Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 19. Социология предпринимательства





Цель:показать место и роль предпринимательства в модернизации общества.

План лекции:

  1. Понятие о предпринимательстве, его признаки и функции
  2. Анализ культурно-исторических типов предпринимательства
  3. Социально-психологический портрет современного предпринимателя
  4. Предпринимательство в Казахстане

 

 

Предпринимательство как метод хозяйствования широко известный в странах с развитой рыночной системой. Общепринятым во всем мире есть определение предпринимательства, данное известным экономистом Йозефом Шумпетером (1883-1950). Предприниматель – это хозяйственный субъект, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве и обороте, внедрение разных нововведений. При этом под понятием «осуществление новых комбинаций» понимается такое использование производственных ресурсов, которое обеспечивает производство нового неизвестного потребителям товара или создания его нового качества, внедрения новых технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, а также проведения организационных изменений хозяйственных форм. Задача предпринимателя – организовать эффективное производство, умело управлять и наполнять рынок высококачественными товарами и услугами. Предпринимательство – это инициатива, связанная с риском, экономическая деятельность с целью осуществления инноваций и достижения высокого социально-экономического эффекта начатого дела. Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная деятельность лиц, являющихся владельцами средств производства, направленная на производство товаров и услуг ради получения прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность (либо под имущественную ответственность юридического лица – предпринимателя). Предпринимательство – это и есть реальное воплощение предпринимательской деятельности в конкретных социально-экономических условиях определенной страны. Именно предпринимательская деятельность – активная, инициативная, творческая, рискоопасная и эффективная – является тем живительным источником и мощным двигателем, который может объединить все названные выше ресурсы и факторы производства в единый и целенаправленный поток производственной деятельности.





Предпринимательская деятельность – это деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими от своего имени, на свой риск и под свою ответственность, направленная на производство материальных и духовных благ и услуг в целях систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи другим лицам или организациям.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные граждане, обладающие полной дееспособностью, так и любые по численности добровольные объединения людей (партнеров) – коллективный предприниматель. Субъектами предпринимательской деятельности – предпринимателями – могут быть граждане, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, а также юридические лица всех форм собственности. Таким образом, предпринимательская деятельность может осуществляться как отдельными индивидами (частными лицами), так и группами лиц, связанными между собой договорными обязанностями, – акционерными обществами, арендными коллективами, кооперативами. Относительно определенных лиц законодательство Украины предусматривает ограничения в занятии предпринимательством. Не допускается занятие предпринимательской деятельностью для таких категорий граждан: военнослужащие, служащие лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, которые призваны осуществлять контроль над деятельностью предприятий. Не могут быть зарегистрированы как предприниматели лица, которые имеют непогашенную судимость за кражу, взятки и другие вещественные преступления. Объектом предпринимательства является определенная производственная и коммерческая деятельность, которая не противоречит действующему законодательству. Как и во всем мире, в Казахстане существуют ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности. Это касается, например, запрета изготовления и реализации наркотических средств, оружия, взрывных веществ, изготовления денежных знаков и ценных бумаг.



По данным социологических исследований, в западных странах высказывают желание быть предпринимателем лишь 3-5% трудоспособного населения; 95-98% не хотят быть предпринимателями. Почему? Потому, что быть предпринимателем не так просто. Необходимо нести большую ответственность за свой бизнес, много работать для достижения цели, эффективно управлять производством и т.д. Для предпринимателя основным есть критерий риска; предприятие связано с действием многих неизвестных факторов. Доход, который предприниматель получает, - это доход, связанный с риском.

Для экономики Казахстана проблема сегодня состоит не столько в расширении числа предпринимателей, сколько в качественной смене самого характера их деятельности – большей направленности на производственные цели, приобретении более цивилизованных форм. Ф.Хайек подчеркивал, что часть частных лиц, которые готовы попробовать новые возможности (если это, как им кажется, обещает улучшение их положения и если им не мешает давление со стороны одноплеменников), всюду почти одинакова. Порождая столько разногласий, отсутствие духа предпринимательства во многих молодых странах является не прирожденным свойством их жителей, а последствием ограничений, которые накладывают существующие традиции и институты.

