Сделай Сам Свою Работу на 5

ДРАМАТУРГИ — СОВРЕМЕННИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ ШЕКСПИРА





В современной Шекспиру драматургии существовало несколько течений, враждебных друг другу. Все они, однако, находились в резкой оппозиции к пуританству, в первые годы царствования Иакова I усилившему борьбу против театра. Эта сложная борьба внутри и вне театра отражала обострившиеся социальные, клас­совые распри в период подготовки английской буржуазной революции. Одна группа драматургов, ориентируясь главным образом на буржуазного театрального зрителя, создавала трагедию, насыщен­ную общественно-политическим содержанием, и реалистическую комедию нравов, то отправляясь от античных образцов, то черпая материал непосредственно из анг­лийского городского быта; про­изведения эти отличались более или менее подчеркнутой назида­тельностью и морализмом.[511]

Другое направление в драматургии, опи­равшееся преимущественно на дворянские и придворные круги, тенденциям натуралистического и морализующего бытовизма в теат­ре противопоставляло развлека­тельные и часто безнравственные пьесы с веселой интригой, нередко высмеивавшие горожан или пропо­ведовавшие идеи дворянской чести и покорности самодержавной ко­ролевской власти.



К первому из указанных на­правлений принадлежал Бен Джонсон (Ben Jonson, 1573 — 1637), крупнейший писатель из ближайших современников Шекспи­ра, выступавший одновременно как плодовитый драматург, лири­ческий поэт, переводчик античных авторов и литературный критик. Произведениям Бен Джонса свойственны смелость и широта мысли, гуманистические тенденции в решении социальных и нравственных проблем, роднящие его с Шекспиром, но им присущи также ученый педантизм, некоторая рационалистическая сухость и преднамерен­ная поучительность, контрастирующие с самодовлеющей и объек­тивной полнотой в изображении жизни, которую мы находим у его великого современника.

Бен Джонсон родился в Лондоне в семье пастора, разоренного во время преследования протестантов при королеве Марии и умер­шего вскоре после рождения сына, будущего поэта. Мать его вто­рично вышла замуж за ремесленника, который помог, однако, свое­му пасынку получить блестящее образование. Бен Джонсон учился в Вестминстерской школе, где одним из его преподавателей был из­вестный ученый, историк и археолог, Вильям Камден, и приобрел здесь большие познания в области классических языков и литера­тур, сделавшие из него впоследствии приверженца классического направления в поэзии и драматургии. Мы не знаем точно, как сло­жилась его жизнь после окончания школы; возможно, что он помо­гал отчиму, бывшему каменщиком по профессии; затем он как про­стой солдат сражался в Нидерландах против испанцев. В 1597 г. он вновь появился в Лондоне и поступил в театральную труппу Генсло, содержавшую театр «Фортуна», в качестве актера и драматурга. К этому времени относится близкое знакомство Бен Джонсона с Шекспиром и другими писателями его времени.[512]



В 1598 г. была представлена первая комедия Бен Джонсона «У каждого свои причуды», за которой последовала и другая — «Каждый вне своих причуд» (1599). В этих пьесах он уже заявляет себя приверженцем классической гуманистической комедии.

Пролог к первой из них является своего рода театральным ма­нифестом и содержит в себе как теорию комедии, так и резкую кри­тику «наивностей» английской народной драмы. Важнейшим источ­ником излагаемых здесь воззрений был для Бен Джонсона трактат Ф. Сиднея «Защита поэзии», из которого он заимствовал близкое ему представление о достоинстве «высокой» поэзии и гуманистическо-классицистические тенденции.

Ранние комедии Бен Джонсона основаны не столько на разви­тии интриги, сколько на характерах действующих лиц, нарисо­ванных с выделением какой-нибудь особой, присущей им черты, преобладающей «причуды», «юмора», по терминологии Бен Джон­сона (согласно тому пониманию этого слова, какое существовало в XVI в.). Бен Джонсон так определяет это понятие: «Когда одна какая-нибудь особенная черта настолько овладевает человеком, что заставляет все его слова и поступки, его настроение, все его силы, сливаясь вместе, течь в одном направлении, то это поистине может быть названо юмором». Действующие лица комедии, характеризо­ванные таким образом и отзывающиеся еще манерой старинных моралите (близость Бен Джонсона к моралите в особенности чув­ствуется в его поздних комедиях, где он иногда выводит прямо ал­легорические фигуры, вроде «Вкуса», «Веселости» или «Хулы»), приходят в столкновение друг с другом в ряде веселых и оживленных бытовых сцен, относительно слабо связанных между собой.



