Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура и виды рынков. Критерии классификации рынков





Рынок обладает сложной структурой, т.е. внутренним строением, расположением, порядком отдельных его элементов.

Структура – это определенное соотношение отдельных частей и элементов системы. Структурирование осуществляется на основе критериев – определенных признаков, по которым оценивают (классифицируют) различные явления и процессы, в том числе экономические.

Структура рынка – это совокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики (т.е. в пределах внутреннего рынка), а также в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимозависимость между ними.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры рынка:

- по объектам: рынок товаров и услуг; рынок факторов производства; рынок ценных бумаг; рынок информации и др.;

- по субъектам: рынок покупателей и продавцов или в качестве субъектов выделяют домашние хозяйства, предприятия, государство;

- по географическому положению различают: местный (локальный) рынок, региональный, национальный, мировой;

- по уровню насыщения: равновесный, дефицитный, избыточный;

- по степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся;



- по степени ограниченности конкуренции: свободный, монополистический, олигополистический, смешанный;

- по соответствию действующему законодательству: легальный, нелегальный («черный», «серый»).

Остановимся на некоторых рынках подробнее:

Рынки товаров подразделяются на оптовый и розничный (потребительский); рынки интеллектуальной собственности – на рынок патентов, лицензий, «ноу-хау» и т.п.; финансовый рынок – на рынок инвестиций (долгосрочных кредитов) и рынок денег (краткосрочных кредитов), рынок валюты, рынок ценных бумаг, рынок золота.

Рынок средств производства (или как его называют, рынок капитала) – это рынок природных ресурсов, предметов и средств труда. Он характеризуется тем, что спрос на него зависит от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства уменьшается, следовательно, снижается объем инвестирования в экономику и наоборот.

Рынок предметов потребления – это рынок товаров длительного пользования и текущего потребления. Интересно заметить, что в развитых странах соотношение рынка средств производства и рынка предметов потребления составляет 30:70, а в Украине – 77:23. К тому же, на оплату продуктов питания в Украине в разные времена уходило до 90% семейного бюджета. В развитых странах – в среднем 20%.



Рынок услуг. Его особенность определяется особенностью услуги как товара. Услуга полезна не как вещь, а как деятельность. Поэтому потребление услуги совпадает с процессом ее создания. Услугу невозможно накапливать. В развитых странах около 75% населения занято в сфере услуг, что свидетельствует о высоком уровне развития этой сферы деятельности.

Рынок интеллектуальной собственности. Его формирование связано с развитием НТР, результатом которой являются новые изобретения, научные разработки, программы математического обеспечения, патенты и лицензии, «ноу-хау». В связи с развитием рынка интеллектуальной собственности все большую роль в его формировании начинает играть венчурный (рисковый) капитал. В целевом порядке он инвестируется в новые идеи и проекты, вследствие чего венчурные фирмы становятся собственниками этих идей и проектов.

Валютный рынок – это система экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов, иностранной валюты и т.д.). На валютном рынке осуществляются операции внешней торговли, расчеты по миграции рабочей силы и капиталов, туризму. Операции на валютных рынках происходят главным образом в наиболее крупных банковских и валютно-биржевых центрах мира – в Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Токио и др.



Рынок информации – это система экономических отношений по поводу купли-продажи информационных услуг. Этот рынок также связан с развитием НТР и возникновением нового вида товара – информации. Фирмы, осуществляющие сбор и продажу информации, берут комиссионные. В зависимости от ценности информации они составляют 1-20% от цены проданного товара. На рынке информации предметом купли-продажи является теле- и радиопродукция, реклама, книги, газеты.

Рынок золота – это совокупность экономических отношений по поводу организации купли-продажи золота. Этим занимаются банкирские дома и специализированные фирмы, которые изготавливают слитки, ставят на них клеймо и хранят. На международных рынках золота, как правило, продаются слитки 12,5 кг 999 пробы. На внутренних рынках – слитки в 1-5 кг, а также пластины, монеты и т. п. Цена унции золота (7 г) в конце 90-х годов ХХ в. колебалась от 230 до 490 долл. (Для сравнения: в 1900 г. тройская унция – 31,1 г составляла 20,67 долл.)

