Сделай Сам Свою Работу на 5

Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего, экологических. 2 глава





Классическая школасуществовала со второй половины XVII в. до конца XIX в. В ее развитии выделяются два этапа. Первый этап (вторая половина XVII в. — конец XVIII в.) — этап зарождения классической политэкономии. Ее представители — физиократы. Их заслуга — в отказе от трактовки меркантилистами сферы обращения как основного источника богатства. Они создали теорию примата земледелия как основы жизни общества. Второй этап(конец XVII — середина XIX в.) — период господства классической политэкономии. Подлинное становление системы экономической теории связано с А. Смитом и Д. Риккардо. А. Смит разработал законы свободного рыночного хозяйства, теорию экономического либерализма, принцип «невидимой руки», заложил основы трудовой теории стоимости. Д. Риккардо выступил одним из создателей социально-экономического направления политической экономии. Представители классической политэкономии в качестве предмета исследования выдвинули всю сферу производства (без приоритета отдельных отраслей) как главную, первичную сферу экономики. Богатством народа стал считаться продукт как непосредственный результат производства.



Марксистская политическая экономия (середина XIX в. — конец XIXв.)

К.Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, с одной стороны, подвели итоги, систематизировали классическую политэкономию. С другой стороны, создали новое направление экономической науки. К.Маркс разработал систему соци­ально-экономической теории, в которой экономика исследовалась через разви­тие отношений собственности. Тем самым предмет экономической теории стал рассматриваться как наука о системе производственных социально-экономических отношений. К.Маркс, опираясь на теорию трудовой стоимости, в центр внимания выдвинул вопрос об эксплуатации в капиталистическом об­ществе наемных рабочих капиталистами.

Маржинализм (последняя треть XIX в.).

Первый этап данного направления экономической теории охватывает на­чало 70- середину 80-х гг. XIX в. Основные теоретики — К. Менгер, У. Джевонс и Л. Вальрас. Они заменили саму теорию стоимости. В их представлении, стоимость товара определялась не затратами на его производство, а предельной полезностью. Исходя из этого, изменился предмет изучения. Прежде первичной сферой экономики считалось производство (предложение), теперь же такой сферой стало потребление (спрос). Исследование предельных (маржинальных) величин — основная отличительная особенность маржинализма. Маржиналисты пытались исследовать «чистую» экономику вне социальных форм.



Неоклассики. Идеи маржиналистов впоследствии (вторая половина 80-х конец 90-х гг. XIX в.) развили А. Маршалл, Д.Кларк, В. Парето. В их трактовке исчезла исходная категория «стоимость», осталась только цена, зависящая в одинаковой степени, как от спроса (определяемого предельной полезностью товара), так и от предложения (определяемого предельными издержками).

В качестве предмета исследования неоклассики выдвинули экономику как равновесную систему с ограниченным количеством трудовых и материальных ресурсов. Таким образом, теория неоклассиков — теория рационального исполь­зования ограниченных ресурсов. Ее предмет — анализ функционирования эко­номических отношений на микро — и макроуровне.

Кейнсианство. Основатель данного направления Дж.М. Кейнс создал макроэкономиче­скую теорию рационального использования ограниченных ресурсов, выработал основу для современной экономической политики государства, доказал, что ка­питализм утратил механизм спонтанной саморегуляции и поэтому не в силах развиваться без целенаправленного государственного вмешательства.

Монетаризм. Новое направление современной экономической мысли, возникшее на За­паде в 50-е гг. XX в. как антипод теории Кейнса. Монетаризм — это теория управления в рыночной экономике на макроуровне с помощью регулирования денежной массы. Монетаристы обосновывают, что главным механизмом функ­ционирования экономики являются рынок и свободное предпринимательство, а вмешательство государства в экономику ограничено лишь денежной сферой. Основатель монетаризма — М. Фридман.



