Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ





Управление финансами – является частью управленческой деятельности государства и представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов, способов и методов на финансовые отношения и соответствующие иные виды финансовых результатов для реализации государством, достижения целей и выполнения задач финансов.

Управление финансами – является сложным процессом, который представляет собой единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем.

Управляемая система – совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых ресурсов.

Управляющая система – совокупность организационных структур (организаций, органов, учреждений), непосредственно осуществляющих управление.

На макроуровне к таким структурам относится:

- Органы государственной власти

- Органы местного управления

На микроуровне:

- финансовое управление

- отделы

- экономические службы хозяйствующих субъектов.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается через его функциональные элементы:



1. Финансовая информация. Она должна быть своевременной, полной, достоверной, позволять объективно оценить финансовую ситуацию, выявлять тенденции в различных финансовых процессах, давать возможность предвидеть конечный результат.

Она выступает в виде бухгалтерской, оперативной и статистической отчетностей.

2. Финансовое планирование и прогнозирование – важный элемент управленческой деятельности и используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики государства, отдельных территорий, отраслей, предприятий.

3. Оперативное управление – комплекс мероприятий, направленных на выполнение показателей финансовых прогнозов, планов на различных уровнях, охватывающих мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и целевое и эффективное использование.

4. Финансовое регулирование тесно связано с оперативным управлением и заключается в разработке мероприятий, направленных на перераспределение финансовых ресурсов между различными сферами общественной деятельности, территориями, отраслями, предприятиями с целью наиболее эффективного аккумулирования и использования финансовых ресурсов. В рамках финансового регулирования рассматриваются отдельные направления регулирования: бюджетное, налоговое, валютное, таможенное, инвестиционное и др.



5. Финансовый контроль – особая сфера деятельности органов государственной власти, органов местного управления, финансовых служб предприятий, организаций, отраслей по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.


ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

Организация управления финансами включает:

1. стратегическое или общее управление

2. оперативное или непосредственное управление

Стратегическое управление финансами выражается в:

А) определение источников и объемов финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство исходя из пропорций, предусмотренных важнейшими программными документами государства.

Б) установление оптимальных пропорций между финансовыми ресурсами, аккумулируемыми в руках государства, и ресурсами, аккумулируемыми в отдельных отраслях предприятия.

В) выявление наиболее эффективных направлений использования финансовых ресурсов.

В РБ стратегическое управление осуществляет президент и высший орган законодательной и исполнительной власти.

Президент РБ исходя из положений конституции:

А) призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти



Б) определить внутреннюю и внешнюю политику государства, на основе которой строится, в том числе, и финансовая политика.

В) подписывает законы после принятия их парламентом

Г) издает директивы, декреты, указы, по вопросам формирования и использования финансовых ресурсов.

Важнейшая задача президента – контроль за целевым использованием бюджета.

Парламент РБ как высший законодательный орган:

А) принимает законы, регламентирующие функционирование финансовых отношений

Б) устанавливает налоги, сборы, пошлины, и другие платежи

Совет министров в РБ как высший орган исполнительной власти осуществляет управление финансами через свои структурные подразделения.

Оперативное управление финансами осуществляют специализированные органы на общегосударственном уровне, отраслевом уровне и на уровне отдельных предприятий и организаций.

На общегосударственном уровне управление финансами осуществляют:

- Минфин

- МНС

- НБРБ

- ГТК

На отраслевом уровне:

- финансовое управление

- отделы

- экономические службы различных министерств и ведомств.

На уровне предприятий:

- финансовые отделы

- экономические службы

- бухгалтерии предприятий, организаций, учреждений.

 


УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Бюджетирование - это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Основным объектом бюджетирования является бизнес. В качестве объекта финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами, как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации и т. п.

Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Как управленческая технология бюджетирование является не только инструментом планирования. Это еще и инструмент контроля за состоянием и изменением положения дел с финансами в компании в целом или в отдельном виде бизнеса. Поэтому наряду с бюджетами на предстоящий период должны составляться отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставляться плановые и фактические показатели. По результатам сопоставления проводится так называемый анализ отклонений, т. е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. Отклонения могут быть отрицательными, когда фактические показатели ниже плановых, и положительными, если фактические показатели превышают прогнозируемые или установленные ранее.

