Сделай Сам Свою Работу на 5

Рынок: совершенная и несовершенная конкуренция.





Экономическая сущность рынка. Положительные и отрицательные стороны рынка.

Конкуренция и рыночная власть. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рынок совершенной конкуренции. Прибыль конкурентной фирмы и ее максимизация в краткосрочном периоде.

Монополия. Причины возникновения монополий. Максимизация прибыли монополистом. Монополистическая конкуренция и ее признаки. Неценовая конкуренция, и ее методы. Олигополия: ее признаки и причины существования. Картели. Соперничество в условиях олигополии. Антимонопольное регулирование.

 

Рыночная конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

В ходе конкурентной борьбы рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. В условиях рыночной экономики, конкуренция является важным механизмом экономических связей между потребителями и производителями. Конкуренция обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышения качества, расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений.



Существует ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции в качестве главного способа борьбы за большую долю рынка используется механизм снижения цен. Неценовая конкуренция предполагает повышение потребительской ценности товара (повышение качества, улучшение сервиса, рекламы и т.д.).

По степени развития конкуренции выделяют два основных типа рынка:

1. рынок совершенной конкуренции

2. рынок несовершенной конкуренции

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- монополия.

 

Характерная черта Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм очень большое количество много от 3 до 8 классическая (жёсткая) – 3-4 фирмы; мягкая (аморфная) – 6-8 фирм одна
Тип продукции однородная (гомогенная) стандартная дифференцированная, есть заменители стандартная или дифференцированная (зависит от отрасли) уникальная, близких заменителей нет
Возможность контроля над рыночной ценой отсутствует, для каждого производителя цена – величина, данная рынком ограничена относительно узкими рамками (зависит от эластичности спроса на данный товар) ограничена взаимозависимостью, значительна при тайном сговоре значительная
Условия вступления в отрасль (барьеры) экономические барьеры отсутствуют, рынок «прозрачен», возможен свободный вход в отрасль и выход из нее невысокие экономические барьеры (предпочтения потребителей, эффект жизненного цикла товара и др.) высокие экономические барьеры (высокая стоимость выхода на рынок, эффект масштаба, доступ к ресурсам и каналам распределения, патентная защита и др.) непреодолимые экономические и юридические барьеры, доступ в отрасль закрыт
Основные виды конкурентной борьбы конкуренция «выживания» в равных для всех условиях ценовая конкуренция, неценовая конкуренция (качество, новизна, реклама и др.) неценовая конкуренция: - для отраслей с однородной продукцией – технологическая конкуренция (за снижение издержек), - для отраслей с дифференцированной продукцией – конкуренция качества, реклама, новизна и др. конкурентная борьба отсутствует;   информационная реклама для потребителей;   связь со средствами массовой информации
Примеры отраслей некоторые отрасли сельского хозяйства (пшеница, хлопок, технические культуры и др.), торговля акциями на открытой бирже розничная торговля, услуги, производство потребительских товаров, строительство и др. производство стали, подшипников, добыча и переработка нефти (однородная продукция), производство автомобилей (дифференцированная продукция) муниципальные предприятия, городской водопровод, теплосети и электросети, местная телефонная станция и т.п.

 





При рассмотрении таблицы имеется в виду, что границы между различными моделями рынка условны, размыты, существует множество переходных вариантов и форм.

В условиях совершенной конкуренции определение оптимального объема производства осуществляется на основе сопоставления предельного дохода и предельных издержек.

В условиях совершенной конкуренции фирма получает максимальную прибыль при объёме производства, в котором соблюдается следующее правило: (предельный доход = предельные издержки = цена).

Это условие равновесия фирмы по кривой спроса и условие получения фирмой максимальной прибыли.

Совершенно конкурентный рынок предполагает, что спрос на продукцию данной фирмы абсолютно эластичен (кривая спроса представляет собой горизонтальную линию на уровне заданной рынком цены), фирма может продать любое количество продукции по равновесной рыночной цене.