Институционализм. Как научное течение институционализм возник на рубеже XIX — XX вв. Его предмет — исследование экономической системы через взаимосвязь экономических, правовых, политических, социальных институтов. Представители данного направления в экономической теории — Т. Веблен, Дж.Коммонс, У. Митчелл, Дж.Гэлбрейт, Ф. Перру, Г.Мюрдаль и др.

Одно из ключевых понятий институционализма — трансакционные издерж­ки. Трансакционные издержки — издержки, прямо не связанные с производ­ством, а лишь связанные с обменом и защитой правомочий. В узком смысле слова, — это издержки на совершение сделки. В широком смысле слова, под трансакционными издержками понимается любое использование ресурсов, не­обходимое для достижения и соблюдения договоренностей: затраты на сбор и обработку информации, на проведение переговоров и принятие решений, из­держки контроля и юридической защиты выполнения контракта.

Учет трансакционных издержек — важнейшее условие принятия рацио­нальных экономических решений.

Экономическая теория все активнее проникает в смежные области. Новые научные направления возникли на стыках экономики и социологии, экономики и политологии, экономики и права.

Функции экономической теории:

познавательная — изучение сущности экономических явлений, процессов;

теоретико-методологическая — выявление общих принципов поведения экономических субъектов и применение этих принципов при изучении проблем другими экономическими дисциплинами;

мировоззренческая — экономическая теория формирует экономическое мировоззрение, мышление, помогает понимать место и роль человека в эконо­мической жизни общества;

практическая — экономическая теория способствует познанию экономи­ческой действительности, выявляет способы использования экономических за­конов, реализуется в экономической политике правительства;

прогностическая(предсказательная) — предполагает разработку и выявле­ние научных прогнозов и перспектив общественного развития.

Если предмет науки раскрывает что познается, то метод — как познается. Метод экономики — совокупность способов, приемов познания экономических процессов и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов. Выделяют три основных метода экономической теории: метод системного подхода, метод материалистической диалектики, метод моделирования.

С помощью первого метода экономика рассматривается как целостная система, имеющая сложную структуру.

С помощью метода материалистической диалектики экономическая жизнь общества рассматривается через призму объективных внутренних противоречий. Основными приемами познания данного метода являются:

От «абстрактного» к «конкретному».В процессе познания экономических процессов сначала происходит мысленное отвлечение от несущественных сторон, абстрагирование от второстепенного, случайного. Затем это «абстрактное» знание превращается в «конкретное», выявляется совокупность данных конкретных обстоятельств.

Принцип единства «исторического» и «логического». Вэкономике историческое раскрывает процесс зарождения, становления и развития, сцепляющих друг друга способов производства, возникновения и развития соответствующих экономических категорий. Логическое — тоже историческое, но освобожденное от случайностей обобщения, итог исторического развития.

Анализ и синтез.Посредством анализа экономика разлагает экономические отношения на их составные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина об экономическом процессе.

Индукция и дедукция. Индукция —опытное изучение явлений, в ходе которых совершается переход от отдельных фактов к общим выводам. Дедукция —получение частных выводов на основе общих положений.

Метод моделирования,или иначе экономико-математический метод, позволяет выбирать оптимальные варианты экономических решений, например, по затратам — выпуску, комбинации факторов экономического роста и т.д.

Методы экономики постоянно обогащаются современным научным аппаратом и способами исследования, широко применяемыми в других науках. В последние годы все более широко используется экономический эксперимент — искусственное воспроизведение экономических процессов пу­тем разработки тех или иных моделей для их изучения в различных условиях хозяйствования.

Экономическая теория рассматривается как методологическая наука, ба­зисная для всех других экономических дисциплин. Методология научного по­знания, в широком смысле, включает метод исследования, учение о нем и тео­рию познания. В основе всех методов познания лежат объективные законы ре­альной действительности.

Экономическая теория отражает многогранный процесс экономической жизни общества через систему экономических категорий и законов.