В комедии «У каждого свои причуды» Бен Джонсон рисует, напри­мер, Эдуарда, сына богатого лондонского горожанина, который вместе со своим двоюродным братом Стивеном, увлекающимся со­колиной охотой, попадает в легкомысленную среду праздной и ве­селящейся «золотой молодежи». К этой компании примыкает капи­тан Бобадиль, полуголодный, но чванливый и тщеславный, вечно ищущий, на чей счет можно было бы поживиться. Это один из луч­ших сатирических образов, созданных Бен Джонсоном, предста­вляющий вариацию типа «хвастливого воина», после гибели «Непо­бедимой армады» чаще всего изображавшегося в английской драме испанцем (отсюда и имя его, произведенное от испанского «бобадельо» — дурачок). Несмотря на то что в этой пьесе широко ис­пользованы тексты комедий античных авторов, она все же дает верную и колоритную картину лондонских нравов в конце XVI в.

Ранний период является наиболее блестящим в драматургиче­ской деятельности Бен Джонсона. Он написал ряд пьес, в которых высмеивал придворные и литературные круги, например «Стихоплет» (1601); две трагедии — «Падение Сеяна» (1603) и «Заговор Ка­тилины» (1611) — возникли под воздействием античной драмы, в особенности Сенеки. Особенного успеха Бен Джонсон достиг в са­тирических бытовых комедиях, в которых реалистическое изобра­жение повседневной мещанской жизни соединяется с резкой критикой дворянства и знати.[513] [514 ― илл.]

Благодаря присущим всем этим комедиям типическому обобщению характеров, схематизму конструкции и от­влеченному дидактизму они сильно отличаются от комедий Шекс­пира и одновременно предвосхищают развитие «классицистиче­ской» комедии эпохи Реставрации.

Одной из важнейших и наиболее типических для творческой ма­неры Бен Джонсона является комедия «Вольпоне» (1605), в которой он, по его собственным словам (повторяющим известные стихи из «Поэтического искусства» Горация), стремится «исправлять людей от пороков и слабостей, соединяя пользу зрителя с его удоволь­ствием». Объектом резких сатирических нападок являются в «Воль­поне» стяжательство и хищничество в их разнообразных формах, как основные пороки буржуазного общества. Под Венецией, где проис­ходит действие, следует понимать современный Бен Джонсону Лон­дон. В пьесе рассказывается о том, как богатый венецианский па­триций, скупец Вольпоне, притворившись умирающим, с помощью своего слуги Моски выманивает ценные подарки у своих родствен­ников, надеющихся получить после его смерти богатое наследство. Однако Вольпоне и Моска не поладили друг с другом; их проделки и обман раскрываются, и оба они несут заслуженное наказание. Следуя своей обычной манере давать действующим лицам имена, соответствующие их внутренним качествам, Бен Джонсон подби­рает в этой комедии имена для своих героев из итальянских назва­ний хищных животных и птиц. Наряду с главными героями — Воль­поне (Большая Лиса) и Моска (Муха — нередкое в комедиях имя паразита) — мы встречаем здесь хищников разных пород. Драматург изобразил адвока­та Вольтере (Коршун), ростовщика Корбаччо (Старый Ворон), купца Корвино (Вороненок) и т. д.

Многие сатирические мотивы этой пьесы внушены Бен Джонсону «Похвалою Глупости» Эразма Рот­тердамского, из которой сделаны также обильные дословные заимствования. Вообще текст «Вольпоне» (как и многих других произве­дений Бен Джонсона) представляет собой настоящую мозаику, так как он составлен в значительной части из искусно подобранных ци­тат писателей античного мира и эпохи Возрождения.

Кроме «Вольпоне», важнейшими из комедий Бен Джонсона являются: «Эписин, или Молчаливая женщина» (1609), «Алхимик» (1610) и «Варфоломеевская ярмарка» (1614). Он высмеивает в них разнообразные типы всевозможных «нравственных уродов», чуда­ков, социально вредных людей, которые он находит в различных сферах общественной и частной жизни.

