Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория и технология поэтапного формирования действий





Магистральным путем повышения эффективности педагогического процесса сегодня является умственных интенсификация и оптимизация деятельности субъект-объектов педагогических систем и процессов. На это нацелены практически все новые и перспективные концепции и технологии[41].

Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Галь­перин, Н.Ф. Талызина и др.) выделяет в любом действии ориенти­ровочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части. При ориентировании создается общая модель выполнения разучивае­мого действия, обстоятельств, в которых оно выполняется, план его выполнения, форма контроля и способы коррекции исполнения. Так разрабатывается ориентировочная основа действия, обеспечи­вающая правильность его исполнения.

Далее реализуется усвоение изучаемого действия. Оно осуществ­ляется в несколько этапов: первый — этап мотивации; второй — составления схемы ориентировочной основы и ее понимание; тре­тий — формирования действия в материализованном виде, в вы­полнении всех его операций; четвертый — формирования действия как внешнеречевого, посредством проговаривания его операций; пя­тый — формирования действия во внутренней речи, мысленно, про себя, вследствие чего действие быстро обобщается, сокращается; шес­той — формирования действия в свернутом виде, когда оно автома­тизируется. В этом процессе происходит интериоризация усваиваемого действия, т.е. поэтапный переход внешней деятельности во внутренний умственный план. Эта концепция нацелена в первую очередь на обучение умственным действиям, особенно в начальных классах средней школы, а также отработку практических действий, привитие навыков поведения. Поскольку процесс усвоения дейст­вия регламентирован этапами, появляется возможность легко кон­тролировать и совершенствовать его.



Следует заметить, что в обучении взрослых (студентов, лиц с высшим образованием и т.п.) некоторые из этапов формирования умственных действий (в частности, материальный и громкоречевой) могут быть пропущены, особенно когда в разучиваемом действии в качестве блоков представлены ранее усвоенные действия. Важен также учет профессиональных интересов взрослых, их знаний и опыта.



Программированное и модульное обучение

Концепция поэтапного формирования умственных - действий легла в основу разработки этих двух технологий (методов) обучения. Программированное обучение предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не может сделать оче­редного «шага» в усвоении, не овладев предыдущим. Для этого учебный материал расчленяется на смысловые порции («шаги», «кадры», «дозы»), располагающиеся в определенной последователь­ности и составляющие алгоритм, программу. Человек, прежде чем перейти к следующей дозе знаний, подтверждает правильность ус­воения предыдущей дозы (решение задачи, выполнение приема, действия). Если допущены ошибки, они своевременно исправляют­ся, что дает обучающемуся возможность идти далее по программе. Таким образом, обеспечивается контроль за ходом обучения, дейст­виями каждого специалиста, студента, школьника. В основу про­граммированного обучения (его называют еще программированным методом) положены два требования: переход от контроля к самоконтролю и перевод педагогической системы на самообучение человека. Оно особенно эффективно в изучении фактического ма­териала и повторяющихся операций, имеющих четкие формулы, ал­горитмы действий. Главная задача програмированного обуче­ния — формирование навыков, прочных знаний и умений с помо­щью технических средств.

Технология программированного обучения достаточно разрабо­тана и применяется уже несколько десятилетий. Это способ, рассчи­танный на эффективное управление и организацию процесса обу­чения, предусматривающий индивидуальное, а следовательно, само­стоятельное, активное изучение учебного материала по специально разработанным программам при руководящей роли педагога и по­стоянной обратной связи.



Технология метода программированного обучения предусматри­вает предъявление обучающимся логично дозированного учебного материала, последовательное его освоение в индивидуальном темпе работы, постоянный самоконтроль успешности учения, периодиче­скую проверку со стороны руководителя, педагога. Темп проработ­ки программ зависит не только от понимания и усвоения, но и от настойчивости, самостоятельности и других качеств обучающегося.