Экономические категории — это логические понятия, представляющие теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. К числу их относятся, например, собственность, капитал, цена, товар, деньги и т.д., познание которых уже предполагает научное знание. Совокупность эконо­мических категорий данного экономического строя характеризует его внутрен­нюю экономическую структуру.

Особое значение экономическая теория придает изучению экономических законов. В обществе различают связи двух видов: случайную связь, не имею­щую регулярного характера, и устойчивую связь, носящую регулярный харак­тер и обеспечивающую жизнедеятельность сопряженных объектов. Экономиче­ская теория изучает устойчивые связи. Эти объективные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения, обмена и потребления мате­риальных благ и услуг и есть экономические законы. Экономические законы являются объективными, т.е. возникают, развиваются и действуют независимо от воли и сознания людей. Содержание законов обусловлено конкретной эко­номической реальностью. Например, нельзя запретить конкуренцию как дви­жущее начало рынка.

В тоже время экономические законы нельзя смешивать с естественными законами, ибо: естественные законы — это законы природы, экономические — за­коны развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей; есте­ственные законы — вечные, экономические — носят исторический характер; от­крытие и применение естественных законов происходит сравнительно гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отжи­вающих сил общества.

Экономические законы следует отличать также и от юридических законов. Последние принимаются, изменяются и отменяются законодательными органа­ми страны. Такие законы определяют правила экономического поведения.

Исследуя реальные экономические процессы, экономическая теория выра­батывает основу для принятия эффективных решений в экономике, в реализа­ции конкретных задач.

Итак, экономическая теория развивается вместе с обществом, эволюционизирует вместе с развитием реальных экономических процессов. Совершенство­вание экономических отношений, их усложнение ведет к появлению новых те­чений в экономической теории.

Основные понятия

Экономика как наука

Зарождение и основные этапы развития экономической теории

Функции экономической теории

Нормативная и позитивная экономическая теория

Методы экономической теории

Метод системного подхода

Метод материалистической диалектики

Восхождение от абстрактного к конкретному

Историческое и логическое

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Экономико-математическое моделирование

Экономический эксперимент

Экономические категории и экономические законы

Рефераты

1. Роль экономической науки в развитии общества.

2. Этапы становления и эволюция экономической теории.

3. Взаимосвязь предмета и метода экономической теории.

4. Естественные законы и экономические законы: общие черты и различия.

Контрольные вопросы

1. В чем Вы видите причину различных взглядов на предмет экономической теории?

2. Почему воззрения экономической теории недолговечны?

3. Охарактеризуйте эволюцию идей о предмете экономической теории.

4. Укажите на принципиальное отличие взглядов физиократов от меркантилистов.

5. В чем смысл классического учения А.Смита и Д.Риккардо?

6. В чем состояла новизна трактовок классической школой предмета экономической науки?

7. Охарактеризуйте новый подход марксистской политической экономики в выяснении целей и задач данной науки.

8. Чем вызвано было появление экономикса?

9. Охарактеризуйте различия в методах анализа политической экономии и экономике.

10. Укажите на основное различие между политической экономией и экономиксом.

11. Как Вы понимаете рациональное поведение хозяйствующих субъектов?

12. Каково содержание предмета экономической теории?

13. Что дает изучение экономической науки?

14. Какова взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики?

15. Укажите на взаимодействие экономической теории с другими науками.

16. Охарактеризуйте историю развития предмета и методов экономической теории.

17. В чем Вы видите особенности экономического эксперимента как метода экономической теории?

18. Рассмотрите основные направления современной экономической теории.

19. Выявите общие черты и различия экономических и естественных законов.

20. Какова система экономических законов?

21. Охарактеризуйте функции экономической теории.

Тесты

1.Наиболее правильное определение предмета экономической теории:

а) наука, изучающая производство и занятость;

б) наука о богатстве;

в) наука, изучающая экономические отношения между людьми в общественном производстве в целях удовлетворения потребностей при рациональ­ном использовании ограниченных ресурсов;

г) наука, изучающая эффективное использование ограниченных ресурсов.

