Сделай Сам Свою Работу на 5

Новая экономическая политика





На 10-ом съезде РКП (б) в марте 1921 года было объявлено о переходе Советской России к новой экономической политике и отказе от политики «военного коммунизма», показавшей свою несостоятельность и неэффективность. Основные направления нэпа: сельское хозяйство: замена продразверстки продналогом. Продналог устанавливался как долевое отчисление от произведенной продукции. -развитие коопераций: потребительской, снабженческой, кредитной, промысловой -в губерниях, выполнявших план заготовок, отменялась гос. хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и другой с/х продукцией. - было разрешено брать землю в аренду и нанимать работников промышленность:для восстановления уровня промышленного производства правительство разрешило частному предпринимательству брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. -восстановление денежной оплаты труда, заработная плата стала начисляться в зависимости от уровня квалификации и стажа рабочих -денационализация некоторых гос. предприятийразвитие концессий, т.е. предприятий, действующих на основе договора между государством и иностранными фирмами торговля:



был взят курс, направленный на оздоровление торговли, перестройку хозяйственных органов, ведающих вопросами внутренней торговли- создание широкой сети торговых бирж, ярмарок для реализации готовой продукции и закупок сырья.

перемены в системе управления экономикой - упразднение главков в системе ВСНХ, ослабление чрезмерной централизации. - основной формой управления производством в гос. секторе стали тресты, т.е. объединения однородных и взаимосвязанных между собой предприятий. Политика нэпа предусматривала также создание устойчивой денежной системы и стабилизацию рубля. Для этого, по мнению наркома финансов Г. Сокольникова, необходимо было провести денежную и налоговую реформы, а также ослабить монополию гос-ва на ведение внешней торговли. С середины 1920-х гг. начались первые попытки свертывания нэпа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жесткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). И. В. Сталин взял курс на принудительное изъятие хлеба и насильственную «коллективизацию » деревни. Проводились репрессии против управленческих кадров (Шахтинское дело, процесс Промпартии и др.). К началу 1930-х гг. нэп был фактически свернут.



Нэп стал первой системой государственного регулирования индустриально-аграрной экономики в условиях мирного времени.

 

49. Изменения в денежной и кредитной сфере в период НЭПа.

Немаловажное значение для проведения НЭПа имели создание устойчивой денежной системы и стабилизация рубля. В новых хозяйственных условиях для оздоровления финансовой системы следовало, с одной стороны, снять запреты на все виды торговли, с другой – надо было ликвидировать огромный бюджетный дефицит путем резкого сокращения государственных расходов и развития эффективной налоговой системы.

Денежная реформа 1922–1924 гг., краеугольным камнем которой являлась стабилизация рубля, проходила в очень трудных условиях хозяйственной разрухи, неурожая 1921 г., ограниченного товарооборота между городом и деревней, острого бюджетного дефицита.

Ее проведение было сильно осложнено пережитками военно-коммунистических методов руководства, отсутствием опыта торговой и кредитно-финансовой работы в условиях НЭПа.

Достигнутые в конце 1922 г. первые успехи в восстановлении народного хозяйства и развертывании товарооборота создали предпосылки для замены падающей валюты устойчивой валютой – червонцем.

В результате уже в 1924 г. удалось перейти к твердой конвертируемой валюте – червонцу. Уже в течение первого года после проведения денежной реформы был ликвидирован дефицит государственного бюджета, возросли возможности финансирования хозяйства, повысился уровень материального благосостояния народа. Это способствовало формированию внутреннего рынка, стабилизации валюты и оздоровлению товарно-денежного обращения.



Но хрупкое хозяйственное равновесие было принесено в жертву политике ускоренной индустриализации, для которой требовалась масштабная кредитная эмиссия, несовместимая с сохранением твердого курса червонца.

Твердая конвертируемая червонная валюта продержалась лишь до начала 1928 г. В числе причин де-конвертации червонца можно назвать небольшие размеры золотого запаса, нереальный курс червонца, заготовительные трудности в 1928–1929 гг., малый объем экспорта сельскохозяйственной и другой продукции. Поэтому, как только сальдо торгового баланса в связи со срывом плановых заданий 1925 г. стало отрицательным, золотые запасы уменьшились, усилилась инфляция, денежная система страны расшаталась.

