ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ
Согласовано:
Руководитель ОП
______________ М.В.Бондаренко
« » 2014 г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_______________ С.В. Пишун
« » 2014 г.
|
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
ПрофильНачальное образование
Квалификация выпускникабакалавр
Уссурийск – 2015
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (Начальное образование), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ (номер государственной регистрации 788 от 22 декабря 2009 г.), Положения о практиках федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет", утвержденного приказом ректора № 12-13-86 от 17.04.2012 г., учебного плана по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (Начальное образование), утвержденного в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет".
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Целями педагогической практики являются:
• погружение студентов в образовательный процесс в школе;
• формирование исследовательских, аналитических умений, необходимых для изучения организации процесса общего образования на его начальной ступени, изучения основного содержания деятельности учителя начальных классов;
• практическое освоение студентами видов профессиональной деятельности:
1. Преподавание по программам начального общего образования.
2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.
3. Классное руководство.
4. Методическое обеспечение образовательного процесса.
5. Психологическое исследование (на 3-м курсе).
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Задачами педагогической практики являются:
- углубление и закрепление освоенных студентами теоретических и методических знаний, их реализация в учебно-воспитательном процессе начальной школы;
- выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, заботы об охране здоровья школьников;
- освоение студентами функций классного руководителя;
- отработка приемов установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;
- овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста;
- приобщение студентов к педагогическому творчеству.
МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОП ВПО
В системе профессиональной подготовки педагогических кадров учителей начальных классов педагогическая практика является важным и необходимым звеном. Ей предшествует изучение дисциплин базового профессионального цикла: «Психология», «Педагогика», «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также дисциплин из профессионального цикла вариативной части «Практикум по русскому правописанию», «Детская литература», «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Теоретические основы естественнонаучного образования младших школьников», «Методика обучения русскому языку и литературе», «Методика преподавания математики», «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», «Методика преподавания технологии», «Методика преподавания изобразительного искусства», «Теория и методика музыкального воспитания», «Методика выразительного чтения».
В системе практической подготовки специалиста данный вид практики запланирован после летней практики по воспитательной работе в детских оздоровительных лагерях и учебной практики.
Сформированные в процессе данного вида практики компетенции позволят студентам более эффективно осваивать теоретические знания по курсам профессионального блока дисциплин и совершенствовать практические умения в процессе последующей практики «Первые дни ребенка в школе».
ФОРМЫ, МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика для студентов проходит на 3 курсе в 6 семестре (продолжительность - 2 недели – 108 ч.) и на 4 курсе в 7 семестре (8 недель - 432 ч.) и 8 семестре (4 недели - 216 ч.). Общая продолжительность производственной практики 14 недель – 756 ч. (21 зачетная единица).
Студенты проходят практику с отрывом от учебы.
Практика организуется в индивидуальной форме. Студенты дневного отделения распределяются руководителем практики по местам практики индивидуально в г.Уссурийске.
На 3 курсе практика проходит в учреждениях общего среднего образования (в школах и гимназиях) на базе 1-4-х классов в 6-ом семестре 2 недели в феврале-марте; на 4 курсе - в 7-ом семестре – в первых классах, 4 недели с 1 сентября, и в 8-ом семестре – во 2-4-х классах начальной школы, 4 недели. Выбор базы практики обусловлен следующими критериями:
- наличие высококвалифицированных специалистов;
- достаточная материально-техническая база;
- наличие опыта инновационной педагогической деятельности у учителей;
- реализация программ начального общего образования.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения педпрактики студент осваивает следующиепрофессиональные компетенции:
- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);
- способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
- способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);
- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);
- способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские мероприятия (ПК-9);
- способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
- готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
- способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
№ п/п
| Этапы практики
| Сроки
| Виды работы
(содержание практики)
| Формы текущего контроля
| I
| 3 курс
| 1.
| Установочная конференция
| 1-й день
| Распределение студентов по школам, классам, получение инструкций, ознакомление с программой практики, с перечнем отчетных документов. Назначение старост по школам.
| Контроль посещения конференции
Проверка Отчета.
Проверка конспекта с анализом посещенных уроков учителя-наставника и учителей-специалистов по всем предметам (сдавать по 1-му уроку каждого предмета).
Проверка задания по психологии.
Проверка задания по педагогике.
| 2.
| Ознакомительная и пассивная практика
| 1-я неделя
| • Встреча студента с учителем-наставником, классом.
• Знакомство студента-практиканта со школой, ее организационно-управленческой структурой.
