Сделай Сам Свою Работу на 5

Корректировка на постоянные затраты





Расчет финансового результата

 

Концепция контроллинга вводит в оборот новый экономический термин – управленческий результат. Теоретической основой для возникновения данного показателя является тот факт, что контроллинг считает необходимым определять целевые значения рентабельности капитала уже на этапе планирования. Целевое значение прибыли входит в состав перечня показателей, которых необходимо достичь. Таким образом, плановая прибыль является таким же фактором, требующим покрытия, как постоянные затраты. Только при достижении поставленных величин можно констатировать, что предприятие вышло на нулевую отметку. Управленческий же результат – это показатель качества работы менеджеров, он показывает, насколько был перевыполнен установленный план по прибыли.

Управленческий результат – это показатель, представляющий собой величину превышения финансового результата деятельности предприятия над целевым значением прибыли и характеризующий работу управленческого персонала.

Всякое значение показателя управленческого результата, кроме нулевого, требует анализа. При отрицательном значении управленческого результата анализ проводится с целью выявления причин, не позволивших предприятию достичь поставленных целей. При положительном значении управленческого результата требуется дать ответ на вопрос: причиной этого стали непредвиденные положительные изменения внешней среды, усовершенствованная работа предприятия, либо план изначально был поставлен неверно (параметр «напряженности» плана был недостаточно проработан).



Рассмотрим подробнее все этапы планирования и расчета управленческого результата (рис. 17)

Планирование и расчет результата от реализации

Бюджет продаж должен планироваться как «сверху - вниз» на базе стратегического планирования (исходя из емкости рынка, доли на рынке, стратегий по увеличению этой доли), так и «снизу - вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию.

Базой для расчета результата от реализации является информация об обороте по отгруженной продукции, содержащая детальные сведения об обороте, переменных затратах и суммах покрытия по каждому продукту. Снижение выручки характеризуется нормативными величинами в связи с выплатами бонусов и оплатой услуг посредников.



Расчет суммы покрытия

Сумма покрытия в целом воспринимается как достигнутый результат, т.е. превышение выручки над переменными издержками. Однако концепция контроллинга предполагает, что все показатели, в том числе прибыль и сумма покрытия, должны быть определены в виде целевых показателей. Целевое покрытие – это величина, характеризующая требования, которые предъявляются к еще не достигнутым вкладам в покрытие. Целевые значения – это плановые показатели. Их рассчитывают на определенный период для предприятия в целом. Затем они рассчитываются для отдельных продуктовых групп и заказов и принимаются во внимание при калькулировании стоимости продукции. Таким образом, соединяются метод калькулирования по полным затратам и целевое планирование затрат.

Наиболее информативным является не показатель валовой суммы покрытия, а удельные показатели суммы покрытия. Их можно назвать стратегическими. Удельные стратегические показатели могут быть рассчитаны на основе данных годового бюджета (бюджетная величина годовой суммы покрытия делится на плановое количество единиц реализации за год, это дает плановую сумму покрытия на единицу продукции, что соответствует расчетам на основе данных нормативной калькуляции по изделию).

Помимо суммы покрытия в стоимостном выражении на единицу продукции, высоко информативным является показатель суммы покрытия в процентах от выручки. Показатель суммы покрытия в процентах от выручки является вспомогательным инструментом принятия решений, ориентированным на рынок. Если увеличивать продажу продуктов с более высокими значениями удельных сумм покрытия в процентах от выручки, то предприятие получит более высокие значения совокупной накопленной суммы покрытия, а т.к. постоянные затраты в краткосрочном периоде неизменны, то и большую прибыль. Поэтому удельный показатель суммы покрытия, выраженный в процентах – важный регулирующий параметр на предприятии. Планирование производства и сбыта должно ориентироваться на этот критерий, для достижения оптимального производственного результата.



