Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания к выполнению курсовых работ.





Российский Государственный Педагогический университет им. А.И.Герцена

Факультет экономики

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Экономическая теория. ЧАСТЬ 2»

Составитель:

К.э.н., доцент Е.В.Богатова

Санкт-Петербург


Аннотация

 

Дисциплина «Экономическая теория.. Часть 2)» предназначена для формирования у студентов теоретических знаний в области устройства макроэкономических систем и практических навыков расчета макроэкономических параметров и оценивания последствий проведения монетаристских и фискальных мер регулирования экономики. Дисциплина ориентирована на формирование системного представления о кругообороте продукта, расходов и доходов, оперирование важнейшими макроэкономическими показателями при рассмотрении основных проблем макроэкономики. Дисциплина читается студентам дневного и заочного отделения специальностям «Национальная экономика» и «Маркетинг».


СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. Организационно–методические материалы... 4

1.1.Выписка из образовательного стандарта. 4

1. 2. Цели и задачи учебной дисциплины.. 5



1. 3. Требования к уровню освоения дисциплины.. 5

1. 4. Формы контроля. 5

Раздел 2. Содержание дисциплины... 6

2.1.Тематический план учебной дисциплины.. 6

2.2. Содержание отдельных тем.. 6

Раздел 3. Учебно–методическое обеспечение дисциплины... 8

3.1. Вопросы для подготовки к экзамену. 8

3.2. Методические указания к выполнению курсовых работ. 9

3.3.Возможный вариант теста . 10

3.4.Возможные варианты задач. 13

3.5.Словарь терминов. 17

3.6.Литература. 19

Раздел 4. ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономическая теория.Часть2.». 21

 


 

 

Раздел 1. Организационно–методические материалы

Выписка из образовательного стандарта

 

Экономическая теорияОПД.Ф.01

Введение в экономическую теорию.

Микроэкономика.

Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М.Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS - LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и "длинные волны"; теории экономического роста и экономического цикла; "золотое правило накопления".



 

Макроэкономика.(продвинутый курс ).СД.01

Современные школы в макроэкономике: теория неравновесия, неокейнсианство, современный монетаризм, неоклассический синтез, теория рациональных ожиданий Р. Лукаса, теория предложения, стохастические теории макроэкономики.

Система статических и динамических мультипликаторов государственной экономической политики, потенциальные макроэкономические индикаторы: потенциальный национальный продукт (НП) и бюджетный дефицит; гипотеза полной международной мобильности капитала. Макроэкономические уравнения системы IS-LM и ее модификаций; современные модели кривой Филлипса; многопериодные модели потребления и сбережений; модель динамики государственного долга Дж. Тобина; динамическая модель Солоу и «золотое правило накопления»; монетарная и фискальная политика при фиксированном и гибком валютном курсе; реальный валютный курс и методы его исчисления; модель международного движения капиталов Манделла-Флеминга; макромодели переходной экономики.



 

 

 

1. 2. Цели и задачи учебной дисциплины

 

Целью данной дисциплины является знакомство студентов с основными понятиями макроэкономики и с основными проблемами макроэкономических систем. Познакомить студентов с теоретическими подходами к разработке макроэкономических моделей в классическом и кейнсианском вариантах. Научить студентов системно подходить к анализу и государственному регулированию экономики и учитывать взаимосвязанные последствия использования фискальных и монетарных инструментов регулирования реальной экономической системы. Познакомить студентов с основными предпосылками, достоинствами и недостатками классического и кейнсианского подходов. Научить графической интерпретации макроэкономических процессов. Сформировать представление о мультипликативных эффектах в экономике, научить рассчитывать некоторые важнейшие показатели и коэффициенты. Привить навыки преломления полученных знаний к российской действительности.