В отличие от социологических концепций общетеоретического уровня, теории среднего уровня в социологии пребывают намного ближе к реалиям общественной жизни, к насущным проблемам современности. Ввиду того, что все они «отвечают» за определенные сферы социума, они способны быстро и четко реагировать на изменения в своих сферах, путем своего появления, изменения и, если надо, исчезновения. Не исключение здесь и такая специальная социологическая теория как социология предпринимательства. Еще 15-20 лет назад данной дисциплины не было «даже в проекте», а сегодня ей уделяется все больше и больше внимания в научной прессе, вводятся курсы по ее изучению в ВУЗах. Дело, конечно, в тех радикальных преобразованиях и переменах, что произошли в обществе за этот период. А именно, формирование и постоянное возрастание роли главного объекта изучения данной дисциплины - предпринимательства.

Предпринимательство в нашей стране даже не возродилось, оно фактически формировалось с нуля, при полном отсутствии собственного опыта и теоретических знаний в данной области. Но постепенно этот самый опыт стал приходить, в первую очередь через практику, а с ним появилась и необходимость его теоретического осмысления, что и вылилось, в конечном счете, в появление сначала чисто экономических исследований предпринимательства, а затем и социальных, то есть социологии предпринимательства.

Научная база данной дисциплины изначально опиралась на результаты работы зарубежных авторов и исследователей, но постепенно, сначала в России, а затем и у нас, начала формироваться собственная совокупность научных знаний по этому вопросу в виде всевозрастающего объема исследовательских публикаций по данной проблематике. Как и множество других отраслевых социологических дисциплин, социология предпринимательства не является четко сформированной теорией. Причина тому то, что она возникла не из одного источника, а формировалась в рамках множества научных отраслей на протяжении длительного периода времени.

Первые попытки осмыслить феномен предпринимательства были сделаны почти сразу после возникновения этого самого феномена, то есть в XVII веке. Первыми кто попытался рассмотреть предпринимательство с научных позиций были Р. Кантильон и Ж.-Б. Сей. Кантильона называют первым теоретиком бизнеса, именно он является автором самого термина «предпринимательство» и первым кто произвел систематическое описание данного явления. Известные экономисты, основатели английской классической политэкономии Адам Смит и Давид Риккардо также не могли обойти данного вопроса. В своем анализе экономической структуры общества они рассматривали предпринимателя как капиталиста, что ищет прибыльного использования своих средств. Смит также один из первых уделил внимание проблемам этики предпринимательства. Дальнейшее развитие теории предпринимательства связанно с анализом классовой структуры общества. Здесь следует упомянуть имя французского экономиста Альберта Тюрго. При изучении особенностей субъектов предпринимательской деятельности он выделял у них такие черты как готовность к риску, организаторские и творческие способности.

В начале XX века вновь возникает необходимость в определении отличия между предпринимателем и капиталистом. Этим вопросом занимались Ф. Воппер, А. Маршалл, И. Мангольд. Иное направление изучения предпринимательства связанно с социально-историческими и культурными исследованиями. Речь идет в первую очередь о классике социологии Максе Вебере и его работе «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как религиозные факторы стимулируют возникновение «предпринимательского духа», который сыграл важную роль в становлении промышленного капитализма. Идеи Вебера развивал в своей работе «Буржуа: этюды из истории развития современного экономического человека» (1911 год) немецкие экономист и социолог В. Зомбарт. Йозеф Шумпетер, австрийский экономист, оказал, чуть ли, не решающее значение на дальнейшее развитие теории предпринимательства. Личность предпринимателя и его характерные особенности становятся у Шумпетера стержнем логической системы, которая создает экономику в целом. Кроме того, экономический рост, у австрийского ученного, тесно связан с развитием предпринимательства.

Невооруженным взглядом видна связь с теорией предпринимательства и управленческой науки - менеджмента. Многие исследователи, развивая теорию и практику управления, вносили вклад и в изучении феномена предпринимательства. Среди них Ч. Бернард, Г. Левитт, Д. МакГрегор и другие. Из всех управленческих подходов, наиболее привлекателен ситуационный подход, своей близостью к социально-психологическим аспектам предпринимательства.

В социологии существует два основных подхода к изучению предпринимательства: функциональный и структурный.

