Сделай Сам Свою Работу на 5

Денежно-кредитная система и ее структура. Функции Центрального и коммерческих банков





Денежно-кредитная система ― это совокупность денежно-кредитных отношений, их форм и методов, осуществляемых кредитно-банковскими институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.

Кредит― предоставление в денежной или товарной форме на условиях возвратности кредитодателем заемщику в долг денег или товара. Кредитные отношения строятся с соблюдением следующих принципов кредитных отношений: возвратности, срочности, материальной обеспеченности заёмщика, целевой направленности и платности.

В последнее время получили развитие такие формы отношений в системе кредитования, как лизинг, факторинг, форфейтинг, траст.

Лизинг ― это безденежная форма кредита, аренда с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости.

Факторинг― это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому предприятие продало товар или оказало услугу.



Форфейтинг - это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1―5 лет.

Траст ―это операции по управлению капиталом клиентов.

Ссудным процентом называют плату за полученную ссуду. Норма процента рассчитывается как отношение суммы процента к величине ссудного капитала.

Кредитная система с институциональной точки зрения представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Банковская система― совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории страны во взаимосвязи между собой. Банковская система имеет два уровня. Первый уровень представлен центральным (эмиссионным) банком, второй ― коммерческими (депозитными) и специализированными (инвестиционными, сберегательными, ипотечными, внешнеторговыми и др.) банками.



Банковская система выполняет следующие основные функции :

1) аккумулирование временно свободных средств;

2) предоставление свободных денежных средств во временное распоряжение;
3) создание кредитных денег;
4) кредитное регулирование;
5) денежная эмиссия;
6) эмитирование (выпуск) ценных бумаг.

Коммерческие банки ― кредитные учреждения универсального типа, осуществляющие на договорных условиях кредитно-расчетное и другое банковское обслуживание юридических и физических лиц посредством совершения операций и оказания услуг.

Баланс коммерческого банка это система показателей, характеризующих операции банка. Баланс коммерческого банка состоит из двух частей. Ресурсы банка подразделяются на собственные ресурсы и привлеченные ресурсы коммерческого банка. К собственным ресурсам относятся: акционерный капитал, резервный капитал, специальные фонды, создаваемые согласно уставу банка. К привлеченным ресурсам относятся: средства клиентов, ссуды ЦБ и других кредитных учреждений, средства, полученные от эмиссии облигаций, вклады предприятий и населения (депозиты).

Финансы и их функции

Финансовый сектор — часть экономики, связанная с деятельностью финансовых институтов.

Финансы — система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств или финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения. Название категории «финансы» происходит от латинского слова «financia», что означает «доход, платеж». Впервые в значением «денежный платеж» это экономический термин начал использоваться в XII-XV вв. в Италии. В это время ряд городов данной страны ( Флоренция, Венеция, Генуя ) являлись крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела. В дальнейшем он стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений по формированию и распределению денежных ресурсов для выполнения государством своих политических и экономических функций. Сущность финансов раскрывается посредством выполняемых ими функций.



Государственные финансы —это сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части национального продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Они состоят из государственного (центрального) бюджета, местных бюджетов, финансов государственных предприятий, специальных правительственных фондов.

Финансы негосударственных предприятий и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процессы производства и получения прибыли.

Финансы домашних хозяйств — денежные фонды одного человека или группы людей, которые объединяют свои доходы. Домашние хозяйства самостоятельно принимают решения о формировании и использовании фондов денежных средств.Финансы домашних хозяйств в значительной мере являются источником инвестиционных ресурсов в экономике.

Финансовая система охватывает многочисленные институты государственных и частных финансов, действующих в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения. Охватывая всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими субъектами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, она создает материальную основу для функционирования государства. Финансовые ресурсы— это совокупность денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и государство, к ним относятся и кредитные ресурсы банков.

Бюджетная система зависит от государственного устройства страны, экономической, политической и других подсистем и состоит из двух или трех частей.

Государственный бюджет

Государственный бюджет– это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Основными принципами построения государственного бюджета являются: полнота, единство, реальность и гласность

В соответствии с позициями неоклассической и ордолиберальной школ, выделяют следующие функции бюджета: аллокационная, перераспределительная и стабилизационная,с позиций институционального анализа фунциями бюджета является создание общественных благ и устранение негативных внешних эффектов.

Традиционный экономический анализ выделяет следующие функции бюджета:

 

Свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, используемый для анализа совокупных финансовых показателей, представляет собой консолидированный бюджет.

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.

Удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой таков:

расходы государственнного бюджета- это:

· затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия , субсидии бюджетам местных властей на эти цели - 40-50%;
· затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ - 10-20 %;
· расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам -10-20%;
· административно-управленческие расходы( содержание правительственных органов , юстиции и пр.) 5-10%;
· платежи по государственному долгу до 7-8%.

доходы государственного бюджета - это:

· налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) -75-85 %;
· неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли - 5-8%;
· взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы - 10-12.

Государственные расходы характеризуют направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции регулирования социально-экономических процессов. Они носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

К числу важнейших статей государственных расходов относятся также затраты, связанные по созданию наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. В последнее время масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста валового национального продукта (ВНП). Например, в США государственные расходы в XX столетии выросли более чем в 350 раз.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.