Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ материальных и трудовых ресурсов. Цели и функции.





Методика анализа.

Методики анализа – это совокупность правил и способов выполнения какой-либо работы.

Методика может быть общей(для любого предприятия, любых отраслей экономики) и частной(учитывающей специфику отрасли, деятельности предприятия, региона, сезонный характер предоставляемых ресурсов и т.д.).

В методике должны быть отражены следующие позиции:

-цели и задачи анализа

-объект анализа

-система показателей для исследования объекта

-последовательность действий аналитика, периодичность проведения исследования

-способы проведения исследования

-источники информации

-организация анализа

-технические средства

-характеристика документов, где отражаются результаты исследования (отчёты)

Виды экономического анализа. Их характеристика.

Типология видов анализа.

  Признаки анализа     Виды анализа
1.Периодичность. Анализ может быть осуществлён по итогам за год и др. периоды (годовой анализ, полугодовой, ежемесячный).  
2.Временной признак. Анализ может быть: -последующий, в сравнении с прошлым периодом (ретроспективный) -прогноз на будущее (перспективный, стратегический, предварительный) -текущий, за короткие промежутки времени (оперативный, ситуационный)  
3.Субъекты управления (заинтересованные лица). Внутренние субъекты: -руководители предприятия в целом -руководители функциональных служб -руководители участков, подразделений, отделов, секций   Внешние субъекты: -кредитные организации -аудиторские фирмы -консалтинговые компании -судебно-правовые органы  
4.Потребители (пользователи).   Анализ может быть внутренний и внешний. Внешний анализ проводится банками, потенциальными инвесторами, органами государственного управления.  
5.Методика исследования. -сравнительный (сопоставительный) анализ -способы факторного анализа (детерминированный, определённый) -стохастический анализ (вероятностный, неопределённый) -функционально-стоимостной анализ (основан на выявлении резервов, снижении затрат на производство и реализация продукции)  
6.Полнота охвата. -выборочный анализ -сплошной анализ  

 



Все виды анализа можно подразделить на управленческий (внутренний) и финансовый (внешний) анализ.



Семинар

Показатель Предыдущий год Отчётный год Абсолютное отклонение Темп роста.
 
Объём проданной продукции, тыс.руб. 161.05
Материальные затраты, тыс.руб. 186.47
Среднесписочная численность рабочих, чел. - 8 96.31
Материалоёмкость продукции, руб. 0.3338 0.3865 0.4728 1.1578
Производительность труда 1рабочего, тыс.руб. 102.9 171.99 69.2 167.3
Материалоотдача, руб. 2.9950 2.5867 - 0.4083 86.36
Стоимость материалов на одного рабочего тыс.руб. 34.34 66.49 32.15 193.62

Материальные затраты

Материалоёмкость = Объём продаж

 

Объём продаж продукции

Производительность труда 1 рабочего = Среднесписочная численность работников.

 

Объём продаж продукции

Материалоотдача = Материальные затраты

 

 

Материальные затраты

Стоимость материалов на 1 рабочего = среднесписочная численность работников

 

Анализ эффективности использования материальных ресурсов показал, что на фоне роста суммы материальных затрат в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 6 444 тыс.руб. и снижении численности персонала на 8 человек, величина основных показателей.

Способы анализа.

Система показателей экономического анализа.

Показатели могут быть:

1.Натуральные показатели (количество пассажиров).

2.Стоимостные показатели (масштабы деятельности предприятия).

3.Количественные показатели (масштабы выпуска продукции).

4.Качественные показатели.



5.Объёмные показатели.

6.Удельные показатели.

7.Обобщающие показатели.

8.Частные показатели.

9.Абсолютные показатели.

10.Относительные показатели.

Система показателей.

Показатели организационно-технического уровня характеризуют производственную структуру, структуру управления, техническую оснащённость – влияют на все показатели деятельности: масштаб выпуска, качество продукции, эффективность использования ресурсов. В конечном итоге на выручку себестоимость, прибыль от основной деятельности.

