. Их несет потерпевший или лицо, ответственное за их причинение.

Помимо ответственности перевозчика транспортным законодатель­ством определяется ответственность грузоотправителя и грузополу­чателя, причем данная ответственность является повышенной. Осно­ваниями для наступления такой ответственности принято считать нарушения действующих на каждом виде транспорта правил сдачи гру­за к перевозке, его упаковки, оформления перевозочных документов, получения груза в пункте назначения и т.д. Повышенными признаются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и гру­зополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов или контейнеров.

На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает за задержку по их вине автомобилей, по­данных под погрузку или выгрузку, сверх установленных сроков (ст. 141 УАТ), а также в других случаях, предусмотренных ст. 142—160УАТ. При этом, как и на железнодорожном транспорте, взыскиваются и штраф, иубытки.

Более дифференцированная ответственность грузоотправителя и грузополучателя в настоящее время установлена на внутреннем водном транспорте (ст. 120 КВВТ).

Порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензий, а также правила определения начала течения сроков исковой давности по обяза­тельствам, возникающимизперевозкигрузов, установлены общеграждан­ским и специальным транспортным законодательством (ст. 797 ГК, ст. 120, 122-126УЖТ,ст. 124-128 ВК, ст. 403-408 КТМ, ст. 161-164 КВВТ, ст. 158,159УАТ).

Во-первых, предусматривается обязат ельность предъявлениякпере -возчику претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из пере­возки груза. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии (п. 2 ст. 797 ГК, ст. 124 УЖТ, ст. 128 ВК).

Во-вторых, исккперевозчикуможетбытьпредъявлен как грузоотпра-вителем,такигрузополучателемприналичииодногоиздвухусловий:

если имел место полный или частичный отказ перевозчика удо­влетворить заявленную претензию;

если перевозчик в 30-дневный срок не дал ответа на претензию.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответ­ствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК).

Порядок и сроки предъявления претензий и исков по обязатель­ствам, возникающим из перевозки пассажиров и багажа, также уста­новлены транспортными уставами и кодексами.

8.2. Договор транспортной экспедиции

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК по договору транспортной экспеди­ции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) вы­полнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции является публичным договором, поскольку речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профес­сиональными коммерческими экспедиционными конторами, агентства­ми, другими предпринимательскими структурами, обязанными по харак­теру своей деятельности выполнять требования ст. 426 ГК.

Договор транспортной экспедиции—вид договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки груза. Данный договор направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспорта.

Договор транспортной экспедиции может быть как консенсуаль-ным, так и реальным. В случаях, когда экспедитор оказывает клиенту лишь услуги, носящие организационный характер, договор экспедиции является консенсуальным. Когда экспедитору предоставлено право за­ключать договор перевозки от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор экспедиции являетсяреальным. Как видно из содержания ст. 801 ГК, договор транспортной экспедиции относится к возмезднымидвустороннимдоговорам.

Сторонами в договоре транспортной экспедиции выступают экспе­дитор и клиент. Функции экспедитора выполняет специализированная экспедиционная контора, агентство, иная коммерческая организация,

 

оказывающая подобные услуги. В настоящее время широкое распро­странение приобрело оказание экспедиционных услуг непосредствен­но перевозчиками, что не противоречит закону (п. 2 ст. 801 ГК). В каче­стве клиента может быть любой субъект гражданского права, поскольку закон не предусматривает каких-либо ограничений на этот счет.

Предмет договора транспортной экспедиции составляет оказание экспедиционных услуг, которые подразделяются на юридические услу­ги и фактические услуги.

По договору транспортной экспедиции могут оказываться следую-щиеюридическиеуслуги:

• заключение от имени клиента или от своего имени договора (до­
говоров) перевозки груза;

• получение требующихся для экспорта или импорта документов;

• выполнение таможенных и иных формальностей;

• уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

 

• получение груза в пункте назначения и т.п.
Экспедиторамитакжеоказываютсяследующиефактическиеуслуги:

• обеспечение отправки и получения груза;

 

• проверка количества и состояния груза, предназначенного к пере­
возке;

• производство погрузочно-разгрузочных работ;

• хранение груза;

• информирование грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе
и т.п.

