Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА





Экономический рост (англ. economic growth) — центральная эко­номическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его ди­намике судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов.

В экономической литературе отсутствует единый подход к опре­делению этого понятия.

Одни экономисты(К.Л. Макконнелл, С.Л. Брю) считают, что экономический рост можно исчислить двумя способами: 1) под­считав либо общий рост валового национального продукта (или чистого национального продукта); 2) либо — рост этих показателей на душу населения.

Другие экономисты(в большинстве случаев отечественные) полагают, что экономический рост — это не только количествен­ное, но и качественное совершенствование продукта и факторов производства.

Различают три типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный(реальный).

ЭКСТЕНСИВНЫЙ РОСТ - ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ НА­ЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ЗА СЧЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.

Так, например, увеличение объема производства зерна в конце 1950-х гг. в СССР осуществлялось за счет освоения целинных и залежных земель Казахстана.



ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ - ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ НАЦИО­НАЛЬНОГО ПРОДУКТА ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВА­НИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ.

В реальной жизни не существует либо того, либо другого типа роста. Они переплетены и представлены смешанным типом.

СМЕШАННЫЙ (РЕАЛЬНЫЙ) РОСТ - ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ФАКТО­РОВ ПРОИЗВОДСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХ­НИКИ И ТЕХНОЛОГИИ. Экономический рост измеряется годовыми ТЕМПАМИ РОС­ТА в процентах.

Темп роста ВНП - * х 100%,

где BHnt — национальный продукт отчетного года; ВНП0 — на­циональный продукт базисного года.

Дискутируется вопрос о том, какие темпы выгоднее: а) высо­кие; б) нулевые; в) отрицательные; г) оптимальные. Рассмотрим их.

На первый взгляд, кажется, что выгоднее иметь высокие темпы.Но при этом следует учитывать, во-первых, качество продукции: так, высокие темпы производства взрывающихся телевизоров — это плохо. Во-вторых, важна структура прироста продукции: при неоправданно большом удельном весе в приросте военной про­дукции и низком — предметов потребления жизненный уровень населения снижается, что тоже плохо.



В свою очередь, нулевые темпыэкономического роста не всегда носят негативный характер. Так, если они снижают материало­емкость и этим приводят к экономии затрат на факторы произ­водства, это не плохо. Полезен нулевой рост и в расходах на ми­литаризацию, если отсутствуют на то объективные причины.

Отрицательные темпы— свидетельство кризиса национальной экономики. Они характерны для России 1960-1990-х гг. Кризис российской экономики объясняется совокупностью причин: не­рациональной структурой экономики с большим удельным весом средств производства и военной продукции, низкой фондоотдачей, развалом хозяйственных связей между республиками бывшего СССР, трудностями перехода к рыночной экономике.

Оптимальные темпыне могут быть ни слишком высокими, ни слишком низкими. Они должны быть такими, которые смогли бы обеспечить макроэкономическое равновесие.

Экономический рост определяется МНОЖЕСТВОМ ФАКТО­РОВ, важнейшими из которых являются: факторы предложения, факторы спроса и факторы распределения.

К факторам предложенияотносятся: • количество и качество природных ресурсов (земля, полезные ископаемые, климат и т. д.): чем лучше природные условия, тем больше у страны возможностей для экономического роста; количество и качество трудоспособного населения: зависи­мость и в этом случае прямая;

• наличие основного капитала;

• уровень технологии, применяемой для производства продук­ции.



К факторам спросаотносятся такие, которые повышают со­вокупный спрос общества на производимую продукцию и этим стимулируют ее рост:

• заработная плата — чем она выше, тем выше спрос;

• фискальная политика государства — чем выше налоги, тем ниже заработная плата, следовательно, ниже спрос и эконо­мический рост;

• склонность населения к сбережению тоже снижает реальный спрос, а значит, экономический рост.

Распределениересурсов должно быть организовано наилучшим для прироста продукции (экономического роста) образом.

В зависимости от факторов роста строятся МОДЕЛИ ЭКО­НОМИЧЕСКОГО РОСТА. Их две: многофакторная и двухфак-торная.

