Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственный бюджет и бюджетная система





1. Экономическая сущность и содержание бюджета

2. Бюджетное устройство и бюджетная система

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

Одним из механизмов, позволяющих государству прово­дить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет— это форма образования и расходования фонда де­нежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реали­зации экономических задач, т.е. для выполнения государством воз­ложенных на него функций.

Государственный бюджет как основной финансовый план госу­дарства дает органам власти реальнуюэкономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.



Бюджет фиксирует конкрет­ные направления расходования средств, перераспределение нацио­нального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономи­ческую категорию, которая выражает определенные экономические отношения.

Бюджет — категория, свойственная различным отно­шениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в ка­честве одного из основных инструментов обеспечения как непо­средственно своей деятельности, так и важнейшего элемента прове­дения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им при­суща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие функции:



· перераспределение ВВП (национального дохода);

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

· контроль за образованием и использованием централизован­ных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета (основная). Она прояв­ляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и террито­риальной власти и управления. С помощью бюд­жета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, эконо­мические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, эконо­мические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязан­ные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1. образование доходов бюджета;

2. использование бюджетных средств — расходы бюджета.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательст­вом РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, орга­нов государственной власти субъектов РФ и органов местного са­моуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принуди­тельное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в про­цессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.



Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений.

Основным источником налоговых доходовявляются вновь соз­данная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.).

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Неналоговые доходыбюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспре­деления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Кненалоговым доходам, относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2. доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

5. средства самообложения граждан;

6. иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной ос­новах для покрытия текущих расходов.

Субвенции — бюджетные сред­ства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной осно­вах на осуществление определенных целевых расходов.

Субси­дии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на ус­ловиях долевого финансирования целевых расходов);

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определя­ется конкретными экономическими условиями. Например, в стра­нах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета— денежные средства, направляемые на фи­нансовое обеспечение задач и функций государства и местного са­моуправления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели -организации производственной и непроизводственной сферы, яв­ляющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств.

Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюдже­тополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной сис­темы через дотации, субвенции, субсидии.

Рас­ходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Одновременно с распределительной действует контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность государствен­ного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.Расходование средств бюджета осуществляется посредством бюджетных ассигнований.

Бюджетное ассигнование представляет собой установленную бюджетной росписью на данный финансовый год предельную сумму денежных средств, направляемую из бюджета различным получателям бюджетных средств (бюджетным учреждениям и прочим), которые могут использовать данные финансовые ресурсы на определенные цели.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.