Сущность, виды и характеристики налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства. Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты..
Совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, введения, взимания, изменения, прекращения действия, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства составляет налоговую систему.
Налоговое законодательство— система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает Налоговый кодекс, законы, декреты и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, соответствующие постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления.
Налогообложение базируется на принципах:
♦всеобщности;
♦равенства;
♦равномерности;
♦определенности;
♦удобства;
♦экономичности;
♦однократности обложения одного и того же объекта за определенный период времени;
♦стабильности;
♦оптимальности налоговых изъятий.
Налоги выполняют следующие функции;
♦фискальную;
♦стимулирующую;
♦регулирующую;
♦распределительную;
♦контрольно-учетную.
Обязательными элементамисистемы налогообложения являются:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка (ставки);
порядок исчисления;
К методамуплаты налогов относятся:
♦наличный платеж;
♦безналичный платеж;
♦гербовые марки.
Для организации рационального управления налогообложением налоги классифицируютсяпо различным признакам:
♦по объектам обложения (имущество, капитал, земля и др.);
♦по принадлежности к уровням управления и власти (республиканские и местные);
♦по источнику уплаты (выручка, себестоимость, прибыль, фонд оплаты труда);
♦по субъектам уплаты (уплачиваемые юридическими и физическими лицами);
♦по способу изъятия (прямые и косвенные);
♦по методу обложения (от ставки) (прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые и др.);
♦по назначению (общие, целевые);
♦по способу обложения (кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные) и др.
Основные виды налогов, сборов, отчислений, уплачиваемых юридическими лицами, в том числе и туристскими предприятиями Республики Беларусь, ежегодно уточняются в Законе "О бюджете".
Существуют особые режимы налогообложения. К ним относятся:
-упрощенная система налогообложения;
-налогообложение в свободных экономических зонах;
-налог на игорный бизнес, лотерейную деятельность;
-единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
-единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг);
- налогообложение отдельных категорий и плательщиков.
Налоговое обязательство— обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину). Исполнение его может обеспечиваться следующими способами:
♦залогом имущества;
♦поручительством;
♦пенями;
♦приостановлением операций по счетам в банке;
♦арестом имущества.
Вышеперечисленные способы используются при взыскании налогов, сбора (пошлины), т.е. при принудительном исполнении налогового обязательства.
Налоговый контроль— система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков, налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для привлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
В целях налогообложения и осуществления налогового контроля плательщика в обязательном порядке осуществляется налоговый учет, заключающийся в учете объектов налогообложения, определении налоговой базы и основывающийся на данных бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных об объемах, подлежащих налогообложению.
Каждым плательщиком по каждому налоговому сбору (пошлине) в налоговый орган представляется налоговая декларация— письменное заявление на бланке установленной формы о доходах и их источниках, расходах, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и других данных, необходимых для начисления и уплаты налога, сбора (пошлины).
Налоговые проверкимогут быть:
♦плановыми;
♦внеплановыми;
♦камеральными;
♦выездными.
Плановая проверка проводится на основании квартальных графиков налогового органа; внеплановая — без предварительного уведомления плательщика, по поручению государственных, правоохранительных, судебных и иных органов; камеральная — по месту нахождения налогового органа; выездная — по месту нахождения плательщика. (Она может быть комплексной, рейдовой, тематической, встречной.)
Туристские предприятия, как и все другие юридические лица, во взаимоотношениях с налоговыми органами руководствуются сводом законов о налогообложении, однако отраслевая специфика и характер их деятельности определяют некоторые особенности в исчислении налогов. Они связаны в основном с субъектом (туроператор, туристское агентство) и объектом налогообложения (определение налогооблагаемой базы). Указом Президента "О необходимых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" от 02.06.2006 г. № 371 предусмотрен ряд льгот. Так, от НДС освобождены:
♦услуги по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь (проживание, питание, спортивные, познавательные, оздоровительные, экскурсионные мероприятия);
♦услуги гидов-переводчиков и экскурсоводов, оказываемые иностранным туристам;
♦услуги по организации экскурсионного обслуживания.
От налога на прибыль освобождены организации за оказываемые услуги гостиницами в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности на 33 туристских объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 г. Указом Президента "0 мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь" от 02.06.2006 г. № 372 также предусмотрен ряд льгот. В частности, в размере одной базовой величины определена годовая ставка за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на период до 31 декабря 2010 г.
Налоговая нагрузка на экономику в нашей стране составляет около 27% без учета взносов в Фонд социальной защиты населения. За последние годы налоговая система Беларуси существенно изменилась в части структуры налогов, а также в методологии их исчисления. Беларусь полностью отказалась от специальных налогов, которые искажали налоговую систему и создавали некоторые отрицательные стимулы в экономике. К их числу относились оборотные и местные налоги, в том числе налог с продаж, транспортный сбор, налог на услуги. Всего с 2006 по 2011 год отменено 26 различных платежей. Последние изменения Налогового кодекса позволили Беларуси выйти на уровень развитых стран по составу налогов и механизму их администрирования.
Сегодня плательщик, как правило, уплачивает 6 платежей - налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в ФСЗН, а также удерживается подоходный налог с физических лиц. Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на игорный бизнес) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы). Этот перечень ничем не отличается от налогов, установленных в других европейских государствах, странах СНГ или государствах - членах Таможенного союза.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|