Сделай Сам Свою Работу на 5

Западноевропейская культура XI – XIII вв. Феномен «ренессанса XII в».





 

В этот период формировалось историко-культурное единство Европы при всей неоднородности процессов в отдельных ее частях, образовались нации и государства, сложились современные европейские языки, были созданы произведения, обогатившие историю мировой культуры, достигнуты значительные научные и технические успехи.

 

Начало формирования средневековой культуры

Раннее средневековье – темные века ( уничижительный оттенок. Характеризуется упадком и варварством, в который погружался Запад в конце 5-7 веков в результате завоеваний и непрекращающихся войн. Однако не стоит недооценивать этот период раннего средневековья (несмотря на то, что оно не дало никаких достижений сопоставимых с высотами античной культуры или зрелого средневековья, , ведь именно этот период положил начало собственно европейской культурной истории, которая произросла на почве взаимодействия наследия распадающейся цивилизации Римской империи. , а с другой стороны – племенных народных культур варваров.

Для понимания генезиса средневековой культуры важно учитывать, что она прежде всего формировалась в регионе где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации, которая не могла одномоментно исчезнуть, в то время, когда еще продолжали существовать институты, культура, порожденная ею, были живы люди, вскормленные ею.



Средневековье восприняло такой важнейший элемент римской культуры как система семи свободных искусств, делившихся на 2 уровня - начальный – тривиум, включавший грамматику, диалектику, риторику и высший – квадриум, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

 

Мировоззрение. Теология, схоластика, мистика.

Христианство – идейный стержень культуры и всей духовной жизни Средних Веков. Теология (религиозная философия) становится высшей формой идеологии, предназначенной в первую очередь для образованных людей, для неграмотных же идеология выступала прежде всего в виде культовой религии (более практическое применение).

XI век – время рождения схоластики как широкого интеллектуального движения. В прямом смысле схоластика – «школьная философия», это философия, вырастающая из теологии и неразрывно с ней связанная, но не тождественная ей. Ее сущность – осмысление догматических посылок христианства с рационалистических позиций и с использованием логики. Центральное место в схоластике заняла борьба вокруг проблемы универсалий – общих понятий. В ее интерпретации обозначились 3 основных направления (реализм, номинализм, концептуализм).



XII столетие – век «средневекового гуманизма», «средневековый ренессанс». Эти понятия фиксируют особое значение этого времени в духовной жизни и культуре западноевропейского Средневековья.

 

· возрастает интерес к античному наследию - Более углубленное изучение древних мыслителей, из арабских рукописей переводятся на латынь Аристотель, трактаты Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена.

· свои позиции упрочивает рационализм - Открытое сопротивление авторитету церкви. Петр Абеляр – выразитель идей рационализации отношений веры и разума, поставил обязательным условием веры понимание. Его противник – Бернард Клервоский, родоначальник философствующего мистицизма.

· возникает европейская светская литература (в ней нашла отражение философствующая мистика Клервоского и других философских школ)

· происходит индивидуализация веры

· зарождается особая культура поднимающихся городов

 

Образование. Школы и университеты.

С XI века начинается устойчивый подъем средневековых школ, совершенствуется система образования.

Деление школ:

1) монастырские

2) кафедральные (при городских соборах)

3) приходские

Учащимися церковных школ были «бродячие школяры» - ваганты (голиарды), происходившие из низшего сословия городской, крестьянской, а также рыцарской среды. Набирают силу также светские, частные городские, гильдейские и муниципальные школы, которые не подчиняются церкви. Обучение велось не на национальном языке, а на латинском. Не было деления на начальную, среднюю, высшую школы. Образование было религиозным по содержанию, с отрывочными изложениями математики и естественных наук. Навыкам ремесла обучались в цехах.



 

XII-XIII века в Европе ознаменовались культурным подъемом. Основной стимул совершенствования образовательной системы – знакомство с различными культурами (византийская, арабская). Кафедральные школы в крупнейших городах превратили во всеобщие школы, а позже в университеты. На основе рецепции римского права в конце XII века создается университет в Болнье. К XIII веку количество университетов выросло (Монпелье, Неаполь, Париж, Оксфорд, Саламанка – в этих городах) Университет обладал юридической, административной, финансовой автономией, дарованной папой или государем. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов был артистический, затем юридический, медицинский, богословский.

С развитием системы школ и университетов появляется больший спрос на книгу. В раннем Средневековье книга – предмет роскоши, сосредоточеный в церковных библиотеках. С XII века книга становится более дешевой, открывается больше мастерских по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. Появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах.

