Сделай Сам Свою Работу на 5

Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность





Ресурсы и потребности. Проблема ограниченности ресурсов и оптимального выбора

Потребность— недостаток чего-либо, объективная нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей, общества в целом. Экономические потребности выступают внутренним побудительным фактором активной деятельности человека.

Классификация потребностей (товары и услуги):

1 категория – предметы первой необходимости (пища, одежда, жилье);

2 категория – предметы роскоши – это все то, что сверхнеобходимо;

3категория – правительственные или государственные – это все то, что связано с функционированием государственной собственности;

4 категория – потребности частного бизнеса – это все то, что связано с функционированием и обслуживанием частной собственности.

Средства, которые удовлетворяют потребности - блага. Не каждый в природе предмет есть благо, это зависит от субъективной оценки человека.

Ресурсы — это совокупность всех благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.

Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ.



Ресурсы подразделяются на следующие виды:

1) материальные - земля или сырьевые материалы и капитал;

2) людские - труд и предпринимательская способность.

Земля - все естественные ресурсы (пахотные земли, леса, вода). Земля используется в 3 назначениях: под строительство, под с/х угодья, как источник полезных ископаемых.

Капитал – под ним подразумевается процесс инвестирования – процесс вложения денег с целью получения больших денег. Капитал (реальный) - все средства производства (станки, здания и инструменты). Инвестирование - процесс накопления средств производства.

Труд – 1) это целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных благ с целью удовлетворения потребности. 2) это процесс использования рабочей силы. Рабочая сила – это совокупность умственных и физических способностей человека.

Предпринимательская способность – включает в себя:



1. наличие стартового капитала;

2. умение его вложить;

3. получить прибыль;

4. умение рисковать.

Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность человеческих желаний порождают фундаментальную экономическую проблему выбора - выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. В процессе выборакак общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач: Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве) Как производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии) Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества) Кривая производственных возможностей. Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности мы воспользуемся кривой производственных возможностей. Предположим, что в некоторой экономической системе: 1. выпускается всего две группы товаров (зерно и ракеты);2. количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной;3. уровень технологии задан и не меняется; 4. экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешнеэкономические связи; Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет. Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответсвующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД и зерна в нулевом объеме). Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке:



Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара. В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. вне области производственных возможностей) невозможен. А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования.

Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность

Спрос –количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене за определенное время. Спрос отличается от потребностей тем, что он выступает как реальный покупательский спрос, т.е. платежеспособный.

Зависимость спроса от цены очень важна, причем зависимость обратная. Цена – аргумента, а спрос – функция. При прочих равных условиях спрос имеет обратную зависимость от цены.

 

По оси Х – Q (кол-во товара), по оси Y – P (цена).

Закон спроса:чем выше рыночная цена, тем меньше товаров будут покупать потребители, и наоборот, чем ниже рыночная цена, тем больше товаров будут покупать, т.е. спрос будет расти.

Факторы, приводящие к изменению спроса:

1) Уровень доходов в обществе. Чем выше доходы, тем больше потребители тратят на дорогие и качественные товары и наоборот;

2) Субъективный способ покупателей, которые часто изменяются под воздействием моды или же остаются традиционными несмотря на другие изменения;

3) Число реальных покупателей и досягаемость для них товаров;

4) Цены на сопряженные товары. При росте цены на один из взаимозаменяемых товаров, спрос на другой растет, а при росте цены на один из взаимодополняемых товаров спрос на другой падает;

5) Потребительские ожидания. Связаны с инфляцией, неблагоприятными климатическими условиями, новыми законами и т.д.

Предложение –количество товара, которое продавцы готовы произвести и предложить к продаже на рынке по определенным ценам, в течение определенного времени. Цена для производителей является не расходом, а доходом, поэтому продавец стремится продать товары с более высокой ценой.

 

Закон предложения:чем выше рыночная цена, тем больше товара будет предложено к продаже, и наоборот, чем ниже рыночная цена, тем меньше будет предложение товара.

Факторы, приводящие к изменению предложения:

1) Изменение себестоимости производства за счет повышения цен на ресурсы, налогов, дотаций, достижений науки и техники. Понижение себестоимости позволяет производителю выбросить на рынок больше товара. Рост себестоимости ведет к противоположному результату;

2) Изменение цен на другие, в том числе взаимозаменяемые товары;

3) Ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем, производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать по более высокой цене и наоборот ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не понести убытки в будущем;

4) Количество товаропроизводителей, т.е. чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение.

Цена равновесия – это цена, при которой по данному товару нет не излишка, ни дефицита. Она устанавливается при совпадении спроса и предложения. Происходит это в точке пересечения кривых D и S.

Если цена на рынке устанавливается выше цены равновесия, то это излишек, если рыночная цены ниже цены равновесия, то на рынке возникает дефицит, т.е. спрос опережает предложение. Цены начинают расти, пока не установится цена равновесия.

Эластичность – это зависимость D (S) от какого-либо фактора. Обычно выделяют 3 фактора:

1. эластичность по цене (ценовая эластичность);

2. эластичность по доходу (относится только к спросу);

3. перекрестная эластичность – это взаимодействие товаров субститутов и комплементарных товаров.

Коэффициент эластичности - это изменение D (S) в зависимости от 1%-ого изменения цены (дохода).

Отношение относительного изменения, спрашиваемого товара к относительному изменению цены - эластичность спроса по цене: Е=ΔQ /ΔР. Если /Е/>1 спрос эластичен, если /Е/<1 неэластичен, если /Е/=1 спрос с единичной эластичностью.

На эластичность спроса влияют факторы: 1)заменяемость товара - если у товара есть заменитель, можно легко купить подобный, спрос будет эластичным. Если товар не имеет заменителей (медикаменты), спрос не упадет, растет цена на одно- покупают больше другого. 2)принадлежность данного товара к группе товаров первой необходимости и роскоши. 3)удельный вес товара в доходе потребителя- если вес для потребителей мал, то спрос неэластичен и наоборот. 4)время- чем больше времени проходит с момента изменения цены, тем спрос более эластичен и наоборот.

Эластичность спроса по доходу: Е=ΔQ/Δg – неэластичный спрос по доходу – товары первой необходимости.

В зависимости от эластичности по доходу, товары подразделяются:

А) низшие товары или недоброкачественные (при повышении доходы спрос на эти товары понизится);

Б) нормальные товары (в одинаковой пропорции растут доходы и спрос);

В) предметы роскоши.

Перекрестная эластичность: E=ΔQ1/ΔQ2

Субституты – товары заменители.

Изменение спроса на товары субституты идет со знаком минус. Перекрестная эластичность по комплиментарным товарам (сопряженным) товаром идет со знаком плюс.

Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле: Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены)

Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.

Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.

Выделяют три временных периода:

· текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;

· короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;

· долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

Различают следующие формы эластичности предложения:

· эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;

· неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;

· абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;

· абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

Понятие "эластичное предложение" применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.