 

2. Термин «экономикс» используется в экономической науке благодаря:

а) А.Смиту;

б) А. Монкретьену;

в) А. Маршаллу;

г) К. Марксу.

 

3. Объектом исследования в экономиксе является поведение:

а) естественного человека;

б) экономического человека;

в) человека в хозяйстве и на рынке;

г) человека, руководствующегося этическими ценностями;

д) человека в обществе.

 

4. Для экономикса НЕ характерен:

а) поверхностный эмпиризм;

б) феноменально-математизированный анализ;

в) качественно-эволюционный анализ;

г) экономический инженеризм;

д) эвристический метод.

 

5. Национальная экономическая теория занимается:

а) разработкой общетеоретических принципов и моделей социально-экономического развития;

б) сопоставлением моделей социально-экономического развития;

в) адаптацией общетеоретических принципов и моделей развития к специ­фике развития национальной экономики;

г) выявлением преимуществ различных моделей развития экономики;

д) выявлением специфики общественных отношений.

 

6. Позитивная экономическая теория изучает:

а) реальное положение в экономике;

б) какой должна быть экономика;

в) прогрессивные тенденции;

г) негативные тенденции.

 

7. Нормативная экономика занимается:

а) процессом реализации экономической политики;

б) исследованием фактов, процессов, явлений с целью выявления их сущ­ности;

в) выявлением взаимосвязей между экономическими процессами и явле­ниями;

г) определением взаимосвязей между природой и обществом.

8. Позитивный научный анализ отвечает на вопрос:

а) Как есть?

б) Как должно быть?

в) Как было?

г) Как могло бы быть?

д) Как будет?

 

9. Положение, НЕ имеющее отношения к предмету экономической тео­рии:

а) экономическое благо;

б) неограниченность ресурсов;

в) максимизация удовлетворения потребностей;

г) эффективное использование ресурсов;

д) правовые отношения.

 

10. Метод познания ограничивается:

а) созерцанием;

б) движением мышления от конкретного к абстрактному;

в) движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактно­го к конкретному;

г) движением мышления от абстрактного к конкретному;

д) использованием всех методов исследования.

 

11. При использовании метода изложения руководствуются:

а) раскрытием сущности экономических явлений и процессов;

б) описанием наблюдаемых явлений и процессов;

в) воспроизведением в логически непротиворечивой системе полученных знаний;

г) раскрытием противоречий хозяйственной жизни;

д) полученными результатами в процессе познания.

 

12. Научный метод, не используемый в экономической теории:

а) анализ;

б) синтез;

в) экономико-математическое моделирование;

г) лабораторный эксперимент.

 

13. Экономические категории представляют собой:

а) взаимосвязи между понятиями;

б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;

в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

г) единичные случаи проявления тех или иных событий;

д) обобщения, раскрывающие экономические явления и процессы или их содержание.

 

14. Экономические законы отражают:

а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отно­шений;

б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

в) количественные оценки экономических явлений и процессов;

г) содержание экономических взаимосвязей;

д) переходные состояния экономических отношений.

 

15. Историчность экономических категорий и законов определяется их...

а) временным характером;

б) неподвластностью времени;

в) неизменностью в условиях видоизменения экономических отноше­ний;

г) появлением и отмиранием под воздействием смены социально-экономических отношений;

д) сохранностью при любых формах хозяйствования.

 

16. Взаимосвязь идеальной и реальной экономической действительности характеризуется:

а) отражением во всей полноте созерцаемой действительности;

б) выражением упорядоченной и систематизированной реальной дейст­вительности в форме экономических категорий, принципов, законов;

в) поиском оптимальной модели социально-экономического развития;

г) выявлением экономических явлений и процессов, препятствующих экономическому росту;

д) совпадением их основополагающих элементов и черт.