• Знакомство с персоналом школы – с библиотекарем, секретарём, бухгалтером, охранниками, техничками.
• Ознакомление со зданием школы, расположением классных комнат для начальных классов, расположением рекреаций, актового и спортивного залов, столовой, мастерских, предметных кабинетов.
• Ознакомление с классным журналом, данными о родителях учащихся, социальными паспортами, портфолио, классными уголками, оборудованием класса, шкафами и т.п.
• Знакомство с профессиональными обязанностями учителя, классного руководителя, с программой, по которой работает школа, учитель.
• Ознакомление с расписанием звонков, уроков и занятий в данном классе, с планом размещения учащихся в классе.
• Составление вместе с учителем индивидуального плана работы студента на период практики (см.: Отчет о прохождении практики –Приложение 3, п. I, II).
• Присутствие на всех уроках учителей с краткой записью конспекта с анализом уроков.
• Планирование с учителем проведения пробных уроков.
• Начало выполнения Задания по психологии (см.: Приложение 6).
• Выполнение Задания по педагогике:
1)проведение диагностики по одному из направлений воспитательной работы;
2) разработка и проведение воспитательного мероприятия для коррекции выявленных в ходе диагностики недостатков.
| 3.
| Активная практика
|
неделя
| • Подготовка и проведение пробных уроков по предметам: «русский язык», «чтение», «математика», «окружающий мир», «музыка», «ИЗО» и «технология».
• Наблюдение уроков учителя-наставника, краткие конспекты с анализом уроков (продолжение).
• Проведение дополнительных занятий с отстающими учениками (если это поручает учитель).
• Помощь учителю в подготовке, оформлении, проведении воспитательных мероприятий.
• Изготовление наглядных пособий к пробным урокам, для стенда «К уроку» или для классного уголка (согласно индивидуальному плану работ, составленному вместе с учителем).
• Проверка тетрадей, дневников, заполнение электронных дневников (по поручению учителя).
• Завершение выполнения Задания по психологии.
| Оценка проведения уроков студента (производится учителем-наставником
Оценки выставляются в Ведомость)
Дневник студента-практиканта
Проверка задания по психологии
| | 4.
| Заключительный этап практики
| 1-3 день после прак-тики
| 1. Оформление отчетной документации, предоставление ее специалистам (Список документов см. в Приложении).
2. Подготовка сообщения-презентации к итоговой конференции (одно сообщение от группы студентов, прошедших практику в одной школе).
На 4-5-й день учебной недели на кафедре проводится методический совет, где преподаватели кафедры, методисты, выносят решение об оценке практики каждого студента и выставлении соответствующей отметки.
| Проверка отчетной документации
-
| 5.
| Итоговая конференция
| 7-8 день
после практики
| 1. Выступления преподавателей-методистов с кратким анализом результатов практики.
2. Выступления групп студентов от каждой школы. Каждая группа рассказывает о своей школе, классе, делится своими впечатлениями о педагогической работе, высказывает пожелания по вопросам организации педпрактики на будущее.
3. Объявление оценок за практику (руководитель практики).
| Контроль посещения конференции
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА педагогической ПРАКТИКЕ
- Учебники по предметам начальной школы по разным программам (Библиотека ДВФУ).
- Методическая литература для преподавания в начальной школе (Библиотека ДВФУ).
- Образцы отчетных документов (см. Приложения).
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Форма аттестации – дифференцированная оценка.
После сдачи Отчета о результатах практики на основании решения Методического совета кафедры, студентам выставляется отметка, в которой учитывается выполнение всех видов работы по содержанию практики.
Оценка не выставляется в случаях:
- непредоставления пакета отчетных документов;
- невыхода студента на практику или прохождения неполного объема практики*.
Оценка за практику снижается, если:
- студент во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (отсутствовал на установочной конференции; не являлся на консультации к методистам; не предъявлял заранее учителю или методисту конспекты уроков; отсутствовал в образовательном учреждении без уважительной причины*);
- внешний вид студента не соответствовал статусу учебного заведения;
- студентом нарушались этические нормы поведения;
- студент не сдал вовремя отчетную документацию.
_________________________________
*Уважительная причина непрохождения студентом практики, или отсутствия студента на рабочем месте (в школе) в рабочее время, - должна быть подтверждена документами.
Методы оценивания результатов практики студента
1. Наблюдение преподавателей и учителей за студентами и анализ качества их работы.
2. Беседы преподавателей с учителями, студентами.
3. Анализ отчетной документации студента по итогам практики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|