 

В комедии «Эписин» изображен один из таких чудаков — брюзга, эгоист и скря­га Мороуз, «причудой» которого является то, что он не выносит никакого шума. Выгнав из дому своего племянника, за которого он не хочет платить долги, почув­ствовав себя одиноким, Мороуз решает жениться. Племянник его, сэр Дофин Юд­жин, обещая ему найти вполне молчаливую женщину, задумывает веселую продел­ку над дядей. Эписин, предполагаемая «молчаливая женщина», на которой сэр Юджин женит Мороуза, после свадьбы оказывается переодетым мужчиной. Наряду с фигурами дяди и племянника в комедии выведены также другие типы чудаков, со свойственными им «причудами», и присосавшиеся к ним хищники: ученый педант, мнящий себя поэтом, человек, помешанный на благородстве своего происхождения, храбрый пьяница-капитан, боящийся лишь своей супруги, и т. д.[515]

 

В «Алхимике» Бен Джонсон бичует суеверия своей эпохи и свя­занное с ними шарлатанство, а вместе с тем и всеобщую страсть к легкой наживе при помощи «философского камня», превращающего все металлы в золото. Высокого комизма полны в этой пьесе как фигуры мошенника-алхимика Сабтля и его сообщников, так и образы их жертв — клерка, купца, игрока. Каждый из которых по-своему увлечен мечтами о несметном богатстве. Изображает, наконец, дворянина, носящего характерное имя сэра Эпикура Маммона.

«Варфо­ломеевская ярмарка» дает сочную бытовую картину, на фоне которой выступает ряд характерных фигур, изображенных также в сатирическом плане; из них выпуклостью очертаний и резкостью обличения выделяются образы молодого дворянина, пустоголового хвастуна Варфоломея Кука и ханжи-пуританина Бизи.

Позднее Бен Джонсон получил звание придворного поэта (по­эта-лауреата) и в качестве такового написал около тридцати драм-«масок» для придворных спектаклей.

В 1621 г. он получил должность распорядителя придворными увеселениями. Несмотря на это, он всю свою жизнь провел в бедности, находясь в зависи­мости от своего пера, как настоящий писатель-профессионал. Ряд пьес, написанных Бен Джонсоном после 1625 г., преимущественно комедий, отличается значительно меньшими достоинствами, чем его пьесы раннего периода.

* * *

Бен Джонсон оказал сильнейшее влияние на английскую драма­тургию; оно сказалось уже в творчестве ряда его современников (Деккер, Миддльтон и др.), в особенности же у драматургов млад­шего поколения, получивших даже прозвище «сыновей Бена». Не менее сильно Бен Джонсон воздействовал на драматургов периода Реставрации, а через их посредство и на писателей XVIII века. За все это время его собственные пьесы не сходили с английской сцены, даже Шекспир некоторое время оставался в тени. Помимо драма­тических произведений, Бен Джонсон написал также ряд лириче­ских стихотворений, преимущественно в подражание античным по­этам, много эпиграмм, в которых проявлялись его сатирические наклонности. Он перевел «Поэтику» Горация, оставил собрание не­больших статей, афоризмов, размышлений. Создал, наконец, английскую грамматику. Надпись на его могиле в Вестминстерском аббатстве свидетельствует о том, что его современники высоко ценили раз­нообразие его дарований, большую ученость и поэтический талант.

 

Наряду с Бен Джонсоном целая группа современных Шекспиру драматургов создавала драмы из городского мещанского быта, от­личавшиеся не только назидательностью, но и чувствительностью. Они творили, предвосхищая многие особенности так называемой «мещанской драмы» (или «семейной», как называют ее англичане), которая по­лучила особое распространение в XVIII веке, в эпоху буржуазного Просвещения. Во главе этой группы драматургов стояли Хейвуд и Деккер.[516]

 

Томас Хейвуд (Thomas Heywood, около 1570 — около 1650 г.) создал ряд пьес с типичной мещанской тематикой и тен­денцией к бытовому натурализму даже при разработке историче­ских сюжетов. Так, историческая драма Хейвуда «Эдуард IV» (около 1600 г.), в противоположность «хроникам» Шекспира, пове­ствует не столько об исторических судьбах страны и народа, сколь­ко о вполне частных событиях, изложенных в назидательном и чув­ствительном стиле.

 

В пьесе рассказывается, как жена купца становится любовницей короля, раскаи­вается в своем опрометчивом поступке и, совершив ряд благодеяний и спасши своего мужа от виселицы, умирает на его руках, оправданная им и прощенная. В пьесе «Четыре лондонских подмастерья» (около 1600 г.), действие которой отне­сено ко времени первого крестового похода, герцог Бульонский заставляет своих сыновей обучиться различным ремеслам, затем вызывает их к себе на Восток. По­сле ряда разнообразных приключений, во время которых они проявляют чудеса храбрости, под стенами Иерусалима им удается встретить отца и сестер.

 

В этой пьесе, нелепый сюжет которой вызвал у современников ряд насмешек и пародий, отчетливо проступает тенденция возвы­сить и прославить английских ремесленников.