Отклонения могут измеряться в абсолютных (например, в рублях) и в относительных (например, в процентах) единицах измерения. Отклонения могут рассчитываться между показателями, запланированными на определенный период, и по отношению к любому базовому периоду. Например, отклонения на 6-й месяц бюджетного периода могут устанавливаться в процентах к отклонениям в 1-м месяце.

План-факт анализ может проводиться для всех основных бюджетов, а при необходимости (для более тщательного изучения причин отклонений) - для отдельных операционных бюджетов. План-факт анализ может проводиться и для компании в целом, и для ее отдельных бизнесов (чтобы выявить, за счет какого из бизнесов возникают отрицательные или положительные отклонения). В любом случае выбор объекта план-факт анализа - сугубо внутреннее дело компании на основе целей и задач бюджетирования, поставленных ее руководителями

 


СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1) Финансовое планирование – деятельность, направленная на обоснование планомерного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, как на общегосударственном уровне, так и на уровне территорий, отраслей, предприятий, организаций.

ОБЪЕКТ ФП-ния – финансовые ресурсы. СУБЪЕКТЫ ФП-ния – органы госвласти, местного управления и самоуправления, специализированные структурные подразделения различных отраслей, предприятий, организаций.

С помощью распределительной функции устанавливаются научно обоснованные пропорции формирование, распределение и использование финансовых ресурсов.

С помощью контрольной функции контролируется соблюдение пропорций на различных уровнях. Они выражаются в конкретных финансовых показателях.

Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса на различных уровнях в соответствии с программами, прогнозами социально экономического развития различных субъектов, с целями и задачами финансовой политики.

Задачи финансового планирования:

1. установление необходимого объема финансовых ресурсов и определение конкретных источников его формирования.

2. разработка механизма мобилизации финансовых ресурсов.

3. установление научно обоснованных пропорций распределения финансовых ресурсов.

4. определение конкретных направлений расходования финансовых ресурсов исходя из приоритетности, целевой направленности.

5. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, а так же эффективного и экономного их использования.

2) Финансовое прогнозирование – деятельность, направленная на исследование перспектив развития финансовых отношений в обществе; источников формирования, направлений их использования на длительный период времени.

ЦЕЛЬ– оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов и разработка оптимальных вариантов осуществления деятельности органов государственной власти, местного управления и самоуправления.

Задачи финансового прогнозирования:

- увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций воспроизводственного процесса, как на макро, так и на микро уровне.

- определение источников формирования финансовых ресурсов, определение объема финансовых ресурсов на макро и микро уровне.

- обоснование направлений использования финансовых ресурсов

- оценка финансовых последствий, разработка мероприятий, мер на длительную перспективу.

Результатом финансового прогнозирования являются финансовые прогнозы. В зависимости от периода они подразделяются на:

1) краткосрочный (до 3 лет) 2) среднесрочный (5-7 лет) 3) долгосрочный (10-15 лет)


СИСТЕМА ПЛАНОВ И ПРОГНОЗОВ

1) В основе финансового планирования лежат определенные принципы:

1. Принцип единства финансовых планов, который отражает взаимосвязь, взаимодействие различных финансовых планов, составляемых субъектами хозяйствования в рамках единой финансовой системы.

2. Научной обоснованности – выражается в научном обосновании всех финансовых показателей.

3. Предметно-целевой, который предусматривает планирование направления расходования финансовых ресурсов в предметно целевом разрезе.

4. Принцип непрерывности, с помощью которого обеспечивается систематичность составления финансовых планов на различные периоды в рамках единого финансового плана или прогноза.

5. Гибкости – выражается в формировании финансовых резервов на различных уровнях.

 

2) В ходе составления финансовых прогнозов применяются различные методы:

А) математическое моделирование, с помощью которого учитывается множество взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на показатели финансовых прогнозов; разрабатываются различны концепции экономического и социального развития государства, предприятий и выбирается наиболее оптимальный.

