Сделай Сам Свою Работу на 5

Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего, экологических. 17 глава





а) государственные и муниципальные финансы;

б) финансы экономических субъектов.

 

37. Соотношение понятий “финансов и финансовой системы”:

а) экономическое содержание финансов предопределяет построение финансовой системы;

б) структура финансовой системы определяет содержание финансов;

в) финансы трансформируются на основе группировки финансовых отношений по определенным признакам;

г) финансовая система в ходе исторических событий превращается в финансы.

 

38. Налог на добавленную стоимость:

а) региональный;

б) федеральный;

в) общий;

г) целевой;

д) косвенный.

 

39. Налог на доходы физических лиц:

а) местный;

б) региональный;

в) косвенный;

г) федеральный;

д) прямой.

 

40. Налоги на прибыль организации:

а) федеральный;

б) общий;

в) прямой;

г) местный;

д) косвенный.

41. Обязательный индивидуально безвозмездный платеж называется:

а) налогом;

б) сбором;

в) ставкой;

г) ссудой;

д) налогооблагаемой базой.

 

42. Увеличение налоговой базы … ставку налога на прибыль.

а) увеличивает;

б) не изменяет;

в) снижает;

 

43. Подакцизные товары — это

а) нефть;

б) пиво;

в) природный газ;

г) бензин автомобильный;



д) хлеб.

 

44. Доля налоговых платежей в доходах федерального бюджета РФ …%

а) менее 50;

б) около 80;

в) более 90;

г) более 60;

д) более 50.

 

45. Американская налоговая система предполагает:

а) минимальное налоговое давление на фирму;

б) зависимость размера налога от дохода фирмы;

в) наиболее высокий уровень налоговых ставок;

г) стимулирование предпринимательской деятельности;

д) минимальную налоговую нагрузку в % к ВВП.

 

46. Государственные финансы России включают:

а) федеральный бюджет;

б) государственные внебюджетные фонды;

в) местные бюджеты;

г) бюджеты субъектов РФ.

 

47. Налог на прибыль выплачивается из:

а) чистой прибыли;

б) валовой прибыли;

в) налогооблагаемой прибыли;

г) выручки от реализации;

д) дохода.

 

48. Финансы экономических субъектов — денежные отношения, складывающиеся:

а) внутри самого субъекта по поводу распределения выручки от реализованной продукции;

б) между экономическими субъектом и работниками по поводу выплаты заработной платы;

в) между экономическими субъектами в связи с уплатой штрафов за недопоставленную продукцию;



г) между экономическими субъектами в связи с оплатой товарной продукции;

д) между экономическими субъектом и бюджетной системой страны.

 

Задачи

1. Выявите, дефицитен ли бюджет, если государственные закупки составляют 80 у. е., трансфертные платежи равны 40 у. е., процентные выплаты — 10% годовых по государственному долгу, равному 60 у. е., налоговые поступления составляют 80 у. е.

Решение:

Расходы госбюджета: 80 + 40 (60 х 0,1) = 126 у.е.;

80 – 126 = –46 у.е. Следовательно, бюджет дефицитен.

 

3. Проанализируйте данные таблицы и определите средние налоговые ставки. Каким является данный налог?

4.

Таблица.Расчет средних налоговых ставок

№ п/п Ежемесячный доход (руб.) Налог Средняя налоговая ставка (%)
?
?
?
?
?
?

 

Ответ:

Средняя налоговая ставка: 2) 5,0; 3) 13,0; 4) 15,0; 5) 20,0; 6) 30,0.

Налог прогрессивный.

 

3.Правительство получило займ на сумму 2 млрд долларов под 10% годовых. Эти средства будут направлены на финансирование проекта, который ежегодно будет приносить прирост ВВП в размере 0,6 млрд долларов. Определите, через сколько лет страна погасит долг.

 

Ответ:

Уплата в год процентов — 200 млн долларов. Ежегодный прирост ВВП — 600 млн долларов — уплата процентов 200 млн долларов = 400 млн долларов. 2млрд. долларов: 400 млн долларов = 5 лет. Страна сможет погасить долг через 5 лет.