Если из договора не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе в соответствии со ст. 805 ГК привлечь к их исполнению других лиц.

Основным правом экспедитора является право на получение возна­граждения за оказанные им услуги. Обязанности экспедитора опреде­ляются в договоре в соответствии со ст. 801 ГК.

К числу прав клиента, возникающих до начала перевозки, относят­ся выбор вида транспорта, на котором будет перевозиться груз, и опре­деление маршрута перевозки.

Обязанности клиента состоят в предоставлении экспедитору до­кументов и другой информации о свойствах груза, условиях его пере­возки, а также иной информации, необходимой для исполнения экс­педитором его обязанностей, и в уплате предусмотренного договором вознаграждения за оказанные экспедиционные услуги. Договором мо­гут быть установлены и иные обязанности клиента.

Особенностью договора транспортной экспедиции как разновид­ности договора об оказании услуг является наличиеу каждой из сторон

сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Более конкретно отношения, возникающие из договора транспорт­ной экспедиции, в настоящее время регулируются Федеральным зако­ном от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятель­ности».

Тема 9. ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ

В соответствии с п. 1 ст. 886 ГК по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Приведенная норма содержит классическое определение договора хранения, согласно которому данный договор является односторонним (обязанное лицо-хранитель), безвозмездным и реальным. Однако такое определение в основном соответствует отношениям, складывающим­ся по поводу хранения вещей в бытовой сфере. В тех же случаях, когда в качестве хранителя выступает коммерческое юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляющий хранение в каче­стве одной из целей своей профессиональной деятельности, т.е. профес­сиональный хранитель, договор хранения приобретает иной характер. Впрофессиональнойсфереонвыступаеткакдвусторонний, возмездный и, как правило, консенсуальныйдоговор.

Под вещью какобъектомхранения понимаетсядвижимое имущество (кроме хранения в порядке секвестра, объектом которого являются и не­движимые вещи). При этом имеется в виду как индивидуально-опреде­ленная вещь, так и вещь, определяемая родовыми признаками.

Допустимость в качестве объекта хранения вещи, определяемой ро­довыми признаками, позволяет использовать вариант «хранения с обе­зличением» (ст. 890 ГК), который предполагает смешение вещей одного поклажедателя с вещами того же рода других поклажедателей. Однако такой вид хранения допускается, только когда его применение прямо предусмотрено сторонами в договоре.

Как и другие виды услуг, по общему правилу хранение должно осу­ществляться обязанным субъектом лично.

В отличие от предмета договора срок хранения по смыслу ст. 889 ГК не является существенным условием договора. Он устанавливается в договоре или определяется исходя из условий договора, т.е. в соответ­ствии с разумным сроком сохранности вещи, сданной на хранение, или сохранения ею какого-либо полезного свойства. Срок хранения может также определяться моментом востребования вещи поклажедателем (п. 2 ст. 889 ГК).

Форма при заключении договора хранения определяется в зави­симости от вида и обстоятельств его заключения по общим правилам ст. 161 ГК. Если сторонами договора являются граждане (бытовое хра­нение), они должны заключать данный договор в письменной форме лишь в случаях, когда стоимость переданной на хранение вещи пре­вышает не менее чем в 10раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Консенсуальный договор хранения, т.е. договор, предусматривающий обязанность хранителя принять вещь на хранение в будущем, должен быть заключен в письменной форме независимо от состава участников этого договора и стоимости вещи, передаваемой на хранение. При наличии чрезвычайных обстоятельств (пожаре, сти­хийном бедствии, внезапной болезни, угрозе нападения и т.п.) договор хранения может заключаться в устной форме. Соответственно, факт передачи вещи на хранение в указанных случаях может подтверждаться свидетельскими показаниями.

 

Простаяписьменнаяформадоговорахранения считается соблюден­ной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выда­чей поклажедателю:

• сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного доку­
мента, подписанного хранителем;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.