Сделай Сам Свою Работу на 5

Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего, экологических. 20 глава





Страны — объекты глобализации

Всеобщие и специфические составляющие процесса глобализации

Американская модель глобализации

Англо-саксонская модель глобализации

 

Рефераты

1. Глобализация экономической системы: основные формы и противоречия.

2. Основные тенденции взаимозависимости современного мира: глобализация и регионализация.

3. Влияние глобализации на развитые и развивающиеся страны.

4. Эволюция концепций глобализации.

 

Контрольные вопросы

1. В чем Вы суть процессов глобализации в мировой экономике?

2. Охарактеризуйте основные субъекты глобализации мировой экономики.

3. Рассмотрите основные глобальные проблемы современности.

4. Каково место и роль России в решении глобальных проблем?

5. Определите соотношение понятий «глобализация», «интернационализация хозяйственной жизни», «международное экономическое сотрудничество», «международная экономическая интеграция».

6. Охарактеризуйте процессы формирования глобальных экономических союзов национальных экономик.

7. Рассмотрите роль ТНК глобализации мировой экономики.

8. Объясните роль международных негосударственных и общественных организаций в решении проблемы управляемости глобальными процессами.



9. Охарактеризуйте проблемы совершенствования международно-правовых норм по предупреждению террористических преступлений против человечества.

10. В чем Вы видите формирование единого хозяйственного комплекса в общемировом масштабе?

 

Тесты

1. Процесс глобализации охватывает собой:

а) только международное разделение труда;

б) только интернационализацию производства;

в) интеграцию хозяйственной жизни;

г) все аспекты жизнедеятельности человека и общества;

д) общественные процессы в планетарном масштабе.

 

2. В основе противоречий между Севером и Югом лежат:

а) социально-экономические процессы;

б) духовно-культурные отношения;

в) технико-технологические процессы;

г) всемирные тенденции трансформационных процессов;

д) углубление и расширение пропасти между богатством и бедностью.

 

3. Разграничение между Востоком и Западом базируется на различиях:

а) социально-экономических отношений;



б) духовно-культурных ценностей;

в) протекания процессов международного разделения труда;

г) цивилизаций;

д) технологических базисов.

 

4. Всеобщими составляющими процесса глобализации являются:

а) финансово-экономическая;

б) технико-информационная;

в) религиозная;

г) этнонациональная;

д) культурная.

 

5. Специфические составляющие процесса глобализации:

а) экономико-техническая;

б) финансово-экономическая;

в) духовно-культурная;

г) территориально-географическая;

д) полицивилизационная.

 

6. Иерархическая структура мирового сообщества, с позиции глобалистов, включает в себя:

а) зону «высокоорганизованного пространства» с «золотым миллиардом»;

б) технологическую зону, обеспечивающую качество жизни обитателям высокоорганизованного пространства;

в) зону безразличия с точки зрения финансово-технократической власти;

г) зону постсоциалистических стран;

д) зону традиционных обществ.

 

7. Реализуемая модель глобализации по-американски предполагает:

а) укрепление международных институтов;

б) строгое соблюдение и совершенствование системы международного права;

в) учет интересов стран периферии;

г) диктат из центра однополярного мира;

д) моноцивилизационность планеты.

 

8. Альтернативная американская модель глобализации включает в себя:

а) многополярность мира;

б) полицивилизационность мира;

в) упрочение международных институтов и права;

г) деление мира на «золотой миллиард» и народы периферии;

д) вертикальную иерархическую структуру мирового сообщества.

 

9. Англо-саксонская модель глобализации не допускает:



а) устранение суверенитета государств;

б) открытость национальных экономик;

в) использование двойных стандартов;

г) возможность образования новых центров силы;

д) равноправие участников глобального проекта.

 

10. Стратегия развития национальной экономики в условиях разворачивающегося процесса глобализации предполагает:

а) обеспечения национальной безопасности;

б) обеспечения экономической безопасности;

в) извлечения выгод из международного сотрудничества;

г) подчинения внутренней и внешней политики страны интересам мировых центров силы;

д) утрату национальной самобытности и суверенитета.

 

 

Литература к разделу IV

1. Абрамов В.Л. Мировая экономика (Текст): учебное пособие; (главный редактор Илларионова) — 3-е издание, перераб. — М.: Дашков и К, 2006. — 312 с.

2. Бар Р. Политическая экономия (Текст)/ Р.Бар — М.: Международные отношения, 1995.

3. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации (Текст): учеб. — М.: Экономика, 2007. — 359с (Высшее образование).

4. Глобализация и национальные финансовые системы (Текст): пер.с англ./ под ред. Д.А. Хансона, П. Хонана, Дж.Маджнони — М.: Весь Мир, 2005. — 320 с.

5. Киреев А.П. Международная экономика Ч. 1, Международная экономика: движение товаров и факторов производства (Текст): учеб пособие: в 2 ч./ А.П. Киреев — М: Международные отношения: Юрайт-Издат, 2006. — 416 с.

6. Киреев А.П. Международная экономика Ч. II, Международная экономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование (Текст): учеб пособие: в 2 ч./ А.П. Киреев — М.: Международные отношения: Юрайт — Издат, 2006. — 488 с.

7. Линдси Б.. Глобализация: повторение пройденного. Неопределенное будущее глобального капитализма (Текст)/ Б. Линдси: пер с английского Б. Пинскера — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 416 с. — (Экономика)

8. Международные экономические отношения (Текст): учеб. для вузов/ руд. В.Е. Рыбалкина — 7-е издание, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 591с. — (Золотой фонд российских учебников).

9. Международные экономические отношения (Текст): учеб./ под ред. д-ра экономических наук, профессора Б.М. Смитиенко — М.: Инфра-М, 2005. — 512 с. — (Высшее образование).