Центральной задачей данного курса является знакомство студентов со структурой макроэкономических рынков и поведением макроэкономических агентов и применение этих знаний при построении простейших макроэкономического моделей и анализе вариантов проведения экономической политики. Познакомить студентов с методикой Системы национальных счетов. Ознакомление студентов с основными макроэкономическими агрегатами и макроэкономическими зависимостями Получение студентами основ практических навыков по конструированию простейших макроэкономических ситуаций. Формирование у студентов системного взгляда на макроэкономический процесс и его взаимосвязь с экономической политикой и международной экономикой

1. 3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения данной дисциплины студенты обязаны уметь выделять объекты макроэкономического анализа. Должны иметь навыки по расчету основных макроэкономических показателей и коэффициентов, усвоить основные принципы построения модели кругооборота продукта, расходов и доходов, как целостной системы макроэкономических показателей потока. Студенты должны познакомиться с основными функциональными зависимостями, используемыми в макроэкономике, уяснить их роль в макроэкономическом процессе и влияние на формирование экономической политики. Студенты должны знать механизм действия основных инструментов фискальной и монетарной политики, разбираться в функционировании банковской системы, бюджетной системы, иметь представления о деньгах как макроэкономическом объекте, о безработице и инфляции как явлениях экономического роста и цикла.

Формы контроля

Итоговая аттестация – экзамен (в виде теста, коллоквиума, по билетам и в других формах по усмотрению преподавателя)

Раздел 2. Содержание дисциплины

2.1.Тематический план учебной дисциплины

 

Наименование тем Лекц. (час) СР (час) Всего (час)
Введение     0,1
Тема 1. Предмет макроэкономики. Кругооборот продукта, доходов и расходов.     1,9
Тема 2. Основные макроэкономические показатели    
Тема 3. Методы измерения ВВП    
Тема 4. Совокупный спрос    
Тема 5 Совокупное предложение    
Тема 6 Равновесие в модели АD-АS    
Тема 7 Экономический рост и экономический цикл    
Тема 8. Безработица и инфляция.    
Тема 9. Деньги    
Тема 10. Банковская система    
Тема 11. Монетарная политика    
Тема 12. Налоги    
Тема 13. Государственный бюджет    
Тема 14. Фискальная политика.    
Итого по дисциплине:    

Содержание отдельных тем

 

Введение: Макроэкономика в структуре экономических наук. Макроэкономика и экономическая политика.

ТЕМА 1: Предмет макроэкономики. Кругооборот продукта, расходов и доходов..Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Двухсекторная, трехсекторная и четырехсекторная модели экономики. Материальные и денежные потоки. Совокупный продукт, совокупные расходы, совокупные доходы. Потребительские расходы, инвестиционные расходы, сбережения, налоги и трансферты, располагаемый доход, государственные закупки, чистый экспорт. Основное макроэкономическое тождество. Тождество инъекций и изъятий.

ТЕМА 2: Основные макроэкономические показатели.Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Конечные товары и услуги. Валовой национальный продукт. Чистый национальный продукт. Национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход. Сальдо государственно бюджета.

ТЕМА 3: Методы измерения ВВП.Метод по добавленной стоимости (производственный метод). Метод по расходам (конечного использования). Метод по доходам (распределительный метод). Реальный и номинальный ВВП. Индекс потребительских цен. Индекс дефлятор. Индекс Фишера.

ТЕМА 4: Совокупный спрос. Понятие совокупного спроса. Формула совокупного спроса. Величина совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Эффект реального богатства (эффект Пигу). Эффект процентной ставки. Эффект импортных закупок. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы. Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы. Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Факторы, воздействующие на чистый экспорт. Денежные факторы.

ТЕМА 5: Совокупное предложение.Совокупное предложение в классической и кейнсианской моделях. Основные положения классической модели. Классическая дихотомия. Нейтральность денег. Рынки реального сектора экономики. Гибкость цен. Ограниченность ресурсов. Закон Сэя. Долгосрочный период. Кривая совокупного предложения. Основные положения кейнсианской модели. Денежный рынок. Жесткие цены. Ставка процента. Инвестиции и сбережения. Короткий период. Кривая совокупного предложения

ТЕМА 6: Равновесие в модели AD-AS.. Современный вид кривой SRAS. Ценовые и неценовые факторы совокупного предложения Последствия изменения совокупного спроса. Последствия изменения совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию. Позитивные и негативные шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Причины и последствия.