 

Знания о природе

Ранее в Западной Европе преобладало отвлеченное знание, естественно-научные методы познания не были разработаны. К XII веку возникает потребность в опытном знании. Наметился определенный прогресс в области механики и математики, что очень обеспокоило богословов, которые не раз обвиняли ученых в ереси.

Роберт Гроссетест (попытка применения мат метода в изучении природы)

Роджер Бэкон (успехи в области оптики, физики, химии)

Уильям Оккам, Николай Отрекур, Буридам и Николай Орезмский (развитие физики, механики, астрономии)

В этот период значительно обогатились географические знания европейцев. В XIII веке братья Вивальди из Генуи пытались обогнуть Западноафриканское побережье, венецианец Марко Поло совершил путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей «Книге», которая стала чрезвычайно популярна. Этот период служил этапом на пути подготовки Великих географических открытий.

 

Место истории в средневековом миросозерцании

В духовной жизни Средневековья главную роль играли исторические представления. История не рассматривалась как наука, она была частью миросозерцания. Различные «истории», хроники, летописи, биографии королей, описания их деяний были любимым жанрами средневековой книжности. Это было обусловлено тем, что христианство придавало большое значение истории. В феодальном обществе, хронист, летописец представлялся как «человек, связующий времена». История была средством самопознания общества, гарантом стабильности, так как утверждала закономерность во всемирно-историческом процессе.

В XIII веке в средневековой историографии возникли новые тенденции, связанные с развитием городов. Они нашли отражение «Хронике» итальянского францисканца Салимбене.

 

Героический эпос

Хранителем истории, коллективной памятью был героический эпос, который концентрировал в себе важнейшие стороны духовной жизни, идеалы и ценности средневековых народов.

Эпос развитого Средневековья по своему характеру народно-патриотический. В нем происходит идеализация древних героев в духе рыцарско-христианской идеологии, возникает мотив борьбы за «правую веру».

К числу знаменитых памятников относятся исландские саги.

 

Рыцарская культура

Яркой культурной жизни Средневековья была рыцарская культура. Ее создателем явилось военно-аристократическое сословие, зародившееся еще в раннем Средневековье, достигшее расцвета в XI-XIV веках. Рыцарство вначале трактуется как сугубо религиозное движение, но в Средние века приобретает более широкое значение и распространяется на область чисто светских отношений. Верность сеньору – ядро рыцарских норм поведения. Война – его профессия, но постепенно рыцарство начало себя считать поборником справедливости, которая понималась своеобразно и распространялась на узкий круг людей, нося четко выраженный сословно-корпоративный характер.

В конце XI века в Провансе появляются трубадуры – поэты-рыцари. Одним из первых был герцог Аквитании Гильем IX.

В XII веке поэзия становится повелительницей европейской словесности. Рыцарская литература и поэзия была не только способом выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала. Средневековые хронисты, описывая сражения или подвиги, делали это в соответствии с образцами из рыцарских романов, которые, возникнув в XII веке (в середине) стали центральным явлением светской культуры.

 

Городская культура

С XI века центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко проявились в развитии городской литературы, которая создавалась на народных наречиях в противовес церковной латиноязычной культуре. Городская культура способствовала превращению народных наречий в национальные языки в XI-XIII веках в странах Западной Европы.

 

Художественный идеал

В X веке складывается романский стиль, гоподствующий в западной Европе в двух последующих веках. Он наиболее ярко представлен во Франции, Италии и Германии. Романский стиль – прославление Божественного начала (портал, символизирующий небесные врата). Романская скульптура, украшающая храмы воплощает в себе не только идеализированные представления, но и реальные лица реальных людей. Скульпторами в то время были простые люди, нередко неграмотные. Вершины романского стиля – соборы в Клюни, Отене. Романкая цитадель Каркассона.

Новый этап в развитии средневекового искусства и архитектуры ознаменовало возникновение готики в середине XII века. В отличие от романского собора, готический собор ассиметричен и устремлен вверх. Его стены украшены ажурными орнаментами, окна стрельчатые, высокие, узкие, украшены цветными витражами. Каждый портал имеет особое оформление. Соборы строились по заказу городских коммун. Символизировали не только могущество церкви, но и силу городов. Однако, несмотря на единство, готический стиль имел различные интерпретации в разных странах. Франция – классическая готика.


Билет № 20.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.