 

17. Единство законов природы и экономических законов проявляется в:

а) их объективном характере;

б) через экономическую деятельность людей;

в) исторически преходящем характере;

г) реализации при любых условиях.

1.2. Экономические системы: типы и модели

Исходная задача экономической теории — выявление содержания и струк­туры экономической системы. В общественном производстве экономические отношения между людьми всегда выступают в виде упорядоченной структуры свя­зей по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Экономи­ческая система как совокупность взаимосвязанных и упорядоченных составных частей экономики представляет собой систему связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. В структуре экономи­ческой системы выделяются следующие элементы:

• технико-экономические (производительные силы);

• социально-экономические (производственные отношения);

• ресурсы (трудовые, природные и др.);

• общественное разделение труда (специализация);

• процесс труда и его моменты (труд, средства труда, предмет труда);

• производственные возможности;

• эффективность производства.

Все элементы экономической системы взаимосвязаны. Общественной формой этих связей являются экономические отношения. Итак, экономическая система —это совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг.

Исходный пункт в характеристике экономической системы — производство — процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

Производство есть, прежде всего, процесс превращения производст­венных ресурсов (рабочей силы, оборудования, материалов, природных факторов) в необходимые людям продукты. В широком смысле, производ­ство включает не только выпуск промышленной или сельскохозяйствен­ной продукции, но и производство зрелищ, знаний, информации и т.д. Следовательно, можно утверждать, что отличительной чертой производст­венной деятельности выступает не столько внесение тех или иных измене­ний в используемые ресурсы, сколько сам характер деятельности, направ­ленный на удовлетворение человеческих потребностей. Другими словами, под производством понимается любая деятельность человека, направлен­ная на получение благ, служащих для удовлетворения его потребностей непосредственно (потребительских благ) или косвенно (производительных благ).

Распределение —процесс выявления пропорций, в которых субъек­ты производства принимают участие в произведенном продукте. Обмен —процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма включения индивидуальной деятельности в общественную, форма общественной связи между производителями и потребителями. Потребление — использование продукта, результата производства в процессе удовлетворения потребностей.

Единство четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий: производства, распределения, обмена и потребления в широком смысле слова образует общественное производство.

Участвующие в хозяйственной деятельности субъекты, называются экономическими агентами. К ним относят в укрупненном виде домашние хозяйства (отдельные лица и семьи), предприятия (фирмы) и государство.

Чтобы производить продукты, необходимо использовать ресурсы. Факторы производства — это задействованные в производственном процессе ресурсы экономики.

Процесс производства материальных благ и услуг предполагает функционирование совокупности различных факторов. Согласно современной западной экономической теории,среди них обычно выделяются четыре основные группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Данные факторы, без которых невозможно производство, можно объединить как факторы предложения.

Земляявляется естественным фактором, выступающим в качестве все­общего средства производства. К данному фактору относятся залежи полезных ископаемых, сельскохозяй­ственные земли, леса и другие природные богатства. Эти ресурсы редки и во многих случаях их запасы уменьшают­ся.

Капиталкак фактор производства включает совокупность благ, ис­пользуемых в производстве товаров и услуг: машины, оборудование, транспортные средства, сооружения, средства связи и т.д. Их техническое состояние непрерывно совершенствуется и воздействует на общие резуль­таты процесса производства.

Труд как фактор производства охватывает интеллектуальные и фи­зические способности человека, которые используются при производстве товаров и услуг. Совокупность этих способностей с учетом здоровья, по­лученного образования, профессионального обучения, и есть человеческий капитал. Чем квалифицированнее труд человека, тем выше его капитал, а значит и доход по этому капиталу.

Предпринимательская способность —специфический фактор про­изводства. Она означает деятельность предпринимателей по принятию ре­шения в организации и управлении фирмой, их инициативу, риск.

