Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие и конкретные правоотношения.





(Радько – стр. 135-153). В юр науке правоотношение долгое время понималось только как отношение между конкретными лицами, со строгой определенностью взаимного поведения его участников (Эти признаки были заимствованы теорией права у цивилистов).

В настоящее время многие ученые (Алексеев, Витрук, Кутафин, Матузов, Миронов, Еременко, Ржевский) предлагают различать общие и конкретные правоотношения.

Кроме конкретных правоотношений, возникающих в результате применения норм права к частным случаям, событиям, фактам, существуют еще и общие правоотношения, возникающие в результате воздействия таких норм, которые направлены на регулирование явлений более широкого порядка (напр, установление правового статуса граждан в государстве). Эти правоотношения вызываются действием конституционных норм, а конкретные правоотношения являются детализацией общих правоотношений.

Матузов (Радько согласен с ним) – отрицание общерегулятивных правоотношений равносильно отрицанию действия конституционных норм.

Деление правоотношений на общие и конкретные имеет важное методологическое значение: способствует более точному определению роли права в обществе, выяснения всех путей его воздействия на общ жизнь.



Разграничение правоотношений на общие и конкретные имеет свои трудности. Во-первых, довлеет точка зрения о правоотношениях как конкретной правовой связи между субъектами. Во-вторых, в реальной действительности общие правоотношения менее заметны. В-третьих, общие правоотношения теснейшим образом связаны с конкретными, переходят друг в друга и обусловливают друг друга.

Существование общих правоотношений объясняется особенностями гос организации общества. Государство определяет правовое положение субъектов права, издавая регулятивные и охранительные нормы. Последние устанавливают обязанности вести себя определенным образом, совершать одни поступки и воздерживаться от других. В результате между государством и гражданами складываются специфические отношения, основанные на нормах права, определяющие взаимные права, обязанности, предполагающие взаимоответственность государства и граждан – общие правоотношения.



Общие правоотношения образуются и существуют между государством и гражданами (по поводу гражданства, наделения лиц основными правами и обязанностями); между самими гражданами как носителями основных (напр, конституционных) прав и обязанностей (по поводу использования ими юридических и социальных возможностей, не препятствования друг другу в реализации этих прав); между гражданами, с одной стороны, и органами, организациями и учреждениями, с другой (по поводу осуществления прав и исполнения обязанностей).

Многие юристы считают, что правоотношения могут быть только конкретными: между управомоченным и обязанным лицом. По их мнению правоотношения существуют только между конкретно определенными лицами (Халфина, Венгеров, Гревцов, Кучинский).

Такой взгляд на правоотношения опровергается самой жизнью. Пребывание субъекта права не может быть полностью независимым в условиях действия правовой системы с ее многочисленными правовыми нормами и нормативными актами. Норма права не персонифицирована, не привязана к конкретному субъекту права до наступления соответствующего юр факта. Лица не безразличны к действующему праву и существующему правопорядку. Они обязаны соблюдать конституцию, не нарушать интересы общества, государства и др граждан. А государство обязано защищать интересы граждан, обеспечивать реализацию закрепленных в конституции прав.

В общих правоотношениях имеются в виду все и каждый по отношению ко всем и каждому. Обязанность в общих правоотношениях носит всеобщих характер: распространяется на всех и каждого. Эта обязанность означает требование ко всем и каждому субъекту права воздерживаться от действий, препятствующих осуществлению и нарушающих права других субъектов. Такая постановка вопроса соотносится с теорией абсолютных правоотношений.



Государство для обеспечения своего нормального развития предусматривает необходимость определенного поведения со стороны субъектов права. Наиболее эффективным средством достижения соответствующего поведения выступает законодательство, которое предусматривает обязанности субъектов права совершать или не совершать определенные поступки. Тем самым государство порождает общие правовые отношения с обязанными субъектами.

Кечекьян обратил внимание на то, что к проблеме обязанностей нельзя подходить только с узко цивилистической точки зрения, в соответствии с которой всякая обязанность существует ради чьего-то права. Неправильно понимать правоотношение как результат взаимосвязи только субъективного права и юр обязанности. Субъективное право не только накладывает обязанность на противостоящую сторону, но и обладает способностью перерастать в обязанность для самого его носителя (некоторые административно-правовые, уголовно-исполнительные отношения, субъекты которых являются носителями прав- обязанностей). Права начальника исправительно-трудовой колонии есть одновременно и его обязанности: право требовать соблюдения установленного порядка есть его обязанность обеспечить порядок.

В настоящее время стало очевидно, что существование нормы права вне конкретных правоотношений – это ее воздействие в рамках общих правоотношений, где одной из сторон выступает государство, устанавливающее определенный правопорядок, утверждающее правоспособность, права и обязанности субъектов права. Правоспособность означает допускаемое государством определенное число правовых возможностей, реализовать которые субъекты могут в конкретных правоотношениях, обладая соответствующей дееспособностью.

Вопрос об общих обязанностях. Остин различал абсолютные и относительные обязанности. Считал, что только относительные обязанности соответствуют определенным правам. Он указывал на существование норм права, устанавливающих одни только обязанности, не корреспондирующих определенным правам. Эти обязанности рассчитаны на неопределенное число неопределенных субъектов и являются обязанностями перед сувереном, их устанавливающим.

Общие правоотношения возникают как первоначальный вид правовой связи субъектов права, и в особенности связи государства (как официального органа общества) и членов этого общества – граждан. Они выполняют функцию закрепления правового статуса субъектов права, их общего юр положения (Алексеев). Эти правоотношения являются результатом действия норм права до наступления стадии юр факта.

