Доходы и расходы федерального бюджета
Экономическая сущность и функции государственного бюджета
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны, центральное звено бюджетной страны любого государства.
Финансовые отношения, возникающие в обществе по поводу составления, утверждения и исполнения бюджета называются бюджетными отношениями.
Согластно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственный бюджет — это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для выполнения задач и функций государства.
По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношени, возникающие у госудатсва с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов страны и их расходованиие.
Национальный доход - это совокупный доход, который формируется юридическими и физическими лицами, как гражданами РФ, так и нет.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетным процессом. После утверждения бюджет становится законом (госдума)
В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней:
ñ Федеральный бюджет - 2 бюджета федерального значения: бюджет г. Москвы и бюджет г. Санкт-Петербурга.
ñ Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты: краев, областей, автономных областей и республик)
ñ Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
3-х уровневая бюджетная система: РФ, США, ФРГ, Мексика, Канада, Швейцария, Индия, Австралия, Австрия, Бельгия, Португалия.
2-х уровневая бюджетная система: Англия, Франция, Италия, Испания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Ирландия, Монако, Люксембург, Лихтештейн, Болгария, Румыния, Сербия, Польша, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия, Япония и практически все республики бывшего СССР, кроме России.
Современный бюджет развитого государства состоит из 2-х частей:
ñ Текущий бюджет: а) финансирование науки, культуры, обороны и т.д.; б) обслуживание государственного кредита и процентов, подлежащих к уплате по внутреннему и внешнему долгу.
В текущем бюджете все или почти все статьи являются защищенными, т.е. не подлежит секвестированию — это процесс пропорционального сокращения как государственных расходов, так и формирующих их источников. Расходная и доходная части текущего бюджета должны быть сбалансированы.
ñ Бюджет развития предполагает мобилизацию финансовых ресурсов, связанных с процессами инвестирования, развития инфраструктуры, финансирования комплексных агропромышленных программ, проведения инновационной деятельности и т.д..
Госудаственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет следующие функции:
ñ Распределительная функция — благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
ñ Контрольная функция — с помощью этой функции становится возможным определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и эффективно ли они используются.
Основные функции государственного бюджета как основного финансового плана государства:
ñ перераспределение национального дохода и ВВП — происходит формирование доходов и фондов по всей территории РФ с последующим их использованием для удовлетворения общественных потребностей, через государственнй бюджет перераспределяется до 40% ВВП;
ñ государственное регулирование и стимулирование экономики — с помощью бюджетных средств государство может ускорить развитие любой отрасли;
ñ финансирование социальных расходов государства — предполагает использование денежных средств всех бюджетов (например, на культуру из федерального бюджета финансируется 50%, а остальное из 2-х других бюджетов);
ñ обеспечение бюджетного федерализма — государство на основе установленных принципов, методов и способов формирования доходов и расходов бюдета формирует бюджетные взаимосвязи и определяет пропорции распределения централизованих финансовых ресурсов.
Бюджетный федерализм — это взаимосвязь всех 3-х уровней бюджета, их самостоятельность при ведущей роли федерального бюджета.
Консолидированный (объединенный) бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории — может быть федеральный и региональный, или региональный и местный.
Роль федерального бюджета заключается в том, что на него возложено финансирование общегосударственных органов власти, обороноспособности страны, обслуживание долга страны и т.д.
Средства бюджета являются главными источниками финансирования развития многих отраслей, а также в федеральном бюджете формируется фонд финансовой поддержки территорий, через который идет перераспределение денежных средств к территориям.
В настоящее время можно выделить четыре основные формы осуществления финансовой поддержки субъектов РФ:
ñ поддержка осуществляется в процессе межбюджетных отношений (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, дотации, субвенции регионам и др.);
ñ средства для решения конкретных социальных проблем выделяются по линии различных министерств и ведомств;
ñ расходы, необходимые для осуществления финансовой поддержки, учитываются в ходе исполнения различных федеральных программ;
ñ средства передаются регионам из федерального бюджета на возвратной основе, т.е. на финансовую поддержку.
Доходы и расходы федерального бюджета
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Доходы формируются за счет:
ñ налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти — 84%;
Налоговые доходы — это доходы, полностью поступающие в установленных размерах в соответствующие бюджеты от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;
Федеральные налоги: НДС, НДФЛ, НДПИ, налог на прибыль организаций, водный налог, акцизы, государственная пошлина.
Региональные налоги: налог на имущество организации, на игорный бизнес, транспортный налог.
Местные налоги: налог на имущество физических лиц, земельный налог.
ñ неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности — 7%;
ñ доходов целевых бюджетных фондов — 9%.
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Формы расходов бюджета:
ñ бюджетные ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
ñ средства на оплату товаров, работ и услуг, выполненных по государственным контрактам;
ñ трансферты населению — стипендии, пособия, пенсии, компенсации и т.п.;
ñ бюджетные кредиты юридическим лицам;
ñ субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
ñ бюджетные ссуды, дотации, субсидии и субвенции бюджетам других уровней;
ñ инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь созданных предприятий;
ñ кредиты иностранным государствам;
ñ средства на обслуживание и погашение договых обязательств государства.
Бюджетное финансирование —предоставление в безвозвратном порядке юридическим лицам из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов.
Бюджетные ассигнования — это средства бюджетов разных уровней, направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления.
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на возвратной, возмездной или безвозмездной основах на срок не более 6 месяцев в течение финансового года.
Бюджетный кредит — это бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Дотации — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основах для финансирование текущих расходов.
Субвенция— это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозвратной и безвозмездной основах для финансирование целевых расходов (зарплата гос. работникам).
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (например, предприятие, которое получило субсидию обязано отдать часть прибыли в бюджет — это и будет долевое участие).
Основные методы исчисления доходов и расходов бюджета:
ñ автоматический — основные показатели автоматически переносятся из предыдущего года в будущий;
ñ метод мажорации и минорации — базируется на статистической обработке данных за последние 10-15 лет, при этом тенденция увеличения доходов бюджета называется мажорацией, а уменьшение — минораций.
ñ метод непосредственной оценки — основан на изучении реальной конъюнктуры и определяет ожидаемые поступления в бюджет и их расходы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|