Сделай Сам Свою Работу на 5

Самообучение и саморазвитие





Кроме самообразования и самовоспитания са­мосовершенствование включает и работу по са­мообучению и саморазвитию. Самообучение — самостоятельное совершенствование своих знаний, навыков и уме­ний. В образовательных учреждениях оно проявляется, например, в желании какого-то студента более углубленно изучить нравящуюся учебную дисциплину, выходя за рамки программы («продвинутое самообучение»), участвовать в научной работе, овладеть вторым иностранным языком, самостоятельно пройти программу и сдать экзамены для получения второго диплома — «преподаватель высшей школы». Профессионал, занимающийся практической деятельно­стью, инициативно может работать по повышению квалификации, получению более высокого разряда, классности, овладению смеж­ной профессией. Каждый может по своему желанию обучаться му­зыке, рисованию, вождению автомобиля и др.

Саморазвитие предполагает совершенствование личностью по­знавательных (интеллектуальных), деловых и физических качеств и общих умений. Целесообразно развивать у себя мышление, внима­ние, память, работоспособность, физическую силу и выносливость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, аккуратность, органи­зованность, решительность, самостоятельность, смелость и др. По­лезно и овладение общими умениями, которые нужны человеку по­вседневно и в жизни, и в профессиональной деятельности. Так, на­до уметь планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, анализировать свои действия и достигнутые результаты, де­лать выводы из успехов и неудач и учиться на них, уметь всесто­ронне и глубоко анализировать возникающие проблемы и находить обоснованные пути их решения, уметь не теряться при временных неудачах, быть оптимистом, стремиться поддержать все новое, пе­редовое, помогать другим и учиться у других, владеть основами ру­ководства работой людей, подчиненных по службе, сочетать требо­вательность к другим с их уважением, заботой и требовательностью к себе, показывать положительный пример другим в поведении и работе, уметь мыслить психологически и педагогически и др.



В целом самообучение и саморазвитие помогают в достижении целей, обогащают человека, делают более способным, колоритным, многогранным, интересным для других, уважаемым людьми и самим собой, повышают возможности личности, открывают новые про­сторы для самореализации их и самовыражения. Они выступают во взаимосвязи и как составные части самообразования и самовоспи­тания, как средства их осуществления и как один из результатов.



Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. Охарактеризуйте роль дошкольных учреждений и дошкольной педа­гогики в общероссийской системе образования и воспитания подра­стающего поколения.

2. Назовите и обоснуйте социально-педагогические особенности работы с ребенком в дошкольном возрасте.

3. Дайте характеристику основных тенденций развития общеобразова­тельной школы в России в конце XX начале XXI в.

4. Раскройте актуальные проблемы развития высшего образования в России и основные направления реформирования отечественной высшей школы.

5. Каков предмет, цели и задачи профессиональной педагогики?

6. Назовите основные особенности трудового коллектива, которые оказы­вают педагогическое влияние на своих членов.

7. Какие факторы называют социально-педагогическими?

8. Дайте характеристику педагогики среды и ее основных институтов.

9. Раскройте механизм влияния социально-педагогических факторов на человека.

10. Дайте определение предмета и задач социальной педагогики.

11. Попытайтесь ответить, какие социально-педагогические факторы при­водят к возникновению негативных качеств и недостаткам в поведе­нии у части современной молодежи (сделайте это на примере какого-то одного, хорошо известного вам молодого человека).



12. Обоснуйте роль самого человека в формировании своей образован­ности, воспитанности, обученное и развитости.

13. Каковы особенности самообразования?

14. В чем заключается и как осуществляется самовоспитание?

15. В чем заключается значение самообучения студента и повышения про­фессионализма работающего специалиста?

16. В чем заключается саморазвитие личности и каково его значение?

Библиографический список

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. — М., 1993.

Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профес­сиональном образовании». — М., 1996 и с изм. 2002 // Бюлле­тень Минобразования. — 2002. — № 8.

Куликова Л.Н. Воспитать себя. — М., 1991.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.

Мир детства: дошкольник. — М., 1979.

Мир детства: младший школьник. — М., 1981.

Мир детства: подросток. — М., 1990.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. — С. 436—450.

Протченков А.С. Тренинг личностного роста. — М., 1993.

Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. — М., 1983.

Соколова В.И. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. — М., 1991.