 

 

3.8. Роль государства в регулировании
макроэкономических процессов. Макроэкономическая
и социальная политика

Государство выполняет важную роль не только в централизованно управляемой, но и рыночной системе с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Главным образом, государство способствует результативной хозяйственной деятельности всех предпринимателей, повышая эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, которые содействуют эффективному функционированию рыночной экономики.



Вмешательство государства в воспроизводственный процесс ха­рактерно для всех этапов развития рыночной экономики. На ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; нормативных отношений с другими государствами; охраны правопорядка и занятости; организации национальной обороны и т.п.

В современном мире роль государства возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор, включающий, прежде всего совокупность государственных предприятий.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Основные из них:

1. Разработка и утверждение правовых основ экономики.Государство определяет «правила игры» экономических агентов. В России хозяйственное законодательство, присущее цивилизационный рыночной экономике, еще окончательно не сформировалось, что отрицательно сказывается на экономическом развитии.

2. Определение приоритетов макроэкономического развития.Государству важно определить, что необходимо в первую очередь для нации сегодня, сколько для этого требуется ресурсов, какова их отдача, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия в достижении намеченных приоритетов.

3. Реализация социальных ценностей.Прежде всего, речь идет о развитии здравоохранения, культуры, высшего образования, социальной защиты населения.

4. Регулирование экономической деятельностидля достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Но это регулирование не должно превращаться в администрирование, не должно подменять рынки. Основным определяющим фактором здесь выступает регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для обеспечения функционирования рыночного механизма.

Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего, экологических.

Государственное регулирование реализуется посредством различных форм и методов. В современной хозяйственной жизни государство использу­ет различные формы воздействия на экономику. Растет доля государствен­ных расходов и доходов в ВНП. Все возрастающую роль играют налоги в системе государственного предпринимательства, значительное место зани­мает государство в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определен­ные виды предпринимательской деятельности, а через государственные рас­ходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности. В конеч­ном итоге государственная власть призвана обеспечивать охрану обществен­ных интересов, экономической системы страны в целом.

В зависимости от способа функционирования различают административные и экономические методы воздействия государства на экономику. Административные методы предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования организуют свою деятельность на основе распоряжений органов власти, т. е. по принуждению. Экономические методы ориентируют государственные органы власти на создание предпосылок и законодательной базы таким образом, чтобы субъекты сами формировали свою хозяйственную политику в соответствии экономическими целями государства. В смешанной экономике — один из методов государственного регулирования.

Границы государственного регулирования рыночной экономики в значительной мере определяются его возможностями. Если государство переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма. Недооценка роли государства и преувеличение саморегулирующей роли рынка в конечном итоге приводит к такому состоянию, когда рынок оказывается не в состоянии координировать экономические процессы и обес­печивать эффективное использование ресурсов. Такую ситуацию называют «фиаско рынка».Это может происходить в случае чрезмерной монополиза­ции рынка, возникновения перепроизводства или недопроизводства каких-либо благ. В свою очередь, преувеличение роли государства в экономике мо­жет вызывать не менее негативные последствия. Ситуацию, когда государст­во не опирается в достаточной степени на рыночный механизм, не способно обеспечить эффективное развитие экономики, называют «фиаско государст­ва».По мнению ряда современных западных экономистов, государство в экономике должно присутствовать только там, где убытки от фиаско рынка превышают убытки от фиаско государства. Главное в пределах государственного регулирования — не снижать активность саморегулирующих рычагов рыночного механизма, обеспечивая поступательность развития и экономический рост, а в конечном итоге — повышения уровня жизни населения.

Преобладание тех или иных методов государственного регулирования формирует в конечном итоге соответствующую экономическую политику государства, под которой понимается совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей.

Государственное регулирование — основа механизма реализации экономической политики — представляет собой систему прямых и косвенных методов взаимодействия государства, способных кардинальным образом изменять состояние спроса и предложения на рынке для реализации целей экономической политики. Таким образом, экономическая политика представляет более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулирование.

Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают следующие цели: стабильный рост национального объема производства, поддержание определенного уровня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.

