Сделай Сам Свою Работу на 5

Монополия. Естественные монополии. Ценовая дискриминация.





Монополии– крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Виды монополий

1. естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.

2. административная возникает вследствие действий государственных органов.

3. экономическая. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:



1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1.Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками.

2.Высокие барьеры входа на рынок.

3.Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение.



б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

При монополии, в краткосрочном периоде период времени слишком короткий, чтобы п/п смогло изменить свои производс-е мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности их использования.

Мод.ь краткосроч. периода Р S

(р/шт)

 

D

Q(шт/мес)

Пересечение кривых спроса и предложения образуют равновесное положение.

Долгосрочный период – период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить кол-во всех занятых ресурсов, включая и произ-е мощности, фирма может поменять объем производства. Проблема выбора оптимального объема продаж решается по принципу максимизации прибыли. Монопольная фирма продает ровно столько товара, сколько воспринимает рынок, чтобы принести максимальную прибыль. Цены в монополии диктует рынок (спрос)! Предельная выручка равна предельным затратам.- условие макс-ии прибыли.

Ценовая дискриминация – это проявление поведения продавца на современном рынке при условии несовершенной конкуренции, заключающееся в установлении различных цен на однотипные товары.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

• покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

• существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.



Именно Дж.Робинсон ввела в эконом.теорию понятие "дискриминация в ценах", Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям известна как ценовая дискриминация”. "Золотое правило" политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая - там, где эластичность спроса выше всего.

Основные положения российского антимонопольного законодательства

1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросов. конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.