Не менее важным параметром является показатель суммы покрытия на единицу узкого места. Если на предприятии имеется параметр, ограничивающий производство, то решение об объеме и структуре выпуска будет приниматься в зависимости от значения суммы покрытия на единицу загрузки узкого места

Т.о., в производственную программу в первую очередь будут включаться продукты с наибольшей относительной суммой покрытия. Содержание экономической категории суммы покрытия позволяет сделать вывод, что суммы покрытия являются информационными критериям регулирования деятельности по достижению целей по прибыли. На основе этой информации должны приниматься решения, приводящие к изменениям.

Для выбора подходящего в каждом конкретном случае показателя суммы покрытия можно воспользоваться схемой принятия решений, представленной на рисунке 18

Корректировка на постоянные затраты

Расчет суммы покрытия Ι завершается уменьшением выручки от реализации на величину переменных затрат. Но контроллинг предполагает поэтапный расчет целой системы показателей суммы покрытия

Выручка от реализации продукции –

- переменные затраты

Сумма покрытия Ι –

- постоянные затраты по продвижению

товара на рынок

Сумма покрытия ΙΙ –

- постоянные управленческие затраты

по группе товаров

Сумма покрытия ΙΙΙ –

- общие постоянные затраты

Результат финансово-хозяйственной

деятельности предприятия

Вторым этапом расчета суммы покрытия является корректировка суммы покрытия Ι на величину постоянных затрат. Сначала из суммы покрытия Ι вычитаются прямые постоянные затраты по продвижению продукта на рынок. Полученная величина суммы покрытия ΙΙ позволяет оценить результативность рекламной кампании и сбытовой стратегии.

Следующим шагом является вычитание из суммы покрытия ΙΙ постоянных затрат по продуктовой группе, связанных с производством и управлением. Результат представляет собой сумму покрытия ΙΙΙ, или результат продуктовой группы или центра прибыли. Результат продуктовой группы может быть превращен в относительный показатель рентабельности капитала, характеризующий данную продуктовую группу. Последним шагом из суммы покрытия ΙΙΙ вычитаются общие постоянные затраты.

При простом расчете сумм покрытия все структурные затраты объединяют в один блок. Однако практическое внедрение контроллинга на зарубежных предприятиях показало что часть постоянных затрат можно соотнести со специальными базовыми величинами. Поэтому в блоке структурных затрат выделяют несколько уровней:

  1. по продуктам;
  2. по группам продуктов;
  3. по местам возникновения;
  4. по подразделениям;
  5. по предприятию в целом.

Такой сложный многоступенчатый процесс разделения затрат рационально проводить лишь на крупных производственных предприятиях. На мелких и средних предприятиях достаточно осуществлять разбивку постоянных затрат лишь на две группы – специальные и общие. Специальные постоянные затраты могут быть прямо распределены на отдельные группы продуктов. К ним относятся, например, постоянные затраты на рекламу и продвижение продукта. Используя значения прямых постоянных затрат по продукту или группе продуктов, мы можем рассчитать сумму покрытия ΙΙ. Если постоянные затраты отражают финансирование рекламной компании, затраты на продвижение товара, транспортировку и т.д., то мы можем сказать, что сумма покрытия ΙΙ отражает эффективность работы по продвижению товара на рынок, показывает, насколько эффективна проводимая рекламная компания. Сумма покрытия ΙΙ дает оценку работе менеджера, в то время как сума покрытия Ι оценивает сам продукт.

Общие постоянные затраты не имеют прямой связи с отдельными продуктовыми группами. К ним относятся, например, постоянные затраты на управление предприятием – затраты финансово-экономических служб, отдела контроллинга, административного персонала. Данные затраты не соотносятся с отдельными продуктовыми группами.

К постоянным затратам можно отнести производственные затраты (вспомогательное производство, общепроизводственные расходы и проч.), управленческие (общехозяйственные) расходы, амортизация основных средств и нематериальных активов, реклама, страхование и проч., а также коммерческие расходы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.