Инфраструктура рынка

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, учреждений, организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Элементами инфраструктуры рынка являются: банки, фондовые и товарные биржи, биржи рабочей силы, валютная биржа, информационные центры, рекламные компании и т.п.

Рыночная инфраструктура выполняет следующие функции:

- помогает субъектам рынка в реализации их интересов;

- повышает эффективность и оперативность работы рыночных субъектов;

- организационно оформляет рыночные отношения;

- облегчает формы юридического и экономического контроля.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера. Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды. Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Создание и развитие рыночной инфраструктуры представляет одно из главных направлений деятельности государства.

 

Фондовая биржаэто учреждение (организованный рынок), на котором продаются ценные бумаги. Членами такой биржи, как правило, являются ее организаторы – отдельные физические лица и кредитно-финансовые институты. При необходимости организаторы могут продать биржевые места и таким образом расширить круг членов биржи. Организаторы фондовой биржи выставляют условия котировки ценных бумаг. Так, чтобы котироваться на Нью-Йоркской бирже, корпорация должна иметь не менее 1 млн. штук выпущенных акций, а численность акционеров, владеющих не менее чем 100 акций, должно составлять 200 человек.

В конце 90-х годов в мире насчитывалось около 200 фондовых бирж, а суммарная рыночная капитализация компаний, чьи акции зарегистрированы на этих биржах, составляла 27 трлн. долл. США. Причем 40% акций котировалось на Нью_Йоркской фондовой бирже, а средняя цена одной акции составляла 42 долл.

Современный рынок ценных бумаг характеризуется большим объемом внебиржевых продаж, которые осуществляются посредством телефона и телефакса. (В 1999 г. этот показатель составил 10,5 трлн.долл.)

Товарная биржаэто постоянно действующие рынки, где купля-продажа товаров осуществляется на основе установленных стандартов и образцов, соответствующих форм документов, которыми регламентируются номенклатура, объем, цены, сроки, формы доставки и другие условия.

Товарные биржи бывают международные (они находятся в США, Англии и Японии и на них реализуются до 90% международных сделок купли-продажи) и национальные; универсальные (на которых продаются товары различного рода, как промышленные, так и сельскохозяйственные) и специализированные (на которых продаются определенные виды и родственные группы товаров).

На бирже осуществляются два вида товарооборота – реальный (непосредственная купля-продажа в данный момент сделки; такой вид составляет примерно 10% мировой торговли) и фьючерсный (например, заключается сделка под будущий урожай). Фьючерсные сделки могут принести убытки, обусловленные изменением цен. Для этого фьючерсные контракты страхуются (хеджируются). Хеджирование – это основная сфера деятельности товарных бирж. На Украине около 150 товарных бирж, но объем продаж на них ограничен, поскольку неразвита правовая база их функционирования, отсутствуют квалифицированные кадры, нет системы достоверной информации и т.п.

Валютная биржаэто учреждение, в котором на законодательной основе осуществляется торговля иностранной валютой в соответствии со спросом и предложением на нее. Как самостоятельный элемент инфраструктуры рынка валютная биржа сохранилась лишь в некоторых странах (например, в Германии и Франции). В большинстве стран продажу валюты осуществляют крупнейшие банки. В Украине статус валютной биржи имеет Украинская фондовая биржа в г. Киеве. Членами валютной биржи являются коммерческие банки и другие финансовые институты, получившие лицензии от центрального банка на проведение валютных операций.

Основными видами деятельности валютных бирж являются: заключение договоров на куплю-продажу иностранной валюты и проведение расчетов по заключенным сделкам; определение рыночного курса иностранных валют по отношению к национальной валюте; проведение операций, направленных на поддержку рыночного курса национальной валюты (например, валютные интервенции).

Биржа рабочей силы (или, как ее называют, биржа труда, или служба занятости) – это учреждение, которое осуществляет посреднические функции между работниками и предпринимателями по поводу предоставления трудовых услуг и трудоустройства.