Для поддержания устойчивого курса червонца на внутреннем рынке Госбанк был вынужден постоянно вводить в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки. Но эти меры приводили не к сокращению эмиссии, а к истощению валютных резервов. Так, собственно, был ликвидирован единый паритетный курс червонца, поддерживаемый Госбанком как на внешнем, так и на внутреннем рынке, в результате чего произошло раздвоение валютных курсов. Продажа инвалюты была разрешена только для тех, кто выезжал из страны, вследствие чего возросло количество операций по вывозу червонцев за границу, чтобы обменять их по официальному курсу. Для предотвращения этого процесса с июля 1926 г. было запрещено вывозить червонцы, а вскоре прекратилась и их скупка на внешнем рынке. Это означало полный отказ от котировки советских рублей за рубежом. Червонец, являвшийся одной из мировых валют, превратился в сугубо внутреннюю валюту СССР.

 

 

50. Социалистическая индустриализация и источники ее финансирования

С 1925 г. правительством СССР был взят курс на ускоренную индустриализацию. Индустриализация сопровождалась свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, переходом к административному управлению экономикой. Правительство стало проводить политику вытеснения частного капитала: были повышены тарифы на перевозки частных грузов, прекращено государственное кредитование частных предприятий, началась ликвидация обществ взаимного кредита, был введен налог на сверхприбыль, запрещалась сдача в аренду частным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры, сокращалось число иностранных концессий.

Средства на проведение индустриализации правительство получало путем экспорта зерна, что вызывало голод в стране, а также путем экспорта нефтепродуктов, леса, пушнины. Определенную роль играло использование на стройках узников трудовых лагерей

В декабре 1925г. был принят курс на Индустриализацию. Идея об индустриализации принадлежала еще Ленину и состояла в четком снабжении промышленных предприятий всем требуемым оборудованием для ускоренного развития.

Концепция индустриализации была спорной. Троцкий и его сторонники выдвигали идеи сверхиндустриализации. Речь шла о сверхэксплуатации крестьянства. Троцкому противостояли Сталин и Бухарин, которые отстаивали позиции умеренных темпов индустриализации с сохранение рынка. Их победа над Троцким свершилась на 15 Съезде в декабре 1925г. Троцкий был выслан заграницу. Сталин сразу круто сменил свой курс и стал осуществлять программу противников.

Для индустриализации характерна закупка промышленного оборудования за границей, добыча валюты идет путем продажи леса, льна, пушнины нефтепродуктов, художественных произведений. Происходит увеличение экспорта хлеба. Вывоз хлеба происходил в ущерб внутреннего рынка, а с осени 1928г. была введена карточная система. Особенно тяжело далась индустриализация деревне. Зимой 32-33 гг. разразился голод, унесши 6-8 млн. жизней. Главным элементом индустриализации был план, который стал директивным. В задачу планирования входило научное обоснование финансирования тех или иных объектов, баланс ресурсов и производства.

 

 

51. Причины, этапы и последствия коллективизации с/х.

1927 – «курс на коллективизацию с/х» !!! сугубо добровольное создание коллективов (1929 – 14% крест. дворов, 1930 – 60%). Цель: решение зерновой проблемы 1)дек 1929 – Сталин: «Конец НЭПу и переход от политики ограничения кулачества к политике ликвидации кулачества как класса» - провести сплошную коллективизацию с уст. жестких сроков, для чего послали 25 тыс. рабочих-коммунистов из городов в деревни для насильственного объед. крестьян Осн. формой объед. крестьян стали с/х артели с обобществлением основных материальных ресурсов и с сохранением личного подсобного хоз-ва. Процесс раскулачивания (кулаков, середняков) – у зажиточных изымали имущество, землю и высылали в необжитые районы, лишая пол. и гражд. прав => Деревня лишилась наиболее предприимчивых хозяев + судьба раскулаченных – пример того, как сов. власть расправляется с неповиновениемРаскрестьянивание деревни (результат коллективизации) -> аграрный сектор лишился миллионов самостоятельных работников, утративших интерестк эффективному труду на земле. 1930 – распространение трудодней (условная единица соизмерения затрат труда отдельных членов колхоза и определения их доли в конечных результатах деят. хоз-

1932 – введение паспортной системы в СССР: паспорт получали жители городов, рабочих поселков, новостроеек, а колхозники принудительно прикреплены к земле

