Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальные притязания и законные интересы (ЗИ), их противоречия и взаимовлияние. (Радько стр.331-336 и вопрос 33)





В Юр.-литературе совершенно обоснованно обращается внимание не просто на интересы, а на законные интересы (охраняемые законом интересы). Отдельные авторы понятие ЗИ и охраняемые законом интересы считают идентичными и равнозначными. Виталик спрашивает про раскол в семье. Нет алкоголя! Но некоторые нюансы в различиях всеже имеются. Прежде чем стать охраняемым, интерес должен быть хотя бы косвенно предусмотрен в законодательстве, т. е. он может быть заранее определенным образом обозначен.

ЗИ характеризуются юристами неоднозначно — это «допускаемые законом стремления субъекта и достижения определенных благ» (Кучинский), «интересы которые не нашли прямого выражения в Ю-правах и обязанностях, но подлежат правовой защите» (Витрук). Природа ЗИ проистекает из того что нормативный характер права не позволяет непосредственно, прямо урегулировать любые и возможные жизненные ситуации, нормативный потенциал права не исчерпает себя в предоставление субъективных прав и возложении Ю-обязанностей. ЗИ это Ю-дозволенность имеющая в отличие от субъективного права характер правового стремления. Он отражает лишь разрещенность действий, но не область дозволенного гораздо шире, чем сфера субъективных прав (Матузов) поэтому не каждое устремление обеспечивается предоставлением субъективного права. Содержание ЗИ сводится к следующих основополагающим аспектам: их существование не мыслимо без того чтобы субъект правоотношений не стремился к обладанию благом, способным удовлетворить его потребность; стремление к обладанию благом должен соответствовать следующим нормативным предписаниям, смыслу действующего законодательства; благо к которому стремится субъект не должно быть противоправным иначе оно лишит интерес лишит значения законного; не смотря на то что лицо обладающее ЗИ не может потребовать от других лиц его ненарушения. ЗИ самостоятельный объект правовой охраны и защиты. В структуре ЗИ осевым является такой элемент как необходимость субъекта удовлетворить свою потребность в определенном социальном благе всеми, имеющимися у него в распоряжении законными способами. За защитой нарушенных или оспариваемых ЗИ субъект может обращаться в соответствующие органы власти. Общий интерес - писал Ширша - нередко является интересом властвующих , и чем дальновиднее последние, тем лучше они умеют согласовывать свои частные интересы с общими. Государство как наиболее эффективная форма социально-политической организации во избежание центробежных тенденций, интегрирует триаду интересов личности, общества и государства, сглаживая их внутри системные противоречия. Право при этом выступает формой и способом взаимодействия социальных интересов.





35. Юридические конфликты (ЮК). Понятия, причины, современные формы разрешений ЮК.(Радько стр.336-359)