Показатели финансового состояния характеризуют структуру капитала, финансовую устойчивость, ликвидность.

Все показатели взаимосвязаны: изменение количественных показателей может привести к изменению качественных показателей, изменение качественных показателей будет способствовать изменению количественных.

Способы анализа.

1.Традиционные способы (наиболее простые и распространённые):

- Сравнение

- Группировки (для наглядного восприятия).

- Графический способ

- Балансовый способ

- Расчёт относительных и средних величин.

2.Способы детерминированного факторного анализа:

Детерминированный – определённый

- Индексный способ

- Способ абсолютной разницы

- Способ относительной разницы.

- Способ цепной разницы.

- Способ пропорционального деления.

- Способ интегральной разницы.

3.Способы стохастического факторного анализа (вероятностный):

- Корреляционный анализ (определяются коэффициенты корреляции, характеризующие тесноту связи между факторными показателями и результативными).

- Дисперсионный анализ

- Эвристический анализ (основано на опыте, на мнении специалистов, на экспертных оценках).

- Способ мозговой атаки (анонимный опрос тех или иных специалистов).

- Метод дерева целей

Способ сравнения.

Сравнивать можно показатели:

- Плановые и фактические

- Базовые и фактические

- До проведения, каких либо мероприятий и после.

- Сравнение результатов любых управленческих решений.

- Сравнения с предприятиями – конкурентами

- Сравнения осуществляются с использованием абсолютных и относительных показателей.

Пример 1:

Показатели Период
1. 2. 3. 4.
1.Прибыль от продаж 18 540 20 250 21 670 22 750
2.Прирост прибыли - Базисный - Цепной   - -   1 710   3 130   4 210
Процент изменения - Базисный - Цепной   100% 100%   109.2% 109.2%   116.9% 107%   122.7% 105%
Процент прироста: - Базисный - Цепной   - -   9.2% 9.2%   16.9% 7%   22.7% 5%

Данные таблицы показывают: прибыль возросла на 4 210 или 22.7%.

Наибольший прирост отмечался во втором периоде на 1 710 (9.2%).

Проценты в течении периода имеют тенденцию снижения темпов прироста.

iП = iП1 хiП2 xiП3 xiП4 = 1* 1.092 х 1.07* 1.05 = 122.7

 

 

 
 


Сравнительный анализ.

В теории анализа различают:

1.Горизонтальный анализ. В ходе которого, определяется абсолютные и относительные изменения показателей. Фактически достигнутых по сравнению с базовыми.

2.Вертикальный (структурный). Основан на использовании структурные показателей, для определения соотношения отдельных элементов в итоге. Могут быть одновременно представлены данные и в динамике и по структуре. Динамика и структура ассортиментов.

3.Трендовый анализ – при исследовании рядов динамики.

Сравнительный анализ может быть одномерным, если сопоставляются показатели по одному объекту.

4.Многомерный анализ – сравниваются различные показатели по различным объектам (Например: при оценке конкурентоспособности предприятия, могут использоваться показатели измеряемые, как в стоимостных, так и в натуральных единицах, в условных единицах, баллах).

Для проведения анализа, может быть представлена таблица: показатели деятельности конкурентов.

Конкурентоспособность Ассортимент Цена в руб. Качественные характеристики   Режим работы
ОАО “_” ООО “_”          

Факторный анализ.

Все явления и процессы взаимосвязаны.

Фактор – это причина, т.е. что в частности влияет на результат.

Факторный анализ – это комплексное системное изучение, влияние факторов на результаты.

Факторный анализ бывает:

1.Детерменированный (определённый) функциональный

2.Стохастический (вероятностный)

3.Ретроспективный (перспективный)

В процессе анализа осуществляется систематизация факторов.

Факторы могут быть:

1.Основные и второстепенные

2.Объективные и субъективные

3.Общие и специфические

Специфические действуют в определённых отраслях.

