Сделай Сам Свою Работу на 5

Библейские отцы от Иосифа до Моисея





Иосиф был особенным ребенком. Без сомнения, отец любил его больше всех, а братья ненавидели. Их раздражали его чудесные сны и его связь с отцом.

Однажды Иосиф увидел во сне, что его братья склонятся перед ним, и немедленно поведал об этом братьям. Они так разгневались на своего семнадцатилетнего брата, что были готовы убить его. Однако одному из братьев удалось предотвратить убийство, и Иосиф остался жив, хоть и был продан в рабство.

Как и множество других библейских историй, приключения Иосифа начались с того момента, когда он был оторван от своего отца и вступил в жизнь под руководством и защитой Бога.

Иосифа продали египетскому царедворцу, у которого он с большим успехом стал выполнять обязанности управляющего. К несчастью, однажды его безосновательно обвинили в попытке соблазнить жену своего господина и бросили в тюрьму. Однако даже там Иосиф не усомнился в своем Боге.

Близость Иосифа к Богу породила в нем способность толковать сны. Поэтому, когда фараон, правитель Египта, увидел странный и тревожный сон, Иосифу было велено растолковать его. Иосиф не только правильно растолковал сон, он настолько поразил фараона своей необычайной одержимостью «духом Божьим», что фараон сделал его самым влиятельным человеком во всем Египте.



Сон предупреждал о голоде, который будет мучить страну в течение семи лет. Когда голод наступил, то, благодаря мудрому руководству Иосифа, Египет оказался подготовленным к этому испытанию, ибо Иосиф распорядился сделать запасы зерна. Вот так Иаков и его жестокие сыновья, те самые, что продали своего брата в рабство, были вынуждены отправиться за зерном именно в Египет. Все они спаслись от смерти лишь потому, что Бог послал Иосифа в Египет заранее. То, что десятки лет назад сотворили ожесточившиеся братья, Бог использовал для того, чтобы спасти не только семью, но и целый народ.

Несмотря на все пережитое, несмотря на близкие отношения с Богом, Иосиф тосковал по своему земному отцу и все еще нуждался в одобрении и любви отца. Встретившись с братьями и подарив им свое прощение, он потребовал, чтобы они скорее привели к нему отца, - жест, указывающий на стремление всех людей получить признание и уважение отца.



Когда отец прибыл в Гошен, Иосиф взошел на свою колесницу, чтобы встретить его. Встретив отца, Иосиф «пал на шею его и долго плакал на шее его» (Быт. 46:29). Иосифу чрезвычайно не хватало отца, и Бог соединил двух этих людей спустя двадцать два года.

Моисей - освободитель, лишенный отца

Спустя сотни лет в Египте «восстал новый царь», усмотревший в еврейском народе угрозу для своей власти и превративший евреев в рабов. Но этого ему показалось мало, и он издал указ, согласно которому всех новорожденных еврейских мальчиков следовало убивать.

Поэтому, когда у Амрама и Иохаведы родился Моисей, мать скрывала его в течение трех месяцев. Однако затем, поняв, что не сможет более укрывать его, она приготовила корзину, в которой ребенок мог бы плыть вдоль берега реки под присмотром сестры. Дочь фараона, отправившись купаться, услышала, как плачет младенец. Она взяла ребенка себе, и даже наняла Иохаведы, чтобы она была ему кормилицей.

Свои первые четыре года Моисей прожил с матерью, которая кормила и воспитывала его, и с отцом, поведавшем ему о Боге. Это время, очевидно, оставило в душе Моисея глубокий след, потому что он всегда считал себя сыном Израиля К Однако, проведя несколько лет с отцом, он был оторван от своих «воспитателей», признан законным сыном дочери фараона и отправлен в один из отдаленных дворцов, принадлежавших его врагам, которые раньше пытались уничтожить его.

Моисей прожил в роскоши и богатстве сорок лет, однако никогда не забывал, кто он и откуда произошел. Однажды, увидев, как египтянин безжалостно избивает одного еврея, он убил этого египтянина и схоронил в песке. Когда это преступление открылось, он бежал в землю мадиамскую.



Оторванный от семьи, один в незнакомой земле, Моисей пас овец в течение сорока лет. Там он сблизился со священником по имени Иофор и женился на его дочери. Когда Моисею было восемьдесят лет, Бог обратился к нему чудесным образом, из горящего куста, и велел ему вернуться в Египет и стать освободителем евреев.