Функциональный подход, основанный Йозефом Шумпетером, является наиболее предпочтительным при проведении прикладных социологических исследований и сегодня, хотя, как отмечает В. В. Радаев, довольно трудно реализуемым, поскольку предпринимательская функция в шумпетеровском понимании неустойчива и ограничена по времени. Поэтому с позиций функционального подхода говорить о существовании “социальной группы предпринимателей” неправомерно. Предпринимателей в социальной структуре нашего общества скорее можно определить как некую серийную группу -- постоянно обновляющуюся, текучую, беспредельно подвижную, состоящую из не связанных между собой, непрерывно меняющихся, изолированных единичных индивидов.

Другой возможный подход к анализу группы предпринимателей - структурный, который определяет место предпринимателей в социально-экономической структуре и в системе экономических институтов. Данный подход дает четкие критерии для построения выборки (статусные характеристики -- возраст, пол, образование, национальность, семейное положение; каналы регулирования предпринимательской группы; позиция предпринимателя на предприятии), не теоретической “чистоты” не обещает, поскольку человек, по статусу относящийся к предпринимательскому корпусу, может на протяжении всей своей трудовой жизни ни разу не осуществить предпринимательскую функцию.

В социологическом аспекте предпринимателя можно представить по-разному - это не только человек, обладающий определенным социальным статусом и исполняющий в обществе некую функцию, это еще и вид социального поведения, тип личности, что обладает определенными умениями и навыками, наконец, предпринимательство есть определенная культурная форма.

Основные задачи социологии предпринимательства видятся следующими:

· анализ основных классических концепций теории предпринимательства;

· определение границ бизнес слоя, его внутренней структуры, этапов становления и социальной базы;

· рассмотрение феномена этнического предпринимательства;

· показать роль религии и государства в становлении и развитии предпринимательства;

· выявить специфику отечественного предпринимательства на основе сопоставления с опытом иных стран.

Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.

Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:

- энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;

- компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;

- умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокой деловитостью и динамизмом;

- умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;

- стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;

- направленности и инновации; предприниматель – новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда.

Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:

1) владение или распоряжение капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность

4) ответственность;

5) способность и готовность к риску;

6) нацеленность на инновацию;

7) предпринимательский дух;

8) свобода предпринимательства;

9) неудержимое стремление к прибыли.

Внешняя среда и стимулы к осуществлению предпринимательской деятельностиБлагоприятными характеристиками внешней среды, способствующими возникновению стимулов к предпринимательской деятельности, являются рост платежеспособного спроса и емкости национального рынка, политическая стабилизация, некоторые положительные изменения в налоговой системе и законодательной базе, развитие инфраструктуры, деятельность властей и некоммерческого сектора по развитию малого бизнеса. Факторами привлекательности для зарубежных предпринимателей, осуществления инвестиций также являются темпы роста экономики, геополитическая значимость, богатейшие природные ресурсы, наличие достаточно квалифицированной и дешевой рабочей силы, повышение качества корпоративного управления, развитая сеть транспорта и телекоммуникаций.

В целом, к основным рискам осуществления предпринимательской деятельности в странах СНГ можно отнести: бюрократию и коррупцию, неэтичную конкуренцию, риск потери собственности, непрозрачность финансов и риск изменения законодательства [3]. Либерализация хозяйственной деятельности, интеграция в международное экономическое сообщество принесли России, кроме выгод, угрозу экономической безопасности страны от усиления криминализации хозяйственной деятельности, росту которой способствует распространение незаконного предпринимательства на внутреннем рынке и во внешнеэкономической деятельности. По различным оценкам, теневой сектор российской экономики рос на протяжении всех 1990-х, и в настоящее время достигает 40—50% ВВП [4]. В России существуют многочисленные возможности для злоупотреблений в таких областях, как сложные налоговые и таможенные системы, механизмы контроля над капиталом, управление государственным имуществом, включая приватизацию.