Функции биржи рабочей силы: сбор и предоставление информации о наличии вакансий, содействие подготовке и переподготовке кадров, создание рабочих мест, содействие мобильному перемещению рабочей силы, обеспечение эффективной структуры занятости. Таким образом, биржа рабочей силы частично участвует в регулирование занятости.

Существует разветвленная система бирж труда – государственные и негосударственные (частные агентства) биржи. Они не только ведут учет занятости, но и выплачивают безработным (на определенных условиях, оговоренных законодательно) пособие из фондов безработицы. Следует сказать, что направление на работу, выданное биржей, не является обязательным для предпринимателя. Поэтому через биржу труда устраивается всего менее 20% повторно принятых работников. Квалифицированные работники, как правило, не прибегают к услугам биржи труда.

 

Заканчивая анализ сущности и инфраструктуры рынка, подчеркнем, что на всех рынках, независимо от вида, сферы и объекта купли-продажи, действует рыночный механизм в соответствии со спросом и предложением, устанавливаются равновесные цены (как на основе рыночного саморегулирования, так и посредством механизма государственного регулирования). О законах рынка речь шла при изучении товарного производства и денег, поэтому в данном разделе нецелесообразно вновь возвращаться к их рассмотрению. Вместе с тем, следует иметь в виду, что на рыночной основе развивается конкуренция, дифференциация производителей и монополия, что и будет предметом следующей темы.

 

Спрос и предложение

Закон спроса и предложения является основным законом рыночной экономики, определяющим закономерности функционирования всех взаимосвязанных рынков в пределах экономической системы.

Спрос определяется как количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение определенного периода времени.

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса. Она объясняется следующими основными причинами:

1. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.

2. Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше удовлетворения, и потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

Закон спроса реализует эффекты дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Кроме цены, существуют другие детерминанты спроса, изменение которых приводит к смещению всей кривой спроса. К ним относятся следующие факторы:

1. Изменение вкусов покупателей.

2. Изменение числа покупателей.

3. Изменение дохода.

4. Изменение цен на сопряженные товары (субституты и комплементы).

5. Изменения в ожиданиях потребителей.

6. Изменения в политике государства (налоги, субсидии и дотации).

Категорией, симметричной спросу, является предложение – количество товаров и уcлуг, которое может быть поставлено на рынки в данный момент и при данном уровне цен. Существует положительная, или прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта: повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения,который показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, поскольку цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта. Высокая цена - стимул к расширению производства и продаже продукта на рынке.

Предложение тоже имеет неценовые детерминанты, т.е. факторы, вызывающие смещение кривой предложения. К ним относятся:

1. Изменение ресурсных цен.

2. Изменение технологии.

3. Изменение налогов и дотаций.

4. Изменение цен на другие товары.

5. Изменение ожиданий.

6. Изменение числа поставщиков.

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о купле и продаже синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена – цена совпадения спроса и предложения, соответствующее количество продукта на рынке – равновесное количество продукта. Равновесная цена выполняет регулирующую и распределительную функции на всех рынках.

 

 

 
Рис. 3.1.

Р – цена продукта, Q – объем его производства, DD и SS – кривые соответственно спроса и предложения, Е – точка равновесия спроса и предложения, Ре и Qе – соответственно величина равновесной цены и равновесного объема производства.

Формирование равновесной цены рассматривалось А. Маршаллом применительно к разным временным промежуткам, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно различается мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано, и равновесная цена полностью определяется положением кривой спроса. В условиях кратковременного (краткосрочного) равновесия новые фирмы не могут войти в отрасль, резервы производственных мощностей практически постоянны, но объем выпуска продукта может увеличиться в ответ на увеличение спроса за счёт более интенсивного использования производственных мощностей и привлечения дополнительных услуг труда. В длительном периоде предложение адаптируется к изменению спроса путем сокращения или расширения объёма производства (за счёт прихода новых фирм в отрасль, создания новых производственных мощностей, использования достижений научно – технического прогресса). Чем длиннее период времени, тем больше соответствие объёма и структуры предложения объёму и структуре спроса. Так происходит образование нормальной цены длинного периода.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.