Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологические особенности правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.





 

Основатель системы социально-ориентированной рыночной экономики А. Мюллер-Армак, однако в политическую практику её ввёл Л. Эрхар (создатель немецкого экономического чуда). Немецкое экономическое чудо – это экономический строй Германии, который, по мнению Эрхара, должен отвечать следующим требованиям:

1. Государство создаёт основные условия для развития экономики

2. По возможности, в дальнейшем не вмешивается в экономическое развитие.

В экономически развитых западных странах государство сохраняет за собой право на вмешательство в экономическое развитие страны с целью:

1. Оказания помощи людям, лишившимся работы, путем их переподготовки, выплаты единовременных пособий, открытия собственных предприятий.

2. Когда государство стимулирует накопление собственности в руках рабочих и служащих путём снижения налогов тем работникам, которые вкладывают свои материальные средства в предприятия, на которых работают.

3. Для поддержания конкуренции, особенно среди крупных производителей товаров и услуг. Вмешательство с помощью контроля над слиянием фирм и путём принятия норм права, запрещающих ограничение конкуренции.



Классический предприниматель представляет собой собственника плюс управляющего в одном лице. Однако усложнение производства привело к разъединению этих функций и появлению особого класса менеджеров-управляющих со своей специфической психологией.

В конце 80-х годов в ряде западных стран была разработана этика успешного предпринимателя – нормы поведения, требования, предъявляемые обществом к стилю работы предпринимателя, характеру общения с людьми, его социальному облику.

Выдержки из этического кодекса предпринимателя:

Цивилизованный предприниматель убежден:

1. В полезности своего труда не только для себя, но и для других, общества, государства.

2. Он исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ним.

3. Расценивает бизнес как привлекательное творчество.

4. Уважает любую личность и собственность, власть, государственный порядок и законы.

5. Доверяет профессионализму и компетентности, ценит образование, науку, технику, информатику, культуру, стремится к нововведениям.



6. Является гуманистом.

Исследования в США в 2004 году показали, что мелкие предприниматели (58-65%) имели родителей такого же социального статуса. Если учитывать близких родственников, их число возрастает до 82%.

Психологические особенности предпринимателей определяются их мотивационной сферой, а в мотивации ведущей является потребность в самоактуализации, направленная на реализацию личностного потенциала. С мотивационной сферой связаны самооценка (несколько завышенная, что позволяет претендовать на достижение поставленных целей, но реалистичная, позволяющая продуктивно оценивать свои возможности. Успешный предприниматель идет на обоснованный просчитанный риск, он ориентируется на собственный анализ и оценку информации, мало подвержен конформизму, стремится прогнозировать развитие событий, обладает высоким интеллектом и широкой эрудицией.

Виды предпринимательских рисков:

1. Политический – возможность возникновения убытков или сокращения прибыли вследствие непродуманной государственной политики.

2. Технический – связан с освоением новой техники и технологий, возможность нанесения ущерба природе.

3. Производственный – связанный с производством товаров и услуг, снижением цен.

4. Коммерческий – возникает в процессе реализации товаров и услуг, снижения объемов реализации, потеря качества товаров.

5. Финансовый – при осуществлении финансовых сделок.

6. Отраслевой – вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии в отрасли.



7. Инновационный – вероятность потерь, возникающих при вложении средств в производство новых товаров.

Способность рисковать является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Чтобы он не был авантюрным, необходимо использовать максимально доступную информацию в управлении коммерческой деятельностью.

Наиболее высоким престижем в США пользуются 2 школы бизнеса: Слоуновская школа управления Массачусетского Технического Института и школа бизнеса Гарвардского Университета. В них изучается правовой опыт ведения бизнеса по всему миру. Особое внимание уделяется созданию организационных отношений и роли духовных факторов, так называемого «духа компании» - атмосферы, определяющей этические ценности, стимулы взаимоотношений, внутренние нормы поведения, традиции, обычаи, девизы и стиль одежды. Наиболее эффективными в бизнесе являются китайские, южно-корейские, японские фирмы – приверженность к коллективным формам труда и совершенствованию духовного развития личности.

В 2007 году в Японии американскими учёными проведено исследование и выявлено, что главный мотив – (69%) желание саморазвития, (4%) семейное обогащение.

 

Психологические особенности предпринимательской деятельности в России.

 

В процессе проведения приватизации политические соображения превалировали над экономической целесообразностью и правовой обоснованностью решения о приватизации. Курс взят на обвальную приватизацию (любой ценой и в кратчайшие сроки), что породило множество отрицательных последствий:

1) Незаконные способы приватизации, минуя аукционы и конкурсы.

2) Приватизация запрещённых объектов, обеспечивающих жизнеспособность общества и оборонную достаточность.

3) Резкое расслоение общества на богатых и очень бедных.

4) Политика государства в 90х годах создавала условия для обогащения предпринимателей-перекупщиков и мошенников, образуя преграды для промышленного производства.

У современного государства есть два общепризнанных рычага регулирования свободного рынка:

1) Законодательный и административный, ограничивающий и контролирующий стихийные начала в сфере предпринимательства.

2) Экономический, стимулирующий и направляющий предпринимательскую инициативу в общеполезное русло.

Аксиома мира успехи развития демократического общества зависят от масштабов и успехов развития мелкого предпринимательства, которое образует средний класс.

Развитие мелкого предпринимательства в стране способствует включению в состав собственников все большего сила людей, повышая их социально-экономический статус, уровень независимости и свободы. Малые предпринимателя являются важнейшим элементом не только экономической системы, но и всего гражданского общества.

Особенности современного этапа в экономике России. Подавляющая часть производственного потенциала продолжает оставаться в собственности государства, но система управления экономикой уже ориентирована на рыночные взаимоотношения, что вносит диссонанс в систему управления. Существуют теневые монополизированные структуры (40%), действующие не только независимо, но и вопреки государству. Инфляционные процессы заставляют государство осуществлять вмешательство в экономику, но распределение ресурсов проводится не столько по итогам производственной деятельности, сколько о форме государственных субсидий, что подрывает законы рынка. Рабочие и служащие склонны считать, что предприятия, на которых они работают, существуют ради удовлетворения их потребностей, а не потребностей рынка, следовательно, удовлетворяют сиюминутные потребности, не стремятся в будущее. Многие мечтают сохранить и приумножить минимальную обеспеченность, которую имели при социализме, но не готовы принять требования рыночной экономики. Многие озабочены не улучшением своего материального положения, а тем, чтобы сосед не жил лучше их. Недостаточная проработанность современной правовой системы порождает отрицательные психологические последствия.

Лучшие предприниматели России говорят, что наше самое главное богатство – люди, и готовы вкладывать средства в персонал своих предприятий.

Лекция №3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.