 

Пьеса Хейвуда «Красотка с Запада» (1617) изображает верную и самоотвержен­ную взаимную любовь дворянина Спенсера и добродетельной трактирной служан­ки, красавицы Бесс. Разлученные силой обстоятельств, оба они переживают всевоз­можные приключения у берегов Африки; наконец, Бесс, снарядив корабль и храбро командуя им в качестве капитана, освобождает своего возлюбленного из плена и счастливо соединяется с ним.

Меньше авантюрного замысла, но еще больше мелодраматизма в наиболее известной пьесе Хейвуда — «Женщина, убитая добро­той» (1603).

 

Деревенский сквайр, женившись на молодой и красивой женщине, по доброте своей допускает к себе в дом обедневшего дворянина и оказывает ему материаль­ную поддержку. Тот соблазняет его жену. Измена раскрыта, сквайр в отчаянии, од­нако не убивает жену, а поселяет ее в одном из своих имений, где она может жить в довольстве, но лишенная права когда-нибудь увидеть мужа и детей. Это наказа­ние и «убивает» ее. Когда она находится при смерти, сквайр спешит к ней, чтобы даровать прощение, а затем велит воздвигнуть над ее могилой мраморный мавзо­лей и написать на нем: «Здесь лежит женщина, убитая добротой».

 

Хотя действие происходит в среде деревенских помещиков, но вся пьеса проникнута типичной для Хейвуда мещанской психоло­гией и сентиментальным морализмом. Будучи весьма плодовитым драматургом, Хейвуд написал также ряд пьес в других жанрах (на­пример, «Падение графа Хентингдона», в которой выведен Робин Гуд с его Марианной), но его специальностью оставалась бытовая драма, прославлявшая средние слои городского населения.

 

К Хейвуду близок Томас Деккер (Thomas Dekker, около 1570 г.— около 1641 г.), самоучка и бедняк, которого многие из его современников презирали за недостаток образования и учености. Одна из лучших пьес Деккера — комедия «Праздник башмачника, или Славное ремесло» (1599), в которой он отчасти позаимствовал тему и сюжетные положения, из «производственных» романов Делони.[517]

В пьесе изображается любовь одного молодого дворянина и дочери владельца башмачной мастерской; родители всячески противятся этому неравному браку, но любовь побеждает все препятствия. Покровителем молодых людей является Сай­мон Эйр (полулегендарную биографию которого рассказал Т. Делони), некогда башмачный подмастерье, достигший высокого звания лондонского лорд-мэра. Юный дворянин, переодевшись и выдав себя за приезжего голландца, поступает в башмачную мастерскую. Товарищи помогают ему жениться на любимой девуш­ке, а затем устраивают для него славную пирушку.

Одним из самых зрелых в художественном отношении драмати­ческих произведений Деккера является «Честная распутница», пьеса в двух частях (1607 и 1630).

 

Хотя действие этой пьесы и происходит в Милане, но заключительную сиену Деккер как бы невзначай перенес в лондонскую тюрьму: под Миланом здесь, ко­нечно, разумеется Лондон, так как вся пьеса, за исключением имен, носит явные следы английских нравов и быта. Первая часть изображает куртизанку Беллафронту, которая под влиянием вспыхнувшей в ее сердце любви к Ипполито раскаивается в своей порочной жизни и выходит замуж за человека, бывшего ее первым соблаз­нителем. Во второй части действие происходит почти через двадцать лет. Муж Беллафронты оказался человеком низменным, игроком, кутилой и вором, который об­крадывает свою жену и толкает ее на путь разврата. Любви Беллафронты вновь домогается когда-то отвергнувший ее Ипполито, чувство к которому некогда заста­вило ее сделаться добродетельной женщиной; но теперь она отвергает его искания и до конца остается верной своему порочному мужу.

 

В пьесе много чрезвычайно эффектных, мелодраматических сцен и оригинально задуманных персонажей, из которых наиболее инте­ресен образ старика отца Беллафронты — Фрискобальдо; переодев­шись слугой, он, втайне от дочери, живет в ее доме, незаметно от всех охраняет ее от искушений и спасает в беде и несчастье.

 

Совсем другой характер имеют произведения драматургов, свя­занных с придворными и аристократическими кругами времени Иакова I и Карла I. Если писатели типа Бен Джонсона или Хейвуда охотно изображали испорченность придворных нравов, противопо­ставляя им буржуазные добродетели, то их противники, напротив, вышучивали мещанские претензии, сентиментальную дидактику, все обострявшуюся нетерпимость пуританских кругов ко всякого рода развлечениям. Типическими драматургами этого лагеря были Флетчер и Бомонт.

