Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные типы и виды экономических систем





 

Хозяйственная деятельность всегда осуществляется в рамках определенной экономической системы, поэтому без рассмотрения этого понятия нельзя получить полное представление о категориальном аппарате экономической теории.

Экономическая система представляет собой особым образом упорядоченную сис­тему связей между производителями и потребителями благ и услуг по поводу производ­ства, распределения, обмена и потребления в целях удовлетворения разнообразных по­требностей. Экономическая система включает в себя следующие элементы: хозяйственные объекты, эко­номические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйст­венный механизм, хозяйственное право и экономические связи между хозяйст­вующими субъектами. Экономическая система находится в движении, отражающем использова­ние ресурсов, которыми располагает эта система. Этот процесс характеризуется с помощью кривой производственных возможностей (кривой трансфор­мации), о которой уже говорилось выше.

Любая экономическая система отвечает на четыре основных вопроса, стоящие перед экономикой:



-что производить;

-как производить;

- сколько производить;

- для кого производить?

В зависимости от вариантов ответа на вышеуказанные вопросы экономические системы делятся на три основных типа: традиционную (патриархальную), командно-административную (тоталитарную) и рыночную системы. Структурообразующие элементы экономической системы в каждой из экономических систем также имеют свою специфику, поэтому при изучении данной категории следует подробнее рассмотреть основные черты каждой из экономических систем. Назовем основные характеристики экономических систем.

Традиционная (патриархальная) система характеризуется тем, что:

- развитие всех экономических и политических процессов идет по воле патриарха;

- важную роль играют традиции и обычаи;

- роль индивида определяется наследственностью и кастами;

- существуют неразвитые экономические отношения;

- господствует общинная собственность;

- хозяйственное право несовершенно;

- связи между хозяйственными субъектами развиты слабо;

- существует низкий уровень развития производительных сил;



- разделения труда в значительной степени осуществляется по полу и возрасту;

- преобладает ручной труд;

- роль природных ресурсов является определяющей.

Основными чертами командно – административной системы являются:

- монополизация экономической и политической власти в руках государства;

- господство общественной собственности и её монополизация государством;

- подавление свободных рыночных отношений и экспроприация частной собственности;

- отсутствие свободной конкуренции и монополизация производства;

- обобществление производствав рамках всего национального хозяйства;

- государственное регулирование всех экономических процессов;

- жесткая планомерность и нарушение экономических пропорций;

- развитая система общественного труда;

- важнейшим стимулом к производительному труду является социалистическое соревнование;

- формирование общественно-необходимых потребностей;

-поведение индивида определяется общественным интересом.

Следует обратить внимание на то, что в экономической литературе, выделяется два вида командно-административной системы: планово-директивная и нормативная модели.

Среди важнейших отличий между этими видами можно назвать следующие:

- планово-директивная модель характеризуется составлением адресных планов, централизованным распределением экономических ресурсов и установлением государственных цен;

- нормативная модель характеризуется системой планов и прогнозов, нормированием производства и потребления, государственным регулированием цен, использованием элементов хозяйственного расчета и принципов самоокупаемости предприятий.



В процессе изучения административно-командной системы полезно было бы более углубленно проанализировать плюсы и минусы плановой и нормативной моделей.

Рыночная система характеризуется следующими чертами:

- преобладание частной формы собственности;

- использование системы рынков и свободных цен;

- действие принципа свободной конкуренции;

- продукция производится и реализуется в условиях совершенной конкуренции;

- наличие развитых связей межу хозяйствующими субъектами;

- связь между производством и потреблением осуществляется через рынок;

- развитая рыночная инфраструктура;

- высокий уровень развития хозяйственного права;

- обобществление производства осуществляется в рамках предприятия;

- развитая система разделения труда;

- господство машинного производства;

- ведущая роль капитала (инвестиционных ресурсов);

- господство системы наемного труда;

- поведение индивида определяется личным интересом;

- основной целью производства является максимизация дохода (прибыли);

- стимулами к производительному труду являются факторные доходы (заработная плата и прибыль);

- жесткая форма бюджетного ограничения;

- основной принцип производства - соответствие спроса и предложения;

- действует принцип саморегулирования экономики;

- роль государства ограничена.

