Условие максимизации прибыли фирмы при совершенной конкуренции
Главным образом, фирму интересует не максимальная выручка, а максимальная прибыль, поэтому рассмотрим условия максимизации прибыли фирмы.
Прибыль представляет собой разницу между общей выручкой и общими затратами фирмы и находится по формуле:
, где
| (56)
| Pr - прибыль фирмы.
Так как фирму интересует не просто прибыль, а максимальная прибыль, надо продифференцировать формулу (56) по объему и приравнять к нулю, то есть:
| (57)
| Выразив левую часть равенства через предельные затраты и предельную выручку, мы получим следующее условие максимизации прибыли фирмы:
или
| (58)
| Равенство (темпы изменения выручек равны темпам изменения затрат) определяет только объем производства, который обеспечит фирме максимальную прибыль. Это условие подходит как для совершенной конкуренции, так и для чистой монополии. Однако выручка зависит не только от объема производства, но и от цены, по которой фирма будет реализовывать продукцию. Поскольку условия ценообразования при совершенной конкуренции и чистой монополии различаются, то условия максимизации прибыли для этих двух рыночных структур будут различны.
Условия максимизации прибыли фирмы при совершенной конкуренции
При совершенной конкуренции условие максимизации прибыли примет вид:
, так как
| (59)
| При совершенной конкуренции цену задает рынок, поэтому фирме достаточно выбрать только объем производства, при котором выполняется равенство (59).
Графическая иллюстрация максимизации прибыли конкурентной фирмы
Метод сопоставления TR и TC представлен на рис. 92 а). Отрезок [0;QA] показывает убыточный участок производства, когда TR < TC. На отрезке [QВ;QA] убытки возникают не по переменным, а по постоянным затратам, поэтому для ликвидации убытков необходимо не закрывать производство, а увеличивать объем выпуска продукции, минимизируя затраты.
Точка А – точка безубыточности (TR=TC). Отрезок [QA;Q1] отражает прибыльный участок производства, когда TR >TC. Qmax pr – объем производства, при котором прибыль максимальна. На отрезке [Q1;Q2] фирма вновь несет убытки. Расширять объем производства больше Q2 нельзя, поскольку даже TVC > TR.
Рис. 92. Максимизация прибыли фирмы
в условиях совершенной конкуренции.
Точка В – точка банкротства, то есть, если рыночная цена опустится ниже точки В, то фирма вынуждена будет закрыться.
Увеличение прибыли фирмы в коротком и длительном периоде
Если в коротком периоде конкурентная фирма может увеличить прибыль только за счет уменьшения затрат, то в длительном периоде – как за счет уменьшения затрат, так и за счет расширения производственных мощностей.
Графическая иллюстрация механизма увеличения прибыли в длительном и коротком периодах
Рис. 93. Механизм увеличение прибыли в длительном и коротком периодах.
В длительном периоде фирма имеет возможность увеличить прибыль как за счет уменьшения средних затрат, так и за счет увеличения производственных мощностей, потому что все факторы производства переменны. В длительном периоде AC1 сдвигается в AC2, а MC1 в MC2. В результате прибыль с площади прямоугольника PC1A1PZ1 увеличивается до площади PC2A2PZ2 (рис. 93 а).
В коротком периоде у фирмы существует возможность увеличить прибыль только за счет уменьшения средних затрат. В результате прибыль с площади прямоугольника PC1A1P1 увеличивается до площади PC1A2PZ2 (рис. 93 б).
При совершенной конкуренции в коротком периоде фирмы могут получать или убыток, или избыточную прибыль, однако в длительном периоде, в результате межотраслевой конкуренции, прибыль всех фирм установится на уровне средней прибыли (равновеликая прибыль на равновеликий капитал). Данная прибыль получила название – «нулевая экономическая прибыль», а фирма, получающая такую прибыль, – «типичная фирма».
На рис. 94 а) представлена фирма, получающая экономическую прибыль (Р*ЕЗРз). В связи с тем, что фирмы в отрасли получают избыточную прибыль, в данную отрасль начинают вливаться дополнительные капиталы. Вновь открывшиеся фирмы увеличат предложение товара в отрасли, в результате чего рыночная цена уменьшится. Линия AR опустится вниз. Фирмы, имеющие высокие затраты на единицу продукции АС, получат убыток и станут банкротами.
На рис. 94 б) показана фирма, получающая убытки (Р*ЕЗРз).
После того, как часть фирм покинет данную отрасль, сократившееся предложение вновь приведет к увеличению рыночной цены и средней выручки. В результате оставшиеся фирмы получат среднюю, или нулевую, прибыль. Для получения нулевой экономической прибыли должно выполниться следующее условие: MC=AC=LMC=LAC=MR=AR.
На рис. 94 в) представлена типичная фирма, получающая нулевую экономическую прибыль.
Рис. 94. Поведение фирмы в коротком и длительном периодах при совершенной конкуренции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|