июнь 1929 – госуд. машинно-тракторные станции (МТС) – сосредоточ. с/х техники. Каждая МТС обсуж. Несколько колхозов в округе. Оплат их работы – примерно 20% урожая 1933 – система контратакции (система договоров об обязательной поставек с/х продукции гос-ву в обмен на товары пром. производства) заменена на систему обязательной сдачи продукции по твердым нормам с каждого гектара посевных площадей и твердым государственным ценам, т.е. колхозы не кооперативы, а гос. предприятия, включ. в гос. пданы по производству и сдаче с/х продукции Последствия коллективизации: 1. валовый сбор зерна снизился (предполагалось повысить вдвое) 2. заметно выросли объемы гозаготовок зерна 3. снижение эффективности с/х произ-ва 4. снижение уровня эффективности аграрного сектора (снизился экспорт хлеба)

 

 

52. Формирование экономики власти в 1928-1940 годах.

Первым пятилетним планом предусматривалось увеличить объем промышленного производства в 2,8 раза при преимуществе тяжелой промышленности, преодолеть отставание сельского хозяйства, ликвидировать класс частных собственников. План выполнен не был, но в январе 1933 г. руководство страны объявило, что он выполнен досрочно.

В этот период была сформирована система управления, получившая впоследствии название «командно-административной». В 1932–1939 гг. на основе имеющихся немногочисленных органов управления было сформировано 34 наркомата, на которые возлагалось управление отраслями экономики. Огромные средства для индустриализации пытались получать из сельскохозяйственного сектора. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. В 1928 г. началась коллективизация – объединение крестьян в колхозы, которые ставились под контроль государства.

Первая пятилетка отличалась очень высокими темпами прироста промышленной продукции, которые хотя и были ниже плановых, но значительно превосходили темпы индустриализации в других странах. Было построено 1500 заводов и фабрик. Удельный вес тяжелой промышленности значительно вырос. Доля промышленной продукции в национальном производстве поднялась с 51,5 % в 1928 г. до 70,7 % в 1932 г. Но производительность труда не только не возросла, она снизилась на 8 %, покупательная способность населения снизилась на 40 %.

В системе управления экономикой окончательно оформилась командно-административная система, которая была построена по отраслевому принципу управления. Регламентация хозяйственной жизни, администрирование охватывали всю социально-экономическую структуру общества. Функционирование системы поддерживал разветвленный репрессивный аппарат. Во второй пятилетке намечалось создание новейшей технической базы для всех отраслей. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию энергетической базы. В сельском хозяйстве намечались завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. В качестве условий выполнения плана выдвигались: 1) развитие движения социалистического соревнования; 2) рост производительности труда; 3)обеспеченность квалифицированными кадрами. Во второй пятилетке завершилась коллективизация сельского хозяйства Третья пятилетка была нацелена на рост производства военной техники и вооружений, предусматривались более высокие темпы роста машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии. Особенностью третьей пятилетки стало укрепление командно-административной системы, расширение масштабов репрессий и использование труда огромной массы заключенных

 

 

53. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны

Годы войны и послевоенного восстановления можно охарактеризовать как годы экстремального развития, когда все насущные потребности населения откладывались на потом. Например, жилье почти не стоилось, а кое-где через 10 лет после окончания войны лиди продолжали жить в землянках. В результате нападения немцев уничтожена кадровая армия, захвачены огромные территории, где находилось 47% посевных площадей и производилось 30% пром. продукции.

Лето'41 – срочный перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы. Эвакуация в глубокий тыл заводов. Главный промышленный район теперь – Урал. Так как основная часть мужчин на войне, то проведена плановая мобилизация на заводы и стройки среди трудоспособного городского населения, включая подростков. Работали без отпусков, выходных по 10-14 часов в сутки. Везде трудовой героизм. Вводится карточная система распределения продовольствия, в первую очередь снабжали рабочих. Тяжелейшее мат. положение тыла – все средства на войну. Нехватка основных промышленных товаров, жилья. В с/х-ве: катастрофическое падение производительности, т.к. мужики, тракторы, лошади – все ушло на фронт.

Зарубежная помощь – немалые поставки США («Ленд- Лиз»).

Победа СССР неоспорима, так как 75% военной силы фашистов уничтожено на Восточном фронте. Но потери нашего народа в этой войне – неоправданно велики («война выиграна «мясом»») – от 27 млн. человек и треть нац. богатства. Период восстановления экономики – с 1943 года. Цели:Восстановление разрушенных предприятий.