Современное теоретическое понимание роли государства заключается в актуализации поиска стратегий эффективного его взаимодействия на экономические процессы. Важными факторами стратегии перехода к «эффективному» государству являются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

Последний мировой финансовый кризис показал необходимость избавляться России от слепого восторга перед либеральной системой США. Поэтому представляется исключительно значимым на современном этапе возврат российской экономической политики к осознанию необходимости целенаправленного государственного воздействия на многообразные экономические процессы. Государство начало выстраивать систему партнерских экономических отношений с предпринимателями. Создаются институты промышленного развития и современной финансово-кредитной системы. Удалось «включить» и такие важные внеэкономические факторы экономического роста, как восстановление государственной целостности, социально-политическая стабильность. Все это положительно сказалось на достижении определенной экономической стабилизации, росте объемов ВВП, занятости и доходов населения.

Новый подход в экономической политике должен состоять в том, чтобы государство на качественно новой основе усилило свои экономическую и социальную функции, связанные с необходимостью корректировки рыночных регуляторов. Ключевую роль при этом должно играть повышение эффективности управления экономикой со стороны государства. Этому в значительной степени отвечает взятый правительством курс на модернизацию путем концентрации ресурсов в государственных или находящихся под контролем государства корпорациях.

По нашему мнению, в составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Это необходимо не только для пополнения бюджета и выполнения социальных программ, но и для безопасности страны. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами и созданием условий для предпринимательства, но и планово-экономическими методами. Это должно стать основой проведения государственной экономической политики.

В настоящее время перед российским государством стоит актуальная задача проведения реалистичной экономической политики, направленной на переход экономики на модернизационный (инновационный) тип воспроизводства, прежде всего, за счет диверсификации и расширения инвестиционно-инновационных источников роста, обеспечения справедливого распределения природной ренты, достижения эффективной и полной занятости населения при контролируемой инфляции. Решение данной задачи предполагает необходимость разработки правительством страны эффективной системы стратегического управления социально экономическим развитием. Важным элементом такой системы должны стать федеральные целевые программы, крупномасштабные долгосрочные проекты. Подобные проекты уже имеются в сферах транспорта и высоких технологий, территориального развития, в сельском хозяйстве. В результате экономическая политика государства превратится в конкурентоспособную, с четким видением будущего.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. поставлена главная задача — увеличить в разы производительность труда в ключевых отраслях народного хозяйства. Это означает выдвижение на передний план качественных параметров социально-экономического развития. Если предыдущая задача решалась за счет нагрузки на сырьевые источники (ныне экспорт сформирован на 60% нефтью и нефтепродуктами, на 15% — металлургической продукцией), то вновь поставленная задача может быть реализована только путем неоиндустриализации производительных сил. Для этого необходимо сосредоточить усилия на решении трех ключевых проблем: создание равных возможностей для людей, формирование мотивации инновационному поведению и радикальное повышение эффективности экономики.

Стратегия перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития предполагает повысить показатели инновационной активности, вдвое — втрое поднять эффективность экономики, резко увеличить долю отечественных высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Это позволит значительно увеличить заработную плату и вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социаль­но-экономического развития.

По мере становления гражданского общества все большую значимость при­обретают общественные институты: различного рода соглашения, ассоциа­ции-союзы промышленников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, — которые не являются в чистом виде ни институтами государства, ни рынка, но выступают реальными участниками и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.

Важнейшим фактором развития экономики выступает социальная политика государства. В широком смысле, социальная политика характеризует одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан. В узком смысле, социальная политика подразумевает действия правительства, направленные на решение социальных проблем.

Взаимодействие социальной и экономической политики осуществляется через различные компоненты: макроэкономическую, налогово-бюджет-ную, валютно-финансовую, внешнеэкономическую политику, политику в сфере занятости и т.д. Зависимость социальной политики от общеэкономической определяется многими параметрами и прежде всего тем, что размер средств, выделяемых на удовлетворение потребностей населения, зависит от результатов собственно экономического развития.

Основными функциями социальной политики выступают:

• Жизнеобеспечивающая (функция социальной защиты), предусматривающая создание и гарантирование условий нормальной жизнедеятельности всех слоев населения.

• Воспроизводственная, призванная обеспечивать постоянное повышение качества жизнедеятельности всего населения, т.е. расширенное воспроизводство человеческого капитала.

• Макроэкономическая, означающая использование государственных расходов на социальные нужды как одного из инструментов экономического роста и достижения сбалансированности между производством и потреблением.

