Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономические ресурсы и их виды. Проблема редкости ресурсов.





Предмет и метод экономической теории.

Становление экономики как науки - труды др. греч мыслителя Аристотеля Стигарита (4 в. д.н.э.). Он разделил как отдельные направления экономику, как науку о рациональном ведении домашнего хозяйства (от греческого ойкос – дом и номос – наука) и хрематистику (науку об искусстве торговли и наживы), осуждая последнюю. Впервые термин «экономика» появился в трудах другого др. греч мыслителя Ксенофонта (444-356 г.г. д.н.э.).

Экономическая теория изучает общие экономические законы, определяет направленность развития различных экономических процессов и явлений. Предметом изучения ЭТ является совокупность экономических связей и отношений между участниками общественного производства. ЭТ изучает экономические законы, которые реализуются через деятельность человека, модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода.

ЭТ имеет два раздела: микро- и макроэкономика.

Микроэкономика - наука о том, как принимают решения фирмы, как различные экономические агентства взаимодействуют между собой.

Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, о проблемах занятости, о возможностях и противоречиях экономического механизма, о функциях государства и т.д.



К функциям экономической теории следует отнести: изучение сущности экономических явлений и процессов, выявление общих принципов экономического поведения субъектов и применение этих принципов в будущем, использование полученных знаний в управлении деятельностью отдельных субъектов и экономикой страны в целом.

Основным методом исследования, используемым экономической теорией, является моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями. В отличие от многих естественных и особенно технических наук в экономике, как правило, преобладает идеальное моделирование, основывающееся не на материальной аналогии объекта исследования и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой.


 

Микро- и макроэкономика: особенности предмета и метода.



Микроэконо́мика —наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Макроэкономика- основоположником является известный английский экономист Джон Кейнс, который своей работой, общей теорией занятости, проценты и денег (1936 год) породила настоящую революцию в гос управлении экономическими процессами.

Методы

Основным методом исследования, используемым микроэкономикой, является моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями. В отличие от многих естественных и особенно технических наук в экономике, как правило, преобладает идеальное моделирование, основывающееся не на материальной аналогии объекта исследования и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой.

Макроэкономика использует как общенаучные, так и специфические методы исследования. К общенаучным относятся метод научной абстракции, анализа и синтеза, системно-функциональный анализ, сочетание нормативного и позитивного подходов и другие методы.

Специфические: макроэкономическое моделирование, макроэкономическое агрегирование

Макроэк-ое агрегирование – основной специфический метод, который предполагает объединение явлений и процессов в единое целое для анализа их динамики. Примерами этих агрегированных показателей: ВВП, ВНП, нац доход.


 

Возникновение и основные этапы развития экономической науки.



Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Как наука, т.е. систематизированное знание экономическая теория сформировалась в 16-17 веках.

Меркантилизм: сущность этого учения сводится к определению источника происхождения богатства. Источником прибыли, а в конечном итоге и богатства была сфера обращения, а не производство, не труд - а торговля. Производство рассматривалось как предпосылка для создания богатства.

Идейно близкой к меркантилизму яв-ся экономическая политика протекционизма (Ман, Юм, Норе и др.), направленная на защиту национальной экономика от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов .

Классическая школа: основные представители Смит и Рикардо.

· Центр теоретического анализа перенесен из сферы обращения в сферу производства;

· Была выдвинута идея о действии в хозяйственной системе объективных экономических законов; наука призвана познавать эти законы, а хозяйствующие субъекты - следовать им своей практической деятельности;

· Идея либерализма, минимального вмешательства гос-ва в экономику;

· Рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения - «невидимая рука рынка»;

· Основы трудовой теории стоимости, возвысили роль производительного труда как создателя стоимости; труд - основной источник богатства общества;

· Показал значение ОРТ как условие повышение его производительности.

 

Марксизм: сформулировано учение об общественно-экономических формациях и причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов, учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре.

Маржинализм: Развитие теории предельной полезности. Потребитель оценивает свойства и качество конкретного блага через его полезность, которая характеризует восприятие челове6ком конкретных свойств блага, посредством которых у него появляется возможность для удовлетворения своих потребностей.

Математическая школа: Вальрас, разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой - анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений. Составляющей рыночной системы явл-ся рациональные субъекты, непрерывно стремящиеся к оптимуму своего существования.

Главные направления развития современнойэк-кой мысли: неоклассическое, кейнсианское, институционально-социологическое.


 

Общественное производство как единство производства, распределения, обмена и потребления.

 

Хозяйственная деятельность людей - четыре стадии:

Производство - распределение – обмен - потребление

· Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

· Распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.

· Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.

· Потребление - это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Производство - основа жизни и источник прогресса человеческого общества; потребление - конечный пункт; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением.

Процессы производства и потребления неразрывно связаны через экономические системы. Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.


 

Экономические ресурсы и их виды. Проблема редкости ресурсов.

 

Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но и возрастает. Это обусловлено истощением невоспроизводимых природных ресурсов. В связи с этим общество должно сделать выбор. Выбирая, оно вынуждено от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать, чтобы получить желаемый результат.

Национальная экономика, полностью реализуя потенциал имеющихся ресурсов, не может увеличить производство одного блага, не поступившись другим.

Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора. Суть этой проблемы в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска сочетания факторов производства.

Проблема выбора находит отражение в трех основных вопросах:

Что? Þ какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени?

Как? Þ при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги?

Для кого? Þ кто будет покупать произведенные товары и услуги?


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.