Конверсия промышленности, т.к. больше половины промышленного производства – военная продукция.

После окончания войны – массовая демобилизация, сокращение прямых военных расходов вдвое – до 50%.Приоритеты в восстановлении – такие отрасли, как тяжелое машиностроение, металлургия, ТЭК. Легкая промышленность и с\х-во – по остаточному принципу.Дополнительные источники средств для восстановления:-репарации-труд военнопленных

-внутренние займы - «откачка средств» из населения.

Начаты грандиозные проекты:«Сталинский план преобразования природы».«Стройки коммунизма».Отмена карточек (раньше всех) в 1947 году. Перерасчет цен – удорожание. Денежная реформа. Цель – укрепить денежную систему, расшатанную в годы войны

 

55. Послевоенное восстановление экономики в 1946-1950 годах

После ВОВ переход к мирному строительству совершался в очень трудных условиях. Война задержала развитие народного хоз-ва примерно на 10 лет. На период с 1946 по 1950 гг был разработан 4-й пятилетний план восстановления и дальнейшего развития народного хоз-ва. Основными задачами плана были: перевод экономики на мирные рельсы, демобилизация воинов, оказание им материальной помощи, возрождение промышленного потенциала, дальнейшее развитие тяжелой промышленности, восстановление с/х. К марту 1948г была завершена демобилизация воинов Советской Армии. Постепенно возрождались разрушенные города, строились новые. За короткий срок были восстановлены разрушенные электростанции, шахты, заводы. К 1950 г официально было объявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. После войны крестьянство было обложено огромными налогами – денежными и натуральными. Крестьяне получали буквально копейки за трудодни, а порой и вообще ничего не получали. В 1947 г был установлен минимум трудодней, за невыполнение которого грозила ссылка. В начале 50-х гг с/х достигло довоенного уровня.

 

54. Основные источники финансирования в годы Великой Отечественной войны

2 августа 1941 года было заключено военно-экономическое соглашение с США, а в октябре 1941 года — тройственное соглашение о снабжении Советской армии оружием, военной техникой и стратегическими материалами. Это соглашение немедленно вступило в силу, и уже в битве под Москвой участвовали в боях танки, самолеты, прибывшие из-за океана.

С октября 1941 до середины 1942 года в Советский Союз было отправлено из Англии 16 конвоев военных кораблей через Северное море в Мурманск. Они везли самолеты, танки, автомашины, бензин и пр. К сожалению, из-за огромных потерь конвои пришлось отменить, и основные грузы стали поступать через Дальний Восток.

Усилению военной мощи Советского Союза способствовали поставки из США, осуществленные в соответствии с законом о Лендлизе (официально он назывался «Акт содействия обороне США»), по которому происходила передача взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др. Помощь по Ленд-лизу составила заметную часть советского военного потенциала: самолетов — около 10%, танков и самоходно-артиллерийских установок — 12%, орудий — около 2%. Особенно значительным было количество полученных автомобилей («джипов», «студебеккеров») — 401,4 тыс. единиц, что в пять с лишним раз больше, чем было изготовлено в СССР. В Советский Союз поступило почти 2,6 млн т нефтепродуктов, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн пар обуви (в основном солдатских сапог), почти 70 млн кв. м шерстяных тканей, 4,3 млн т продовольствия. Общая стоимость поставок по Ленд-лизу составила с учетом транспортных поставок и услуг около 11 млрд долл.

Всего же за время войны СССР получил от союзников 18,7 тыс. самолетов, 10,8 тыс. танков, 9,6 тыс. артиллерийских орудий, 44,6 тыс. металлорежущих станков, 517,5 тыс. т цветных металлов, 1860 паровозов, 11,3 тыс. железнодорожных платформ, большое количество консервов, медикаментов, одежды и т.д.

 

 

56. Необходимость проведения денежной реформы 1947 года

Ее необходимость определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны.

14 декабря 1947 года было издано постановление правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10:1. Для тех, кто держал деньги на счетах в сберегательных кассах, обмен был более льготным. Так, вклады до 3 тыс. руб. оставались без изменения и не подлежали переоценке. Вклады на сумму от 3 до 10 тыс. руб. обменивались из расчета 3:2, а вклады сверх 10 тыс. руб. — 2:1.

Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единый новый двухпроцентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1930 года— в соотношении 5:1. С помощью таких методов произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер. В ходе реформы пострадали главным образом сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег. С 1 января 1950 года правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168 г чистого золота), хотя в те годы этот факт не имел никакого экономического значения, так как установленный официальный курс рубля ни в каких расчетах не использовался.

 

 

57. Попытки реформирования командной экономики в 1950-1960 годах.

После смерти «отца народов» Сталина к власти приходит Никита Хрущев, при помощи партийной номенклатуры, все более набиравшей силу. Условная программа Хрущева:

1.Конец репрессий.2.Экономические реформы, прежде всего — стимулирование «слабого звена», то есть аграрного сектора.3.Социальные преобразования, улучшение жизни народа.4.Переход от «сверхнапряженности», экстремальных мер управления к более стабильным.

Результаты: 1.Уменьшение (но не прекращение) репрессий, упразднение ГУЛАГА, некоторые послабления обществу — «оттепель».2. Новые приоритеты в экономической политике: производство товаров народного потребления, развитие легкой пр-ти, с/х-ва.

В С/х-ве: Большая эк. свобода домашним крестьянским хоз-вам, снижение налогов, увеличение разрешенного размера участка, увеличение гос. ассигнований. Результат — сельское хоз-во впервые стало рентабельным.

1. Освоение целинных и залежных земель (экстенсивный путь), при этом — невероятная бесхозяйственность (собранное зерно сгнило из-за отсутствия зернохранилищ). В целину вложили средства за счет старых с/х районов.

Улучшения в социальной сфере:

Пенсии, сокращение рабочей недели, жилищное строительство, но новые дома очень низкого качества («хрущобы»). Отмена госзаймов. Образование — полностью бесплатное. Повышение мин. зарплаты.

В области промышленности:

Провозглашение перехода к интенсивному пути — повышение тех. уровня предприятий

Результат — научный прорыв: первый спутник, первый космонавт и т.д.

1961 — денежная реформа. Обмен новых на старые по курсу 10:1. Повышение цен, снижение зарплаты

2.

 

 

59. Экономические преобразования в период “перестройки” (1985-1991 гг.).

В марте 1985 г., после смерти К.У. Черненко, генсеком ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка».

Стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить основные звенья системы.

Получила распространение иллюзия о том, что реформы можно проводить быстро и без особых трудностей

Провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее, чем на 4%.

Предполагалось перестроить систему материально-технического снабжения, ценообразования, финансирования.

В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности

Развитие арендных отношений.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», по которому предусматривалась постепенная демонополизация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, развитие частного предпринимательства и т.д. но все это пронизывала идея построения рыночного социализма

«Программа 500 дней» (коллектив экономистов под руководством С. Шаталина – 1990 г.). Восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, суверенитет союзных республик, антимонопольные меры и приватизация предприятий, резкое сокращение госрасходов, прекращение помощи другим странам и резкое ограничение военных расходов

Изменение внешней политики. Было покончено с многолетним делением мира на капитализм и коммунизм – покончили с «холодной войной».

В январе 1991 была проведена одна из самых неудачных денежных реформ. Решение о пересмотре розничных цен (точнее – о повышении цен в несколько раз). Одновременно проходила компенсация роста цен путем денежных выплат населению, но размеры компенсации явно отставали от роста цен, в экономику буквально хлынул поток необеспеченных денег.

 

58. Нарастание кризисных явлений в экономике “развитого социализма” в 1960-1980 годах.

В 1970 г в результате мирового сырьевого и энергетического кризиса цены на западных рынках на энергоносители возросли. Было принято форсировать поставки нефти и газа на Запад. Доля топлива и сырья в экспорте поднялась до 54,4%. Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов составили 176 млрд.долларов. Но эти баснословные средства оказали скромное влияние на развитие экономики страны. Они уходили в пропасть. Когда в 80-е годы цены на нефть начали падать и на нее понизился спрос, это отрицательно сказалось на развитии советской экономики.

К середине 1960-х гг. международная обстановка оставалась для СССР сложной и противоречивой: единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за антисоветской деятельности китайского руководства; отношения с Западом вновь осложнялись из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; политика СССР в странах третьего мира не приносила ожидаемых результатов. Брежневское руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран, в то время как позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Тем не менее к концу 1960 – началу 1970-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

Уже с начала 1960-х гг. советское руководство (как, впрочем, и руководство США) стремилось ослабить прямое военное противостояние с США, перенося центр тяжести конфронтации в различные регионы. В течение более 10 лет (1964–1975 гг.) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г. после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке СССР занял однозначно проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и военных специалистов.