Ю-конфликтология как специальная научная дисциплина и теоретикоп-рикладного характера имеет собственное концептуальное оформление. Конфликты это сложное психологическое социальное явление возникающее в процессе социального взаимодействия заключающееся в противодействие субъектов конфликта и сопровождающееся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. ЮК это особая разновидность социальноп-психологических конфликтов. Субъекты конфликта — это непосредственно конфликтующие и их поддерживающая сторона. Мотивы конфликта — это внутреннее побуждения и силы -( мысли, чувства, интересы, стремления) подталкивающие и поддерживающие конфликты. В основе мотивов конфликта лежит потребности и интересы.Виды конфликтов различны-экономические, политические, идеологические, межнациональные, территориальные, внутригрупповые, межличностные, служебные, бытовые и т. д. Причины конфликта-реальные жизненные обстоятельства, порождающие конфликты.Конфликты связаны с социальной средой,где действуют люди,там всегда могут возникать и возникают конфликты. Социальный конфликт(СК) может быть определен как предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей классов,наций,государств,социальных групп и т. д. СК представляет собой состояние явного противоборства объективно расходящихся интересов, целей, тенденций развития социальных субъектов.В основу возникновения и развития любого социального столкновения положено объективное противоречие между субъектам.Конфликт представляет особую форму взаимодействия сторон, в рамках которой действия одной стороны препятствуют реализации целей другой стороны,то одни специалисты определяют социальный конфликт через противоречие и столкновение позиций,другие -через различие интересов,и третьи полагают,что конфликт это прежде всего, отсутствие согласия между сторонами. Социальные конфликты можно разделить по различным основаниям:межличностные,между ассоциациями(партнерами),внутри и межинституциональные,между секторами общественного разделения труда,между государственными образованиями,между кльтурами и типами культур.В науки всегда различали социальный и юридический конфликты. С развитием научного знания в философской,юридической,психологической науках получили теоретическое обоснование особенности юридических конфликтов.Значительный вклад в становление юридических конфликтов внесли Иеринг,Э рлих,Петражитцкий идр.В настоящее время исследую т: Кудрявцев, Астахов, Худойкина, Жеребин,Р оманенко. Юридический конфликт э то:определяется правовыми отношениями сторон; объект, предмет, субъект, мотивация конфликта обладают правовыми признаками;налицо правовое противоборство сторон; конфликт имеет юридические последствия. Для возникновения юр.конфликта необходимо: юр.факт-предпосылка возникновения юридически значимой конфликтной ситуации; юр.конфликтная ситуация,включающая такие элементы как объективный и субъективный состав; инцидент-действия,предпринятые одной из сторон для отстаивания своих интересов и представляющие собой переходный момент к конфликтной стадии. В юридической конфликтологии выделяются факторы-условия, факторы причины, воздействия, факторы- координаторы, факторы предупреждения юр.конфликта. Например , факторы-условия-это негативные обстоятельства обуславливающий возникновение проблемной ситуации. Они могут влиять на формирование причин юридического конфликта. Факторы подразделяются на общесоциальные (экономические, политические, социальные, нравственные, информационные) и правовые (осложняющие правоустановительный, правореализационный и правоохранительный). Форма разрешенияюридических конфликтов может осуществляться путем использования различных юридических процедур: в порядке третейского судопроизводства, претензионную процедуру, мировое соглашение, переговоры, посредничество, примирение сторон. Консенсуальная форма разрешения юр.конфликтов применима не только к часноправовой, но и к публично-правовой сфере(Астахов).Толерантность-это терпимость к чужим мнениям и верованиеям, привычкам, убеждениям и поступкам других людей. Компромиссность — это достижение особой договоренности между контрсубъектами, юридическими и физическими лицами, при котором консенсус достигается в результате преодоления различных и противоположных мнениях. Сотрудничество- это особый прием утверждения консенсуса между контрсубъектами и другими участниками юр.конфликта на основе оказания взаимной помощи друг другу, с целью его справедливого разрешения. Особое место в системе вариантных форм снятия юридических конфликтов занимает их ликвидация, которую нельзя отожествлять с разрешением и устранением конфликтов между физическими, юридическими лицами. Ликвидация юридического конфликта так же возможна в связи с исчезновением его предмета ( материальных и не материальных благ, ыступающих в качестве детерминант противостояния контрсубъектов). Окончанием конфликта нужно считать прекращение действий всех противоборствующих сторон,независимо от причины, по которой это имеет место(например,примирение сторон).Юридическим конфликтом, следует признать любой конфликт, если он так или иначе связан с правовыми отношениями сторон.Субъекты ЮК-индивиды, государственные организации, общественные объединения. Выделяются 2 основных формы разрешения юридических конфликтов: применение права и консенсус. Применение права, это субъекты конфликта и иные его участники вступают во взаимодействие с компетентных субъектом.процедуры: судебная, административная, управленческая и следственная. Альтернативной правоприменению формой разрешения конфликтов является консенсус, который основывается на стабильном согласии сторон. Под альтернативными формами разрешения правовых конфликтов ученые понимают приемы и способы разрешения споров вне системы государственного правосудия. Однако сочетание «Вне системой государственног правосудия» вовсе не означает, что альтернативные формы действую вне закона. Важную роль играют третейский суд. Он представляет собой альтернативу по отношению к государственным судам форму разрешения правовых конфликтов, причем обращение граждан и юр.лиц в третейский суд за защитой права есть обращение к юрисдикционной форме защиты прав. Но это не следует понимать, как самоорганичение права на судебную защиту.