Происшедшее с Моисеем еще раз доказывает, что Бог часто выбирает проводников Своей воли из числа тех, кто лишен отца. Более того, в книге Исход наглядно показано, как Бог заботится о целом племени сирот, беззащитном и уязвимом народе, жившем рабстве. Однако возникает вопрос: «Если Бог так сильно любил этот народ-сироту, почему он позволил, чтобы этот народ попал в рабство?» По-видимому, это произошло потому, что еврейский народ до эпохи Иосифа погряз в грехе из-за тесных контактов с племенем хананеев. Согласно профессору Брюсу Уолтке, у Бога было единственное средство оторвать свой народ от варварских обычаев хананеев, которые приносили детей в жертву, занимались ритуальной проституцией, колдовством, отослать этот народ в Египет. Дело в том, что египтяне не вступали в контакт с пастухами, поэтому в лоне Египта евреи остались неразвращенными.

Когда воцарилась новая династия, начавшая угрожать Божьему народу, Бог снова проявил о нем заботу.

Определенность и неизбежность Божественного плана ясно видна из той роли, которую Он уготовил Моисею. Это была не дипломатическая миссия; Моисей говорил с фараоном, давая понять, что грядущие события неизбежны. Бог не слаб, что бы мы с вами о Нем порой не думали. Религиозные люди часто говорят, что Бог могуч, однако из их действий видно, что они считают Бога беспомощным. Те, у кого был слабый или пассивный отец, чаще склонны к таким мыслям, потому что они не верят, что отец, земной или небесный, может быть сильным. Однако Моисей верил в могущество Бога.

Когда он предстал перед величественным и могущественным фараоном, тому, видимо, трудно было принять его всерьез. Евреи были всего лишь народом-«сиротой». Они были отверженными в египетской земле, униженными и опустившимися; их жизнь не значила ничего. У них не было земли, влияния или положения.

Однако могущественный фараон не смог увидеть, что отцом этих «сирот» был Бог и, таким образом, сила, создавшая Вселенную, была воплощена в этом старом, заикающемся человеке по имени Моисей.

Наслав на египтян несколько эпидемий, Бог доказал им, что освобождение Его народа не «пустые разговоры» для Бога. Сначала Он обратил воду в кровь. Затем, по слову Моисея, Он устроил нашествие жаб, мошек, песьих мух, моровой язвы, наслал град, саранчу и тьму. Однако фараон был непреклонен. Он не собирался позволять своим рабам покидать Египет. Поэтому Бог Сам пришел в Египет, чтобы вывести из плена Свой народ. Следует понять и оценить всю серьезность такого прихода; военные действия Бога, предпринятые для защиты народа-сироты, Израиля, напоминали падение солнца в самый центр страны.

Прежде чем Бог смог прийти и спасти Своих детей, Он должен был их подготовить. Его сила и чистота неотрывны друг от друга, Его дети должны были приобщиться к Его сущности прежде, чем они стали получать пользу от Его силы. Поэтому Он велел Моисею отпраздновать Пасху, во время которой кровью ягнят были отмечены двери домов, чтобы защитить Израиль от мощного, морального Присутствия Бога. Обстоятельства их освобождения не только показали, что Бог выполняет функции Отца, но и что Его чистота не поддается нашему пониманию.

Во время Пасхи Бог продемонстрировал Свою неодолимую силу и абсолютную верность Своим детям. В ночь, когда ходил Бог по земле, Он не стучался в двери домов. Ок не спрашивал у людей в домах, кто из них «хорошие евреи», а кто «плохие евреи». Кровь на косяках дверей доказывала веру и послушание обитателей дома, в таких домах никто не пострадал от гнева Господня.

Однако Бог не оставил Своей милостью также и Египет. Он не погубил весь народ в слепом гневе. Египтяне губили первенцев Господних, поэтому они, в том числе и фараон, потеряли именно своих первенцев. Только такая потеря тронула сердце фараона, и, увидев бесконечность власти Бога, он в конце концов согласился освободить Израиль.

Не кажется ли вам нереальным освобождение евреев? Сомневаетесь ли вы в могуществе Бога? Не кажется ли вам, что ваш отец большую часть своей жизни был слабым, эмоционально ущербным человеком? Не кажется ли вам, что возможность опереться на отца -земного или небесного - для вас неосуществима?

Именно такие чувства испытывала Дайана. Ее отец был фармацевтом, мать - домохозяйкой. Дайана вспоминает, что мама командовала домом, как строгий сержант.

- А где был в это время ваш отец? - спросил я.

- Прятался в столярной мастерской, - ответила она. - Он позволял моей матери командовать собой и с радостью позволял ей исполнять главную роль.

- Ему нравилось, как мама все организует?

- Я бы не сказала, что нравилось. Я вообще не помню, чтобы его что-нибудь радовало. Еще за завтраком, когда день даже не начался, он уже выглядел так, будто потерпел поражение.

- А вы как реагировали на это?

