Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы теории потребительского выбора. Функция полезности, предельная полезность. Карты кривых безразличия. Равновесие потребителя.





Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

Экономическая теория как наука: эконом. наука – важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующий экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.

Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хоз. деят. по удовлетворению потребностей общества и индивидов. С точки зрения предмета и методов исследования экон. наука и экон. теория – понятия идентичные. Экон. наука всегда динамична, экон. теория как учебная дисциплина статична для каждого конкретного периода времени.

Экономическая теория - это фундаментальная (от лат. Fimdamentum - основа) экономическая наука, которая изучает общие закономерности хозяйственной жизни, основа экономических наук Это также система научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Она не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует его развитию, предотвращает повторение некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие экономики.



Предметом эконом. теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

классическое: предметом является нац. богатство и его распределение, источником богатства является производительный труд во всех отраслях производства (Смит и Рикардо)

марксистское: предметом является изучение эконом. отношений по поводу пр-ва, распределения, обмена и потребления между классами различных благ.

современное: эконом. теория - это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных благ и распределение их между членами общества с целью удовлетворения их потребностей. (Самуэльсон)

Функции и задачи :

1. Познавательная: описание и анализ объективных фактов, явлений и процессов в сфере экономики.



2. Практическая: дает объективно необходимые предпосылки для принятия верных хозяйственных решений.

3. Прогностическая: предсказание будущего на основе наблюдения сложившихся в данный момент тенденций.

4. Критическая: решает проблему, является ли действующая экономическая система справедливой и нет ли необходимости в ее совершенствовании.

5. Методологическая проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых, подотраслевых, функциональных, историко-экономических, а также эконом. наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.

6 Образовательная функция формирует экономическое мышление и соответствующее сознание.

Метод - совокупность приемов или операций теоретического и практического познания предмета экономической теории. Метод является способом достижения научной истины, выявления сущности экономических процессов и явлений.

Общенаучные методы:

1) абстрагирование: выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отсеивание всего второстепенного, случайного;

2) индукция: движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к явлению в целом;

3) дедукция: движение от целого к частному.

4) анализ: заключается в «расчленении» исследуемого предмета на части и изучение всех его составляющих, а также выявление роли и места явления внутри целого.

5) синтез: соединение разъединенных элементов воедино с целью изучения внешних и внутренних связей между ними.

Частные: графический, статистический, моделирование, сравнительный анализ



Микроэкономика– изучает деят-ть отдельных самост. эконом. субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими эконом. решений; функц-ие отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего эконом. равновесия с микроэконо. позиций. Макроэкономика – изучает функц-ие экономики страны в целом, агрегированное поведение эконом. субъектов с т. з. обеспечения устойчивого эконом. роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, гос-ое регулирование экономики.

Основы теории потребительского выбора. Функция полезности, предельная полезность. Карты кривых безразличия. Равновесие потребителя.

Полезность- способность блага удовлетворять потребности человека.

Кардинализм – утверждает, что степень удовлетворения потребностей можно охарактеризовать числом. Наиб. часто они использ-ют бальную шкалу (от 0 до 10, до 100 баллов). Измеряют полезность в ютилях.

Ординалист (порядк) теория полезности (Ф.Эджуорт, В. Парето, И.Фишер). невозможно измерить предел полезность, т.к. потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относит благ. Потребитель систематизир выбор набора благ по ур-ню полезности. Но она не дает представления о различиях удовлетворения наборами благ (потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может опред, насколько один набор предпочтит другого).

Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:

1.Гип полной упорядоч: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.

2.Гип транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С.

3.Гип ненасыщения: при проч равн усл потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

4.Гип рефлексивности: любой набор товаров не хуже самого себя.