Джон Флетчер (John Fletcher, 1579-1625) был сыном свя­щенника, достигшего крупных духовных должностей, но затем по­терявшего милость королевы Елизаветы и умершего в стесненных материальных обстоятельствах. Флетчер учился в Кембридже, по­том уехал в Лондон ив 1606 г. выступил здесь с первым драматур­гическим опытом, комедией «Женоненавистник».

 

Вскоре он познако­мился с Бомонтом (Francis Beaumont, около 1584—1616 г.), сыном богатого судьи, учившимся в Оксфордском университете и затем всецело посвятившим себя литературной деятельности. Совместно они написали около двенадцати пьес. Сотрудничество обоих писателей продолжалось до смерти Бомонта, после чего Флетчер, переживший своего друга почти на целое десятилетие, со­здал еще около двадцати пьес как самостоятельно, так и в сотруд­ничестве с другими драматургами.[518]

Драматургическое наследие Бомонта и Флетчера составляет свыше 50 пьес, трагедий, трагикомедий и комедий. Значительная часть этих пьес представляет собой переделки более ранних драмати­ческих произведений, в том числе испанских и итальянских; писатели широко пользовались также но­веллистикой эпохи Возрождения.

Начав свою деятельность в са­мую цветущую пору английской драматургии, Бомонт и Флетчер многими особенностями своего творчества — жизнеутверждающей веселостью, динамикой действия и изображением сильных страстей, полнотой восприятия действительности и т. д. — приближают­ся к лучшим традициям «елизаветинского» театра. Немало об­щих гуманистических черт связывает их, в частности, с Шекспиром (в сотрудничестве с которым Флетчером написан «Генрих VIII»).

Но наряду с этим творчество Бомонта и Флетчера содержит также рез­кие отличия от произведений Шекспира, противостоя им своим анти­демократическим, а нередко и прямо реакционным характером. Вмес­то «критического» отношения к монархической власти, свойственного Шекспиру, мы находим у них прямолинейную апологию абсолю­тизма; вместо житейской мудрости и глубины Шекспира — легкомысленное скольжение по поверхности жизни, эпикурейство или циничный аморализм и фривольность, доходящую до бесстыдства.

 

В одной из лучших пьес Бомонта и Флетчера — «Трагедия девушки» (1610) — некий король сватает свою любовницу Эвадну за придворного Аминтора, ничего не подозревающего об их отношениях. Когда Аминтор узнает, кто его со­перник, он из преданности монарху отказывается от мести, но Эвадна, побуждае­мая своим братом Мелантием, сама убивает короля и потом закалывает себя, а вслед за ней и Аминтор кончает самоубийством.

 

Сложные психологические конфликты обрисованы здесь ярко и сильно. Рядом с безвольным и колеблющимся Аминтором, по­давленным противоречивыми чувствами — тайной отношений его невесты к королю, желанием отомстить своему обидчику и чув­ством вассальной верности, стоит энергичный и пылкий Мелантий, горящий желанием отомстить за поруганную честь сестры. В другой пьесе, написанной Флетчером уже после смерти Бомонта, «Верноподданный» (1618), действие которой, кстати сказать, разверты­вается в Москве, мы находим целую, теорию покорности хотя бы даже злой воле самодержавного властителя.[519]

 

«Верноподданный» — это знаменитый полководец, спаситель отечества, лю­бимый народом, над которым издевается государь, подвергающий его позору, за­точению, пыткам и т. д., все это полководец принимает безропотно, в самые горь­кие для себя минуты продолжая проповедовать всем окружающим самые верноподданнические чувства. Пьеса имеет, однако, счастливый конец, так как ве­ликий князь московский с полной психологической неправдоподобностью объя­вляет, что будто бы все горести и унижения, которым полководец подвергался по его приказу, были подстроены с целью испытать его верность.

 

Несомненными сценическими достоинствами отличается пьеса Бомонта и Флетчера «Филастер, или Окровавленная любовь» (1612), многие сюжетные положения которой напоминают произведения Шекспира.