• Стабилизационная, направленная на достижение устойчивости и стабильности общественного развития путем содействия сглаживанию наиболее острых противоречий между различными слоями населения.

Важнейшей составляющей социальной политики является политика регулирования доходов. Она должна учитывать дифференциацию доходов населения, как результат распределения доходов, выражающий степень неравномерности распределения благ и проявляющий в различии долей доходов, получаемыми различными группами населения. Дифференциация доходов играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности использования своих возможностей. Вместе с тем, чрезмерная дифференциация приводит к поляризации доходов, замедляет экономическое развитие страны, подрывает доверие к основным институтам государства, более того, может вызвать социальные конфликты в обществе.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяется кривая Лоренца.

Процент дохода
С
В
Процент населения

 

 


A

 

Рис. 13. Кривая Лоренца

По горизонтали расположены процентные группы насе­ления, а по вертикали — проценты дохода, получаемые этими группами. При абсолютном равенстве в распределении доходов каждой процентной группе населения соответствовал бы такой же удельный вес доходов: 20% населения получают 20% дохода, 40% населения — 40% дохода и т.д. Линия 0А показы­вает идеальное распределение доходов в обществе. В реальной же действительности фактическое распределение доходов между различными семьями существенно отличается от идеального, равномерного распределения. На графике кривая Лоренца (0СА) показывает, какую часть совокупного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных се­мей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется также коэффициент Джини. Этот макроэкономический показатель характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степе ни отклонения фактического распределения доходов от абсо­лютно равного их распределения между жителями страны. То есть коэффициент Джини на графике выражает отношение площади 0ЛС ко всему треугольнику 0АВ.

Проблема распределения доходов населения многогран­на. Итальянский экономист В. Парето выявил зависимость, выражающую соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц. Эта зависимость получила на­звание закона Парето, согласно которому распределение дохо­дов в обществе имеет постоянный характер и не зависит от системы налогообложения и социального обеспечения. Например, если 80% дохода достигается 20% населения, то улучше­ния положения бедных слоев можно достичь только общим повышением уровня благосостояния. Есть и другие проявле­ния этого закона: основная часть производства приходится па меньшую часть рабочей силы; основная часть продажи прихо­дится на незначительную часть клиентов. На основе изучения статистики ряда стран в различные исторические эпохи Парето установил, что распределение доходов выше определенной величины сохраняет значительную устойчивость. Он полагал, что в основе открытого закона лежит неравномерное распреде­ление человеческих способностей, а не социальные условия. Из этого следовал вывод о естественном характере закона и, следовательно, о тщетности попыток изменить принцип рас­пределения путем любых социальных преобразований.

В России наблюдаются заметное усиление социальной дифференциации и поляризации населения по уровню доходов. Так, если разрыв между среднедушевыми доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых в 1991 г. составлял 4,5 раза, то в последние годы достиг 18 раз.

Необходима новая государственная политика регулирования доходов, направления на повышение доходов беднейших слоев населения при снижении социально неприемлемой дифференциации.

Государство, с одной стороны, должно добиваться действенного контроля над доходами, а с другой, — формировать систему социальной защиты населения.

В рыночно-развитых странах сформировались различные модели социальной защиты. Так, в скандинавских странах преобладает государственная модель организации социальной защиты, включающая в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и выплат. Важнейшим элементом уровня социальной защищенности граждан во всех европейских странах является социальный минимум доходов, гарантированный тем, кто не имеет доходов и тем, кто не может себя обеспечить по личностным или социальным причинам.

Представляет определенный интерес и американская система социальной защиты, реализуемая в двух направлениях. Первое — система социального страхования, охватывающая основные риски: старость, потерю кормильца, инвалидность, болезни, производственный травматизм, безработицу. Второе направление — социальное вспомоществование — прежде всего, ориентировано на нижние слои общества. Доступ к этой системе сопровождается большим количеством ограничений. Этот вид защиты носит временный и избирательный характер.

Формирующаяся российская модель социальной защиты предполагает сочетание опыта европейской и американской систем.

Основными способами системы социальной защиты выступают социальное страхование, социальное обеспечение и социальная помощь.