Ознакомление с базовыми типами экономических систем является необходимым, но недостаточным, поскольку в реальной экономической действительности вышеназванных типов экономических систем в чистом виде не существует. Реальная экономика характеризуется многообразием современных моделей экономических систем, включающих в себя те или иные черты классических типов экономической системы.

Во многих страны модель экономической системы уже сформировалась. Однако некоторые страны, не имея собственных моделей, пытаются основывать экономическое развитие на базе моделей других стран или комбинирования элементов из разных моделей. Модель развития российской экономики пока также нельзя назвать сформировавшейся. В современный период стоит проблема оценки эффективности тех или иных элементов действующей системы, на основе которой можно будет предложить пути их модификации и совершенствования.

В научной и учебной экономической литературе описано несколько уже сформировавшихся современных моделей экономических систем, моделей смешанной экономики.

Смешанная экономика возникает в случае соединения и переплетения различных форм хозяйствования, сложных сочетаний различных элементов экономической системы.

Среди моделей современного рыночного хозяйства называют: корпоративную экономику, либерально-рыночную модель смешанной экономики, социал-демократическую модель экономики, социальное рыночное хозяйство.

Общими чертами этих моделей являются:

- сосуществование частной и государственной собственности;

- государственное вмешательство в хозяйственные процессы с целью поддержания экономического равновесия в стране;

- создание государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения;

- обобществление производства в национальном и интернациональном масштабах.

Однако каждая модель имеет свою специфику и целевую направленность.

Корпоративная экономика защищает интересы крупного бизнеса, в ней преобладает корпоративная собственность, вертикаль власти опирается на крупных олигархов, государство определяет лишь основные приоритеты развития экономики в сфере структурной, социально-экономической, инвестиционной и внешнеэкономической политики. Государственное регулирование учитывает социальное значение корпоративного начала. Данная модель применяется в Японии.

Либерально-рыночная модель смешанной экономики предполагает ведущую роль частной собственности во всех ее формах (индивидуальной и акционерной), обеспечивает создание условий для развития индивидуального и корпоративного предпринимательства, гарантирует функционирование рыночно-конкурентного механизма. Регулирование экономики со стороны государства основывается на использовании тактических методов, гибкость которых позволяет достичь глобальных национальных стратегических целей. Эта модель лежит в основе экономического развития США.

Социал-демократическая модель экономики предполагает предоставление государству огромных полномочий по регулированию социально-экономической жизни. Методы государственного регулирования определяются двумя доминирующими целями государства: полной занятостью и выравниванием доходов. Господствует корпоративная собственность и крупный бизнес, доходы которого через налоговую систему перераспределяются государством для повышения жизненного уровня населения страны. Данная модель была разработана в Швеции.

Социальное рыночное хозяйство направлено на обеспечение баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью, на расширение конкурентных начал с целью создания социальной инфраструктуры. Целью государственного регулирования социально-экономических процессов является создание надежного правопорядка, обеспечение внутренней и внешней безопасности, развитие социальной инфраструктуры. Государство является защитником правовых норм и интересов граждан своего государства, в социальной политике участвуют различные субъекты институциональной структуры. Эффективность рыночного хозяйства обеспечивается долгосрочным программированием и прогнозированием экономики. Данная модель основывается на сочетании различных форм собственности: частной и государственной - при этом доля государственного сектора достигает одной трети. Наиболее типичным государством, применяющим данную модель развития экономики, является Германия.

Основой современного рыночного хозяйства во всех его видах являетсярыночная экономика, поэтому следует более подробно рассмотреть различные аспекты анализа современной рыночной экономики.