В настоящее время идет спор по поводу того, как осуществляется действие норм права до возникновения конкретного правоотношения. Радько считает, что норма способна оказывать воздействие на субъектов права до наступления конкретного юр факта благодаря тому, что с момента ее издания между государством и теми лицами, на которых направлено действие этой нормы, возникает общее правовое отношение, так называемая статутная правовая связь. Это правоотношение является основой для возникновения в последующем конкретных (индивидуализируемых) правовых отношений.

Общие правоотношения не имеют «поименной» индивидуализации по субъектам. Субъектом их является каждый гражданин государства как носитель возложенных на него прав и обязанностей (по отношению к государству и к другим лицам).

Общие правоотношения определяют правовое положение субъектов до конкретной реализации предоставленных им прав и возложенных обязанностей. Они являются «формой существования» правоспособности, правового статуса граждан, компетенции органов государства, различных объединений до возникновения конкретных правоотношений, которые индивидуализируют права и обязанности, вытекающие из правового статуса, компетенции и т.п.

Явич не употребляет термин «общие правоотношения» (хотя фактически говорит о них). Вместо этого он говорит об осуществлении прав и обязанностей «вне правоотношений». Основин – термин «правовое состояние». Витрук – «общая правовая связь».

Против разграничения правоотношений на общие и конкретные возражает Сорокин – при таком подходе исчезает различие между нормой права и общерегулятивным правоотношением, «поскольку второе принимает на себя функцию первого».

Суть общего правоотношения – характеризует общую связь нормы и субъектов права. Норма остается нормой, вне отношения, пока ее действие не коснется субъектов права. Если это состоялось, то и возникает отношение.

Одна из причин существования общих правоотношений – иерархия правовых норм, входящих в систему права.

Общие и конкретные правоотношения являются следствием существования общих (конституционных) и отраслевых норм. Козлова – правоотношения общего характера являются следствием реализации таких конституционных норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Конституционные обязанности граждан сформулированы в виде властных предписаний государства, вменяющих в обязанность всем гражданам должный вид поведения. Этим обязанностям соответствует право государства требовать от граждан определенного поведения. Специфика обязанностей государства по отношению к гражданину в общих правоотношениях состоит в том, что содержание обязанности, корреспондирующей каждому из конституционно провозглашенных прав граждан, сводится к необходимости обеспечить реализацию этих прав. В одних случаях это достигается путем активных положительных действий гос органов и должностных лиц; в других – путем воздержания от действий, способных нарушить права граждан.

Неправ Сабо, говорящий, что для всех общих правоотношений между государством и гражданами характерно подчинение. Ведь имеются отношения, где государство выступает не только принуждающим, но и обязанным субъектом.

Разграничение общих и конкретных правовых отношений помогает правильнее подойти к вопросу о природе и особенностях реализации субъективного права (важнейший элемент регулятивной функции).

Разграничение общих и конкретных правоотношений имеет важное значение и для правильного понимания правопорядка, который невозможно объяснить, если исходить из существования только конкретных отношений. Правопорядок шире системы конкретных правоотношений, так как правомерные действия субъектов права, их права и обязанности нельзя сводить только к правомочиям и обязанностям участников конкретных правоотношений (Явич).

Общая юр связь (общие правоотношения) вытекают из условий гос организации общества. Посредством ее определяется круг субъектов права, их принципиальное правовое положение (долг, права и обязанности). Вместе с нормами права они образуют юр основу, на которой возникают конкретные правоотношения.

Для возникновения и существования общего правоотношения достаточно наличия субъектов права, правовой нормы, содержащей неперсонифицированные право или обязанность, в соответствии с которыми предполагается требуемое поведение и, основываясь на которых, субъекты права совершают конкретные, юридически значимые действия.

Различие между общими и конкретными правоотношениями состоит в неодинаковых предпосылках их возникновения.

Конкретное правоотношение вытекает из общего, но для его возникновения необходимы дополнительные юр основания: помимо субъектов и нормы права требуется еще акт применения правовой нормы и юр факт, индивидуализирующий это правоотношение. Наличие или отсутствие таких оснований дает возможность различать конкретные правоотношения и общие. В рамках конкретных правоотношений достигается наибольшая определенность правового положения субъектов права.

Общая правовая связь охватывает относительно большое число правовых явлений, которые имеют некоторое сходство между собой. Юридическим моментом, объединяющим всех граждан в рамках общей правовой связи, выступает гражданство.

Специфика общих правоотношений – возникают на основе норм Конституции РФ и др государственно-правовых актов конституционного значения; носят общий, а не строго индивидуализированный характер и не имеют заранее определенных субъектов; являются постоянными, бессрочными, опосредуют наиболее существенные и стабильные связи и отношения; выражают общее правовое положение субъектов, их основные, общие для всех права и обязанности, взаимную ответственность между государством и гражданами; возникают непосредственно из закона, а не из юр фактов; служат основой для возникновения и функционирования разнообразных конкретных правоотношений.

Значение идеи разграничения общих и конкретных правоотношений (Матузов):

- позволяет преодолеть проблемы, с которыми сталкивается общая теория права в трактовке правоотношений, субъективных прав и обязанностей;

- способствует уяснению того, что субъективные права и обязанности невозможны вне правоотношений, а правоотношения невозможны без прав и обязанностей;

- позволяет считать определенную группу прав граждан субъективными;

- исключает отождествление указанных прав с общей правоспособностью граждан, выступающей лишь предпосылкой правообладания, выражающей и характеризующей не само право как таковое, а способность субъекта быть носителем права;

- решает вопрос о стадиях реализации прав граждан в теоретическом плане очень конструктивно;

- дает возможность более глубоко с политико-правовой точки зрения раскрыть взаимоотношения между гражданами и государством, личностью и обществом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.