Наряду с экзогенными факторами, определяющими стимулы к осуществлению хозяйственной деятельности, на экономическое поведение предпринимателей, формирование его мотивов влияют эндогенные факторы — сложившиеся стереотипы мышления, ценностные установки, нормы морали. Все эти регуляторы экономического поведения, ориентирующие рыночных агентов на те или иные формы активности и играющие роль социальной памяти экономического развития, представляют собой элементы национальной культуры. Экономическое поведение предпринимателей на постсоветском пространстве никогда не будет идентичным таковому у западного человека. Рационализм экономического поведения в западноевропейском варианте тождествен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного сопоставления дохода и издержек, оценки рисков, что выступает нормой поведения. В России в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер, и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российского человека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим выбором.

Если западная культура — это культура разума, то евразийская — культура сердца. Русскими философами отмечались такие национальные характеристики, как иррациональность, общинность, слабая самодисциплина, недостаток честности, конформизм (Бердяев) [5]; церковность, соборность (Соловьев), перевес начал этических над правовыми (Флоренский) [6]. В России на протяжении столетий формировался тип экономического поведения, основанный на ценностях наиболее распространенной религии — православия (восточное крыло христианства), таких как нравственный либерализм в повседневной жизни, терпимость, бескорыстие, недоверие к богатству. Это сильно отличается от ценностей католицизма, особенно протестантизма, опирающихся на силу, корысть, имущество, дисциплину, закон [7]. Для российской экономической культуры характерны осуждение алчности, чрезмерного богатства, высокая ценность социального равенства, справедливости, уравнительности в распределении благ, что определяет не всегда положительное отношение к деятельности предпринимателей в России. Традиционно российскому обществу присущи также неразвитость правосознания, недоверие закону.

Масштабность страны, малая социальная освоенность территории определяли потребность в централизации, сильной государственной власти; богатство российской земли, ее недр, зачастую оборачивались отсутствием у многих представителей российского общества в экономическом поведении рачительности, экономности. С другой стороны, сложные природные условия делали россиянина трудолюбивым, наблюдательным, формировали находчивость, инициативу. Неоднозначно влияние командно-административной системы, сформировавшейся и действовавшей в стране в ХХ в., на экономическое поведение россиян: получили мощный импульс традиции сильной авторитарной власти, патернализм, приоритет государственного над личным, уверенность в завтрашнем дне, а наряду с этим — социальная и духовная апатия, иждивенческие настроения, уравнительность в распределении благ. Несмотря на то, что частного предпринимательства, подобного тому, что существовало в странах с рыночной экономикой, в СССР быть не могло, фактически ряд предпринимательских функций выполняли руководители государственных предприятий, а также те, кто осуществлял хозяйственную деятельность вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления. Сформировавшиеся в тот период стереотипы поведения можно встретить и в условиях современного российского бизнеса.

На основе особенностей национальной культуры складывается особый тип российского экономического мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, неразвитость правосознания, недоверие закону [8]. Вместе с тем сегодня все большее влияние на поведение людей оказывают элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции.

В современной рыночной экономике поведение предпринимателей со знаком «плюс» подразумевает не только уважение законов и правосознание, но и следование не зафиксированным законодательно, но постоянно совершенствующимся нормам этики бизнеса. К последним можно отнести политику честности и открытости по отношению к потребителям, социальную ответственность по отношению к наемным работникам, противодействие коррупции, содействие защите окружающей среды, нравственность, благотворительность, цивилизованную конкуренцию. Все это сочетается с такими классическими чертами экономического поведения предпринимателей, как инициативность, склонность к инновационной деятельности, направленность на достижение прибыли посредством производства, реализации необходимых потребителям товаров и услуг, что связано с самостоятельностью в принятии решений и риском. Экономическое поведение предпринимателей со знаком «минус» включает в себя такие негативные черты, как крайний индивидуализм и эгоизм, жажда наживы, сопровождающаяся недобросовестным отношением к людям — потребителям, работникам, а также пренебрежением законами государства и нравственными нормами общества. Такой тип поведения встречается и в экономически развитых странах, но в большей степени характерен для стран, где рыночные отношения еще находятся в стадии формирования; к сожалению, зачастую только такое поведение (например, уход от уплаты налогов) обеспечивает предпринимателю выживание в несовершенной экономической среде. Предприниматель постоянно разрывается в поисках рационального выбора между выгодой и морально нравственными ценностями: быть законопослушным и ограничить свою финансовую свободу или скрываться от налогов; «проедать» доходы, направлять их на формирование материально-технической базы или развивать социальную инфраструктуру своего предприятия. Социальное поведение чело­века при этом может быть негативным по отношению к проводимой налоговой политике, а экономически выражаться в усилении «теневой экономики».