4.Экстенсивные и интенсивные

5.Количественные и качественные

Существуют различные модели факторных систем:

1.Аддетивная – это модель, в которую факторы входят в виде суммы или разницы (когда можно складывать).

2.Мультипликативная модель – результат определяется как произведение факторов (перемножаем).

Выручка = количество изделий * на цену.

Объём продукции = численность рабочих * на выработку одного рабочего.

Материальные затраты = норма расхода * цену * количество рабочих с использованием данного ресурса.

3.Кратная модель – (делим показатели).

3.Смешанная модель – когда сочетаются различные математические действия (рентабельность деятельности предприятия).

Для проведения анализа, факторы могут систематизироваться.

Способы анализа.

С помощью индексов можно исследовать:

- Динамику показателей

Индексы бывают: простые, средние (когда учитывается количественный фактор).

Например: определить средний индекс цен по данным в таблице.

Показатели Выпуск продукции Цена
  Базисный Отчётный Базисный Отчётный
A
B
C
Итог:

Цена = 240:250 + 380:340 + 800:640 = 1.1

N

i Цена = 240 * 100 + 380*1380 + = 1.22

250 * 800 + 340 *1500+

Таким образом цена возросла на 11%. С учётом количества продукции может быть определён взвешенный индекс.

С помощью индексов осуществляется расчёт влияния факторов на результативные показатели в мультипликативных и кратных моделях.

Например: определить, как изменится выпуск продукции, если за счёт автоматизации деятельности, численность рабочих снизится на 3.5%. при этом выработка на одного рабочего возрастёт на 8.4.

iQ = ir * Bср = 0.965 * 1.084 = 1.046

R – рабочие

B – выработка

Способ абсолютной разницы – это один из наиболее распространённых способов анализа.

Определить влияние факторов на результативный показатель по данным в таблицы.

Показатели Единица измерения Базовый период Отчётный период Отклонения Процент изменения
Выпуск продукции Штуки 105%
Норма расхода Килограммы 0.8 0.72 - 0.08 90%
Цена Рубли +12 108%
Матер. затраты Рубли 480 000 489 888 9 888 102.06

iМз = IO*in*iц = 1.05 * 0.9 * 1.08 = 1.0206 = 102.1

Изменение материальных затрат за счёт выпуска продукции.

∆Мз = (200) *0.8 * 150 (количество) = 24 000

∆Мз = 4 200 (0.08) * 150 (норма) = - 50 400.

∆Мз = 4200 * 0.72 * (12) = 36 288 рублей.

Способ относительной разницы – используется, как правило в мультипликативных моделях и основан на относительных отклонениях показателей отчётного периода по сравнению с базовым.

Лекция

Показатели Единицы Базовый Отчётный Отклонения %
1.Выпуск продукции Штуки 112%
2.Себестоимость единицы изделия Рубли -60 90%
3.Полная себестоимость Рубли 1 500 000 1 512 000 12 000 100,8

Изменение себестоимости за счёт выпуска продукции.

Вывод: проведённый анализ свидетельствует, что полная себестоимость возросла. Полная себестоимость возросла на 12 000 (-0.8%). Увеличение себестоимости обусловлено ростом выпуска продукции, при этом отмечается относительное снижение затрат, по сравнению с базовым периодом, т.к. себестоимость единицы изделия снизилась на 10%.

Способ абсолютных разниц:

∆С = 300 * 600 = 180 000

∆С = - 60 * 2800 = - 168 / 12 000

Способ относительных разниц.

∆С(кв) = 1 500 000 * 12 / 100 = 180 000

∆С(единица изделия) = (1 500 000 + 180 000) * (-10) / 100 = - 168 000

Способ цепной подстановки.

Комментарий: Основан на последовательной замене базовых значений каждого показателя, на фактически достигнутые. С этой целью определяют ряд условных значений результативного показателя, позволяющих учитывать влияния каждого фактора. Преимуществом данного способа, является возможность его использования во всех моделях факторных систем.

