Сделай Сам Свою Работу на 5

САРКАСТИЧНЫЕ ИЛИ ЦИНИЧНЫЕ УЧАСТНИКИ





Мес 6 зан. Трудные участники

Законы, которым подчинено поведение участников на тренинге:

Первый закон.Человек выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Второй закон.Любое поведение человека подчинено общей цели - чувствовать себя значимым.

Третий закон.Нарушая дисциплину, человек может понимать, что ведет себя неправильно, но не осознавать, что за этим поведением стоит одна из четырех причин:

• Привлечение внимания;

• Влияние (власть, противостояние);

• Месть;

• Потеря веры в собственный успех (избегание неудачи).

Сложные участники

Лица, создающие проблемы, в силу своих личностных особенностей, дефектов воспитания. Классифицируют сложных участников следующим образом:

- человек, любящий разговаривать либо комментировать происходящее вслух;
- человек, стремящийся стянуть общее внимание «на себя»;
- постоянно обиженный, брюзга;
- неуверенный в себе и вечно стесняющийся человек;
- постоянно молчащий человек.

Более сложной категорией проблемных участников обучения являются Трудные участники.

Трудные участники

В отличие от просто «сложных участников», трудные участники активно создают проблемы. Ряд авторов относит к трудным участникам:



· Почемучка – задаёт неуместные вопросы.

· «Отказник» - отказывается выполнять упражнения.

· «Советчик» (постоянно занят другими, а не самим собой).

· «Молчун;

· «Сусанин» - всегда уводит в сторону, на каждый случай у него есть своя история - любители прерывать выступающих;

· «Бык - хамло» - негативисты, активно отрицающие любые новые предложения;

· «Умник- всезнайка» - лица, постоянно демонстрирующие свое интеллектуальное превосходство, как над слушателями, так и над оратором.

· «Тормоз» - темп сильно отличается от группы.

· «Ребёнок» - всё время вертится, капризничает.

· «Шептун» - постоянно переговаривается с остальными.

· «Якалка» - многословный (монополизирует возможность высказывания);

· «Саркастичный тип» - не верит в успех дела и подкалывает.;

· «Клоун» - спускает все ваши усилия в унитаз.

Как правило сидят в правом углу сзади

Их трудность не про вас.

Упражнение: Придумать стратегии работы с этими участниками, представить рез-ты.



Стратегии оратора:

- Координировать действия и высказывания

- Быть посредником

- Ориентировать и помогать

- Гасить чрезмерные эмоции.

Работа с трудными участниками в 3 этапа:

  1. Сохранить своё состояние:

- перевести взгляд на тех, кто вас поддерживает, подпитаться позитивной энергией, д.б. свои.

- вспомнить, что недовольство слушателя, скорей всего, не имеет к вам никакого отношения, (болит голова, зуб, дома что-то случилось)

- если не помогает, можно воспользоваться примерами из темы «Страх публичных выступлений»

2. Сохранить тех, кто вас поддерживает – это ваша опора. (часто увлекаясь вредными, мы забываем про остальных и они из разряда поддерживающих переходят в разряд нейтральных, а потом вредных)

- работайте на тех, кому важно и интересно ваше выступление

- при ответе на вопрос, отвечайте всем

3. Вернуть «вредного»(приёмы)

- пристальный взгляд, приближение, - жест, обращение с вопросом, - изменить громкость, энергетику, темп; - меняем способ донесения информации: 3 мин – слайды, 4 мин – лекция, 2 мин – история из жизни, 3 мин – вопросы в зал и из зала

- произнесите имя, прокомментируйте происходящее

- спросить у группы её мнение

- организовать совместную д-ть, игру.

Прежде всего важна ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ!

