Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогические компоненты правовой культуры личности





Правовая образованность[103]характеризуется наличием у гражданина определенных знаний, взглядов убеждений, позволяющих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты самих гра­ждан. Образованный гражданин, исходя из широких, комплексных, всесторонне взвешенных соображений, глубоко осознает свои права и свободы, их пределы. Его взгляды, убеждения и отношения характери­зуются глубоко усвоенной формулой: «Моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свобода другого человека». Он обосно­ванно разобрался в том, что права- неотделимы от обязанностей, что у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обя­занностей, у того и меньше прав. Никакой демократии, гуманизма быть не может, пока люди не будут понимать и вести себя цивилизо­ванно в вопросах права, своих свобод, прав и обязанностей. Правовая образованность — важный элемент зрелого правосознания. >• Правовая воспитанность гражданина характеризуется:

• уважением к закону и законности, отношением к ним как к группе высших социальных ценностей, как к нормам жизни, утвер­ждающим и защищающим высшие человеческие моральные ценно­сти; как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя, свои жизненные планы, как к одному из надеж­нейших способов решения возникающих проблем, как к надежной силе, призванной и способной защищать права и свободы, ограж­дать их от преступных посягательств;



• наличием правомерных целей, планов, намерений в жизни, дея­тельности, поступках, действиях при полной неприемлемости проти­воправных;

• потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и устойчивыми правовыми мотивами:

— общественными: «в обществе, где нет порядка, жить невоз­можно. Все должны поддерживать правопорядок. Если я и другие не будут делать это, то порядка никогда не будет»;

— государственными: «государство создано для того, чтобы под­держивать порядок, оно издает для этого законы. Надо их уважать, иначе никакого порядка не будет»;



— гражданскими: «законы определяют мои свободы, права и обязанности и обеспечивают их. Как гражданин, я могу воспользо­ваться ими и получить то, что гарантируется правом, что мне поло­жено и предусмотрено законами»;

— коллективистскими: «поддержание законности и порядка — об­щий интерес, дело общее, в котором и я должен делать то, что могу»;

— личного достоинства: «не буду марать свою совесть, нарушая законы как преступник»;

— целесообразности: «действуя по закону, я добьюсь того, что мне нужно»;

— безопасное""'?: «закон, органы власти защищают мои права, сво­боды, жизнь, имущество».

(Для личности с устойчивым правомерным поведением характерно доминирование мотивов, находящихся на верхних уровнях иерархии.);

• постоянным стремлением к выбору только правомерных спо­собов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решения проблем;

• непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам;

• стремлением к содействию правоохранительным органам в устранении причин и условий совершения преступлений, реализа­ции принципа неотвратимости наказания;

• стремлением к удержанию других от правонарушений и по­буждению их к правомерному поведению;

• активностью в посильном участии в поддержании правопо­рядка на работе, по месту учебы и жительства.

Правовая обученность гражданина отличается:

• знанием минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;

• навыками и умениями правомерного поведения в юридиче­ски значимых ситуациях и решении проблем, возникающих в жиз­ни и деятельности;



• знанием возможностей, порядка и правил юридической защи­ты своих прав и интересов, обращения в правоохранительные органы и к юристам;

• знаниями и навыками поведения, действий, использования средств личной защиты в криминально опасных ситуациях;

• знанием пределов необходимой обороны.

Правовая развитость гражданина, обладающего сформирован­ной правовой культурой, выражается в:

• развитии правосознания, умении размышлять, давать оценки, выбирать ориентиры, принимать решения, соответствующие требо­ваниям правомерного поведения;

• развитии качеств, на допускающих виктимное — рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее — поведение;

• возникновении интереса, мотивов и потребности к непрерывной работе над собой и повышении уровня правовой сформированности.

Имеются и отличительные особенности правовой культуры раз­ных категорий граждан, например профессионалов-юристов и пред­ставителей не юридических профессий, взрослых и подростков и др.

Как показывают криминологические исследования и юридиче­ская практика, в общем случае решающее значение в правомерном или правонарушающем поведении личности имеет ее правовая вос­питанность. Значимость других педагогических свойств располага­ется по цепочке: правовая образованность правовая обученностъ правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаружи­ваться и иная значимость педагогических причин.

Задача обеспечения надлежащей правовой социализации граждан особенно важна при построении цивилизованного правового общества в России. Это не просто особая, дополнительная задача, но и содейст­вующая общей социализации и формированию личности: правовые взгляды — это мировоззренческие взгляды; правовые отношения — это одновременно и моральные отношения; правовые привычки — привычки цивилизованного поведения; правовая позиция — жизнен­ная позиция; правовое поведение — условие жизненного успеха.

Правовая сформированность личности — продукт сфокусирован­ного влияния многих обстоятельств: семьи, школы, среды. Но глав­ное — зависимость от самого человека, от стремления быть чест­ным, достойным, заслуживающим уважения гражданином России, а также осознанного выбора друзей и культурного досуга либо, на­против, — бессмысленного времяпровождения. Влияние избранно­го пути, «школы жизни» велики.

Хотим мы того или нет, но задачу правового формирования лич­ности граждан, а вместе с ней требуемого укрепления законности и правопорядка не решить, не сведя к минимуму стихийность социально-педагогических влияний, сказывающихся на успехе ее решения, не сделав их управляемыми и педагогически совершенными. Решение должно происходить повсюду и в каждый момент жизни человека, а от от­ветственности за него не может быть свободен никто — ни законо­датели, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финанси­сты, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреж­дения, ни сами граждане. Задача крайне сложна, но отказаться от нее и отложить на будущее нельзя. Мы слабы, чтобы решить ее в короткие сроки, но и достаточно сильны, чтобы поработать над ее решением, чтобы задействовать все социально-педагогические ре­зервы, тем более — в правоохранительных органах.

Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. В чем заключается роль науки и использования ее достижений в современном обществе и создании правового государства в России?

2. Как правовая сфера общества связана с его педагогической системой и какими ее составляющими?

3. Назовите и обоснуйте основные виды связей деятельности сотрудников правоохранительных органов с педагогическими вопросами в ней.

4. Какие направления работы с персоналом правоохранительных органов связаны с применением педагогических знаний и решением педагоги­ческих проблем?

5. Что представляет собой юридическая педагогика как отрасль научного знания?

6. Назовите и объясните методологические основы методологии юридичес­кой педагогики (общепедагогические и специальные).

7. В чем специфика методов юридической педагогики? Назовите их и объясните их предназначение.

8. В чем заключается педагогическая функция права?

9. Что понимается под педагогическим свойством права?

10. Что понимается под педагогическими механизмами права?

11. Какую роль играет педагогическое изменение норм права в .право­творчестве?

12. Объясните сущность, процесс правовой социализации человека и назо­вите факторы, влияющие на них.

13. Дайте педагогическую характеристику правовой культуры человека-личности.

Библиографический список

Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995.

Алексеев С. С. Философия права. — М., 1999.

Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел / Под ред. И.В. Горлинского. — М., 2002.

Родин В.Ф. Педагогика: Курс лекций. — М., 1998.

Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., 2003.

Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000. - Лекция 1.

Столяренко A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методо­логии и теории. — М., 1999.

Юридическая педагогика в МВД / Под ред. A.M. Столяренко. — М., 1997.

 

 

Глава 8

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.