ТЕМА 7: Экономический рост и экономический цикл.Понятие экономического роста. Графическая интерпретация роста в модели AD-AS. Показатели экономического роста. Факторы экономического роста. Производственная функция. Экстенсивный и интенсивный тип роста. Производительность труда. Издержки роста. Политика экономического роста. Понятие экономического цикла. Циклические колебания и тренд экономического роста. Фазы цикла. Причины цикла. Поведение макроэкономических показателей в течение цикла. Виды экономических циклов.

ТЕМА 8: Безработица и инфляция.Понятие безработицы. Трудоспособное население и рабочая сила. Занятые и безработные. Безработные и не включаемые в рабочую силу. Институциональное население. Виды безработицы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Понятие инфляции. Показатели уровня инфляции.ю Виды и причины инфляции Инфляция спроса и инфляция издержек. Последствия инфляции. Инфляционная спираль.

ТЕМА 9: Деньги.Понятие денег. Функции денег. Виды денег. Денежные агрегаты. Деньги и «почти-деньги». Квазиденьги. «Широкие деньги». Денежная база. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия денег и ее последствия в краткосрочном и долгосрочном периодах.

ТЕМА 10: Банковская система.Основная функция банков. Двухуровневая банковская система. Функции центрального банка. Баланс центрального банка. Система полного и частичного резервирования. Баланс коммерческого банка. Создание денег коммерческим банками. Банковский (кредитно-депозитный) мультипликатор.

ТЕМА 11: Монетарная политика.Понятие. Цели. Объект. Инструменты. Норма обязательных резервов. Учетная ставка процента. Операции на открытом рынке. Воздействие инструментов монетарной политики на денежную массу. Виды монетарной политики. Меры стимулирующей и сдерживающей монетарной политики. Механизм денежной трансмиссии.

ТЕМА 12: Налоги.Понятие налога. Общественные блага. Концептуальные основы построения налоговых систем: утилитаризм, либертаризм, эгалитаризм. Принципы налогообложения. Критерии оценки налоговых систем. Экономически нейтральное налогообложение. Элементы налоговой системы (элементы налога). Классификация. Налоговая макроэкономическая функция. Типы налогообложения. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.

ТЕМА 13: Государственный бюджет.Понятие. Основные виды доходов и расходов. Состояние государственного бюджета (сальдо) на разных фазах экономического цикла. Концепции государственного бюджета. Методы финансирования дефицита государственного бюджета. Государственный долг: виды, причины возникновения, последствия. Ситуация двойного дефицита.

ТЕМА 14: Фискальная политика.Понятие. Цели. Объект. Инструменты. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Простой мультипликатор автономных расходов. Мультипликатор государственных закупок. Мультипликатор налогов. Мультипликатор трансфертов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Виды фискальной политики. Меры стимулирующей и сдерживающей фискальной политики.

 

Раздел 3. Учебно–методическое обеспечение дисциплины

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1.Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Двухсекторная модель экономики.

2.Кругооборот продукта, расходов и доходов в трехсекторной и четырехсекторной моделях экономики.

3.Основное макроэкономическое тождество. Тождество инъекций и изъятий.

4. Валовой внутренний продукт. (определение; номинальный, реальный, фактический, потенциальный ВВП)

5.Соотношение основных макроэкономических показателей в системе национальных счетов.

6.Методы измерения ВВП. Метод добавленной стоимости.

7.Метод измерения ВВП по доходам.

8.Метод измерения ВВП по расходам.

9.Реальный и номинальный ВВП. Индексы цен.

10. Совокупный спрос. Ценовые факторы спроса .Графики.

11. Совокупный спрос. Неценовые факторы спроса.Гоафики..