Потребительские предпочтения и личный доход. С точки зрения процесса формирования спроса и опреде­ления цен предлагаемых к продаже товаров, уровень дохода потребителей выступает одним из наиболее реальных, подда­ющихся более или менее точному учету факторов. Рав­нозначную сумму денежного дохода одни покупатели могут распределить между питанием и одеждой, придавая меньшее или большее значение каждому виду товаров. Другие покупают одежду и услуги так, чтобы какую-то часть дохода сэкономить, сократив до минимума расхо­ды. Третья группа покупателей «не укладывает­ся» в рамки своего дохода и, видимо, будет обращаться к займу денег для оплаты своих покупок.

Бюджетные ограничения и покупательная способность. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособно­сти его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. В данном случае на индивидуальном уровне каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены рас­ходы на потребление, называют «бюджетными ограничения­ми», Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и дохода­ми.

Номинальный и реальный уровень дохода. Номинальный доход – это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благососто­яния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей. Реальный доход – это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них при­обрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах.

Функция полезности: U=U(X1,X2).

Функция полезности: U(Q) – уровень удовлетворения (удовольствия), получаемого потребителем от потребления блага (набора благ).

Номинальный доход - количество денег, полученных отдельными лицами или группами лиц в течение определенного периода. Реальный доход - количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определенного периода.

Виды функции ПОЛЕЗНОСТИ

U U U

 
 

 

 


 

0 0 0

Q Q Q

Классическое благо Обычное благо Эталонное благо

 

Предельная полезность:MU(Q) – добавочная полезность, извлекаемая потребителем из 1 дополнительной порции конкретного блага.

 

Правило потребительского поведения: целью деятельности субъекта, его выбора, его поступков является максимизация совокупной субъективной полезности. Потребит равновесие- структура расходов потребителя (при данном уровне бюджет дохода), при кот достигается наибольш общ полез-ть от всего приобретаемого им набора потребит благ. Изменяя эту структуру в пользу увелич расх на одни товары и сокращ на другие, потребитель не способен увеличить общую полезность. Условие равновесия: потребит достиг оптим полож, если отнош предел полезн благ=отнош их рын цен:

MUx / MUy = Px / Py или . MUx=ΔU/ΔX

Потребительское равновесие:ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого;это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия соответствует наиболее предпочтительному для потребителя набору товаров из всего множества доступных этому потребителю наборов.

Бюджетная линия Равновесие

Е – точка равновесия и дает максимально возможный уровень полезности при данном доходе

 

Кривая безразличия - геометр место точек, кот показывает различн комбинации 2ух продуктов, имеющих одинак потребит значение или полезность для потребителя. Карта безразличия – ряд кривых безразличия, каждая из кот предс разную степень полезности; все вместе эти кривые характеризуют предпочтения потребителя. Св-ва крив безразл: не пересек, тк явл геометр местом наборов равной полез-ти; выпуклы к нач корд и имеют отрицат наклон; чем выше и правее располож кривая, тем более высок ур-ню полез она соответ.

Возможности потребит ограничивает бюджетная линия – множество точек, отражающ доступные для потребит наборы благ при заданном уровне доходов.

I = Px*X + Py*Y, (Ур-е бюдж линии – нужно выразить У)

где I- доход потребителя за опред. период; Рху – цены соответственно товаров Х и У; Х иУ – кол-во соответ-но товаров Х и У.

Смысл бюджетного ограничения в том, что с одной стороны, потребитель может купить в течении данного периода времени товаров на сумму, не превышающую его бюджет, а с др. – все имеющиеся в его распоряжении ср-ва должны быть полностью потрачены на приобретение товаров Х и У.

 

 

 
 


Увелич цены х сниж цены У рост дохода (при неизм ценах)

Предельная норма замещения: показывает какое количество товара Y потребитель отдает, чтобы получить 1 дополнит. единицу товара X;

MRS = Dy/Dx.

 

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода возникает, поскольку снижение цены на товар увеличивает реальный доход, или покупательную способность, потребителя, тем самым сдвигая его бюджетную линию и позволяя достигать ранее недоступных кривых безразличия. Эффект замещения (замены)возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.