МОЛЧАЛИВЫЕ УЧАСТНИКИ

В принципе ведущий должен проявлять уважение к молчащим членам группы, чтобы создать подходящий климат, в котором участник сможет самостоятельно отказаться от собственной сдержанности. В то же время ведущий должен показать, что ему интересно ближе познакомиться с «молчуном» и лучше понять его. Поэтому для участника полезно узнать, какое воздействие оказывает молчание на остальных членов группы. Во многих группах участники в течение некоторого времени предлагают «молчуну» высказаться. И часто такой интерес бывает оценен. Если ведущий предлагает обсудить тему молчания, он может выразить надежду, что молчаливые участники также смогут реализовать свои цели в группе. Можно сначала предложить им самим обсудить свои цели между собой. Можно объяснить «молчунам», как важно для любой группы участие всех ее членов. Однако существует опасность, что активные участники почувствуют, что их критикуют, или посчитают себя виноватыми в том, что якобы отбирают у остальных возможность проявить себя.



Стоит выяснить, что приводит к молчанию. Часто молчание является проявлением принятых в нашем обществе или в семье участника норм. Если на тренинге множество «молчунов», можно использовать технику «аквариума». Молчаливые садятся в центре комнаты в круг и обсуждают, как они чувствовали себя в группе до сих пор, что они получили, есть ли у них желание участвовать более активно. Применяя эту технику, вы должны быть уверены, что молчаливые участники заинтересованы в том, чтобы представить себя в группе более открыто. Вариант этой техники организован по обратному принципу. На этот раз активные участники идут в центр круга и говорят о том, как они себя ощущают, когда остальные молчат. Это дает возможность получения обратной связи.

Еще один вариант интервенции — техника «обхода». При этом молчаливый участник ходит по кругу, встает около каждого члена группы и заканчивает предложение: «Когда я смотрю на вас, то мне кажется, что вы ожидаете от меня...» В конце обход можно повторить, на этот раз изменив фразу на: «Когда я смотрю на вас, мне хочется, чтобы вы...» Эта техника устанавливает контакт молчаливых участников с каждым членом группы; она дает хорошие предпосылки для большей интеграции.

Наиболее вероятные причины пассивности участника - это или робость или отсутствие интереса. Жесты и другие особенности поведения помогут вам отличить одно от другого.

• Ободрите застенчивых простыми вопросами и поддержите их уверенность в себе.

• Вовлеките скучающих, дав им возможность поучаствовать в упражнениях, планировании занятия или даже выступлении.

«ШЕПТУНЫ».

Для шепота может быть несколько причин, и есть несколько способов его прекратить.

• Скука - вовлеките «шептуна» в происходящее.

• Не все понятно и необходимо объяснение - примените методику, облегчающую понимание.

• Участник шепчет, поскольку сидит рядом с другом или кем-то, с кем бы он хотел подружится - напомните, что возможность поговорить будет во время перерыва.

• «Сила молчания» часто способна остановить шепот, особенно если усилить паузу визуальным контактом.

МНОГОСЛОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

Иногда участники подолгу ждут, пока многословный член группы остановит свою речь, никак не проявляя внешне своих чувств. Многословность — не только внешний дефект, но и причина блокирования группового развития, которое происходит, потому что остальные участ-ники заняты сдерживанием своего раздражения. Возможно, вы решитесь на личную интервенцию и сообщите о том, что вы наблюдаете. Можно сказать, например: «Я рад каждому, кто активно участвует и берет слово, но в то же время мне бы хотелось, чтобы все могли высказаться и имели для этого равные возможности. Возможно, вы захотите помочь мне в этом, следя за тем, чтобы время распределялось равномерно и те, кто молчит, тоже могли проявить себя».

Можно выбрать и групповую технику, которая также исследует подобное поведение участ-ников. Поставьте какой-нибудь предмет - вазу или книгу - на пол в середине круга и скажите:

«Я хочу предложить вам провести короткую "инспекцию" коммуникации в группе. Если у вас возникает впечатление, что вы слишком часто говорите, то подойдите ближе к предмету в центре, если же вам кажется, что вы говорите редко, то отойдите на соответствующее расстояние. Выберите место, которое символически выражает степень вашего вербального участия в работе группы». После этого все участники комментируют свой выбор. Кроме того, они могут сообщить свою реакцию на выбор остальных. Это социометрическое упражнение дает достаточно материала для «круга обратной связи» по поводу коммуникативной ситуации в группе.