В социальной защите исключительно важную роль занимает пенсионная система. В настоящее время в России формируется двухуровневая система пенсионного обеспечения. Первый вид — трудовая (страховая) пенсия, предоставляемая государством гражданам в зависимости от размера страхового взноса и трудового стажа. Второй вид — дополнительная (накопительная) пенсия, формируется за счет двух источников: либо накопления самими гражданами в счет будущей пенсии, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников.

Главной задачей реформирования сложившейся пенсионной системы в среднесрочной перспективы будет поддержание финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. Пенсионная система должна стать такой, чтобы каждому человеку было понятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни в пенсионном возрасте: сколько ему гарантировало государство, сколько он получит от обязательных взносов, которые перечислены его работодателем, а сколько ему нужно откладывать самому. В 2008 году начала реализовываться программа софинансирования государством добровольных пенсионных накоплений граждан. Предоставляется, что накопленная пенсия может быть наследуемой.

В российской пенсионной системе существует немало дискуссионных проблем. Одна из них — проблема установления рационального возраста выхода на пенсию.

Трудоспособное население также нуждается в социальной защите. Она реализуется через политику, предполагающую создание условий, позволяющих человеку самому заработать себе на жизнь и направленную на рост числа собственников.

 

Основные понятия

Функции государства

Экономическая политика

Субъекты и объекты экономической политики

Цели и инструменты экономической политики

Структурная политика

Инвестиционная политика

Политика модернизации

Промышленная политика

Налоговая политика

Социальная политика

Социальные программы

Доходы населения

Кривая Лоренца

Социальная дифференциация

Коэффициент Джини

Бедность и малообеспеченность

Система социальной защиты

Функции социальной защиты

Социальное страхование

Социальное обеспечение

Социальная помощь

Монетизация льгот

Пенсионная система

Социальные гарантии

Национальные гарантии

 

Рефераты

1. Кейнсианская и неоклассическая концепции регулирования экономики.

2. Особенности экономической политики российского государства в современных условиях.

3. Воздействие политических факторов на экономическую политику.

4. Основные формы государственного регулирования в различных отраслях экономики.

5. Роль социальной сферы в экономическом развитии и приоритеты ее государственного регулирования.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте роль государства в экономике.

2. Назовите, какими показателями изменяется уровень вмешательства государства в экономику. Что такое “фиаско рынка” и “фиаско государства”?

3. Раскройте сущность государственной экономической политики и ее основные составляющие.

4. Изложите прямые и косвенные методы государственного воздействия на экономические процессы.

5. Выделите характерные особенности современной российской экономической политики.

6. Рассмотрите государство как хозяйствующий субъект. В чем конкретно Вы видите ее регулирующую роль?

7. Поясните основные направления государственного регулирования экономики.

8. Российское общество в современных условиях подвергается все большему социальному расслоению. Этот процесс усиливает эффективность экономической политики или ослабляет?

9. Что является основой экономических приоритетов? Каков механизм их определения? Приоритет должен определяться собственным или личным интересом?

10. Раскройте сущность, цели и принципы социальной политики государства.

11. Какими способами осуществляется политика государства в формировании и распределении доходов?

12. Что такое “бедность”? Назовите основные формы бедности.

13. Как вы понимаете социальную защиту населения? Социальная защита и социальная поддержка — это одинаковые понятия или нет?

14. Чем отличается социальная защита и социальные гарантии? Какие виды социальных гарантий Вы знаете?

15. Как Вы считаете: льготы, установленные для различных категорий госслужащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в их заработную плату или нет?

 

Тесты

1. Меры экономической политики включают:

а) запрет;

б) принуждение;

в) разрешение;

г) использование встроенных стабилизаторов;

д) разработку и реализацию программ занятости.

 

2. Меры воздействия, используемые в научно-технической политике:

а) льготное кредитование и налогообложение наукоемких производств;

б) бюджетное финансирование НИОКР;

в) регулирование процессов обновления основных фондов;

г) предоставление льгот экспортерам сырьевых ресурсов;

д) открытость экономики.

 

3. Наиболее эффективным способом выявления общественного мнения относительно проводимой правительством страны экономической политики является:

а) референдум;

б) социологический опрос общественного мнения специальными институтами;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.