Рыночная экономика – это способ сотрудничества людей друг с другом в сфере экономики, предполагающий для каждого свободу выбора партнера по сделке. Это способ сотрудничества, в котором потребители и поставщики ресурсов самостоятельно определяют структуру их распределения.

В основе рыночной экономики лежит конкуренция, которая выполняет следующие функции:

- регулирующая - воздействует на предложение товаров и услуг так, чтобы оно соответствовало запросам потребителей;

- аллокационная (функция размещения) - обеспечивает концентрацию ресурсов там, где они будут иметь максимальную отдачу;

- инновационная – вынуждает все фирмы ориентироваться на увеличение производительности труда с целью повышения эффективности и достижения оптимума фирмы;

- контролирующая - способствует тому, чтобы ни один поставщик и покупатель не могли занять господствующее положение на рынке.

Ключевая роль конкуренции в рыночной экономике была показана в ХVIII Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине народов». Новизна теории конкуренции А.Смита заключается в следующем:

- впервые сформулировано понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего их (при избытке предложения);

- определен главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «рука» вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

- разработан гибкий механизм конкуренции, который мгновенно реагирует на любые изменения обстановки во внешней среде;

- определены основные условия эффективной конкуренции: большое количество продавцов, исчерпывающую информацию, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара.

Таким образом, главное «чудо рыночной экономики» заключается в том, что она позволяет людям действовать, руководствуясь личной выгодой, но при этом вынуждает всех делать то, что выгодно для общества, то есть поведение человека, как писал А. Смит, определяется правилом «невидимой руки», под которой он понимал механизм рынка.

Несмотря на то что работа А. Смита увидела свет в XVIII веке, в настоящее время не существует сложившегося единого определения понятия «конкуренции».

Существуют следующие определения конкуренции:

- конкуренция – это процесс, посредством которого люди получают и передают знания (Ф. Хайек), (слишком узкое определение);

- конкуренция – это стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам (П.Хайне), (слишком общее определение, так как в нем не фигурируют продавец, покупатель и сам товар);

- конкуренция - это наличие на рынке большого количества покупателей и продавцов, возможность свободного входа на рынок и выхода из него (К.Р.Макконелл и С.Л. Брю), (более широкое определение, хотя и не учитывает условий выхода и входа на рынок);

- конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, в результате которого появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. (М.Потер), (ограниченное определение, так как не поясняет, что представляет собой сам процесс конкуренции, а дает характеристику только его результата);

- конкуренция – это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же конкретной цели (1), (в определении отсутствует понятие товара);

- рыночная конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка (20);

- конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках);

- конкуренция - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли.

Несмотря на то, что единое понятие «конкуренция» в мире отсутствует, все экономисты сходятся во мнении, что конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения, а так же - главным стимулом для адаптации к переменам, то есть к внедрению изменений, совершенствованию структуры предприятия.

Конкуренция - это форма взаимодействия рыночных субъектов, механизм регулирования рыночных пропорций, совокупность методов, экономический процесс.

В качестве формы взаимодействия рыночных субъектов конкуренция представляет собой многогранный процесс, который сопровождается соперничеством за увеличение объемов производства, расширение рынков сбыта, за источники получения сырья и материалов.

Выступая как механизм регулирования пропорций, конкуренция позволяет определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента на капитал и ряд других.

Исходным пунктом при изучении конкуренции, является исследование содержания ее механизма.

Механизм конкуренции на современном рынке глубоко раскрыт профессором Гарвардской школы бизнеса, Майклом Портером.

Введенная Портером расширенная концепция соперничества исходит из того, что способность организации реализовать свое конкурентное преимущество на базовом рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой она сталкивается, но также от роли, которую играют различные конкурентные силы.

Оценка условий конкуренции представляет собой определение факторов, влияющих на конкуренцию и их исследование. Организация, ориентированная на рынок, согласно расширительной концепции соперничества М. Портера, должна учитывать все факторы конкуренции, действующие на рынке (13).