12. Совокупный спрос. Денежные факторы.Графики

13.Совокупное предложение. Основные положения классической модели. Графики.

14.Сровокупное предложение. Основные положения кейнсианской модели. Графики.

15.Рынки реального сектора экономики и денежный рынок в классической и кейнсианской моделях. Графики.

16.Современный вид SRAS. Ценовые и неценовые факторы.

17.Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения в Модели AD-AS. Переход от краткосрочного равновесия к долгосрочному. Графики..

18.Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Графики..

19.Понятие и показатели экономического роста. Графическая интерпретация роста в модели AD-AS.

20.Макроэкономическая производственная функция. Факторы, типы и издержки экономического роста.

21.Понятие, виды и причины экономических циклов. Поведение макроэкономических показателей в течение цикла.

22.Понятие и виды безработицы. Расчет уровней безработицы.

23.Закон Оукена и предложенные им соотношения.

24.Понятие инфляции. Основная причина (монетарная трактовка). Показатели измерения уровня инфляции.

25.Виды и последствия инфляции. Инфляционная спираль.

26.Понятие, виды и функции денег ( монетарная и политэкономическая трактовка)

27.Денежные агрегаты.

28.Последствия эмиссии денег в краткосрочном, долгосрочном периодах и в условиях стагфляции.

29.Двухуровневая банковская система. Балансы центрального и коммерческих банков. Система частичного резервирования.

30.Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор.

31.Цели, объект, инструменты монетарной политики.

32.Воздействие инструментов монетарной политики на денежную массу.Графики.

33. Виды монетарной политики. Механизм денежной трансмиссии.Графики.

34.Понятие налога. Принципы налогообложения. Критерии оценки налоговых систем.

35.Элементы налоговой системы (налога). Типы налогообложения Классификации налогов.

36.Налоговая макроэкономическая функция. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.

37.Понятие государственного бюджета. Доходы, расходы и сальдо на разных фазах экономического цикла.

38.Концепции государственного бюджета и методы финансирования бюджетного дефицита.

39. Государственный долг (понятие, виды, причины возникновения, последствия).Ситуация двойного дефицита.

40.Понятие, цели, объект и инструменты фискальной политики.

41. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Мультипликаторы (простой автономных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов, сбалансированного бюджета).

42.Виды и меры фискальной политики.

43.Критика традиционной кривой Филипса.

Методические указания к выполнению курсовых работ.

 

Студенты должны самостоятельно подобрать 2-3 статьи по темам, изучаемым в курсе «Экономичекская теория. Часть 2». Статьи должны носить теоретический характер, быть опубликованными в рецензируемых журналах (Вопросы экономики, РЭЖ, Экономические науки, Экономика и общество, МЭ и МО, Вестники СПбГУ и МГУ и т.п.) не более пяти лет назад, принадлежать разным авторам и быть посвященными одной и той же теме. Студенты самостоятельно (на основе прочитанного) определяют название своей курсовой работы. Содержание работы не должно сводиться к переписыванию найденных статей, а должно представлять собой содержательную компиляцию, то есть самостоятельно структурированный студентами текст с выделением проблем и мотивированным (обоснованным с учетом полученных знаний в курсе «Экономическая теория. Ч.2») отношением к прочитанному. Выводы по разделам (главам, параграфам) и общий вывод по работе обязательны.

Во введении работы должна быть четко обоснована структура основной части, представлена логика очередности следования глав и разбиения глав на параграфы. Параграф не может быть представлен текстом менее 7-ми страниц. Разбиение работы на главы, а глав на параграфы обязательно. В названиях глав и параграфов должен быть четко сформулирован предмет рассмотрения, текст соответствовать названию. Не допускаются названия, носящие журналистский характер и ничего не говорящие о направлении анализа рассматриваемых тем (проблем) типа « Продается 90% территории Росси!», «А не попить ли нам чайку?». Ссылки по тексту обязательны и должны относиться строго к списку использованной литературы, состоящему только из 2-3 наименований отобранных статей.