 

 

Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине

 

Профессиональное станов­ление специалиста является усвоение обучающимся соот­ветствующей совокупности знаний, умений и навыков. Как свиде­тельствуют научные данные и опыт подготовки специалистов, умения и навыки приобретаются значительно медленнее, чем зна­ния.

Основ­ная задача учебно-методического комплекса по экономической социологии направлена на то, чтобы научить обучающихся приложению теоретических знаний к практичес­ким заданиям.

Наиболее эффективным и продуктивным представляется путь — проработка (причем неоднократная, как минимум два-три раза) учебного материала, осмысливание и запоминание, что предполагает наложение на процесс изучения курса индивидуальных особен­ностей обучающегося, таких как возможное чтение вслух, подчер­кивание, заметки на полях, вкладки с пометками, ведение карточек по читаемому материалу, ведение картотеки литературы по соответ­ствующей теме и т. п. Если учебника оказывается недостаточно (в силу его лаконичности, кажущейся или действитель­ной неясности мысли, ошибочности и т. д.), необходимо воспользо­ваться иной литературой — из дополнительного списка литерату­ры, а также из личной картотеки.

Каждая тема настоящего учебно - методического комплекса содержит вопросы, которые раскрывают ее содержание, определяют объем и дают общее представление об исторических процессах и фактах. Программа предусматривает по каждой теме литературу, рекомендуемую для изучения.

УМКД позволяет студенту самостоятельно изучить основной учебный материал посредством ознакомления с конспектами лекций, снабженных методическими рекомендациями по закреплению полученных знаний.

Учебно-методический комплекс включает в себя такие структурные части как, силлабус по дисциплине, краткий курс лекций в соответствии с содержание дисциплины, задания для самостоятельной работы, предусматриваются сценарии дискуссий и диспутов, намечены варианты работы над проблемными вопросами, написание докладов и.т.д. Наличие глоссария по всему курсу облегчит усвоение новых терминов и понятий.

Курс лекций является кратким, и на занятиях возможно использование преподавателем новых данных и положений.

На семинарских занятиях студенту предлагается усвоить полученные в ходе исследования знания путем выполнения методических рекомендаций.

Предложенный список литературы является далеко не полным и может корректироваться как преподавателем в ходе работы над конкретной темой, так и студентами.

Задания для самостоятельной работы учащихся включают в себя самые разные задачи - ответы на поставленные вопросы, составление эссе или другой письменной работы, составление таблиц.

Методические рекомендации студентам:

Изучение учебной дисциплины «Экономическая социология» может быть успешным лишь при условии систематической работы студентов в течение всего учебного года. Несистематичность изучения учебных материалов, невыполнение рекомендованных заданий снизит возможность изучения данной дисциплины, приведет к пробелам в знаниях.

Изучение курса должно быть активным, а не пассивным. Выполнение домашних заданий должно занимать не менее 2-3 часов в неделю. Вы должны постоянно консультироваться с преподавателем согласно графика консультаций. Учебник необходимо читать в течение всего периода изучения курса, а не только при выполнении заданий. Необходимо готовиться к каждому занятию. Успех изучения курса во многом зависит от Вашего участия в работе как в аудитории, так и вне ее. Экзамен будет направлен на проверку Ваших теоретических знаний и на оценку Ваших возможностей применять их на практике. На экзамене Вы будете отвечать на вопросы в устной форме. Итоговый экзамен обязателен для всех и будет основан на пройденном материале.

До начала каждой лекции будет роздан материал, где отражены основные моменты темы. Пожалуйста, прочтите данный материал до начала занятий. После лекций обязательно прочтение всего заданного материала из основного учебника, указанного в конспекте лекций.

При выполнении заданий Вы не должны:

- заниматься плагиатом;

- позволять другим делать за Вас работу;

- пытаться сдать работу в не установленные сроки;

- не участвовать в работе группы при выполнении групповых заданий и требовать за это баллы и т.д.