К этим факторам относятся:

- число фирм и их размеров;

- специфика продукции;

- харак­тер спроса и перспектив развития отрасли;

- затраты, связанных с переключением потребителей с одного поставщика на другого;

- наличия барьеров выхода из от­расли и т.д.

Необходимо определить правила конкуренции в отрасли, оценить внутриотраслевую конкуренцию в текущий момент времени и в перспективе.

Методология оценки условий конкуренции разработана М. Портером и основывается на «национальном ромбе». (12, с.149)

Более четко понять механизм конкуренции позволит модель, представленная на (рис. 3).

Рис. 3. Модель механизма конкуренции.

Конкуренция побуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать более широкий ассортимент то­варов и услуг по более низким ценам и лучшего качества, активно внедрять ин­новации, совершенствовать технологии, рационально использовать ограничен­ные ресурсы, повышать эффективность инвестиций. Цель всякой организации - победить в конкурентной борьбе.

В современный период на первый план выходят методы неценовой конкуренции, к которым относятся:

- выпуск товаров более высокого качества или товаров с качественно новыми свойствами;

- создание принципиально новой продукции;

- формирование новых потребностей и разработка товаров для их удовлетворения;

- совершенствование услуг и послепродажного обслуживания.

Особое место среди методов конкурентной борьбы занимают методы и средства недобросовестной конкуренции, к которым относятся:

- самовольное использование чужого товарного знака;

- приобретение коммерческой тайны конкурента;

- распространение о конкуренте информации, способной нанести вред его репутации;

- некорректное сравнение собственных товаров с товарами конкурента в рекламе, введение в заблуждение потребителей в отношении качества товаров и их свойств.

Эти методы широко применялись и применяются сегодня. Государство должно жестко пресекать попытки применения подобных методов конкуренции. Без этого становление и развитие полноценных процессов конкуренции в хозяйстве страны невозможно.

Конкуренция – это главный фактор восприимчивости предприятия к продуктовым и техническим новинкам.

Конкуренция в инновационной сфере имеет следующие особенности:

- она способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию более высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей;

- стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;

- вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворять потребности рынка.

Рыночная экономика отвечает на основные вопросы экономики следующим образом:

- производятся только те товары и услуги, которые приносят доход, дающий возможность возместить затраты и получить прибыль;

- используется передовая технология, зависящая от эффективности комбинации ресурсов, которые должны направляться в отрасли, где будет получена максимальная отдача;

- количество выпускаемой продукции зависит от цен на ресурсы и спроса на продукцию;

- продукция производится для тех, кто может заплатить рыночную цену.

Рыночная экономика имеет плюсы и минусы.

К преимуществам рыночной экономики относится следующее:

- стимулируется экономическая эффективность производства;

- формируется оптимальная структура производства;

- обеспечивается эффективное распределение ресурсов;

- стимулируется научно-технический прогресс и используется передовая технология;

- быстро распространяются достижения науки и техники из-за свободного перелива капитала;

- увеличивается производительность труда и снижаются затраты;

- существует высокая способность к удовлетворению различных потребностей;

- имеется свобода выбора и действий производителя и потребителя;

- существует высокая гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям.

К негативным моментам рыночной экономики относится то, что:

- процесс концентрации производства приводит к ограничению конкуренции, являющейся основной регулирующей силой на рынке;

- отсутствует механизм самозащиты от экономической и политической власти монополий;

- не обеспечивается социальное равенство всех людей;

- слабо учитываются коллективные интересы;

- из-за неравенства доходов обостряется проблема реализации продукции, что ведет к кризисам перепроизводства;

- не обеспечивается общее экономическое равновесие, то есть одновременное равновесие на рынках занятости, благ и денег;

- не гарантируется полная занятость и стабильный уровень цен;

- невозможно без вмешательства государства выйти из сильных экономических кризисов;

- отсутствует экономический механизм защиты окружающей среды и сохранения невосполнимых ресурсов;

- существует слабая заинтересованность в фундаментальных исследованиях.

