Сделай Сам Свою Работу на 5

Доходы и расходы федерального бюджета





Экономическая сущность и функции государственного бюджета

 

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны, центральное звено бюджетной страны любого государства.

Финансовые отношения, возникающие в обществе по поводу составления, утверждения и исполнения бюджета называются бюджетными отношениями.

Согластно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственный бюджет — это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для выполнения задач и функций государства.

По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношени, возникающие у госудатсва с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов страны и их расходованиие.

Национальный доход - это совокупный доход, который формируется юридическими и физическими лицами, как гражданами РФ, так и нет.



Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетным процессом. После утверждения бюджет становится законом (госдума)

В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней:

ñ Федеральный бюджет - 2 бюджета федерального значения: бюджет г. Москвы и бюджет г. Санкт-Петербурга.

ñ Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты: краев, областей, автономных областей и республик)

ñ Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

3-х уровневая бюджетная система: РФ, США, ФРГ, Мексика, Канада, Швейцария, Индия, Австралия, Австрия, Бельгия, Португалия.

2-х уровневая бюджетная система: Англия, Франция, Италия, Испания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Ирландия, Монако, Люксембург, Лихтештейн, Болгария, Румыния, Сербия, Польша, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия, Япония и практически все республики бывшего СССР, кроме России.

Современный бюджет развитого государства состоит из 2-х частей:



ñ Текущий бюджет: а) финансирование науки, культуры, обороны и т.д.; б) обслуживание государственного кредита и процентов, подлежащих к уплате по внутреннему и внешнему долгу.

В текущем бюджете все или почти все статьи являются защищенными, т.е. не подлежит секвестированию — это процесс пропорционального сокращения как государственных расходов, так и формирующих их источников. Расходная и доходная части текущего бюджета должны быть сбалансированы.

ñ Бюджет развития предполагает мобилизацию финансовых ресурсов, связанных с процессами инвестирования, развития инфраструктуры, финансирования комплексных агропромышленных программ, проведения инновационной деятельности и т.д..

Госудаственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет следующие функции:

ñ Распределительная функция — благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

ñ Контрольная функция — с помощью этой функции становится возможным определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и эффективно ли они используются.

Основные функции государственного бюджета как основного финансового плана государства:

ñ перераспределение национального дохода и ВВП — происходит формирование доходов и фондов по всей территории РФ с последующим их использованием для удовлетворения общественных потребностей, через государственнй бюджет перераспределяется до 40% ВВП;



ñ государственное регулирование и стимулирование экономики — с помощью бюджетных средств государство может ускорить развитие любой отрасли;

ñ финансирование социальных расходов государства — предполагает использование денежных средств всех бюджетов (например, на культуру из федерального бюджета финансируется 50%, а остальное из 2-х других бюджетов);

ñ обеспечение бюджетного федерализма — государство на основе установленных принципов, методов и способов формирования доходов и расходов бюдета формирует бюджетные взаимосвязи и определяет пропорции распределения централизованих финансовых ресурсов.

Бюджетный федерализм — это взаимосвязь всех 3-х уровней бюджета, их самостоятельность при ведущей роли федерального бюджета.

Консолидированный (объединенный) бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории — может быть федеральный и региональный, или региональный и местный.

Роль федерального бюджета заключается в том, что на него возложено финансирование общегосударственных органов власти, обороноспособности страны, обслуживание долга страны и т.д.

Средства бюджета являются главными источниками финансирования развития многих отраслей, а также в федеральном бюджете формируется фонд финансовой поддержки территорий, через который идет перераспределение денежных средств к территориям.

В настоящее время можно выделить четыре основные формы осуществления финансовой поддержки субъектов РФ:

ñ поддержка осуществляется в процессе межбюджетных отношений (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, дотации, субвенции регионам и др.);

ñ средства для решения конкретных социальных проблем выделяются по линии различных министерств и ведомств;

ñ расходы, необходимые для осуществления финансовой поддержки, учитываются в ходе исполнения различных федеральных программ;

ñ средства передаются регионам из федерального бюджета на возвратной основе, т.е. на финансовую поддержку.

 

Доходы и расходы федерального бюджета

 

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

ñ налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти — 84%;

Налоговые доходы — это доходы, полностью поступающие в установленных размерах в соответствующие бюджеты от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

Федеральные налоги: НДС, НДФЛ, НДПИ, налог на прибыль организаций, водный налог, акцизы, государственная пошлина.

Региональные налоги: налог на имущество организации, на игорный бизнес, транспортный налог.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц, земельный налог.

ñ неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности — 7%;

ñ доходов целевых бюджетных фондов — 9%.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Формы расходов бюджета:

ñ бюджетные ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

ñ средства на оплату товаров, работ и услуг, выполненных по государственным контрактам;

ñ трансферты населению — стипендии, пособия, пенсии, компенсации и т.п.;

ñ бюджетные кредиты юридическим лицам;

ñ субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

ñ бюджетные ссуды, дотации, субсидии и субвенции бюджетам других уровней;

ñ инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь созданных предприятий;

ñ кредиты иностранным государствам;

ñ средства на обслуживание и погашение договых обязательств государства.

 

Бюджетное финансирование —предоставление в безвозвратном порядке юридическим лицам из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов.

Бюджетные ассигнования — это средства бюджетов разных уровней, направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на возвратной, возмездной или безвозмездной основах на срок не более 6 месяцев в течение финансового года.

Бюджетный кредит — это бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Дотации — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основах для финансирование текущих расходов.

Субвенция— это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозвратной и безвозмездной основах для финансирование целевых расходов (зарплата гос. работникам).

Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (например, предприятие, которое получило субсидию обязано отдать часть прибыли в бюджет — это и будет долевое участие).

Основные методы исчисления доходов и расходов бюджета:

ñ автоматический — основные показатели автоматически переносятся из предыдущего года в будущий;

ñ метод мажорации и минорации — базируется на статистической обработке данных за последние 10-15 лет, при этом тенденция увеличения доходов бюджета называется мажорацией, а уменьшение — минораций.

ñ метод непосредственной оценки — основан на изучении реальной конъюнктуры и определяет ожидаемые поступления в бюджет и их расходы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.