Мы ожидаем, что Ваше отношение к курсу и поведение будут соответствовать Кодексу чести студента вуза.

Для успешного усвоения курса необходимо:

- прочитать и усвоить лекционные, семинарские занятия;

- своевременно и в полном объеме выполнять задания для самостоятельной работы (выполнять рекомендации преподавателя, изучать предложенный материал);

-изучать рекомендованную литературу, работать с первоисточниками.

Студент имеет право:

- на получение знаний, соответствующих уровню КазГЮУ;

- на объективную оценку знаний (объективность оценки при выполнении самостоятельной работы);

- корректное отношение со стороны преподавателя;

- получение квалифицированных знаний.

Методические рекомендации преподавателю:

Цели лекционных, семинарских и иных видов занятий:

- научить студентов творчески мыслить, рассуждать и дискутировать по историческим проблемам.

Задачилекционных, семинарских и иных видов занятий:

- закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и приобретенных в процессе самостоятельной работы с литературой и материалами семинарских занятий

- формирование у студентов умений и навыков работы с научной литературой и специальными документами, анализа различных источников знаний;

- выявление уровня усвоения материала и оценки полученных знаний по изученным вопросам.

- выработать у студентов научное мировоззрение по вопросам о месте и роли истории Казахстана.

 

 

Материалы для самостоятельной работы студентов: самоконтроля по темам

 

Тема 1. Предмет экономической социологии

 

2. Собеседование по вопросам:

1. Почему экономическую социологию называют «стыковой» научной дисциплиной?

2. Что выступает объектом изучения экономической социологии?

3. В чем состоит социологический подход к изучению экономики?

4. Раскройте взаимосвязи и взаимозависимости цели и задач экономической социологии

5. Каковы общие направление структурирования экономико-социологических знаний?

6. Что включает в себя социальный механизм экономических процессов? Опишите его общие черты?

 

 

Тема 2. Возникновение и развитие экономической социологии

 

1.Собеседование по вопросам:

1.1. В чем специфика методологических подходов К.Маркса, М.Вебера, Т.Веблена к оценке социальных механизмов и принципов регулирования экономических процессов?

1.2. Что такое капитализм с точки зрения экономической социологии?

1.3. Какие типы категорий экономической социологии можно выделить? Определите их уровни.

1.4. Каково место экономической социологии в системе социально-гуманитарных знаний? В чем специфика объекта ее исследования?

 

2. Творческие задания для СРС:

2.1. Доработайте логическую схему содержания занятия (рис.1):

           
   
 
 
 
   

 


2.2. Выявите специфику методологических к проблеме функционирования социального механизма экономических процессов К.Маркса, М.Вебера и Т.Веблена, результаты своей работы оформите в виде таблицы:

2.3. Подготовить реферативные сообщения на следующие темы:

5. Карл Маркс и проблема трансформации «экономического человека»

6. Макс Вебер и его концепция капитализма

7. Концепция технократии Т.Веблена

8. Основные направления развития экономической социологии в ХХ в.

 

 

Тема 3: Экономическое поведение

 

8. Собеседование по вопросам:

1.1. Чем отличается социологический подход к проблеме экономического поведения индивида? Как его изучает экономическая социология?

1.2. Каковы современные научные концепции экономического действия? В чем их основной смысл и различие?

1.3. Что означает процесс экономической социализации личности?

1.4. Охарактеризуйте теории рационального выбора и их предпосылки.

2. Творческие задания для СРС:

2.1. Используя имеющихся у вас знания по Всемирной истории, разработайте хронологию развития представлений о человеке экономическом по следующим этапам:

· Древний Китай (VI – I вв. до н.э.)

· Древняя Индия (VII – IV вв. до н.э)

· Древняя Греция и Рим (VI – IV вв. до н.э.)

· Средние века (IV –XIV вв. н.э.)

· Возрождение (XIV – XVI вв.)

· Просвещение (XVII – XVIII вв.)

· Современность (XIX – XXI вв.)

Оформите результаты вашей работы в виде таблицы или схемы.

2.2. Дайте свою интерпретацию эволюции и этапов развития экономического поведения индивида.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.