В рыночной экономике действует целый ряд законов: законы денежного обращения, закон стоимости, закон спроса и предложения и др. (Подробнее см.14).

Для нормального функционирования рыночной экономики, кроме эффективного экономического механизма, необходим эффективный юридический механизм. Это привело к возникновению хозяйственного законодательства и права.

Рыночная экономика – это сложный хозяйственный организм, состоящий из большого числа производителей, коммерческих, финансовых, информационных и др. структур, которые объединяются единым понятием рынок. Важно уметь определить сущность рынка и его функции.

Существует несколько определений рынка:

- древние греки определяли рынок как специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга;

- это специальная перемычка между собственником товара и собственником денег;

- это совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг по поводу обмена продуктами человеческого труда;

- это информационная система, увязывающая между собой спрос и предложение товаров и услуг;

- это определенная форма орга­низации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен;

- это любой институт или механизм, то есть упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товаров и услуг;

- это совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенная для того, чтобы свести вместе покупателей и продавцов в коммерческих целях (определение цены и объема продаж).

Основой образования рынка являются частная собственность и разделение труда. Рынок может существовать только тогда, когда есть обмен между хозяйствующими субъектами.

Важным является уяснение функций рынка.

Рынок выполняет следующие функции: цено­образующую, информационную, посредническую, регулирующую, санирующую.

Ценооб­разующая функция состоит в том, что только на рынке под воздействием спроса и пред­ложения формируется цена, которая в известной степени поддерживает связь со стоимо­стью и реагирует на изменения в производстве, потребностях, экономической конъюнктуре.

Информационная функция сводится к отражению состояния на рынке по­средством совокупности рыночных индикаторов.

Посредническая функция позволяет по­купателям и продавцам найти друг друга и вступить в отношения сделки.

Регулирующая функция позволяет определить что, сколько и как следует производить, а также для кого будет производиться данная продукция.

Санирующая функ­ция освобождает рыночное пространство от неконкурентоспособных фирм.

Рынок характеризуется структурой и инфраструктурой.

Структура рынка сложна и многообразна. Она позво­ляет классифицировать рынки по следующим признакам:

- по экономическому назначе­нию и объекту сделки (рынок потребительских товаров, труда, ценных бумаг и т.д.);

- по уровню охвата хозяйственных процессов (местный, региональный, национальный, ми­ровой);

- по характеру продаж (оптовый, розничный);

- по степени ограничения конку­ренции (рынок совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции);

- по степени со­блюдения «правил игры», установленных государством (белый, серый, черный ры­нок).

Инфраструктура рынка отражает те институты и организации, которые обслужи­вают структуру рынка. К ним относятся:

- товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, обслуживающие рынок товаров и услуг;

- банки, страховые, инвестиционные компании, фондовые и валютные биржи, обслуживающие финансовый рынок;

- биржи и агентства по труду, комитеты по занятости, обслуживающие рынок труда;

- информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие все рынки.

Следует уделить особое внимание модели деловой активности в рыночной экономике (рис. 4), потому что моделирование, являясь основным методом исследования, позволяет наиболее четко представить и понять процесс кругооборота продуктов и доходов, происходящий в рыночной экономике.

Рис. 4. Модель деловой активности в рыночной экономике.

 

Домохозяйства, предоставив на рынок ресурсов свои ресурсы (труд, землю, капитал и предпринимательскую способность), получают доход в форме заработной платы, ренты, процента и прибыли. Фирмы, приобретая на рынке ресурсов ресурсы для своего производства в пропорции, соответствующей оптимуму фирмы, несут издержки производства.

С помощью факторов производства, то есть ресурсов, задействованных в процессе производства, фирмы производят различные товары и услуги, реализуя которые, они получают общую выручку. Домохозяйства, получив доходы за предоставленные ресурсы, направляют их на приобретение товаров и услуг, предоставляемых фирмами, осуществляя потребительские расходы.