Поскольку цена товара для совершенно конкурентной фирмы постоянна, то каждая дополнительная единица продаж приносит точно свою цену, поэтому предельный доход будет равен цене.

График предельных издержек на повышающемся отрезке отражает предложение фирмы на рынке данного товара.

В условиях совершенной конкуренции для фирмы важны две точки на своей кривой предложения: точка нулевой прибыли (безубыточности) и точка прекращения производства. Обычно это бывает необходимо в такой рыночной ситуации, когда цена на товар по какой-либо причине начинает снижаться.

При всех уровнях цены фирма выбирает объем производства, определяемый равенством или .

Цена покрывает все издержки фирмы и приносит экономическую прибыль, т. к. . Максимальная прибыль обеспечивается в точке Е, где МС = MR.

Если цена устанавливается на уровне (Р1), то она покрывает переменные и постоянные издержки, но фирма не получает прибыли. Точка в которой выполняется равенство MC = ATCmin = MR, называется «точкой нулевой прибыли».

Цена Р2 полностью покрывает переменные издержки и лишь частично постоянные. Убытки, которые несёт фирма, не так велики, как если бы фирма прекратила производство. Минимизация убытков достигается в точке Q2 где Р = МС.

Для цены (Р3) характерно то, что она покрывает только переменные издержки. Эта цена является критической, а объём производства Q3 при котором МС = АVCmin = MR называется «точкой прекращения производства».

По цене ниже Р3 всякое производство теряет смысл, т. к. никакие издержки не покрываются.

Следует подчеркнуть также, что описанная модель поведения может быть использована фирмой только в краткосрочном периоде. В течение длительного периода фирма прекратит производство в любом случае, если цена будет оставаться ниже уровня точки нулевой прибыли.

Монополия – это фирма (отрасль), производящая продукцию, не имеющую заменителей. Поэтому фирма – монополист диктует цену на свою продукцию.

Различают три вида монополий:

- естественные монополии – технологические особенности таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм;

- искусственные монополии – образуются на основе сговора и подавляют конкурентов с помощью патентов, лицензий и т. д.;

- случайные монополии – образуются в результате ограниченного во времени превышения спроса на предложение, т. е. когда фирма находит свою уникальную рыночную нишу.

Можно отметить некоторые положительные стороны несовершенной конкуренции в виде олигополии или даже монополии. В современных отраслях промышленности некоторые фирмы вырываются вперед благодаря своим нововведениям, эффективной технологии и обладают значительным контролем над рынком и ценами. Свои монопольные прибыли такая фирма снова вкладывает в дальнейшие исследования и оказывается, таким образом, способной идти впереди своих соперников, постоянно накапливая результаты и успехи. Монопольную прибыль можно расценивать, в данном случае, как добровольную плату общества за их риск и новаторство.

 

В условиях несовершенной конкуренции спрос не является абсолютно эластичным. Кривая спроса становится убывающей и объём продаж можно увеличить только за счёт снижения цены, то есть существует постоянная альтернатива: выше цены или больше объем продаж. Таким образом, фирма должна выбрать цену наиболее выгодную для себя.

Для определения оптимальной цены и объема продаж приводящих к максимальной прибыли необходимо выявить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки.

Когда спрос эластичен, снижение цены ведёт к росту совокупной выручки.

Когда спрос не эластичен, снижение цены ведёт к падению совокупной выручки.

Поэтому, производитель, максимизирующий прибыль, всегда будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса на свою продукцию, выбирая какую-либо комбинацию «цена-качество» на эластичном участке.

Оптимальный объем производства и соответствующую цену определяется двумя способами: во-первых, используя валовые величины, во-вторых, используя предельные величины.

Определение максимальной прибыли путем сопоставления валового дохода и валовых издержек

Продавец стремиться максимизировать прибыль.

Максимальная прибыль – это максимальная разница между общей выручкой и общими издержками.

TР – общая прибыль.