Основным методическим материалом является программа, кото­рая разрабатывается в двух видах: специального пособия (про­граммированный учебник, карточки-задания) или закольцованных кадров на пленке, заложенных в обучающие машины, технические устройства. В зависимости от этого программированное обучение определяется как машинное и безмашинное. Программы классифи­цируются по характеру решаемых учебных задач (обучающие, ин­формационные и контролирующие) и по способу программирования (линейные, разветвленные и комбинированные). Каждая программа специфична. Так, обучающая программа содержит учебную инфор­мацию и набор практических задач, методические рекомендации, помогающие усвоить эту информацию, вопросы и задания для кон­троля и самопроверки, элементы коррекции хода работы, а контроли­рующая содержит только элементы контроля, проверок результатов.

Программированное обучение оправдывает себя в тех разделах учебных дисциплин, где требуется алгоритмизация и структуризация процесса обучения (практические занятия). Оно эффективно, когда сочетается с другими методами, используется разнообразный арсенал технических средств, в том числе и компьютерная техника. В то же время следует учитывать невысокий развивающий эффект метода: никакая программа не может быть содержательней мысли руково­дителя, его живой речи и профессионально совершенных действий.

В отличие от программированного обучения на целостный под­ход к построению педагогического процесса претендует теория и тех­нология модульного обучения(от лат. «modulus» — функциональный узел). Его авторы (Н.Д. Никандров, П. Юцкявичене и др.) видят сущ­ность в том, что обучающийся получает возможность самостоятельно работать по индивидуальной учебной программе, имеющей четкую цель действий, банк информации и методическое руководство при варьировании функции руководителя, педагога от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Содержание материала в данном виде обучения представляется в завершенных самостоятельных комплексах — модулях учебного материала, обеспечивающих фундаментальность и полноту знаний и умений, их направленность на теоретическую и практическую дея­тельность личности. В модульном обучении заранее программируются последовательность изучения материала, основные знания, навыки, умения, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения.

Проблемное обучение

Концепция проблемного обучения базируется на идеях развивающего обучения. Она, как и ее технология (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), заключает­ся в том, чтобы путем создания и решения проблемных задач и ситуаций, представляющих значительные, но в то же время посиль­ные трудности, порождать стремление обучающихся к самостоя­тельному добыванию нового знания, формировать потребность в дальнейшем развитии, укреплять уверенность в своих силах и спо­собностях, усиливать мотивацию учения, познавательный интерес.

Руководитель занятий, педагог не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждая самостоятельно осмысливать их, находить пути и средства решения. При этом включается творческое мышление, идет интеллектуаль­ный поиск выхода из положения либо самостоятельно, либо с по­мощью педагога. Главные цели проблемного обучения: развитие мышления и интеллектуальных способностей обучающихся, творче­ских умений; воспитание активной творческой личности; развитие проблемного мышления.

Таким образом, в основу технологии проблемного обучения по­ложена преднамеренная постановка перед обучающимися учебно-познавательных задач, ситуаций, противоречий, решение которых организуется в основном силами самих участников занятия. Алгоритм ее включает:

• постановку проблемы (задачи) и побуждение обучающихся к ее решению;

• понимание обучающимися сущности проблемы и ее внутрен­нее принятие, т.е. формирование у людей установки (мотивации) на поиск ее решения;

• процесс поиска решения проблемы, включающий анализ сло­жившейся ситуации, актуализацию качеств ума, знаний и умений, выдвижение гипотез, их обсуждение и оценку аргументированности, проверку продуктивности принятых решений;

• определение итогового результата, его всесторонняя оценка с точки зрения требований, предъявляемых к характеру подобного рода учебных и профессиональных задач.

Разновидностями проблемной технологии являются методы: про­блемного изложения учебного материала, частично поисковый (диало­гический), частично исследовательский (эвристический) и учебно-иссле­довательский. Эти методы повышают уровни проблемности, увели­чивая развивающий творческий эффект.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.