Выводы по работе в целом не должны носить общий характер (принять меры, улучшить, усилить, углубить и пр.), а должны вытекать только из представленного текста, обобщать (но не повторять!) краткие выводы, представленные в конце каждого раздела, содержать отношение студента к прочитанному материалу.

 

 

3.3.Возможный вариант теста .

 

Верны ли следующие утверждения (да, нет).

 

1.Государственные расходы являются изъятием из потока доходов, поскольку они в конечном итоге сокращают расходы частного сектора.

2.Все транспортные услуги включаются в стоимость конечной продукции.

3.Добавленная стоимость включает заработную плату, но не учитывает величину прибыли.

4.Объемы номинального и реального ВВП могут быть измерены только в денежном выражении.

5.Дефлятор ВВП не учитывает изменение цен товаров в связи с изменением качества этих товаров.

6.Эффект богатства – неценовой фактор, определяющий изменение совокупного спроса.

7.Рост уровня цен в стране по сравнению с мировым уровнем ведет к увеличению импорта и снижению экспорта, следовательно, к снижению совокупного спроса и сдвигу кривой совокупного спроса влево.

8.Мультипликатор сбалансированного бюджета может быть больше мультипликатора государственных закупок.

9.В краткосрочном периоде рост совокупного спроса может не оказать влияния на величину равновесного объема выпуска, но всегда ведет к росту уровня цен.

10.Депозиты коммерческих банков в центральном банке являются резервами коммерческих банков и обязательствами центрального банка.

11.Автоматические стабилизаторы изменяют размеры государственных закупок и мультипликатор расходов.

12.Чем больше величина трансфертов, тем больше мультипликатор трансфертов.

13.Способ, при котором правительство финансирует дефицит государственного бюджета за счет денежных средство, полученных от продажи населению государственных облигаций, называется монетизацией бюджетного дефицита.

14.Дефицит государственно бюджета обязательно ведет к росту предложения денег.

15.Политика «дешевых денег» соответствует стимулирующей монетарной политике.

16.Если коммерческие банки не хранят избыточные резервы, то продажа центральным банком на открытом рынке государственных ценных бумаг будет побуждать коммерческие банки требовать возврата кредитов, распродавать активы и сокращать предложение денег.

17.Привлечение средств на банковские счета представляет собой активные операции коммерческих банков.

18.Количественная теория денег предполагает, что рост предложения денег пропорционально увеличивает реальный выпуск.

19.Основное положение количественной теории денег состоит в том, что скорость обращения денег не зависит от их количества.

20.Рост благосостояния в экономике полной занятости ведет к появлению инфляционного разрыва.

21.В соответствии с моделью Кейнса изменение совокупного спроса не оказывает влияние на уровень цен.

22.Государство не может использовать фискальную политику одновременно с целью достижения полной занятости и обеспечения сбалансированности государственного бюджета на циклической основе.

23.Пенсии, выплачиваемые государством, учитываются при подсчете ВВП на основе потока доходов.

24.Амортизация является частью национального дохода.

25.Сокращение товарно-материальных запасов учитывается в ВВП данного года.

 

Выберите единственный правильный ответ

 

26..Добавленная стоимость для отдельной фирмы равна выручке от продаж за вычетом: а) амортизации; б) заработной платы; в)стоимости промежуточных товаров; г) всех затрат труда на производство продукции; д) всех издержек.

27.Согдасно классической модели: а) кривая совокупного предложения вертикальна и не может сдвигаться ни вправо, ни влево; б) равновесная ставка процента устанавливается в результате взаимодействия инвестиций и сбережений на денежном рынке; в) реальные показатели жесткие и не меняются при изменении рыночной конъюнктуры; г) нет верного ответа.

28.Математический смысл формулы предельной склонности к потреблению: а) бесконечно убывающая геометрическая прогрессия; б) частная\ производная; в)арифметическая прогрессия; г) логарифм.