 

Филастер, имеющий сходство с Гамлетом,— наследник сицилийского престола, вечно подозреваемый своим дядей-королем и отстраненный им от престола. Фила­стер любит Аретузу, по воле его дяди просватанную за испанского принца Фарамонда, в Филастера же влюблена придворная дама, которая переодевается пажом и под именем Белларио всюду его сопровождает (ситуация, аналогичная «Как вам угодно» и «Двенадцатой ночи» Шекспира). На этой почве происходит ряд трагиче­ских недоразумений и кровавых столкновений (так, Филастер, приревновав Аретузу к мнимому Белларио, пытается заколоть свою возлюбленную), но в конце концов, вопреки трагическому ходу действия все завершается благополучно.

 

Счастливые развязки, не всегда удачно мотивированные разре­шения ожидаемых катастроф и неожиданные «перерождения» героев из злодеев в добродетельных лиц очень типичны для Бомонта и Флетчера, излюбленным жанром которых была трагикомедия.

Одной из лучших пьес Бомонта и Флетчера периода их совмест­ной деятельности является остроумная театральная пародия «Ры­царь пламенеющего пестика» (1612), в которой они высмеивают вкусы зрителей-мещан в лондонских театрах. Эта пьеса может слу­жить любопытным документом для истории сценического быта то­го времени, так как содержит множество злободневных намеков на театральную борьбу и подробно описывает обстановку самого спектакля.

 

Действие происходит в одном из лондонских театров. Когда со сцены объя­вляется, что будет показана драма «Лондонский купец», то с протестом выступает один из зрителей — бакалейщик, которого поддерживает его жена. Бакалейщик хо­тел бы, чтобы представлена была какая-нибудь рыцарская драма с возвышенным героическим сюжетом, а жена его предлагает, чтобы в этой пьесе выступил их под­мастерье Ральф. Дирекция театра в конце концов соглашается на требование зрительного зала. Ральф выходит на сцену, и действие начинается. Подобно Дон Ки­хоту (роман Сервантеса был, вероятно, известен Бомонту и Флетчсру) Ральф, начитавшийся рыцарских романов и увлеченный их романтикой, отправляется на поиски приключений под именем «Рыцаря пламенеющего пестика»; его сопрово­ждают два его сотоварища по бакалейной лавке, исполняющие при нем роли кар­лика и пажа. Как и Дон Кихот, Ральф все будничное и тривиальное видит в романтическом свете, к великой радости бакалейщика и его супруги совершая различные «подвиги». Так, заурядный трактир кажется ему великолепным замком, в котором обитает щедрый и гостеприимный рыцарь; когда же герой хочет покинуть «замок», ограничившись изысканной благодарностью и не заплатив по счету, трактирщик дает ему понять, что времена рыцарства уже прошли. В цирюльнике Ральф видит великана, который будто бы заманивает к себе в гости путешественников и убивает их ножницами для стрижки волос.[520] Далее Ральф встречает мнимую «молдаванскую принцессу» Помпонию, которая влюбляет­ся в него, однако он расстается с ней, чтобы сохранить верность прежней изб­раннице своего сердца, Сусанне, дочери сапожника. В коние концов, совершив еще ряд «подвигов», Ральф умирает на сце­не, завещав свою душу лавке бакалейщика.

 

Пьеса эта представляет не только пародию на заурядную драматургическую продукцию английских театров первого десяти­летия XVII века (в частности, на «Четырех лондонских подмастерьев» Томаса Хейвуда), но и содержит выпады как против на­родной «романтической» драмы вообще (одно место толкуют как пародию на сцену «Макбета» Шекспира), так и против бытовой назидательной комедии.

В своих многочисленных комедиях Бомонт и Флетчер (в особен­ности последний, после смерти своего друга) рисовали по преиму­ществу дворянские круги английского общества. Если в некоторых их пьесах кое-где еще звучат ополоски идейного наследия гумани­стов, а в «Испанском священнике» Флетчера разоблачены корысто­любие и продажность церкви и судейских крючкотворов, то в большинстве этих комедий мы находим невысокую мораль или прямо циническое отношение к вопросам любви, брака и т. п.

Основная мысль пьесы «Судьба честного человека» заключается в том, что честь может быть вполне восстановлена удачной женитьбой на бо­гатой женщине. В другой комедии — «Ум без денег» — богатое при­даное оправдывает все прежние безумства молодого повесы, бы­стро спустившего как свое собственное состояние, так и состояние своего брата. Комедии прославляют изворотливость, ловкость, не всегда разборчивую в средствах, в особенности в сношениях с людьми «низшими» в социальном отношении или представите­лями другого пола. Поэтому в пьесах много легкомысленных и весьма рискованных положений.