36. Пробелы и коллизии в праве.

Пробелы в праве это отсутствие правовой нормы, необходимой для урегулирования конкретной жизненной ситуации, требующей правового решения.

Л.А. Морозова: Различают реальныеи мнимыепробелы в праве.

Под мнимымипробелами понимается преднамеренноемолчание законодателя, т. е. когда он сознательнооставляет вопрос открытым, предлагая передать его решение на усмотрение правоприменителя, или законодатель сознательно выводитданные общественные отношения за сферу правового регулирования. Такие действия законодателя именуют квалифицированныммолчанием.

Единственный способ устранитьпробелы в праве – принятие соответствующим правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжительное время. Поэтому для восполненияпробелов используется институт аналогии, т. е. сходстважизненных ситуаций и норм права. Решение дела по аналогии не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет.

Существует два способа оперативного преодоления пробелов в праве – аналогия закона и аналогия права.

Т.Н. Радько

Аналогия законаэто рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе нормы, не предназначенной непосредственно для данного, а рассчитанной для другого, сходного с данным, случая.

Аналогия права– это рассмотрение и решение возникшего правого вопроса на основе принципа права, духа законодательства, поскольку отсутствует не только непосредственная, а даже сходная норма. К такого рода принципам относятся принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом и др.

К аналогии прибегают при определённых обстоятельствах:

а) наличие правового момента в рассматриваемом случае, выявление необходимости принятие по нему правого решения.

б) отсутствие нормы, непосредственно регулирующей данный вопрос.

г) нахождение наиболее сходной правовой нормы.

Пробелы имеют место:

- в позитивном праве – когда нет ни необходимого закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.

- в законодательстве – когда нет необходимого закона.

- в законе – когда закон есть, но в нем упущены многие вопросы, требующие урегулирования.

- в нормативно-правовом регулировании – когда отсутствуют нормы законов и нормы подзаконных актов.

Законодательство РФ закрепляет институт аналогии (ст. 6 ГК РФ), но аналогия права не применяется в уголовном праве. Но на практике при отсутствии статьи за похищение людей, виновных привлекали по статье незаконное лишение свободы.

Коллизии в праве – расхождение или несогласованность между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные отношения, а так же противоречия, возникающие в процессе правоприменение и осуществления субъектами правоприменение своих полномочий.

Коллизии бывают объективные – не зависящие от воли законодателя, по различным причинам (например: смена конституционного строя), субъективные – нечеткое разграничение правотворческих функций у различных субъектов правотворчества, неурегулированные субординационные отношения органов власти, волюнтаризм и т.д.

Коллизии бывают:

- между действующими нормами права;

- между законами и подзаконными актами;

- между конституцией и законами;

- между нормами международного и внутреннего права;

- между актами федерации и субъектов федерации;

- между нормативными актами и правоприменительными актами;

- между актами принятыми должностными лицами;

- между нормативными актами и актами толкования.

Способы устранения коллизии – это средства, приемы, процедуры посредством которых осуществляется приведение действующего права в состояние упорядоченности, непротиворечивости, четкости, ясности.