«ВСЕЗНАЙКИ».

Как правило, на тренинге присутствуют один или два очень разговорчивых человека, стремящиеся щегольнуть своими знаниями. Некоторые из них не так уж много знают, просто, им нравится поболтать.

Задавая вопрос, установите визуальный контакт с кем-нибудь еще из членов аудитории, чтобы дать возмож­ность высказаться и другим участникам группы.

Если «всезнайка» говорит очень долго, дождитесь паузы, кратко подытожьте сказанное, переключите разговор на другую тему и продолжайте.

Задайте трудный вопрос, чтобы притормозить болтуна. Варианты:

Любитель «болтать до посинения» - остановите любителя поговорить вопросом.

Любитель «поговорить ни о чем» - укажите на ложное направление беседы и вернитесь к основной теме.

САРКАСТИЧНЫЕ ИЛИ ЦИНИЧНЫЕ УЧАСТНИКИ

Такие участники подшучивают над другими, отпускают пренебрежительные или ироничные замечания, например: «Я, конечно, не так психологически подкован, как Яша, но делаю свою работу правильно и четко». Постоянный сарказм может нанести (вред доверию в группе, особенно, когда остальные участники не осмеливаются обратить внимание на такое поведение. В этом случае вы можете предложить им прямо выражать свою критику и связанное с ней раздражение: «Готовы ли вы провести эксперимент? Пройдите по кругу и скажите каждому, что вам в нем мешает и что вас раздражает». Это поможет установить прямой контакт саркастических участников с остальными и стимулировать группу прямо выражать эмоциональные реакции.

«СПОРЩИКИ».

«Спорщик» будет получать удовлетворение, подначивая вас - может быть, ему просто нравится спорить или он агрессивен по натуре.

• Как бы то ни было, оставайтесь сдержанным. Не надо расстраиваться, идти на длительную конфронтацию или «умывать руки».

• Когда сделано верное замечание, выразите согласие.

• Если замечание неправильное, можно открыть дискуссию, чтобы группа его откорректировала: «Что остальные думают по этому поводу?».

«СОВЕТЧИКИ», «УТЕШИТЕЛИ» И «МУДРЕЦЫ»

Сложность заключается в том, что эти участники больше сосредоточены на других, чем на себе. К этой категории относятся «ведущие-самозванцы», «медсестры», «советчики» и «мудрецы», хвастающиеся тем, какие «жемчужины мудрости» им удалось собрать за свою жизнь. Они часто являются причиной проблем в группе. Создается впечатление, что они ничему не хотят научиться и уже преодолели все трудности. Такие участники опасаются открыто говорить о проблемах и недостатках. Как и «молчунам», этим «трудным» членам группы остальные часто сообщают об их поведении. Ведущему нужно поддерживать такую обратную связь и помочь понять чересчур «альтруистичному» участнику, что иногда мы даем другим больше, если осмеливаемся позаботиться о себе.

Чтобы помочь таким «внешне ориентированным» участникам, вы можете предложить им пройтись по комнате и дать каждому совет, добавив к нему пожелание: «И мне хочется, чтобы вы...» Эта техника позволяет участнику сначала сделать то, что он в основном делает автоматически — дать совет. Но в то же время ему предлагают сделать нечто трудное, а именно — позаботиться о себе и о чем-то попросить каждого члена группы. Впрочем, предлагайте эту технику только тогда, когда участник заинтересован в изменении своего поведения.

«НЫТИКИИ».

Любимая фраза «нытика» «Ну не ужасно ли это?». Ужасным может быть обучение, организация, в которой он/она работает или жизнь в целом. Это настроение может стать заразным, если на тренинге присутствуют несколько человек из одной организации или среды, поэтому вам нужно будет немедленно на него реагировать. Если недовольство высказывается, попросите «нытика» конкретизировать проблемы, как можно более честно и открыто. Иногда таким участникам лучше покинуть курс, но это должно быть последним средством. Если в группе только один «нытик», давление товарищей может помочь в разрешении ситуации.

