Сделай Сам Свою Работу на 5

Инструменты макроэкономической политики





Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.

Бюджетно – налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дифицита бюджета на приемлемом уровне.



Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.

Белоруссия относится к странам с малой открытой экономикой, для которой характерно усиление налогово-бюджетных методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития производства ориентированного на экспорт и импортозамещение.

Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); достаточно высокая общая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); большое количество налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики и пр.



Сильный налоговый пресс привел к низкой собираемости налогов и неналоговых платежей, уклонению от уплаты налогов; ухудшил финансовое положение хозяйствующих субъектов, все это привело к снижению налоговых поступлений в бюджет, утечки капитала из Беларуси, сдерживанию поступления зарубежных инвестиций в страну.

Предприятиям и организациям также приходится выплачивать различные сборы во внебюджетные фонды, которые по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.

Суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются неравномерно, так как многие отрасли и предприятия имеют различные льготы:

- промышленность – свыше 50 %;

- строительство – менее 10 %;

- торговля и общественное питание – менее 5 %;

- сельское хозяйство – менее 3 %.

Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.

Согласно статистическим данным, размеры налоговых платежей в Беларуси колеблются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Так, по налогам и отчислениям, уплачиваемым из выручки, они составляют от 2,1 до 48,2 %, по налогам и неналоговым платежам, относимым на себестоимость, - от 2,0 до 17,4 %, по налогам, уплачиваемым из прибыли, - от 0,1 до 5,7, по местным налогам – от 0,1 до 5,6 %.

Многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.



Все эти недостатки обуславливают необходимость пересмотра фискальной политики по следующим направлениям:

- введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения и построения бюджетной системы;

- снижение общего уровня налогообложения посредством пересмотра ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения;

- повышение роли стимулирующей функции налогов;

- модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания налогов;

- принятия мер по повышению уровня собираемости налогов;

- создание сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия и согласования налоговых систем в рамках СНГ и ЕС;

- сокращение бюджетных расходов (непроизводительных затрат на оборону, управление, а также субсидий, дотации);

- реструктуризация внешнего долга, внешних источников финансирования расходов на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, использование неинфляционных источников обслуживания дефицита бюджета;

- использование практики бюджетного ограничения. Направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования, науки.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:

- устойчивые темпы роста национального производства;

- стабильные цены;

- высокий уровень занятости населения;

- равновесие платежного баланса.

Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны.

Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются:

- операции на открытом рынке;

- изменение резервной нормы;

- изменение учетной ставки.

Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент, с помощью которого Центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Цель этих операций заключается в купле-продаже государственных ценных бумаг на рынке. Например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков, первый на соответствующую сумму увеличивает обязательные резервы банков, что позволяет банкам создавать новые кредитные деньги, увеличивать предложение денег.

Для уменьшения денежной массы в обращении, Центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков.

Изменение норм обязательных резервов – этот инструмент используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно отразится на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, а значит и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.

Одним из старейших методов денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки. В основе этого инструмента лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной – и она может изменяться Центральным банком. Повышение учетной ставки приводит к меньшему заимствованию средств коммерческими банками, так как кредиты становятся менее привлекательными, что в свою очередь замедляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличить свои избыточные резервы за счет Центрального банка, что приводит к расширению возможностей этих банков к кредитованию и, следовательно, увеличивает предложение денег.

В зависимости от состояния экономики страны проводится политика «дорогих» или «дешевых» денег. Во время инфляции Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.

В период спада, для стимулирования деловой активности, проводится политика «дешевых» денег. Она заключается в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.

Социальная политика – это комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий.

В современных условиях человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества, Это утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают:

- политика занятости населения;

- регулирование его доходов;

- обеспечение социальной защиты и др.

Политика занятости населения предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Что находит свое отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

Регулирование доходов осуществляется государством с помощью системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.

Таким образом, государство обеспечивает определенный уровень материального благосостояния населения. Что позволяет увеличить доходы малоимущих слоев населения, создание системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного уровня; представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

Государство стремится так осуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной, не допуская инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции.

В условиях нарастающей инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсация и индексация из текущих доходов. Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию от производителя к потребителю при повышении цен на эту продукцию. Например, дотации на товары детского ассортимента передаются семьям с детьми.

Для учета уровня жизни населения используется индекс стоимости жизни, который отражает изменение цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых среднестатистическим жителем страны. Для исчисления индекса стоимости жизни производятся определенные расчеты семейных расходов («потребительской корзины») и выделение на этой основе товарных коэффициентов. Во многих странах набор товаров непрерывно пересматривается.

Развитию внешнеэкономической деятельности способствует совершенствование экономических методов ее регулирования со стороны государства. Новые подходы к развитию экономики в связи с переходом к рыночным отношениям характерны и для внешнеэкономической деятельности. Основу этих подходов составляет необходимость повышения самостоятельности и экономической ответственности всех субъектов хозяйствования и развития разнообразных форм собственности, расширение и углубление внешнеэкономических связей, повышения их роли во включении национальной экономики в мировое хозяйство.

