Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».





Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

Логопед: Ребенок:
Хлеб из пшеницы пшеничный хлеб
Блузочка из кружева кружевная блузочка
Графинчик из хрусталя хрустальный графинчик
Стаканчик из стекла стеклянный стаканчик.
Сок из фруктов фруктовый сок
Соус из свеклы свекольный соус.
Сырок из творога творожный сырок
Аромат цветов цветочный аромат
Напиток из клюквы клюквенный напиток.
Морс из брусники брусничный морс
Джем из клубники клубничный джем
Скульптура из мрамора мраморная скульптура
Пластина из свинца свинцовая пластина.
Житель столицы столичный житель.
Зал для спорта спортивный зал
Герой из сказки сказочный герой
Двигатель от трактора тракторный двигатель
Предмет в форме квадрата квадратный предмет.

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».



Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: трамплин, клубника, скворечник, скамейка, троллейбус, продукты, крылья.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки и задает вопросы. Ребенок однословно отвечает на вопросы и находит соответствующие картинки.

Логопед: Ребенок:
Из чего варят варенье? Из клубники.
Откуда вылетел скворец? Из скворечника.
Откуда прыгнул лыжник? С трамплина.
Откуда встала бабушка? Со скамейки.
Что хранят в холодильнике? Продукты.
Куда вошел контролер? В троллейбус.
Чем машут птицы? Крыльями.

Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель:

1. 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.

2. 2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.



Логопед: Ребенок:
Теплоход причалил к (вокзалу, пристани, аэропорту). К пристани.
Из маленького домика вышла (старичок, старушка, мальчик). Старушка.
Шалуны друг в друга водой (кидали, сыпали, брызгали). Брызгали.
Капли росы на солнце (блестели, таяли, звенели). Блестели.
Лягушка с кочки в лужу (прыгнула, уползла, убежала). Прыгнула.
Пассажиры ждали поезд на (остановке, платформе, дороге) На платформе.
Медленно кружились (школьница, снежинки, голова). Снежинки.
Стол накрыли кружевной (газетой, скатертью, ковриком). Скатертью.
Тракторист работает на (тракторе, мотоцикле, комбайне). На тракторе.
В жаркую ночь мальчик укрылся (шубой, простыней, одеялом). Простыней.
С колючего кустарника мы собирали (крыжовник, огурцы, сливы). Крыжовник.

Упражнение «ПРОФЕССИИ».

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии».

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.

- с суффиксом «ЩИК».

Работает на подъемном кране Крановщик.
Стеклит окна Стекольщик.
Работает на складе Кладовщик.
Делает кровлю Кровельщик.

- с суффиксом «ИСТ».

Работает на тракторе Тракторист.
Чистит трубы Трубочист.

- с суффиксом «НИК».

Сопровождает пассажиров в поезде Проводник.
Кладет на стены плитку. Плиточник.

Упражнение «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА».



Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен существительных с помощью различных суффиксов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу:

- с помощью суффикса –ИНК-.

Логопед: Ребенок:
Смех смешинка
Трава травинка
Слеза слезинка
Крупа крупинка
Снег снежинка

- с разными суффиксами.

Старик старушка.
Всадник всадница
Пловец пловчиха
Скрипач скрипачка

Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.

2. Развивать слуховое внимание и память.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы. Затем повторить предложение полностью.

Логопед: Ребенок:
Проводник спустился со ступеньки вагона на платформу. Кто спустился? Проводник.
Что сделал проводник? Спустился.
Откуда спустился? Со ступеньки.
Куда спустился? На платформу.
  Проводник спустился со ступеньки вагона па платформу.
 
Старушка пекла крендельки на противне. Кто пек? Старушка.
Что пекла? Крендельки.
На чем пекла? На противне
  Старушка пекла крендельки на противне
Младшие школьники смотрели спектакль про слоненка – грязнулю. Кто смотрел спектакль? Школьники
Какие школьники? Младшие.
Что делали школьники? Смотрели
Про кого был спектакль? Про слоненка
Какой был слоненок? Грязнуля
  Младшие школьники смотрели спектакль про слоненка – грязнулю.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 13-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Взрослые промокли под проливным дождем.

В квартире просторный квадратный холл.

Светлана хвастается кружевным платьицем.

На травинке сидит крошечный светлячок.

Братишка отнес стамеску и стальные скрепки в кладовку.

На прогулке близнецы прыгали через скакалку.

Старшие школьники прекрасно пели на празднике.

На прозрачном блюдечке трещинка.

Племянник Клавдии Павловны стал студентом.

Станислав вздрогнул от громкого стука.

Братишка спрятался от грозной дворняги за скамейку.

Светлана смотрела на солнышко через круглое цветное стеклышко.

Свиристель свила гнездышко в сторонке от тропинки.

Из гнездышка выглядывали птенчики.

Старушка пекла крендельки на противне.

В квадратной шкатулке лежали браслеты из хрусталя.

Светлана любит клубнику с взбитыми сливками.

Всадница пронеслась мимо крепости с огромной скоростью.

Станислав встретился со старичком на станции.

ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.

(14-й тип слоговой структуры).

Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.

2. Упражнять в звуковом анализе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его заданным слогом, затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Паути НА паутина лукови ЦА луковица
Царапи царапина пугови пуговица
Полови половина учении ученица
Барани баранина рукави рукавица
Говяди говядина метели метелица
Теляти телятина чечеви чечевица
Гусяти гусятина переноси переносица
Куряти курятина черепи черепица
Гусени гусеница Лерина БА балерина
Путани путаница калея бакалея
Тулови ЩЕ туловище ранина баранина
Голени голенище тарея батарея
Учили училище    
Чудови чудовище    

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Значение незнакомых слов необходимо уточнить.)

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.

2. Упражнять в звуковом анализе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.