Сделай Сам Свою Работу на 5

Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.





 

От рыночного обмена выигрывает и покупатель, и продавец, это связано с существованием излишков потребителя и производителя. Это взаимосвязанные величины, отражающие взаимодействие спроса и предложения на конкретном рынке товаров и услуг.

Излишек потребителя - дополнительная полезность или дополнительная выгода, получаемая потребителем благодаря тому, что цена покупаемого им товара или услуги оказалась ниже того максимума, который он готов был заплатить. Совокупный излишек потребителя измеряется как площадь под уровнем цены слева от кривой спроса.

Излишек производителя - дополнительный доход владельца факторов производства, возникающий вследствие того, что рыночная цена на продукцию оказалась выше той, по которой производитель готов был ее продавать (т.е. прямая или косвенная получаемая полезность оказывается больше полезности того, от чего отказываются). Совокупный излишек производителя измеряется как площадь фигуры между уровнем цены и кривой предельных издержек слева от кривой предложения.

Излишек потребителя достигает максимума в условиях совершенной конкуренции, тогда как излишек производителя растет с ростом монополизации рынка. Суммарный излишек является мерой аллокационной эффективности использования ресурсов.



 

Ключевые понятия

Спрос, предложение, рыночное равновесие, излишек потребителя, излишек производителя.

Тема 6. Эластичность спроса и предложения.

 

1. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса и ее определение.

2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

3. Эластичность предложения по цене.

4. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность и налоговое бремя.

Ключевые понятия

Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса и ее определение.

Эластичность – характер реагирования одной величины на изменение другой.

В экономике различают 4 вида эластичности:

- эластичность спроса по цене;

- эластичность спроса по доходу;

- перекрестная эластичность;

- эластичность предложения по цене.

Эластичность спроса по цене показывает, как реагирует покупатель на изменение рыночной цены.



●Характер реакции можно определить тремя способами:

1).путем расчета коэффициента эластичности и его сравнения с нормативными значениями:

2).с помощью показателя совокупной выручки (дохода);

3).с учетом факторов ценовой эластичности спроса

Еpd – эластичность спроса по цене.

Еpd = %ΔQd / %ΔP

●Коэффициент может быть рассчитан двумя методами:

1).Коэффициент точечной эластичности

Eточ.эл.= Δ(Q2-Q1):Q1 / Δ(P2-P1):P1

2).Коэффициент дуговой эластичности

Eдуг.эл.= (Q2-Q1) : (Q2+Q1) / (P2-P1) : (P2+P1)

●Возможны 5 типов реакций покупателя на изменение цены:

1).D1 = 0 → абсолютно неэластичный спрос;

2).D2 = ∞ → абсолютно эластичный спрос;

3). D3 = 1 → единичная эластичность спроса по цене;

4). D4 < 1 → неэластичный спрос;

5). D5 > 1 → эластичный спрос.

P(цена)

 

P20 D1

 
 

 


D2

 
 


D5

P1 D4 D3

 
 


Q Q(кол-во продукта)

 

●Показатель совокупной выручки (собственно дохода):

TR = P ∙ Q, где Р- цена товара, Q-объем реализованного товара

●Три правила определения характера эластичности:

1).Если цена и выручка меняются на рынке в разных направлениях, то спрос будет эластичным:

P ↑, TR ↓ или P ↓, TR ↑ → E > 1

2).Если цена и выручка меняются на рынке в одинаковых направлениях, то спрос на товар является неэластичным:

P ↑, TR ↑ или P ↓, TR ↓ → E < 1

3).Если при любых изменениях цены выручка не изменяется, то спрос является единичным по эластичности:

P ↑↓, TR = const → E = 1

●Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене:

1).Субституция – чем больше субститутов, тем эластичнее спрос на него, и наоборот.



2).Комплементарность – спрос более эластичен на более значимый комплемент, но неэластичен на менее значимый.

3).Удельный вес расходов на покупку в бюджете покупателя. Спрос эластичен при более высоком удельном весе, и наоборот.

4).Значимость товара для покупателя: на предметы роскоши – спрос эластичен, на предметы первой необходимости – неэластичен.

5).Фактор времени. Спрос эластичен на длительных временных интервалах, менее эластичен – на коротких.

 

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.