Как работать с трудными участниками

Независимо от того, с каким энтузиазмом вы относитесь к своему предмету, иногда придется сталкиваться с трудными людьми. Всегда есть хоть один такой человек, и, как правило, в правом углу сзади! Очень осторожно оценивайте реакции таких людей. У нас у всех бывают трудные дни: может, мы проспали, отдавили кошке лапы или опять получили счет с напоминанием, что нам нужно заплатить за электроэнергию. Из-за этого мы можем стать резкими.

· Прежде всего, избавьтесь от этого правого-угла сзади! Когда участники сидят в круге или полукругом, снижается вероятность того, что кто-нибудь займет удобную позицию для создания проблем.

· Держите под контролем трудных участников и вовлекайте их в игру. Скажите что-то типа: «Я думаю, что наш коллега обеспокоен тем, чем мы занимаемся. Может, вы поделитесь с нами, что же вызывает у вас эту обеспокоенность?» Иногда люди ведут себя негативно только потому, что им кажется, что их мнение не учитывается.

· Помните, что агрессивное поведение может быть признаком закомплексованности. Некоторые люди вследствие комплексов становятся зажатыми и прячутся в своих раковинах. Другие же реагируют гораздо более открыто и агрессивно. Попытайтесь осторожно определить, в чем кроется причина такого поведения. Некоторые могут быть недовольны по поводу какого-то новшества, предлагаемой вами идеи или нового метода работы. По возможности попытайтесь выявить истинную причину проблемы во время обеденного перерыва.

· При необходимости проявляйте твердость. Если вы действительно выяснили, что у вас есть «палка в колесе», тогда можно в вежливой форме предложить такому участнику (во время перерыва и без свидетелей) отказаться от посещения курса, если программа обучения и ее заявленные цели не удовлетворяют потребностям данного участника. Предложите ему возместить затраты.

· Старайтесь вовлекать каждого. Некоторые люди могут создавать проблемы, потому что им кажется, что их сдвинули на периферию. Частые задания в командах помогут преодолеть эту обеспокоенность и обеспечить всеобщее участие. У тех, кто занят делом, нет времени на беспокойство.

· Утихомирьте слишком усердного участника, который постоянно задает вопросы. Тот, кто хочет доминировать в разговоре и непрерывно задает вопросы, подчас вызывает недовольство других, так как у них может сложиться впечатление, что они теряют время или что обсуждение уходит в сторону. Внимательно следите за своей аудиторией, чтобы выявить реакцию группы или отдельных участников. При необходимости следует сказать примерно следующее: «Большое спасибо за все эти интересные вопросы, но нам нужно уложиться в отведенное время».

· Поворачивайтесь к проблемам лицом. Вы можете сказать примерно следующее: «Хотите поделиться своей проблемой с группой?» Если понятно, что такая открытость здесь неуместна, попросите каждого кратко описать свое беспокойство или недовольство, если таковые имеются. Соберите эти вопросы и проблемы и осветите их, не называя при этом имен авторов. Многим членам группы может понравиться, что вопросы высветились подобным образом.

· Следует не соглашаться не с человеком, а только с его мыслями или взглядами.Гораздо более приемлемо сказать «не думаю, что это будет работать на практике», а не «по-моему, это глупая мысль!». Постарайтесь не заводить любимчиков. По природе человеку свойственно испытывать симпатию к одним людям более, чем к другим. Но если кто-то почувствует ваше нерасположение, то такие участники могут выражать вам открытую неприязнь. Прилагайте сознательные усилия к тому, чтобы относиться ко всем одинаково.

· Обратите проблему в шутку. Людям не нравится, когда их серьезные аргументы превращают в шутку, поэтому поступайте так только в случае, если вы уже испытали все конструктивные способы, какие только могли придумать. Утихомирив трудного участника подобным образом, вы обретаете настоящего врага на все оставшееся время обучения.

· Устраивайте «отдых для ума». Когда страсти накаляются и дискуссия переходит на повышенные тона, мало чего можно достигнуть. В этот момент лучше предложить про-гуляться, сделать передышку или просмотреть материалы. За это время страсти остынут.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.