29.Если в экономике инфляция, то центральный банк должен: а) купить государственные ценные бумаги; б)снизить учетную ставку процента; в)продать государственные ценные бумаги; г) снизить норму обязательных резервов; д) верны ответы б) и в).

30.Количественная теория денег в качестве постоянной величины рассматривает: а) количество денег в обращении; б) скорость обращения денег; в) уровень цен; г) номинальный объем выпуска; д) нет верного ответа.

31.Из уравнения обмена следует, что в современных условиях рост предложения денег в краткосрочном периоде ведет к росту: а) уровня цен, но не меняет объем выпуска; б) объема выпуска, но не меняет уровень цен; в) уровня цен и объема выпуска; г) уровня цен, но не снижает скорость обращения денег; д) уровня цен и объема выпуска, но не снижает скорость обращения денег.

32.Добавленная стоимость не включает: а) заработную плату; б) амортизацию; в)прибыль; г) стоимость сырья и материалов; д) все ответы верны.

33.Приверженность правилу ежегодно сбалансированного бюджета ведет к тому, что: а) правительство не может использовать монетарную политику для стимулирования экономики в период рецессии; б) инфляция становится постоянным явлением; в) правительство не может снизить налоги для стимулирования экономики в период рецессии; д) все ответы верны.

34.В черырехсекторной модели экономики профицит государственного бюджета равен: а) сумме превышения инвестиций над частными сбережениями и дефицита торгового баланса; б)сумме превышения частных сбережений над инвестициями и дефицита торгового баланса; в)сумме превышения инвестиций над частными сбережениями и профицита торгового баланса; г) сумме превышения частных сбережений над инвестициями и профицита торгового баланса.

35.Если уровень цен текущего года ниже уровня цен базового года, то реальный ВВП: а)равен номинальному ВВП; б)меньше номинального ВВП; в)больше номинального ВВП; г) определенного сказать нельзя.

36.Реальный ВВП текущего года равен: а)∑pitqit; б) ∑pi0qit; в) ∑pitqi0; г)∑pi0qi0.

37.Расходы на строительство нового здания Министерства финансов в данном году отражаются в системе национальных счетов как: а) увеличение валовых инвестиций; б) увеличение чистых инвестиций; в) увеличение инвестиций в основной капитал; г)не включается в инвестиционный компонент расходов.

 

Укажите, какие процессы относятся: а) к фазе спада, б) к фазе подъема.

38.Рост профицита торгового баланса.

39.Рост налоговых поступлений.

 

Укажите, какие виды расходов и доходов: а) включаются, б) не включаются в ВВП данной страны:

 

40. Проценты по облигациям частных фирм.

41.Расходы строительной фирмы на строительство жилого дома.

42.Покупка картины музеем у современного художника, автора данной картины.

43.Покупка картины А.И.Куинджи частным коллекционером.

44.Зарплата врача, работающего в государственной больнице

 

Укажите, что из перечисленного а) включается и б) не включается в инвестиции (инвестиционный компонент ВВП) в Системе национальных счетов:

 

44.Расходы иностранной фирмы на покупку оборудования в данной стране.

45.Покупка домохозяйством квартиры, построенной в этом году, у другого домохозяйства.

46.Покуапка иностранной фирмой контрольного пакета акций фирмы-резидента.

47.Расходы фирмы на строительство филиала в другой стране.

48.Покупка дачного домика, построенного в прошлом году.

49.Покупка иностранной валюты.

50.Расходы домохозяйства на покупку автомобиля, который оно предполагает сдавать в аренду.

 

 

3.4.Возможные варианты задач.

1.Валовые частные инвестиции в стране составили 750, инвестиции в основной капитал 550, расходы на жилищное строительство 90, расходы на сырье и материалы – 130. Определить величину инвестиций в запасы.

 

2.В экономике страны заработная плата составляет 250, процентные платежи частных фирм 15, арендная плата 12, доходы собственников 60,чистый факторный доход из-за границы минус 5, пособия по безработице 8, пенсии 4, доходы от продажи акций на фондовой бирже 10, прибыль корпораций 50, амортизация 30, косвенные налоги 20, прямые налоги 35. Определить ВВП.