В поздней комедии Флетчера «Охота за диким гусем» одного дворянина, испытанного Дон Жуана, упорно избегающего брака, ловит в свои сети хитрая девушка под предлогом спасения его от разврата. Другая комедия — «Же­нись и управляй женой» — основана на теме «укрощения стропти­вой»: в ней изображается богатая легкомысленная женщина, кото­рая хочет найти себе простака-мужа, чтобы сохранить полную свободу; однако, когда робкий жених превращается в полновластного хозяина в доме, она принуждена уступить и волей-неволен становится добродетельной супругой.[521]

Развлекательность и блестящая сценическая техника обеспечили драматургии Бомонта и Флетчера крупный успех у современников. В последнюю пору существования английского театра (до закрытия его во время революции) Бомонт и Флетчер были излюбленными драматургами, в значительной степени вытеснившими со сцены пьесы Шекспира; большое влияние оказали они также на англий­ский театр периода Реставрации.

 

Еще более ярко упадочные черты проявляются у современников Бомонта и Флетчера, «младших елизаветинцев» — Форда, Уэбстера, Мессинджера и других. В их творчестве вырастающие перед бур­жуазной революцией противоречия общественной жизни приводят к углублению крайнего индивидуализма и аморализма, окра­шенных в пессимистические тона. Они стремятся приподнять зрите­лей над обыденной жизнью, рисуют необычайные страсти, ищут редких, непривычных сценических положений, хлестко бьющих по нервам театральных зрителей.

Джон Форд (John Ford, 1586-1640) в особенности отличается склонностью к изощренному психологизму при изображении кош­марных событий и патологических явлений внутренней жизни. Одной из лучших его пьес является драма «Разбитое сердце» (1629), сюжет которой основан на итальянской новелле. В пьесе изображе­на трагическая судьба молодой женщины, по милости своего брата обреченной на глубокую нищету, которая, однако, с нежной забот­ливостью хлопочет о счастье того, кто сделал ее глубоко несчаст­ной. Другая пьеса — «Как жаль ее развратницей назвать» (1626) — рассказывает о кровосмесительной страсти брата и сестры, расплачивающихся за это смертью.

 

К Форду близок Джон Уэбстер (John Webster, около 1575 —около 1625 г.). Он отличается еще большей привержен­ностью к кровавой интриге, сценам кошмара и ужаса, в которых достигает большой художественной силы. Возрождая жанр «крова­вой трагедии» дошекспировской поры (Марло, Кид), Уэбстер еще усиливает ее эффекты сценами сумасшествия, извращенной пре­ступности и т. д. В его пьесах бушуют порывы неудержимой стра­сти, почти всегда преступной, преувеличенные до последней степени чувства мести, оскорбленной гордости и т. д.

 

Так, в пьесе «Белый дьявол, или Виттория Аккоромбони» (1612), в основу кото­рой положены действительные происшествия, имевшие место в Италии конца XVI в. (позднее обработанные в известной новелле французского писателя XIX в. Стендаля), повествуется о том, как в римскую красавицу Витторию Аккоромбони влюбляется герцог Браччано.

Виттория соглашается выйти за него замуж после то­го, как будут убиты ее муж Франческо и жена Браччано, Изабелла. Мстителем за Изабеллу выступает ее брат, флорентийский герцог, который с помощью наемных убийц отравляет Браччано и убивает Витторию. Одним из главных действующих лиц в пьесе Уэбстера является брат Виттории, Фламинео, главный организатор всех злодейств, совершающихся в пьесе. [522]

Он собственноручно убивает мужа Виттории, сводит ее с Браччано, устраивает отравление Изабеллы, убивает своего млад­шего брата на глазах матери, которая сходит с ума. Но Фламинео несчастен и, во­преки своим преступлениям, в иные минуты становится настоящим лириком. Уэбстер делает из него глубоко противоречивый образ, в котором черты злодея причудливо сочетаются с мудростью и глубокой внутренней печалью, скептическое резонерство и циническое презрение к людям — с активной ненавистью к той по­рочной аристократии, прихотям которой он верно служит.

 

В другой пьесе Уэбстера — «Герцогиня Мальфи» (1616, напеч. 1623), сюжет которой почерпнут из новеллы итальянца Банделло, встречается еще большее количество ужасов и кошмарных преступлений.

 

Два брата — герцог калабрийский и кардинал — мстят своей сестре за то, что она тайно обвенчалась со своим дворецким. Они всячески стараются довести ее до сумасшествия; но герцогиня не теряет рассудка, и братья придумывают для нее другие пытки, которые она переносит стойко и с мужеством, пока ее, наконец, не удушают вместе с ее детьми.