Ya = a1 * b0 * C0

∆Ya = Ya – Y0

Y0 = a0 * b0 * C0

Y1 = a1 * b1 * c1

Y1 = a1 * b1 * c1

∆Yb = yb - ya

Определить влияние факторов на фондоотдачу, способом цепной подстановки.

Показатели Единицы Базовый Отчётный Отклонение %
1.Выпуск продукции Штуки 4 200 3 800 - 400 90.5%
2.Цена за единицу изделия Рубли 110%
3.Средняя стоимость основных фондов Рубли 1 120 000 1 045 000 - 75 000 93.3%
4.Фондоотдача Рубли 3.2 0.2 106.7%

Фотд = Объём * Цена / Фондоотдача

Фотд = V/ ОФ

Расчёт влияния факторов на фондоотдачу.

Вывод: Анализ показывает, что фондоотдача возросла преимущественного за счёт ценного фактора.

Негативное влияние оказало снижение физического объёма продукции (фондоотдача снизилась за счёт этого фактора). Если бы не учитывалась цена, фондоотдача изменилась бы.

Основные средства в зависимости от назначения подразделяются:

Производственные

Непроизводственные

В зависимости от роли в производственно-хозяйственной деятельности они могут быть:

- Пассивными – являются здания и сооружения

- Активными – чаще всего машины и оборудования.

Анализ основных средств – начинает с их состава и движения, структурных сдвигов. Для проведения анализа исходные данные должны быть представлены в таблице.

 

Показатели Базовый период Отчётный период Отклонения Процент изменения
Т.р. % Т.р. %
Земельные участки            
Земельные участки            
Здания            
Сооружения            
Машины и оборудования            
Транспортные средства            
Производственный и хозяйственный инвентарь            
Итого        
               

Из них активная часть и пассивная часть.

По данным таблицы, определяется удельный вес активной части фондов.

Уакт = ОФ(акт)/ Офитого.

Заслуживает положительной оценки, увеличения показателя, т.к. способствует росту фондоотдачи. Показателями движения основных фондов, являются:

1.Коэфициент обновления.

Кобн = ОФ(вв)/ОФ(к).

Квыб = ОФ(выб)/ОФ(начало).

Для более глубокого анализа целесообразно произвести расчёты показателей по отдельным подразделениям.

Видам продукции, работ, услуг и сделать связь с качественными характеристиками (рабочим местам, работ услуг).

Заслуживают внимания показатели износа основных фондов, в целом по предприятию.

Кизн = А/ОФ (нач)

Кгодн = 1 – К пдп.

большое внимание должно быть уделено исследованию качественного состава оновных фондов, уровню их загрузки.

Анализ может быть проведёт по данным в таблице.

Состав оборудования.

Виды оборудования Всего единиц оборудования В том числе По срокам эксплуатации
До 1 года 3 года 3-5 5-8 Более 8
10 111            
           
Итого:            
В процентном соотношении

Техническое состояние оборудования.

Виды оборудования Количество единиц Фактически эксплуатируются Требует замены Требует модернизации.
       
       
Итого:        

По данным в таблице определяются затраты (сметы). Затраты на текущий ремонт, капитальный ремонт объектов, приобретение новых объектов.

Для проведения анализа фактического использования машин, оборудования может быть представлена таблица.

Уровень загрузки оборудования:

Виды оборудования Фактически загружена в часах Нормативная загрузка, в часах. Коэффициент загрузки
6.2 0.77%
5.1  
       

 

Диаграмма загруженности оборудования:

% загруженности

Класс

Показатели эффективности использования фондов:

1.Фондоотдача.

2.Коэфициент экстенсивного использования: Кэкст = Факт. Загр/ норма

3.Коэфициент интенсивного использования – это загрузка по мощности:

Кинтен = Объём фактической продукции/Объём планируемого.

4.Интегральный коэффициент: Кинт = Кэкст * Кинт.

 

Лекция №9.

Анализ материальных и трудовых ресурсов. Цели и функции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.