 

Глава 6

СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы

Субъект педагогической работы

Педагогические функции по образованию, воспитанию, развитию и обучению выполняют не педагогической только специально предназначенные для педагогической деятельности лица, прошедшие спе­циализированную педагогическую подготовку, но и обычные граж­дане, например, находясь в том или ином социальном либо должност­ном положении, в силу социально-правового статуса или случайно сложившихся обстоятельств. Часто человек одновременно выступает сразу в нескольких «лицах» — и родителя, и учителя, и специалиста и т.д.

Каждый человек за свою жизнь побывает и в роли ребенка, уче­ника, воспитанника, и в роли родителя, учителя, воспитателя, пре­подавателя, наставника, инструктора и т.п. Поэтому в определенные периоды жизни или в определенных ситуациях, связанных с решением педагогических задач, он должен понимать их, свою роль в их реше­нии, уметь решать с необходимой и достойной ему успешностью. Педагоги-профессионалы занимаются педагогической деятельностью профессионально. Причем существует немало должностных, выбор­ных, частных и общественно уполномоченных лиц, которые заинте­ресованы и должны достаточно компетентно ориентироваться в педа­гогических вопросах. Можно назвать, например, руководителей раз­личных организаций, сотрудников служб по работе с персоналом, мастеров на производстве, депутатов различных выборных органов, членов многочисленных общественных организаций, сотрудников правоохранительных органов, работников средств массовой инфор­мации, деятелей искусства и др.

Таким образом, потенциальным субъектом педагогической рабо­ты считается любой человек, который в силу своего положения в обществе (возрастного, социального, ролевого, профессионального, должностного, имущественного и пр.) своим поведением и дейст­виями может формально или не формально должен оказывать педаготическое воздействие на людей, их качества, поведение, жизнен­ную судьбу и успехи. Действующим субъектом педагогической работы является тот, кто осознает себя носителем педагогических влияний, понимает их характер и возможности совершенствования, хочет и прилагает усилия для того, чтобы полно использовать их для содей­ствия другому (другим) в личностном росте, учебе, труде, достиже­нии успехов в жизни. Эффективным субъектом педагогической ра­боты может считаться лишь тот, кто не только понимает, хочет, де­лает, но и достигает высоких педагогических результатов благодаря полному использованию своих педагогических возможностей, ис­полнению обязанностей, профессионального и гражданского долга и на основе личных качеств, примера жизни, труда и надлежащей педагогической подготовленности.

Педагог

Это обобщающее понятие для всех, кто ведет педагогическую работу. Существует также по­нятие «педагог-специалист» — он осуществляет педагогические функции в силу своих должностных обязанностей. Это социальный педагог, педагог-воспитатель, инженер-педагог, а также педагоги на производстве, предприятии, в специализированном учреждении, зани­мающиеся специальными педагогическими вопросами в трудовых организациях. Профессия педагога — одна из древнейших и слож­нейших. Как бы ни были сложны объекты физиков-ядерщиков, спе­циалистов по космосу, биогенетике и др., нет ничего сложнее чело­века, сложнее помощи ему в том, чтобы стать достойным, талантли­вым, высоконравственным человеком и профессионалом.

Главнейшее требование к педагогу — душевная доброта, потреб­ность в общении с людьми, интерес к жизни, уважение к личности каждого человека. Однако до сих пор в педагогических вузах при на­боре студентов не проводится диагностика их педагогической одарен­ности, берут всех, кто выдержит общеообразовательный конкурс.

Воспитательный процесс отличается многофакторностью, т.е. он идет в семье, школе, внешкольных учреждениях, при всех формаль­ных и неформальных контактах воспитанника с другими людьми, его обращении к литературе, искусству, средствам массовой ин­формации. Успех в воспитании каждого конкретного человека за­висит от влияния многих факторов и условий. Однако это не при­нижает роли профессионального педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильт­ром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить, лишь будучи разносторонне образованным человеком.

Особенностью профессии педагога является то, что от него нуж­но величайшее терпение и оптимизм. Раздраженность — это своего рода «профессиональная ржавчина». Несмотря на общеизвестную истину: «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», многие учителя школ используют в педагогическом обще­нии самый вульгарный крик. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал, обращаясь к учителям:

Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, при­касаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые руб­цы... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, преду­бежденности, желания «распечь», «пробрать».,, слово педагога должно прежде всего успокаивать.

Часто педагогическое общение подменяется назидательным пус­тословием учителя, чтением нотаций, демагогией, которые вызывают у учащихся только одно желание — скорее дождаться его конца.