 

3. Личный доход равен 570, индивидуальные налоги 90, потребление 430, процентные платежи, выплаченные домохозяйствами 10, личные сбережения 40.Определить располагаемый личный доход.

 

4.Частные сбережения равны 200, бюджетный дефицит 50, а дефицит торгового баланса 10. Определить величину инвестиций.

5.Профицит государственного бюджета 500, инвестиции 1000, частные сбережения 700. Определите величину сальдо торгового баланса.

 

6.Совокупные потребительские расходы равны 3657, расходы на покупку товаров длительного пользования 480, в том числе импортных 12, расходы на текущее потребление 1194. Определить величину расходов на оплату услуг.

 

7.В закрытой экономике ВВП составляет 3580, расходы на потребление 1900, амортизация зданий 200, государственные закупки товаров и услуг 1000, амортизация оборудования 250, косвенные налоги 50.Определить величину чистых инвестиций.

 

8.Определить ВНП, если дано: потребительские расходы 400, чистые инвестиции 50, стоимость потребленного капитала10, государственные закупки товаров и услуг 200,экспорт 10, импорт 10, доходы граждан страны за рубежом 20, доходы иностранцев в данной стране 30, заработная плата 250, доходы собственников 70, прибыль корпораций 100.

 

9.В экономике страны потребительские расходы 5100, профицит торгового баланса 250,дефицит государственного бюджета 200, инвестиции 1000. Определите располагаемый доход.

 

10.Определить сальдо бюджета, если дано: индивидуальные налоги 50, косвенные налоги на бизнес 30, налог на прибыль корпораций 17, взносы на социальное страхование 8, ВВП 400, потребительские расходы 250, чистый экспорт 7, валовые инвестиции 80, трансфертные платежи 12, проценты по государственным облигациям 11.

 

11.Определить НД, если дано: потребительские расходы 400, чистые инвестиции 50, стоимость потребленного капитала 10, государственные закупки товаров и услуг 200, экспорт 10, импорт 10, доходы граждан страны за рубежом 20, доходы иностранцев в данной стране 30, заработная плата 250, доходы собственников 70, прибыль корпораций 100, косвенные налоги 40.

 

12равнение совокупного спроса имеет вид Y=3000-200P, где Y - равновесный ВВП, а P - уровень цен. Потенциальный ВВП равен 2600 млрд.руб. Если уровень цен в экономике составляет 1,8, то в долгосрочном периоде можно ожидать, что уровень цен: а) будет иметь тенденцию к повышению; б) будет иметь тенденцию к понижению; в) не изменится; г) определенно сказать нельзя.

 

13.Потенциальный ВВП, на уровне которого изначально находится экономика, равен 9000 млрд. руб. Кривая краткосрочного совокупного предложения горизонтальна. Уравнение кривой совокупного спроса AD сначала имело вид Y= 9510-400P, но увеличение индивидуальных налогов сдвинуло эту кривую в положение, описываемое уравнением Y=9370-400P. Постройте график и определите равновесный ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

14.Потенциальный ВВП, на уровне которого изначально находится экономика равен 20000 млрд.руб. Кривая краткосрочного совокупного предложения (SRAS) горизонтальна. Уравнение кривой совокупного спроса (AD) сначала имело вид Y=2480-200P, но увеличение государственных закупок сдвинуло это кривую в положение, описываемое уравнением Y=2560-200P. Постройте график и определите равновесный ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

15.Потенциальный ВВП, на уровне которого изначально находится экономика равен 20000 млрд.руб. Кривая краткосрочного совокупного предложения (SRAS) горизонтальна. Уравнение кривой совокупного спроса (AD) сначала имело вид Y=2540-200P, но снижение инвестиций сдвинуло эту кривую так, что в долгосрочном периоде уровень цен стал равен 2,2. Постройте график и определите: а)новое уравнение кривой AD; б) равновесный ВВП в краткосрочном и долгосрочном периодах; в) уровень цен в краткосрочном периоде г) темп инфляции в долгосрочном периоде.