Согласно марксистской теории выделяются два фактора производства: вещественный фактор (средства производства) и личный фактор (рабочая сила).

Если рассматривать факторы производства просто как набор опреде­ленных элементов, то и в марксистской и немарксистской трактовке они практически совпадают. Труд (функционирующая рабочая сила) — личный фактор, земля и капитал, отождествляемый со средствами производства, — вещественные факторы, предпринимательская деятельность — ведь тоже труд. Расхождение здесь в подходе к пониманию их характера. Марксизм исходит из того, что факторы производства — экономическая категория, определяющая социальную суть производства. Личный фактор является предметом эксплуатации, в результате которой капиталисту безвозмездно достается результат прибавочного труда в форме прибыли. То есть здесь четко выражается классовый подход к анализу производства. Немарксисты же уходят от фиксации социальной природы производства, представляя его факторы как технико-технологические элементы.

Производство возможно только при введении в производственный процесс всех факторов. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга. В результате соединения факторов создается совокупность материальных благ.

В общественном производстве экономические отношения между людьми всегда выступают как упорядоченная структура связей по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

Существуют различные подходы к периодизации экономических систем, среди них выделяются формационный и цивилизационный.

В основу марксисткой периодизации истории развития общества положена схема «способов производства», «общественно-экономических формаций». Подобный подход к периодизации развития общества называют формационным,когда экономические явления и в целом развитие общества рассматривают с точки зрения действия определенных законов. Смена устройства общества происходит на основе развития производительных сил, экономических отношений, развития и смены форм собственности, развития и смены социально-экономического характера распределения и присвоения произведенных материальных благ, достижений в области культуры, духовной жизни.

Маркс утверждал, что человечество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций, в каждой из которых наблюдается соответствие между уровнем производительных сил (техники, технологии, уровня человеческих знаний, квалификации работников) и формой производственных отношений (принципов организации производства, преобладающих форм собственности на средства производства и рабочую силу). Это соответствие со временем нарушается, так как новому уровню производительных сил, достигнутому в недрах старой формации, оказывается в ней тесно, и они требуют перехода к новому типу производственных отношений. Когда это несоответствие достигает определенного предела, при котором тормозится развитие производительных сил, одна формация сменяется другой. Это происходит революционным путем. Тем самым восстанавливается соответствие производительных сил и производственных отношений.

Марксисты подчеркивали: история общества представляет собой систему сменяющих друг друга первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической общественно-экономической формаций. В конечном итоге они делали вывод о неизбежности гибели капитализма и торжества коммунизма — общества, в котором полностью отрицается частная собственность и отмирает товарное производство. Жизнь показала наивность такого подхода. Более того, практика реализации марксистского учения во многом деформировала это учение. Так, огосударствление собственности превратило ее в ничейную, привело к отчуждению работников от условий и результатов их труда. В результате экономическая система превратилась в командную. Налицо кризис формационного подхода. Выражение его — несоответствие реальных процессов развития капиталистического способа производства закономерностям, рассматриваемым на базе формационного подхода. Последний оказался неспособным объяснить современные процессы развития человеческого общества на планете.

Иной подход предлагают западные экономисты. Они связывают экономическую систему общества с цивилизационным критерием. Суть его заключается в том, что развитие общества происходит не через исторические, а через технологические способы производства, соответствующие этапам цивилизации. Главный признак каждого из них — определенный тип связи человека с орудиями труда.

Цивилизационный подход позволяет определить периоды развития общества по уровню развития культуры, или по уровню цивилизации.

Более конкретно с позиции цивилизации общество выглядит следующим образом: доиндустриальныйпериод хозяйствования, когда господствует ручной труд; индустриальныйпериод, когда господствует машинное производство; постиндустриальный,когда начинает господствовать автоматизированное производство на основе достижений научно-технической революции. Однако цивилизационный подход имеет тоже существенные недостатки, поскольку существует возможность размывания предмета экономической теории и утраты ее экономического содержания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.