На рис. 4 видно, что продукты и доходы в экономике движутся в противоположных направлениях. Таким образом, происходит непрерывный процесс кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в рыночной экономике.

Однако современное рыночное хозяйство не обходится без вмешательства государства в экономику. В различных моделях экономических систем государство в большей или меньшей степени вмешивается в экономические процессы. Кроме того, современное рыночное хозяйство не может существовать без финансового рынка, который тесно связан как со всеми субъектами экономической деятельности, так и с рынками ресурсов и продуктов.

Модель деловой активности с учетом финансового рынка и вмешательства государства представлена на рис. 5.

Рис. 5. Модель деловой активности в современном рыночном хозяйстве.

 

В модели показано, что государство предоставляет фирмам и домохозяйствам различные товары и услуги, а последние, в свою очередь, уплачивают государству чистые налоги, то есть валовые налоги за минусом трансфертных платежей (пенсий, стипендий, пособий). С рынка ресурсов государство получает ресурсы, а с рынка продуктов – товары и услуги, а обратно направляет государственные расходы.

Все рынки (ресурсов и продуктов) и экономические субъекты (домохозяйства, фирмы и государство) связаны между собой финансовыми потоками, которые показаны пунктирными линиями. Это делает деловые связи более четкими, быстрыми и эффективными. Все потоки сходятся на финансовом рынке, который стал неотъемлемой частью современного рыночного хозяйства.

Указав место государства в современном рыночном хозяйстве необходимо обратить внимание на задачи государственного вмешательства, а также на методы их решения. Основными методами вмешательства государства в экономику являются: административные и социально-экономические.

Перед государством стоит целый ряд задач, которые оно должно решать с помощью данных методов.

Первой задачей является обеспечение правовой базы для защиты частной собственности. В рамках решения этой задачи государство должно:

- обеспечить законный статус предпринимателям, например, путем принятия законов об акционерных обществах, о предприятиях и предпринимательской деятельности;

- гарантировать права частной собственности, например, путем принятия законов о частной собственности;

- обеспечить соблюдение контрактов и договоров, выступая арбитром в коммерческой деятельности;

- ввести стандарты контроля над качеством продукта, например, путем принятия законов о защите прав потребителей, о стандартизации продукции;

- создать эффективную денежную систему для облегчения обмена товарами и услугами, путем поддержания курса рубля на оптимальном уровне.

Второй задачей является обеспечение стабилизации экономики и экономического роста в стране. Решение этой задачи предполагает достижения стабильного уровня цен и полного использования всех ресурсов, в частности, полной занятости. Для обеспечения эффективной занятости государство должно поддерживать совокупный спрос в стране на эффективном уровне (равенство совокупных доходов и расходов), за счет поддержания автономных инвестиций и установления оптимального соотношения между потреблением и сбережениями, используя кредитно – денежную и бюджетно-налоговую политику, а также осуществлять антициклическое регулирование экономики.

Третьей задачей является защита конкуренции и ограничение власти монополий. Для защиты конкуренции государство должно принять различные законы о конкуренции, в которых определяются права и обязанности конкурентов, например, запрет продажи товаров по демпинговым ценам, не возмещающим затрат и не обеспечивающим получения средней прибыли. Для ограничения власти монополий, которая порождает нерациональное распределение экономических ресурсов и оказывает негативное влияние на общий объем производства и уровень цен, используется целый пакет инструментов. В отношении естественной монополии важнейшим инструментом является применение ценовой политики. В отношении искусственной монополии применяются антимонопольные законы. Более подробно методы регулирования монополии будут рассмотрены в 4-м параграфе 8-й главы.

Четвертая задача государства – это борьба с неравенством, перераспределение доходов и повышение благосостояния граждан страны. Проблеме социальной справедливости посвящен 4-й параграф 11 главы. Для достижения этих целей государство должно:

- осуществлять эффективную политику доходов, гарантирующую доходы для всех членов общества не ниже прожиточного минимума;

- использовать такие инструменты, как трансфертные платежи и налоги;

- разрабатывать программы социального и пенсионного обеспечения;

- использовать политику модификации цен, не обеспечивающих эффективного объема производства.