Новое руководство, пришедшее к власти в октябре 1964 г., провозгласило курс на стабилизацию экономики, приоритет научных методов управления.

Реформа 1965 г. на первый план выдвигала экономические методы управления. Это не означало отказа от административной экономики. Администрация получала рычаги воздействия на производство посредством использования интересов трудовых коллективов. Предприятию спускались сверху лишь пять показателей: реализация продукции, ассортимент основных изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность. В течение 1965–1967 гг. были повышены цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, увеличилась прибыль производителей, было проведено выравнивание уровней рентабельности отдельных отраслей. Но дальше реформа не пошла. Становилось очевидным, что плановая экономика окончательно разладилась, ее резервы исчерпаны, а косметические реформы уже не приносили ощутимого эффекта.

Совершенство политического общества представлялось настолько абсолютным, что не могло подвергаться ни малейшему сомнению. Если экономический механизм перетерпел хоть малейшие изменения, реагируя на экономическую ситуацию, то политический механизм, напротив, отличался стабильностью, основанной на догматах политической культуры и мышления. Четверть века командно-бюрократическая система безраздельно осуществляла свое политическое господство. На протяжении длительного времени безнравственно эксплуатировалась идея авангардной роли рабочего класса в советском обществе. Провозглашая рабочий класс ведущей политической силой,

 

60. Формирование рыночных отношений в российской экономике(1991-наст. Время

В 1992 г. либерализация цен стала центральным элементом экономических реформ в России. Либерализация цен вызвала пятикратное их увеличение в течение трех месяцев. В росте цен и развитии инфляции сыграли свою роль многие факторы: высокий уровень монополизации, резкое увеличение заработной платы, повышение цен на сырье, бегство от денег. Либерализация цен призвана была сбалансировать спрос и предложение, создав основу для структурных преобразований. Однако добиться стабилизации в финансовой сфере не удалось, а спад промышленного производства продолжался. Либеральные реформы были призваны обеспечить преодоление экономического кризиса в стране, но добиться этого долго не удавалось. Только на седьмом году реформ, в конце 1998г., стал наблюдаться рост производства.

В системе экономических реформ в России приватизации принадлежит ключевая роль. Приватизация проходила в два этапа. Первый этап пришелся на 1992г. – первую половину 1994г. Главными задачами программы приватизации были проведение малой приватизации и создание условий для осуществления в 1992–1994 гг. большой приватизации.

Главной целью приватизации в России являлось формирование широкого слоя частных собственников. С этой целью проводилась «ваучерная приватизация». Каждый гражданин России получал свой ваучер, или приватизационный чек, который он мог использовать для приобретения акций или продать за деньги. 35 % всех приватизированных по федеральной программе предприятий были выставлены на продажу за приватизационные чеки.

В 1994г. начался второй этап приватизации. Его суть состояла в том, что предприятия приватизировались за деньги. Продажа акций акционерных обществ происходила на конкурсной основе. В дальнейшем был осуществлен переход к приватизационным проектам по отдельным предприятиям.

Внешний долг России обычно делится на обязательства, взятые российским правительством, и обязательства, унаследованные от СССР. До августа 1998 г. Россия выплачивала оба внешних долга, но августовская девальвация снизила возможности государства обслуживать внешние долги. Было принято решение прервать выплаты основной части долга и процентные платежи по советским обязательствам, но выплачивать по долгам, взятым РФ как суверенным государством.

На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане. В условиях фактического банкротства государства в 1991 г. Российская Федерация была вынуждена обратиться к международным финансово-кредитным организациям (МВФ, Мировой банк и т.д.) за финансовой помощью для проведения реформ по переводу экономики на рыночные принципы хозяйствования. В 1996 г. после длительных переговоров, продолжавшихся фактически с 1992г., было подписано рамочное соглашение со странами-участницами Парижского клуба кредиторов о 25-летней реструктуризации задолженности бывшего СССР в размере около 40 млрд долл. Соглашение предусматривало предоставление России 6-летнего льготного периода, в течение которого осуществляется только выплата процентов. Погашение же основной суммы долга началось в 2002 г. и завершится через 20 лет.

Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.