Выработаны следующие способы:

- принятие нового акта;

- толкование правового акта;

- отмена старого акта;

- внесение изменений, уточнение в действующий акт;

- принятие согласованного решения созданной согласительной комиссией;

- судебное решение, вынесенное по результатам судебного разбирательства;

- приостановлении действия правового акта (ст. 85 Конституции Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ если они противоречат Конституции и ФЗ);

- принятие коллизионных норм. Например: В случае коллизии норм законодательства Российской Федерации и законодательства иностранного государства, применимых к космической деятельности с участием организаций и граждан Российской Федерации, действует законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Ст. 28, Закон РФ от N 5663-1 "О космической деятельности".

(АПП, стр. 359-369)

37. Права человека: сущность, понятие. Становление и развитие идеи прав человека.

Л.А. Морозова: В современном понимании права человека – это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т. е. возможность совершать действия, не запрещенные законом.

Т.Н. Радько: Права человек должны базироваться на основополагающих международных и внутригосударственных принципах:

- принцип уважение прав человека, предусмотренный Уставом ООН;

- принцип универсальности (права человека принадлежат всем и всегда);

- принцип неделимости (личные, экономические, политические, социальные, культурные права неделимы, каждый человек может пользоваться все системой прав, без исключений);

- принцип солидарности (права человека не только права одного);

- так же система прав человека базируется на таких принципах как: гуманизм, справедливость, свобода, равенство, достоинство.

Основные права делятся по сферам их реализации на четыре группы:

1) личные права и свободы – это важнейшие сущностные, неотчуждаемые права и свободы, не связанные с принадлежностью человека к гражданству какого-либо государства.

К ним относится:

- право на жизнь;

- право на достоинство;

- право на свободу и личную неприкосновенность;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на свободу передвижения;

-право определять свою национальную принадлежность;

- свобода совести;

- свобода мысли и слова.

2) Политические права и свободы – это право, прежде всего, граждан, так же возможность быть реализованными как индивидуально, так и коллективно.

К ним относится:

- свобода печати и информации;

- право на объединение;

- право на мирное собрание и публичные манифестации;

- право участвовать в управлении государством;

- право участвовать в отправлении правосудия.

3) Экономические права – направлены на удовлетворение материальных и нематериальных интересов человека.

К ним относится:

- право на свободное занятие экономической деятельностью;

- право использование человеком своих способностей к труду;

- ограничение немонополистической деятельности, недобросовестной конкуренции;

- право на частную собственность;

- так же относят право на отпуск, минимальный размер оплаты труда.

4) Социальные и культурные права.

К социальным относится:

- защита материнства, детства;

- право на социальное обеспечение;

- право на охрану здоровья;

К культурным относится:

- право на образование;

- свободу творчества;

- право на участие в культурной жизни.

Различают три поколенияправ человека в зависимости от времени их провозглашения.

К первому поколениюотносятся гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны, как государства, так и иных субъектов. Берут свое начало с Великой хартии вольностей – 1215 года.

Второе поколение (первая половина 20 в)составляют социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.

Считается, что если первое поколение прав воплотило ценности либерального общества – свободу личности от произвольных действий государства, то второе поколение прав отражает ценности социально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.

Третье поколение (конец 20 в)образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.

(АПП, стр. 370-373, 383-389)

38. Гарантии прав человека. Проблема их реализации.

Гарантии прав человека. (АПП, стр. 387-389)

Это система социальных, экономических, политических, духовных, организационных, юридических условий при которых человек может осуществлять свои права и свободы.

Гарантии:

Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Важной гарантией является деятельность Уполномоченного по правам человека, который уполномочен на охрану прав и свобод.

Право граждан самому защищать свои права и свободы.

Конституция гарантирует каждому человека на судебную защиту.

Граждане имеют право обратится в Конституционный суд.

Важнейшая гарантия обращение в Европейский суд по правам человека и другие международные правозащитные органы и организации.

В литературе выделяют следующие виды гарантий:

- политические (народовластие, политический плюрализм);

- экономические (свобода экономической деятельности);

- духовные (духовная культура, историческая память);

- юридические (законодательство, судебный контроль);

- международные (ЕСПЧ, ООН);

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.