Пятая задача государства – это перераспределение ресурсов, ликвидируя издержки или выгоды перелива.

Более подробно данная проблема будет рассмотрена во 2-м параграфе 11 главы.

Глава 2. АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Спрос и закон спроса

 

Спрос является важнейшей рыночной категорией. Спрос обозначается буквой D (demand). Спрос – требование экономиче­ского агента на товары и услуги. Это понятие аналогично понятию «потребность» из общего раздела экономической теории. В микроэкономике исследуется платежеспособный спрос.

Платежеспособный спрос – это требование экономического агента на товары и услуги, подкрепленное деньгами, то есть он согласует желания потребителей с их возможностями приобретения каких-либо благ.

Цена спроса – это максимальная цена, по которой покупатель согласен приобрести опре­деленное количество товаров или услуг при заданных условиях.

Максимальное количество товаров и услуг, которые экономический агент может приобрести в единицу времени при определенных условиях называется объемом спроса или его величиной.

На спрос влияет множество факторов, к которым относятся цена данного товара, цены других товаров, доходы потребителей и др. Зависимость объема спроса от определяющих его фак­торов называется функцией спроса.

В общем виде функция спроса имеет следующий вид:

QdA = f (PA, P b ... PZ, I, Т, W, Х, Еd), где: (5)

QdA – объем спроса на товар A;

PA (price) – цена товара A;

Pb...PZ (prices) – цены на комплементарные (взаимодополняемые) товары и товары-суб­ституты (взаимозаменяемые);

I (income) - доход потребителей;

Т (tastes) – вкусы и предпочтения покупателей;

W (wealth) – накопленное богатство;

Х – число покупателей;

Еd (expectations) – ожидание потребителей увеличения цен на данный товар.

Зависимость спроса от цены на данный товар при постоянстве всех других фак­торов представляет собой функцию спроса от цены и имеет следующий вид:

QdA = f (PA) (6)

Данная функция может быть задана тремя способами:

1. Табличным:

Таблица 1

Зависимость объема спроса от цены

PA (цена, в р.)
QdA (объем спроса, в шт.)

 

2. Аналитическим:

Q dA = a – b PA, где a и b - коэффициенты (7)

 

3. Графическим: (рис. 6 а и рис. 6 б).

Рис. 6 а. Линия спроса. Рис. 6 б. Кривая спроса.

 

Отрицательный наклон линии спроса (рис. 6 а) объясняется законом спроса. Суть закона заключается в том, что с увеличением цены величина спроса на товар уменьшается, то есть между ценой товара и величиной спроса существует обратная зависимость. На это указывает знак «минус» перед коэффициентом b в уравнении (7). Однако, как и в любом законе, существуют исключения из закона спроса.

К исключениям из закона спроса относятся:

1.«Парадокс Гиффена», названный в честь английского экономиста Р. Гиффена, ко­торый описал случай, когда во время голода в Ирландии в Х1Х веке объем спроса на картофель, цена которого увеличилась, также возрос. Товарами Гиффена называют низкокачествен­ные товары, спрос на которые с увеличением цены возрастает, так как уменьшается возможность ку­пить другие, более качественные товары.

2.«Эффект Веблена», описывающий спрос на престижные товары со стороны опре­деленной группы покупателей (эффект сноба), считающих, что приобретение дорогостоящих то­варов свидетельствует об их высоком социальном статусе и эксклюзивности. Снижение же цен на такие товары (ювелирные изделия, модели одежды, созданные по индивидуальному заказу и т. д.) может уменьшить их привлекательность для данной категории покупа­телей.

3.«Цена – показатель качества». Отклонение от стандартной динамики спроса мо­жет происходить в случае незнания потребительских свойств товара, что приводит к мнению, что чем дороже товар, тем выше его качество, и больше спрос на него. Низкие цены на товары иногда настораживают покупателей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.