- Мне это, конечно, не нравилось... и я старалась ограждать его от тех вещей, которые, по моему мнению, могли бы огорчить его. К примеру, когда я потеряла работу в издательской компании, я ничего ему не говорила до тех пор, пока через месяц не нашла другую работу. Я хотела оградить его. Думаю, я действовала как его родитель - это был своего рода обмен ролями.

Она сказала также, что пустяковые замечания или изменения были способны расстроить или испугать ее отца.

«Если в субботу я просила у него разрешения сделать уборку попозже, после того как проведу с друзьями некоторое время, он очень расстраивался. Если я пыталась что-то изменить, он воспринимал это как выпад против себя лично; он сердился».

Испытанное Дайаной может быть более характерно для некоторых определенных национальных или этнических групп; в мифах некоторых народов есть боги-отцы, которые слабы и беспомощны. Мифы такого типа, возможно, отражают реальные отношения с такими отцами. Джон Миллер, исследовав мифы Ближнего Востока, отметил, что отце подобные божества в этих рассказах зачастую играют незначительную роль, малосведущи и бессильны.

Сколь разительно отличается от них Бог-Отец иудеев. Его не нужно защищать, как отца Дайаны. Напротив, Он сам приходит и исцеляет от боли. Его не нужно нянчить, ибо Его возможности безграничны. У Него достанет силы стать защитником ребенку, будь это целый народ или отдельный человек.

Иисус Навин - конец насилию отца над детьми

После смерти Моисея правление народом Израиля перешло к человеку по имени Иисус Навин. Около двух миллионов людей ждали, что этот человек укажет им путь. Представьте себе, какие задачи стояли перед ним. Ему не просто предстояло стать предводителем еврейского народа, но взять на себя эти функции в условиях подготовки к войне.

Почему на них надвигалась война? Как мог Бог, любивший их, допустить такое? Я думаю, что одним из ответов на этот вопрос может послужить ужасное обращение хананеев со своими детьми и желание Бога защитить сирот.

Земля, за которую собирались сражаться сыны Израиля, была обещана Аврааму сотни лет назад. В то время Бог сказал Аврааму, что эта земля отойдет к его потомкам, однако не сразу. Почему? Потому что, по словам Бога, «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:16). Бог не станет отнимать землю у тех, кто ее населяет, если на то нет веской причины.

Однако ко времени Иисуса Навина дела, по-видимому, стали так плохи, что Бог почувствовал, что настало время удалить этих людей с их земли. Дети Израиля получили наставление:

«Когда ты войдешь в землю, которую даст тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, которые де-лали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это...» (Втор. 18:9-12).

За последние десять лет мне попадалось много пациентов с социальной патологией, людей, совершавших ужасные действия, но нисколько не сожалевших об этом. Однако я сомневаюсь, что кто-либо из них был бы способен на то, что было обычным делом для народов, населявших Ханаан во времена Иисуса Навина. Можете ли вы представить себе цивилизацию, где отцу разрешено сжигать своих детей, совершая жертвоприношение? Меня приводит в ужас сама мысль о таком. Очевидно, Богу это тоже казалось ужасным, ибо Он посчитал, что подобная оккультная религия переходит все рамки дозволенного.

Недавно археологи обнаружили несколько молитв, с которыми хананеи обращались к своим божествам. Обычная молитва звучала так: «Первенца, Ваал, пожертвуем мы, ребенка принесем тебе». В истории Иудеи есть эпизод, когда король моавский Меша публично принес в жертву своего сына, наследника престола. Сыны Израиля были столь напутаны этим, что обратились в бегство (2).

В Библии Бог постоянно повторяет, что Он «Отец сиротам» и недвусмысленно и твердо предупреждает, что тем, кто угрожает и вредит сиротам, придется иметь дело со львом. Одна из строк содержит спокойное предупреждение:

«... и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою» (Прит. 23:10-11).

Поражение хананеев представляет собой уникальное историческое событие. Свершился суд над людьми, чинившими над своими детьми мерзостное насилие. Суровый ответ Бога на это насилие показывает, сколь далеко может Он пойти, защищая сирот. Это не значит, что Бог уничтожит любого, кто оскорбляет сирот; Он благ и терпелив. Даже хананеям было дано достаточно времени для того, чтобы они изменили свои обычаи, прежде чем суд обрушился на них. Однако не стоит заблуждаться - Бог обязательно будет защищать сирот всеми возможными способами, даже если для этого придется уничтожить обидчиков.

Однако забота Бога о тех, кто лишился отца, далеко превосходит лишь защиту от нападений и исцеление от их последствий; Он не просто Отец-защитник, Он Отец, Который верит в Своих детей и оказывает им поддержку.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.