 

 

Аналогичные ситуации встречаются также у других драматургов этого времени. В «Герцоге Миланском» Филиппа Мессинд­жера (1584—1638) герой погибает, поцеловав губы своей убитой возлюбленной, которые его враг смазал ядом. Мессинджер с явной симпатией к католицизму делает также попытку возродить ста­ринный миракль («Девственная мученица»).

 

К 20 —30-м годам XVII столетия заметно усиливается проявляв­шаяся уже и ранее, с конца XVI века, оппозиция театру со стороны буржуазно-пуританских кругов. Пуританские трактаты против безнравственных пьес, против театра вообще, как «школы разврата и богохульства», все это время вызывали оживленную полемику и противодействие со стороны театральных деятелей. Так, еще в 1584 г. Лодж выступил со своей «Защитой поэзии, музыки и теа­тральных пьес», позднее появилась «Апология актеров» (1612) То­маса Хейвуда. В 1633 г. вышел в свет один из самых резких пуританских памфлетов против театра — «Гистриомаксис, или Бич актеров» Вильяма Принна. За то, что Принн неосторожно обвинил двор в приверженности к театральным зрелищам, он был отдан под суд и подвергся отрезанию ушей и тюремному заключению.

 

Но героический период английского театра уже приходил к кон­цу. Надвигалась пуританская революция. Вскоре после возникнове­ния гражданской войны тремя последовательными актами револю­ционного парламента (1642, 1647, 1648) театр был в Англии закрыт, а театральные здания разрушены. В последнем из этих указов, которые понадобились, вероятно, для того, чтобы окончательно ликвидировать некогда столь любимые народом театральные развлечения, все еще устраивавшиеся, несмотря на прежние за­преты, выступление на сцене приравнивалось к преступлению, и актеры подлежали публичному наказанию кнутом и заключению в тюрьму.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рисунок из древнеирландской рукописи ..............20

Рукопись «Песни о Хильдебранте», VIII в...........30

Страница рукописи «Беовульф», X в...............34

Сцены из сказания о молодом Сигурде. Рисунок с рунической надписью, высеченной на скале (Скандинавия)............... 44

Жонглеры. Из французской рукописи XI—XII вв. .......... 60

Сцена из французской героической поэмы. Миниатюра из рукописи XIII в……….72

Страница из «Поэмы о Сиде». Рукопись XIII в............78

Страница из рукописи «Песнь о Нибелунгах»........85

Трубадур. Миниатюра из рукописи XIII в..............99

Генрих фон Фельдеке. Миниатюра из Большой Гильдербергской рукописи….110

Миннезингер, диктующий свою песню писцу. Миниатюра из Гейдельбергской рукописи миннезингеров, XIV в.............114

Миниатюра из рукописи «Роман о Ланселоте Озерном». Франция, XIV в……..128

Миниатюра из рукописи «Повесть о Граале». Франция, конец XIII в…………..132

Писец, переписывающий религиозную поэму. Миниатюра из рукописи XIII в……137

«Бестиарий». Орел и сирены. Миниатюра из французской рукописи XII в………..138

Бой Ренара с Изенгримом. Миниатюра из рукописи XIII в.......148

Страница из поэмы «Картина мира» Готье из Меца (XIIIв.)..... 154

Изображение спящего поэта. Из Кембриджской рукописи «Видения о Петре Пахаре».....156

Увенчание победителя на состязании городских поэтов. Миниатюра из фран­цузской

рукописи XV в...........162

Иллюстрация к «Балладе повешенных» Вийона. Из издания XIV в.....164

Робин Гуд и маленький Джон. Титульный лист поэмы «Деяния Робина

Гуда», XVI в...........170

Сцена мистерии «Гибель Трои». Франция, гравюра.........176

Данте в лавровом венке. С фрески Рафаэля в Сикстинской капелле………200

Молодой Данте. Фреска XIV в.................. 204

Данте и Беатриче. Рисунок Сандро Боттичелли........... 208

Петрарка. С портрета неизвестного художника школы Беллини.....218

Рисунок Петрарки, изображающий его домик в Воклюзе.......220

Джованни Боккаччо. С гравюры XVI в...............229

Конец рукописи «Декамерона».................229

Иллюстрация к «Декамерону». Манускрипт конца XV в........238

Лоренцо Медичи. С портрета работы Вазари........ 254

Полициано с его учеником Джулиано Медичи. С фрески Гирландайо.....255

Луиджи Пульчи. С фрески Фи.шппино Липпи............256

Боярдо. С портрета работы неизвестного художника........ 260

Ариосто. С портрета работы Тициана.............. 262

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.