Каждое слово, звучащее в стенах школы, — писал В.А. Сухомлин­ский, — должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, пол­новесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обес­ценивания слов, а наоборот — чтобы цена слова постоянно возрастала[76].

Обучающийся, воспитанник, работник — это не только объект, но и субъект педагогических воздействий, т.е. ему нужна собствен­ная активность, чтобы достичь целей — высоких результатов в обу­чении и воспитании. Поэтому важнейшая задача педагога — воспи­тать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооиенке, самовоспитании.

Педагогу нужна развитая эмпатия, т.е. способность видеть ситуа­цию глазами другого человека, умение поставить себя на место сво­его воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.

Так как результаты воспитания малозаметны для внешнего вос­приятия и удалены во времени, педагог должен быть готов к тому, что его усилий не только не увидят быстро, но, возможно, еще бу­дут и порицать за ошибки предыдущих педагогов. Поэтому он дол­жен быть скромным человеком — не только для того, чтобы служить должным примером своим воспитанникам, но и для сохранения своего душевного равновесия при нередких случаях несправедливо­го отношения к себе.

Педагогическая деятельность устремлена в будущее. Поэтому пе­дагогу следует быть хорошим прогнозистом, учитывая в педагогической деятельности не только потребности сегодняшнего дня, но и перспек­тивы обшественного развития и научно-технического прогресса.

Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к здоровыо педагога, так как для нее нужно orpovmoe нервное и физическое напряжение. Педагог должен быть способен долго стоять, много ходить, легко двигаться, иметь развитые голосовые связки, хорошее зрение. Особенно важны для педагога выдержка, такт, на­ходчивость, быстрота реакции и в то же время эмоциональная урав­новешенность, умение владеть своими чувствами.

Общественные функции педагогической деятельности и необхо­димость все время быть на глазах предъявляет определенные требо­вания и к внешности педагога. Так, педагогу не следует ни отставать от моды, ни идти на ее острие. Он должен быть одет как большин­ство своих добропорядочных ровесников. Другими словами, педагог должен выглядеть как воспитанный англичанин-джентльмен, кото­рый по старым английским меркам должен быть одет так, что после его ухода остается хорошее впечатление, но бывает трудно вспом­нить, во что он был одет.

Родитель

Детские (сыновние и дочерние) и родительские чувства знакомы каждому. Всякий человек по своей природе является потенциальным или реальным родителем. И хотя родителем признается тот, кто имеет непосредственное отноше­ние к рождению ребенка, психологи полагают, что под влиянием воспитания в каждом из нас (как компонент личности) появляется относительно независимая «общественная инспекция», не позволяю­щая преступить усвоенные с детства табу. Психолог Эрик Берн этот компонент личности назвал «Родителем».

Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родите­лей и детей в виде инстинкта, своеобразного аванса в чувстве любви, потребности друг в друге. Законодательство страны наделяет родите­лей комплексом прав и обязанностей для обеспечения надлежащего воспитания и материального содержания детей, а также для защиты их прав и интересов. Правом на воспитание они пользуются с мо­мента рождения ребенка до его совершеннолетия. «Люди не только физически, но и духовно творят друг друга», — писал К. Маркс. Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, должны решаться от­цом и матерью по взаимному согласию, возникающие между ними радикальные расхождения разрешаться органами опеки и попечи­тельства. Родители являются законными представителями своих не­совершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особого полномочия.

В здоровых семьях родители и дети связаны друг с другом есте­ственными повседневными контактами. Под «контактом» в педаго­гическом смысле подразумеваются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устрем­лений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые про­являются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Но как родители и дети распорядятся этим даром — проблема их общения и отношений.

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических устремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Первая и главная из них — разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обя­занности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих ин­тересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внут­ренней взаимосвязи родителей и детей.

В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступков, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чув­ство такта должно подсказать родителям, как скрыть прямое воспи­тательное воздействие, так как дети не любят чувствовать себя объ­ектом воспитания.