Разница по вертикали между TR и TC даёт валовую прибыль, график которой (TP) начинается и заканчивается ниже горизонтальной оси. В определённом промежутке TP положительна. TP достигает максимума, когда наклон её кривой (наклон касательной) равен нулю. В этой точке кривые TC и TR имеют одинаковый наклон (их касательные соответствующие MC и MR в этих точках параллельны), а значит MC = MR.

Следует отметить, что или

 

 

Определение максимальной прибыли путем сопоставления предельного дохода и предельных издержек

Тот же результат можно получить, сравнивая предельный доход MR и предельные издержки MC.

Пока с увеличением объёма производства, предельный доход превышает предельные издержки, т.е. MR – MC > 0, общая величина прибыли растёт и есть смысл наращивать производство. Как только предельные издержки превышают предельный доход, то есть MR – MC < 0, прибыль начинает снижаться и фирма начинает переставать наращивать производство, а из этого следует, что максимальная прибыль фирма получит при объёме производства, для которого характерно равенство MC = MR.

Точка Е – это точка максимизации прибыли или точка равновесия на рынке несовершенной конкуренции.

Чтобы найти максимизирующую прибыль цену, проведём вертикальную линию до кривой спроса и найдём оптимальную цену в точке F . Это тот объём и цена, которые приносят фирме наибольшую прибыль. Размер прибыли измеряется площадью заштрихованного прямоугольника.

Таким образом, типичными последствиями несовершенной конкуренции являются:

- недопроизводство товаров;

- завышение цен;

- тенденция к получению экономической прибыли.

 

В антимонополистическом законодательстве большинства западных стран преобладает «доктрина рациональности». Акценты смещаются от осуждения монополии, как таковой, к объективному определению последствий монополизаций рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции с точки зрения их воздействия на эффективность экономики, влияние на конкуренцию в общенациональном масштабе.

Таким образом, главный принцип антимонополистического законодательства состоит в том, что основным признаком монополии признаётся не крупный размер компании сам по себе и даже не большая величина контролируемого ею рынка, а наличие у компании монопольных намерений и достаточность рыночной власти для их осуществления.

Под монополией здесь понимается политика ограничения конкуренции в ее различных видах, прежде всего в виде воздействия на цены.

При рассмотрении большинства дел о нарушении антитрестовских законов решающими становятся доказательства наличия монопольной власти.

В связи с этим огромную роль играет определение рынка и в географическом и в продуктовом планах (более широко или узко с учетом товаров- субститутов) – релевантного рынка. В зависимости от определения рынка меняется и доля на нем данной компании и интенсивность конкуренции.

Важное место в антимонопольных делах занимают вопросы слияний компаний, которые могут быть:

- горизонтальными – объединение фирм конкурентов;

- вертикальными – объединение фирм бывших в отношениях продавца и покупателя;

- конгломератные – все остальные случаи.

Противозаконными чаще всего признаются горизонтальные слияния.

Большинство антимонопольных дел направлено против сговора компаний о проведении единой рыночной политики (о фиксированных ценах, дележе рынков сбыта, бойкоте какого-либо контрагента – поставщика или дилера и т.п.).

Первые антимонопольные законы были приняты в США: в 1890 г. – закон Шермана и в 1914 г. – закон Клэйтона.

Главная особенность монополизации Российского рынка состоит в том, что она сложилась как наследница государственного монополизма социалистической экономики. То есть сознательно создавался только один производитель. Следовательно, применение антимонопольной политики и содержание антимонопольных законов должно учитывать эти особенности.

Демонополизация российской экономики возможна только вместе с развитием рыночного механизма и его конкурентной основы. Возможны три варианта демонополизации:

- прямое разделение монопольных структур;

- иностранная конкуренция;

- создание новых предприятий.

Следует еще добавить, что, осуществляя демонополизацию, необходимо четко очертить зоны естественной монополии, которые не должны быть при этом затронуты. Это зоны контролируемых цен и деятельности командных структур государства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.