Б) метод эконометрического прогнозирования - основанная на экономической теории и статистики и выражается в том, что различные показатели финансовых прогнозов рассчитываются на основе оценочных статистических коэффициентов с учетом 1 или нескольких переменных величин. Эти переменные величины и выступают прогнозными функциями.

В) метод экспертных оценок – предусматривает обобщение и математическую обработку предложений специалистов экспертов по определенным вопросам составляемых финансовых прогнозов.

Г) Др. методы.

В РБ в настоящее время финансовые прогнозы как документы на общегосударственном уровне не составляются. В то же время важнейшие прогнозные финансовые показатели установлены в программе социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, в прогнозе экономического и социального развития РБ до 2015года; в бюджетном кодексе РБ, который вступил в силу с 1 января 2009 года предусмотрено составление среднесрочных финансовых прогнозов на 5 лет.

В финансовых прогнозах, в ходе составления которых использован скользящий принцип, будет содержаться информация о возможностях республиканского бюджета по мобилизации доходов и по стратегическим направлениям расходования бюджетных средств на перспективу. При этом базовым годом будет являться текущий год, показатели по этому году будут являться директивными; в последние же годы будет проводится корректировка заложенных в финансовой программе показателей.

 


БИЗНЕС-ПЛАН КАК ОБЩЕМИРОВОЙ СТАНДАРТ В ФИНАНСОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ

В настоящее время в Республике Беларусь многие фирмы, акционерные общества и другие предприятия стали переходить на общемировые стандарты и в финансовом планировании. Речь идет о разработке бизнес-плана, в котором важное место принадлежит финансовому обеспечению всех намечаемых мероприятий. С этой целью составляется финансовый план и стратегия финансирования.

Финансовый бизнес-план включает ряд таблиц и балансов: прогноз реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов. Некоторые предприятия дополнительно разрабатывают прогнозный баланс активов и пассивов и график (расчет достижения безубыточности). Стратегия финансирования обосновывается при прогнозировании вложений в расширение или перевооружение производства (источники, методы финансирования инвестиций и их окупаемость).

Бизнес-план служит трем основным целям:

· он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

· служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

· банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

 

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

· определить конкретные направления деятельности фирмы,

· целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.

· определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

· оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

· выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.


23. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Необходимость ФК вытекает из необходимости реализации контрольной функции финансов и т.о. реальным проявлением контрольной функции финансов выступает ФК.

Для определения содержания ФК необходимо определить сферу его действия, его объекты и субъекты.

Сфера действия ФК регулируется совокупностью финансовых отношений.

Объектом ФК выступают финансовые ресурсы, которые формируются и распределяются на различных уровнях.

Субъекты ФК – специализированные органы и организации, наделенные контрольными полномочиями:

1. государственные органы;

2. хозяйственные органы;

3. аудиторские организации (субъектом аудиторского контроля может выступать ФЛ).

Финансовый контроль (ФК) – совокупность действий специализированных органов, организаций, ФЛ по обеспечению выполнения СХ, органами управления различного уровня, гражданами государства установленных законодательством форм финансовых отношений, методов и способов их организации; по анализу их эффективности и по разработке предложений по их совершенствованию.

Цель ФК – своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на макро- и микроуровне; о выявленных нарушениях для принятия соответствующих управленческих решений.

Задачи ФК:

1) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств всеми СХ, органами управления, гражданами перед государством;

2) содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и реальными объемами финансовых ресурсов на различных уровнях в конкретный период времени или на перспективу;

3) соблюдение финансовых интересов всех СХ, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

4) рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их эффективного, целевого, рационального использования.

Процесс ФК включает этапы:

1. Планирование контролирующей деятельности, в процессе которого определяются объекты, цели, задачи, формы ФК, а также количественные и качественные показатели, по которым будет производится оценка принятых управленческих решений;

2. Проведение контрольного мероприятия, в ходе которого осуществляется сбор финансовой информации о состоянии объекта контроля, дается предварительная оценка состояния объекта;

3. Систематизация результатов контроля, обобщаются, группируются данные по конкретным критериям, и составляется отчетность;

4. Реализация результатов ФК, выражается в доведении принятых в процессе контроля решений до заинтересованных лиц, в выработке и проведении мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.