Сделай Сам Свою Работу на 5

ТУРБУЛЕНТНОЕ ТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ГЛАДКИХ ТРУБАХ





Для турбулентного течения характерно перемешивание жидкости, пульсации скоростей и давлений в про­цессе течения. Если с помощью особо чувствительного прибора-самописца измерить и записать пульсацию, например, скорости по времени, то получим картину, подобную показанной на рис. 57. Величина скорости беспорядочно колеблется около некоторого осредненного по времени значения uоср, которое в данном случае остается постоянным.



Траектории частиц, проходящих через данную неподвижную точку пространства, в разные моменты времени представляют со­бой кривые линии различной конфигурации несмотря на прямоли­нейность трубы. Характер линий тока в трубе в данный момент времени также отличается большим разнообразием (рис. 58). Та­ким образом, строго говоря, турбулентное течение является не­установившимся течением, так как величины скоростей и давлений, а также траектории частиц меняются по времени. Однако в рас­четах его можно рассматривать как установившееся при условии, что осредненные по времени значения скоростей и давлений, а так­же величина полного расхода потока, не меняются с течением вре­мени. Такое течение жидкости встречается на практике достаточно часто.



Ввиду того, что при турбулентном течении отсутствует слои­стость потока и происходит перемешивание жидкости, закон тре­ния Ньютона в этом случае неприменим. Вследствие перемешива­ния жидкости и непрерывного переноса количеств движения в по­перечном направлении касательное напряжение на стенке трубы в турбулентном потоке значительно больше, чем в ламинарном при тех же значениях числа Rе и динамического давления, под­считанных по средней скорости потока.

Распределение скоростей (осредненных по времени) в попе­речном сечении турбулентного потока существенно отличается от того, которое характерно для ламинарного течения.

Если сравнить кривые распределения скоростей в одной и той же трубе и при одном и том же расходе (одинаковой средней ско­рости), но при ламинарном и турбулентном режимах, то будет заметно существенное различие в указанных кривых (рис. 59). Распределение скоростей при турбулентном режиме более равно­мерно, а нарастание скорости у стенки — более крутое, чем при ламинарном режиме, для которого, как уже известно, характерен параболический закон скоростей.



В связи с этим коэффициент a, учитывающий неравномерность распределения скоростей в уравнении Бернулли, при турбулентном режиме значительно меньше, нежели при ламинар­ном. В отличие от ламинарного режима, где он не зависит от числа Rе, здесь коэффициент a является функцией числа Rе, уменьшаясь с увеличением последнего от 1,13 при Rе=Rекр, до 1,025 при Rе=3 • 106. Как видно из графика, приведенного на рис. 60, кривая a по Rе асимптотически приближается к единице. В боль­шинстве случаев при турбулентном течении можно принимать a=1.

Потери энергии при турбулентном течении жидкости в трубах постоянного сечения (т. е. потери напора на трение) также полу­чаются иными, нежели при ламинарном. В турбулентном потоке потери напора на трение значительно больше, чем в ламинарном при тех же размерах, расходе и вязкости.

Это увеличение потерь вызывается вихреобразованиями, пере­мешиванием и искривлением траекторий. Если при ламинарном режиме течения потеря напора на трение возрастает пропорцио­нально скорости (а также расходу) в первой степени, то при пе­реходе к турбулентному режиму заметен некоторый скачок сопро­тивления и затем более крутое нарастание величины hтр по кривой, близкой к параболе второй степени (рис. 61).

Ввиду сложности турбулентного режима течения и трудностей его аналитического исследования, до сих пор мы еще не имеем достаточно строгой и точной теории этого тече­ния. Существуют так называемые полуэмпирические, приближенные теории турбулентности Прандтля, Кармана и др.



В большинстве случаев для прак­тических расчетов, связанных с тур­булентным течением жидкостей в трубах, пользуются чисто экспери­ментальными данными, системати­зированными на основе гидродина­мической теории подобия.

Основной расчетной формулой для турбулентного течения в круглых трубах является уже приводившаяся выше универсаль­ная формула, которая непосредственно вытекает из сообра­жений подобия и имеет следующий вид:

или

Эта основная формула применима как при турбулентном, так и при ламинарном режимах; различие заключается в значениях коэффициента l.

Так как при турбулентном течении потеря напора на трение приблизительно пропорциональна квадрату скорости (и квадрату расхода), то коэффициент потерь на трение в формуле в первом приближении для данной трубы можно считать величиной постоянной.

Однако из закона гидродинамического подобия следует, что коэффициент lт, так же как и lл, должен являться функцией основного критерия подобия, т. е. числа Рейнольдса, включающего в себя скорость, диаметр и вязкость, т. е.

Существует ряд эмпирических и полуэмпирических формул, вы­ражающих эту функцию для турбулентного течения в гладких трубах; одной из наибо­лее удобных и употреби­тельных является фор­мула П. К. Конакова, имеющая следующий вид

и применима от Rе=Rекр до Re, равного несколь­ким миллионам.

При числах Рейнсльдса 2300<Re<105 можно пользоваться также ста­рой формулой Блазиуса

 

Отсюда видно, что с увеличением числа Re коэффициент lт уменьшается, однако это уменьшение гораздо менее значительно, чем при ламинарном режиме (рис. 62).

Это различие в законах изменения коэффициента l связано с тем, что непосредственное влияние вязкости жидкости на сопро­тивление в турбулентном потоке гораздо меньше, чем в ламинар­ном. Если в последнем потери напора на трение прямо пропорцио­нальны вязкости, то в турбулентном потоке эти потери пропорциональны вязкости в степени 1/4. Дело в том, что основную роль в турбулент­ном потоке играют перемешивание и перенос количеств движения.