Многофакторная модельпредполагает воздействие на рост всех перечисленных факторов. Общее представление о взаимодействии всех этих факторов дает кривая производственных возможностей (см. вопрос 6). Она показывает, как разное сочетание факторов воздействует на количество вариантов производимой продукции. Усиление любого из факторов предложения (увеличение количе­ства и улучшение качества ресурсов и технический прогресс) сме­щает кривую производственных возможностей вправо (рис. 14).

Инвестиционные товары

С

А

 

Потребительские товары Рис. 14

 

 

Двухфакторная модель включает в себя только труд и капи­тал. Поданным американского экономиста Э. Денисона, 2/3 при­роста продукта осуществляется за счет роста производитель­ности труда (капитала), 1/3 — за счет увеличения трудозатрат (труда).

Возможны два варианта построения двухфакторной модели: в первой НТП не учитывается, во второй — учитывается.

Если НТП отсутствует, то постепенно накопление капитала приведет к снижению конечной продуктивности и к замедлению экономического роста. В условиях использования НТП капитал и труд становятся более продуктивными — НТП вызывает рост инвестиций. Инвестиции могут по-разному воздействовать на экономический рост. Одни из них ведут к экономии затрат тру­да и к росту затрат в капитал. Их называют трудосберегающими. Другие инвестиции сокращают приложение капитала в боль­шей степени, чем труда. Их называют капиталосберегающими. При равной экономии труда и капитала инвестиции называются нейтральными

42. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ЕГО КРИВАЯ

Макроэкономика, в отличие от микроэкономики, изучает не отдель­ные объекты и процессы, а их совокупности, которые называются АГРЕГАТАМИ; она исследует не отдельные цены, а совокупную цену, которая называется УРОВНЕМ ЦЕН; целью ее анализа является нахождение условий, при которых наступает ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ СИСТЕМЫ.

Для раскрытия макроэкономического равновесия необходимо рассмотреть категории совокупного спроса и совокупного пред­ложения.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС (АНГЛ. - AGGREGATE DEMAND, AD) - ЭТО РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО П14) ИЗВОДСТВА, КОТОРЫЙ ПОТРЕБИТЕЛИ, ПРЕДПРИЯТИЯ И ГОСУДАРСТВО ГОТОВЫ КУПИТЬ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ЦЕН. AD представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке:

AD = с + i + gp + х,

где с — совокупный спрос домохозяйств; / — спрос на капиталь­ное оборудование; gp — спрос на товары и услуги со стороны государства; х — чистый экспорт, разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спро­сом на иностранные товары.

Поэтому факторы, определяющие AD, условно делят на четыре указанные выше группы и анализируют влияние на AD каждой из них.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом нацио­нального производства, на который предъявлен спрос, является обратной,или отрицательной.

Аналогичная зависимость существует и в спросе на отдельный товар.

Однако если отклонение кривой спроса вниз и вправо на от­дельный товар объясняется эффектами дохода и замещения, то схожее поведение кривой совокупного спроса вызвано иными фак­торами.

К ним относятся следующие:

1. Повышение уровня процентной ставки,т. е. цены использо­вания ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потре­бителей и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В ре­зультате совокупный спрос уменьшается. Это явление называется «эффект процентной ставки».

2. «Эффект кассовых остатков»,или «эффект богатства». При повышении цен стоимость таких элементов богатства, как акции, облигации, срочные активы (кассовые остатки), падает и насе­ление, владеющее ими, беднеет. В результате совокупный спрос сокращается.

3. «Эффект импортных товаров».При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные — растет.

Все эти эффекты, связанные с изменением УРОВНЯ ЦЕН, графически изображаются движением по кривой совокупного спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ смещают саму кривую AD совокуп­ного спроса либо вправо (AXD{), когда спрос увеличивается, либо влево (A2D2)> когда он уменьшается (рис. 15).

Уровень цен

 

Реальный объем производства Рис. 15

К неценовым факторам относятся:

1) изменения в потребительских расходах, связанные с изме­нением уровня благосостояния потребителя;

2) изменения в инвестиционных расходах, т. е. в объеме заку­пок средств производства;

3) изменения в государственных расходах и др.;

4) изменения в расходах на чистый объем экспорта.
Рассмотренные факторы дают возможность прогнозировать

изменения в объеме национального производства в связи с ш менением совокупного спроса.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.