Важная сторона обоюдных контактов — участие в занятиях и интересах детей. Это может проявляться в общесемейных увлечениях, интересах, традициях: вечерах семейного чтения и обсуждениях про­читанного, совместных просмотрах фильмов, семейных турнирах, семейных коллективах художественной самодеятельности, семейных культпоходах, прогулках, путешествиях, походах выходного дня и пр. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспита­тельного воздействия. При этом родителям необходимо приобщать детей и к своим собственным интересам, занятиям и увлечениям. Часто приходится слышать от известных людей, что их талант или любовь к избранному делу привили именно родители, которые так­же разделяли с ними то или иное увлечение. Обязанность поддер­жания доброго, взаимоуважительного микроклимата в семье требу­ется не только от родителей, но и от детей. А.С. Макаренко спра­ведливо отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобраз­ной Тирании любви со стороны родителей. Инстинкт родственно­сти, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка ус­пешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внут­ренний мир детей и успешного воздействия на них. Глубокие кон­такты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состоя­ние, ощущение уверенности и надежности, а родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Таким образом, в каждой семье может сложиться многообраз­ная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям, которая играет большую роль и оставляет на всю жизнь воспитательное и развиваю­щее влияние на человека.

Каждый возрастной период создает особые возможности для укре­пления и развития внутренних связей с детьми. Только при их h&ih-чии требования и пожелания родителей становятся для детей нрав­ственными критериями их поведения. У детей возникает и развива­ется потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является критической, непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся ситуации, то преодоление отрицатель­ных факторов возможно[77].

Специалист

Специалист любой квалификации в той или иной мере также попадает в ситуации, когда он оказывает педагогическое влияние на своих подопечных, подчи­ненных, коллег и т.д. Педагогические аспекты имеются в деятель­ности всех категорий работников и специалистов, ибо она сталкивает их с педагогическими реалиями жизни общества и граждан (напри­мер, с их образованностью, правовой воспитанностью и т.д.), других работников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и об­нажает собственные педагогические особенности, сказывающиеся на достигаемых результатах.

Существуют четыре области соприкосновения профессиональной деятельности каждого специалиста с педагогикой[78].

Первая область соприкосновения — имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности. Так, например, юристы лю­бой специализации (судьи, прокуроры, сотрудники правоохрани­тельных органов, адвокаты, нотариусы и т.д.) в своей правоприме­нительной и правоохранительной деятельности часто сталкиваются с проявлениями общей и правовой воспитанности граждан (отдельных лиц и групп населения), их обученное™ соблюдению правовых норм в жизни, труде, общественных местах, в гражданском обороте и др.

Вторая область соприкосновения — возникающие при осуще­ствлении профессиональной деятельности проблемы и необходимость их решения на основе рекомендаций педагогики. Значительная часть воз­никающих проблем требует от специалиста понимания им тех или иных явлений педагогической реальности, связанных с проблемой, принятия их во внимание при решении и изменения их для лучше­го решения профессиональной проблемы. Приходится применять убеждения, разъяснять, обогащать знаниями этических и правовых норм, переубеждать, показывать пример, исправлять поступки и др. Например, сотрудники правоохранительных органов, судьи, проку­роры, адвокаты всем своим видом и поведением оказывают соци­ально-педагогическое влияние на граждан.

Третья область соприкосновения — влияние на деятельность специалиста и ее результаты его собственных педагогических особен­ностей — общей и профессиональной образованности, воспитанно­сти, обученности и развитости. Эта зависимость очевидна и прямо пропорциональна: чем лучше подготовлен сотрудник, тем выше дос­тигаемые им результаты.

Четвертая область соприкосновения — влияние на деятель­ность специалистов и ее результаты профессионализма {образованности, обученности, воспитанности, развитости) других работников {сотрудни­ков, специалистов и др.) и их групп, с которыми они взаимодействуют, а также их собственное мастерство взаимодействия с ними.

Руководитель

Таким образом, любая деятельность объективно, независимо от чьей-то воли или желаний, сталкивает специалистов с педагогически­ми факторами, которые ставят их в определенные условия решения профессиональных задач педагогическими средствами и методами. Эффективность деятельности любой организация зависит прежде всего от персонала, его профессионализма, образованности, воспитанности и развитости. Руководитель обязан уметь связывать решение чисто профессио­нальных задач с воспитанием и обучением сотрудников, формиро­ванием и развитием у них профессионализма, деловых качеств, вы­работкой соответствующих норм поведения. Огромное значение в воспитании сотрудников имеют личный пример и авторитет руко­водителя. Пользующийся авторитетом руководитель, как правило, и хороший педагог. Он умеет работать с людьми, понимает их, вклады­вает в них душу, формирует и развивает у сотрудников общечелове­ческие нравственные ценности[79]. О задачах руководителя по управлению педагогическим процессом уже шла речь выше, а о его педаго­гической функции и ее реализации подробно пойдет речь в главе 12.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.