Приведенные формулы для определения коэффи­циента потерь на трение справедливы для так называемых технически гладких труб, т. е. для таких, шерохова­тость которых столь мала, что на сопротивление практически не влияет. К числу технически гладких труб можно без большой по­грешности отнести цельнотянутые трубы из цветных металлов (включая и алюминиевые сплавы), а также бесшовные стальные трубы тщательного изготовления. Таким образом, трубы, употреб­ляемые на самолетах в качестве топливопроводов и для гидропередач (гидросистем), в обычных условиях можно считать гладки­ми и для их расчета пользоваться приведенными формулами. Водопроводные стальные и чугунные трубы уже нельзя считать гладкими, так как они обычно дают повышенное сопротивление/

Вопрос о сопротивлении шероховатых труб будет рассмотрен ниже (см. § 30).

Как следует из теории подобия, при турбулентном течении жидкости в трубах непосредст­венно на стенке трубы обычно имеется так называемый ламинар­ный слой. Это весьма тонкий слой жидкости, движение в котором является наиболее замедленным, слоистым и без пере­мешивания, т. е. ламинарным.

В пределах этого ламинарного сдоя скорость круто нарастает от нулевого значения на стенке до некоторой конечной величины на границе слоя. Толщина ламинарного слоя dл крайне невелика, причем оказывается, что число Re, подсчитанное по параметрам слоя есть величина постоянная, т. е.

Эта величина имеет универсальное постоянное значение по­добно тому, как постоянно критическое число Re для течения в трубах. Поэтому, при увеличении скорости потока, а следователь­но, и числа Re, растет также скорость, а толщина ламинарного слоя уменьшается. При больших числах Re ламинарный слой практически исчезает.

 

ОСНОВЫ ПОЛУЭМПИРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ТУРБУЛЕНТНОГО ТЕЧЕНИЯ В ТРУБАХ

 

Из описания турбулентного течения следует, что истинную местную скорость в турбулентном потоке в данный момент времени следует рассматривать как сум­му осредненной по времени скорости и некоторого положительного или отрицательного приращения, называемого пульсационной ско­ростью. Условимся обозначать величины, осредненные по времени, чертой вверху, а пульсационные скорости – штрихом.

Тогда для составляющей местной скорости вдоль оси трубы (ось х) можно записать

t — отрезок времени, за который осредняется скорость.

Так как осредненный поток вдоль осей у и z в прямой трубе постоянного сечения отсутствует, то соответствующие составляющие скорости равны нулю. Очевидно, что осредненное значение пульсационных скоростей, определенное таким же способом за достаточный промежуток вре­мени, равно нулю. т. е.

Осредненное значение касательного напряжения за промежуток времени t :

Будем иметь:

Полученное выражение именуется формулой Л. Прандтля и является законом турбулентного трения, который используется в теории турбулентных течений так же, как закон трения Ньютона в теории ламинарных течений.

Величина l, носящая название «путь смешения», представляет собой длину, пропорциональную осредненному по времени переме­щению частиц в поперечном направлении. Путь смешения можно рассматривать как понятие, которое в некоторой степени подобно понятию длины свободного пробега молекул в кинетической теории газов (следует иметь в виду, что в процессе турбулентного пере­мешивания происходит перемещение не отдельных молекул, а ча­стиц жидкости, состоящих из большого числа молекул).

Очевидно, что в разных точках поперечного сечения трубы ве­личина l имеет разные значения. На стенке трубы и в пределах ламинарного слоя, где поперечные перемещения частиц отсутству­ют, величина l равна нулю.

По мере удаления от стенки (точнее — от границы ламинарного слоя) увеличивается возможность поперечных перемещений частиц, турбулентное перемешивание делается все более интенсивным и путь смешения l растет.

Л. Прандтль предложил считать, что l растет по линейному за­кону в зависимости от расстояния до стенки у, т. е.

где c—коэффициент пропорциональности, имеющий, как показы­вают опыты, одинаковое значение для всех случаев турбулентного течения (порядка 0,4) и называемый поэтому универсальной по­стоянной турбулентного потока.

Далее Прандтль, рассматривая течение вдоль бесконечной пло­скости, положил касательное напряжение в турбулентном потоке постоянным и равным напряжению на стенке tо.

При этих допущениях из формулы получаем после интегрирования —

(знак осреднения у скорости здесь и в дальнейшем опускается).

Таким образом, закон распределения скоростей в турбулентном потоке по теории Прандтля получается логарифмическим.

Путем несложных преобразований формулу можно при­вести к следующему безразмерному виду:

Закон распределения скоростей в последней форме называется уни­версальным законом, так как опытные точки, полученные в раз­ных трубах и при различных числа Re, ложатся на единую кри­вую (рис. 65). Еще более показательным является график зависимости (рис. 66).

Теория Прандтля может быть уточнена путем учета вязкости ламинарного слоя.

Можно получить упрощенную форму закона распределения скоростей в турбулент­ном потоке с учетом ламинарного слоя и вязкости в виде

После несложных преобразований получим уточненный закон сопротивления в следующем виде:

где

Таким образом, постоянные коэффициенты выражаются через две универсальные константы, определение которых из опытов c=0,401-0,407 и a=6,82-6,93.

Итак, учет вязкости и ламинарного слоя в теории Прандтля позволяет получить уточненные законы распределения скоростей и сопротивления, обеспечивает удовлетворение граничному условию закона распределения скоростей вблизи стенки и дает возможность выразить все постоянные коэффициенты через две универсальные константы c и a.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.