 

16.Первоначально экономика находится в состоянии полной занятости. Кривая совокупного спроса AD выведена из уравнения количественной теории денег. Кривая SRAS горизонтальна. Скорость обращения денег равна 1. Денежная масса уменьшается с 1400 до 1200, при этом в краткосрочном периоде равновесный ВВП становится равен 600. Постройте график и определите: а) уравнение кривой AD до и после изменение денежной массы; б) равновесный ВВП в долгосрочном периоде; в) темп инфляции в долгосрочном периоде.

 

17.Превоначально экономика находится в состоянии полной занятости. Уравнение долгосрочной кривой совокупного предложения (LRAS): Y= 2000. Уравнение краткосрочной кривой совокупного предложения (SRAS): P= 1,2. Уравнение кривой совокупного спроса (AD): Y=1000+2M/P.Ценовой шок привел к тому, что уровень цен изменился на 25%. Посторойте график и определите: а) первоначальную величину денежной массы; б) равновесный ВВП и уровень цен в краткосрочном периоде; в) на сколько процентов должен изменить денежную массу центральный банк, чтобы восстановить первоначальную величину равновесного ВВП; г) каковы новая величина денежной массы и новое уравнение кривой AD.

 

18.Реальный ВВП в 2003 составил 3600 млрд.$. Номинальный ВВП 2004 года равен 3200, а дефлятор ВВП – 0,9.Определите темп изменения ВВП .

 

19.В 2003 г. в экономике страны начался спад. Номинальный ВВП 2003 года был равен 3078 млрд. долл., индекс-дефлятор 1,2 , а темп изменения ВВП по сравнению с предыдущим (2002) годом был равен 5%.Определите ВВП 2002 (базового) года.

 

20.Из 78 млн. человек трудоспособного населения имеют работу 70%, 23% не относятся к рабочей силе, а остальные ищут работу, коэффициент Оукена равен 2,5, естественный уровень безработицы равен 6%, потенциальный ВВП 4200 млрд$. Определите величину фактического ВВП.

 

21.Потенциальный ВВП равен 35 млрд.$, фактический ВВП 31 млрд.$, коэффициент Оукена 2,5. Определить уровень циклической безработицы.

 

22.В экономике страны общая численность населения составляет 300 млн. человек, численность трудоспособного населения -250 млн, фрикционных безработных 7 млн., структурных безработных 8 млн., циклических безработных 10 млн., занятых 175 млн. человек. Фактический ВВП 1770 млрд.$, потенциальный ВВП 2000 млрд$. Определить коэффициент Оукена.

 

23.Кредитор предполагает получить реально 7% годовых, ожидаемый темп инфляции 120%. Какую номинальную ставку процента следует назначить?

 

24.В t-ом году доход по государственным облигациям был равен 7,48%. Индекс потребительских цен увеличился с 315,5% в декабре (t-1) -го года до до327,4% в декабре t –го года. Определите а) темп инфляции в t- ом году; б) величину реальной ставки процента.

 

25.Если мультипликатор налогов равен (-1), то предельная склонность к потреблению равна (выберите единственный правильный ответ): а) 1; б) предельной склонности к сбережению; в) 0,25; г) 0,4.

 

26.Обязательные резервы банка составляют 25 $млн. а депозиты - 200 $млн. Определить норму обязательных резервов.

 

27.Центральный банк продал коммерческим банкам государственные облигации на сумму 20 тыс.долл., норма обязательных резервов 12,5. Определить направление (уменьшится, увеличится) и абсолютную величину изменения предложения денег.

 

28.Первоначальный уровень дохода на душу населения составлял 15 тыс. долл., а среднегодовой темп экономического роста равен 2%. Определить чему будет равен, в соответствии с «правилом 72»,уровень дохода на душу населения через 70 лет.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.