10.Международные экономические отношения (Текст): учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Мировая экономка»/ под ред. Б.М. Смитиенко — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2009. — 528 с. — (Высшее образование).

11. Мировая экономика (Текст): учебное пособие/ под ред. Проф. И.П. Николаевой — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-ДАНА, 2006. — 512 с — (Высшее образование).

12.Мировая экономика (Текст): учебное пособие/ под ред.А.С. Булатова — М.: Экономисть, 2005. — 734 с. — (Homo faber)

13. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность (Текст): учебное пособие/ под общ.ред. М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. — Минск: Современ. шк., 2006. — 664 с.

14. Мировая экономика и международные мировые отношения (Текст): учеб./ под ред. Р.И. Хасбулатова. — М.: Гардарики, 2006. — 718 с.

15. Моисеев С.Р., Международные валютно-кредитные отношения (Текст): учеб. пособие/ С.Р. Моисеев — 2-е изд., доп. и пераб. — М.: Дело и Сервис, 2007. — 816 с.

16. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность (Тескт): учеб. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К, 2008. — 500 с.

17.Российская наука международных отношений: новые направления (Текст)/ под.ред. А.П. Цыганкова, П.А. Цыганкова. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 416. с. — (Современное образование)

18. Сафонов И.А., Россия в общеевропейском процессе экономической интеграции (Текст)/И.А. Сафонов. — М: Экономика , 2005. — 135 с.

19. Сломан Дж., Основы экономики. — М.: Проспект, 2006.

20. Спиридонов И.А., Мировая экономика (Текст): учебное пособие/ И.А. Спиридонов; Моск. гос. открытый ун-т. — 2-е издание, пер. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 272 с. — (Высшее образование)

21. Стасев В., ГТД: теория и практика использования во внешнеэкономической деятельности/ В. Стасев. — Ростов-на-Дону: Омега Паблишер, 2006. — 552 с.

22. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика (Текст): учеб. / А.А. Суэтин. — М.: КНОРУС,2008. — 320 с.

23.Фигурнова Н.П. Международная экономическая (Текст): учеб. пособие/ Н.П. Фигурнова. — М.: Омега-Л, 2007. — 304 с. — (Библиотека высшей школы).

24. Цыплин И.С. Мировая экономика (Текст): учеб. / И.С. Цыплин, В.Р. Веснин. — М.: Проспект, 2006. — 248 с.

25.Шимко П.Д., Международная экономика (Текст): учеб. для вузов/ П.Д. Шимко. — М.: Высшая школа, 2006. — 417 с.

 

 


 

глава V. Государственное регулирование

рыночной экономики

5.1. Теоретико-методологические основы
государственного регулирования рыночной экономики

Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы, поэтому рыночная экономика более чем иная, нуждается в регулировании. В этом понимании термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой.

Роль регулирующего центра может выполнить только институт, представляющий все общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения, а именно государство. Задача состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не нарушая ее рыночную природу, обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Разумеется, бесконечное изменение конкретных обстоятельств, превращают эту задачу в «вечную» проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляются два разных аспекта. С одной стороны, это организующее, упорядочивающее воздействие, необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надежной работы. Данное воздействие проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений деятельности рынка, его поддержке и обновлении, контроле за их соблюдением. Государственные органы, организуя рыночные отношения, способствуют их ограниченному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.

Государственное рыночное регулирование осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С обратной стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода через действия системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Государство играет весомую экономическую роль во всех общественных системах, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Государственное регулирование экономики означает влияние государства в лице органов власти на экономические объекты с целью упорядочить действия экономических субъектов, придать экономическим процессам организованный характер, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

По мере формирования рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла потребность существенных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного каптала, однако необходимых для продолжения воспроизводства и национальных масштабах. Требовали государственной экономической политики отраслевые и общехозяйственные кризисы, нарушения в денежном обращении, массовая безработица, обострившаяся конкуренция на мировых рынках.

Необходимость государственного регулирования экономики объясняется различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самого себе. Назовем важнейшие из них.

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникнуть (и возникают) монополии, которые своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества, если этому не противодействует государство.

2. Внешние эффекты (экстерналии), которые требуют компенсационных действий, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

3. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) достаточно много в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, обороны и др.

4. Недостаточно развитые рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страхования услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Неравномерное распределение доходов, ставящее под угрозу общественную стабильность, в случае, когда государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения.

6. Инфляция, безработица, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющиеся в период кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Наличие обязательных товаров и услуг (например, начальное образование), потреблять которое общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из перечисленных проявлений несовершенства рынка вытекает не только необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством государственного регулирования. В конечном итоге, экономический смысл деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решить проблемы, которые рынок не может решить. Эффективное функционирование рыночных механизмов возможно лишь при участии государства в роли субъекта рыночных экономических отношений как регулирующего и управляющего органа.

Государственное регулирование экономики включает прогнозирование, планирование, бюджетирование, финансирование, администрирование, учет, контроль. Однако формы регулирования существенно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной – на экономические методы.

В настоящее время основным направлением государственного регулирования рыночной экономики являются:

– создание правовых основ экономической деятельности;

– защита конкуренции и проведения антимонопольной политики;

– регулирование доходов с помощью бюджета и налоговой системы;

– развитие передовых наукоемких отраслей;

– обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и организации денежного обращения;

– регулирование внешних эффектов рынка, в т.ч. обеспечение экологической безопасности, обеспечение производства общественных благ, регулирование внешнеэкономической деятельности.

Итак, государственное регулирование экономики — это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

В оценке форм и границ государственного регулирования наибольшую известность получили различные направления экономической науки: классическое, неолиберальное, кейнсианское, неоклассическое, институциональное.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.