Составной частью внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, включающая импортные операции, экспорт, реэкспорт и реимпорт.

Импорт – приобретение товара у иностранного продавца с поставкой в страну покупателя.

Экспорт – продажа товара иностранным заказчикам с вывозом из страны.

Реэкспорт – перепродажа импортного товара без его переработки иностранному заказчику.

Реимпорт – приобретение с ввозом в из-за границы ранее экспортированного товара.

Управление внешнеэкономической деятельностью осуществляется высшими органами государственной власти.

Национальному банку предоставлено право определять сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, регулирование курса рубля к иностранным валютам, лицензирование деятельности банков по операциям с валютными ценностями, осуществление контроля за проведением валютных операций.

 

Фискальная политика.

Фискальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики.

Что представляют собой правительственные расходы?Под правительственными расходами понимается комплекс мер, направленных на разработку способов и средств использования государственных финансовых ресурсов, направленных на государственную закупку товаров и услуг. Правительственные расходы связаны, с одной стороны, с закупкой средств, необходимых для удовлетворения потребностей населения продовольственными товарами (например, сельскохозяйственной продукции); с другой стороны, эти расходы осуществляются посредством распространения заказов на изготовление изделий, необходимых государственному сектору экономики. Государство может производить внешнеторговые закупки, включающие как товары продовольственного назначения, так и оборудование для развития промышленности, сельского хозяйства и т.д. Государственные расходы также могут иметь своим назначением строительство дорог, школ, объектов культуры, могут производить закупки военной техники и снаряжения и т.д. Главной отличительной особенностью и чертой названных форм расходования финансовых ресурсов выступает то, что потребителем полученных благ и услуг является общество в целом в лице государства. Исходя из этого, государственные закупки обычно подразделяются на два вида: закупки для нужд государственного потребления и закупки, предназначенные для покрытия рыночного дефицита на те или иные товары и услуги.

Государственные заказы, таким образом, являются средством стабилизации экономики, они оказывают воздействие на расширение совокупного спроса.

Еще современная фискальная политика определяется основными направлениями использовавшие финансовые ресурсы государства, методы финансового и главного источника пополненной казны. Существуют прямые и косвенные отношения.

К прямым отношениям:

- способы бюджетного регулирования то есть:

это затраты на расширение воспроизводства;

это не производственные расходы государства;

это развитие инфаструктур и научных систем;

это проведение структурной политики и т.д.

С помощью косвенного метода государство воздействует на финансовые возможности производственных товаров и услуг. И на размеры потребительского спроса. Метод ускоренно амортизируется, когда государство освобождает предприятие от какого-то налога, но предприятие должно производить амортизацию.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида:

· дискреционная (действует по своему усмотрению);

· недискреционная.

Когда государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях экономического положения страны.

Недискреционная политика или встречная стабилизация экономического механизма которая без сод.государства устраняют неблагоприятное положение на разных фазах деловой активности.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В период спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, то есть проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е гг. 20 в.в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.

В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В Долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.

Чтобы выяснить, правильно ли проводится правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действительности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одно стороны. Фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а с другой, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит и излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.

 

2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода.

 

Национальный доход – это чистый продукт общества. без учета потребления средств производства исполняемый на потреблении и расширении производства. Величина национального дохода измеряется методом подсчета потока товаров, то есть сумма всех расходов и потока доходов. Первый метод рассматривает продажи с точки зрения покупки, то есть – расход на её приобретение (личные потребительские расходы, чистые инвестиции и государственные закупки товаров и услуг). Второй метод рассмотрение производственных продаж с точки зрения продажи, где выручка от реализации образовывает различные виды доходов(заработную плату, прибыль, рентные платежи).

Национальный доход представлен как вновь создаёт стоимость в отрасли материального производства.

Национальный доход распределен следующим образом

 

 

 

3. Налоги.

 

Налоги – это обязательно отчисление, юридических и физических лиц в соответствующие бюджеты.

В Республики Беларусь существует двухуровневая система налогообложения состоящее из общегосударственных и местных налогов.

Функции налогов:

- фискальная (казенный или государственный бюджет);

- экономическая (хозяйственный, то есть идет перераспределение средства для всех видов населения).

- социальная (поддерживает экономические равенства среди слоёв населения).

- регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

- стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.

Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

- дестимулирующая функция налогообложения — Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

 

Налоги рассматриваются в зависимости от:

· Объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства. Они делятся на:

- прямые, то есть устанавливаются на все виды доходов (подоходный, на прибыль, на имущество.);

- косвенные (включаются в цену товара или услуг) – акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог и обот.

· В зависимости органов взимания:

- общегосударственные;

- местные.

· По дальнейшему использованию:

- общие налоги, на общие цели;

- специальные, устанавливаются для отдельных плательщиков направленных на специальные цели.

· Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые, государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Таким образом,

.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определенный процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. То есть,

или

, где:

Каждый налог содержит следующие элементы:

· Субъект налога – плательщик, физическое или юридическое лицо по закону должно уплатить налог;

С социальных выплат налог не взимается.

· Объект налога – предмет подлежащий обложению(доход, имущество);

· Источник налога – доход субъекта;

· Единица обложения – это единица измерения объекта;

· Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения объекта выражается в %.

 

Различают следующие ставки налога:

§ Твердые – устанавливается на единицу объекта не зависимого от его стоимости;

§ Пропорциональные, то есть единица % уплаты налога независима от размера дохода;

§ Прогрессивные – возрастают с увеличение дохода.

§ Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.

 

Кривая Лаффера.

Кривая Лаффера отражает зависимость налогового поступления в бюджет от ставки подоходного налога, то есть отражает желание налога плательщика подчиниться налогообложению.
Кривая Лаффера

 

4. Государственный бюджет.

 

Государственный бюджет – это центральный фонд, государственного образца для материального обеспечения государственных функций.

Бюджет как сводный финансовый план рассматриваемый законы организации страны и после его утверждения принимает силу юридического закона.

Бюджет устройство, под которым понимается организация и принцип построения бюджета.

В Республики Беларусь бюджетная система состоит из двух звеньев, а именно из государственного бюджета и бюджета местного органа власти.

Государственный бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной.

Источники дохода государственного бюджета:

- текущие налоги;

- доходы в государство целевых фондов;

- доходы от внешней торговли.

Расходы государственного бюджета:

- государственное и местное управление;

- национальная оборона;

- наука, медицина;

- социальная политика;

- безопасность и правоохран.

 

Бюджетный дефицит.

 

Бюджетный дефицит представляет собою ту сумму денежных средств, которую в данном финансовом году расходы бюджета превышают его доход.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся в то же время положительных сальдо платежей.

Существует несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита. Первый подход требует, чтобы государственный бюджет был ежегодно сбалансирован. Эта концепция имеет свои положительные и отрицательные черты. Положительным является то, что в случае реализации такого подхода государство усилило бы контролирующую и регулирующую функции над воспроизводственным процессом. К сожалению, достичь ежегодного сбалансирования очень трудно, поэтому концепция имеет отрицательные черты. Дело в том, что экономики стран сталкиваются с длительными периодами инфляции, падению доходов, сокращению объема налоговых поступлений и т.д. Если следовать пути ежегодного сбалансирования государственного бюджета, будет вызываться необходимость повышения налоговых ставок, сокращения расходной части бюджета, а весьма часто проведение и тех и других мер. Но это ведет к дестабилизации экономики, сокращения совокупного спроса, еще более усугубляются инфляционные процессы.

Второй подход связан с балансированием бюджета в ходе экономического цикла. Чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и повышает государственные расходы, то есть сознательно вызывает дефицит. Наоборот, в ходе подъема экономики правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может использоваться на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Основная проблема состоит в том, что спады и подъемы в экономике не одинаковы по глубине и продолжительности.

Третий подход ориентирован на решение проблем сбалансированности экономики, а не на сбалансированность финансов и бюджетной системы. Через решение задач экономической сбалансированности общественного производства решаются и проблемы стабилизации финансовой системы страны.

 

Для покрытия бюджета дефицит государства прибегает следующим основным способам:

- эмиссии (выпуск денег в обращение);

- кредит в национальном банке;

- выпуск ГКО (государственного кредитного обязательства);

- сокращение государственных расходов;

- формирование национальной политике стимулирующий инвестиционный процесс.

 

5.Доходы населения и уровень жизни.

Доходы – конечная цель действия каждого активного участника рыночной экономики, объективный и мощной стимул его повседневной деятельности. Высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно значимая выгода, поскольку они в конечном счете являются единственным источником удовлетворения общих потребностей расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных. Все одновременно не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедными.

В настоящее время сформировалась следующая система показателей доходов: первичные доходы, национальный доход.

Первичные доходы – это доходы, поступающие хозяйствующим субъектам в результате первичного распределения добавленной стоимости: оплата труда, прибыль, доход от собственности.

Для предотвращения нарастания дифференциации доходов между различными группами населения предлагается освободить от подоходного налогообложения доходы граждан в пределах черты малообеспеченности, а также средства, направляемые на потребление и строительство жилья, учебы, лечения, отдыха, дополнительное социальное обеспечение; ввести высокопрогрессивное налогообложение сверхвысоких доходов.

Текущие трансферты –платежи и поступления текущего характера, осуществляемые в виде налогов на доходы и собственность, выплата из государственного бюджета на социальные нужды и страховые премии.

Сумма первичных доходов и текущих трансфертов образует располагаемый доход.

Национальый доход – общая сумма всех доходов в обществе, которую получают экономические субъекты за предоставление в использование имеющихся в их распоряжении ресурсов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.