Сделай Сам Свою Работу на 5

Пассивные операции коммерческих банков. Собственные и привлеченные средства банка (депозитные и эмиссионные операции)





Тема 16. Пассивные операции коммерческого банка

2. Понятие банковских резервов (самостоятельно)

3. Основы банковского менеджмента и маркетинга (самостоятельно)

-1-

Пассивные операции – операции по привлечению средств в банки, формированию собственных ресурсов.

Существуют четыре формы пассивных операций:

1) эмиссионные операции или взносы в уставный фонд (продажа паев и акций при первоначальном размещении);

2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;

3) депозитные операции (средства, получаемые от клиентов);

4) внедепозитные операции (получение займов на межбанковском рынке, соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей, и получение ссуд у ЦБ РФ, продажа банковских акцептов, выпуск коммерческих бумаг и др.).

С помощью первых двух форм образуются собственные ресурсы. Следующие две формы образуют привлеченные и заемные кредитные ресурсы.

За счет собственного капитала банки в среднем по России формируют от 12 до 20 % общей потребности в ресурсах для обеспечения своей деятельности, тогда как промышленные предприятия должны иметь 40-55 % собственных средств.



К пассивным операциям относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юр. и физ. лиц; открытие срочных счетов граждан и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков и др.

Собственный капитал выполняет следующие функции:

1. Защитная функция проявляется в трех формах:

a) в возможности выплаты компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка;

b) в сохранении платежеспособности банка за счет создания и включения в состав капитала образованных резервов для покрытия кредитных, процентных и валютных рисков;

c) в возможности продолжать операции банков при появлении убытков.

2. Оперативная функция заключается в образовании источника финансирования затрат на создание материально-технической базы банка.

3. Регулирующая функция связана с осуществлением государственными органами оценки и контроля за деятельностью банков. Расчет почти всех нормативов, регулирующих деятельность банков, осуществляется на базе показателя собственного капитала.



Собственный капитал банка включает уставный капитал и прибыль (учредительская прибыль (эмиссионный результат), нераспределенная прибыль текущего и прошлых лет) из которой банк уплачивает налоги, формирует резервный капитал и прочие фонды, резервы на покрытие различных рисков, а из оставшейся суммы выплачивает дивиденды своим акционерам.

Уставный капитал паевых банков формируется за счет паевых взносов, акционерных банков – за счет продажи акций.

Резервный капитал создается из чистой прибыли в размере не ниже 15 % оплаченной суммы уставного капитала и предназначен для ликвидации непредвиденных убытков в деятельности банка и обеспечения стабильности его функционирования.

Группа фондов «Добавочный капитал» включает:

1) эмиссионный доход – разница между ценой продажи акций первым держателям и номинальной ценой;

2) прирост стоимости имущества, образуемого при переоценке основных фондов;

3) стоимость безвозмездно полученного имущества.

Привлеченные средствав основном образуются в результате проведения банком депозитных операций. Кроме этого в результате задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами, а также перед кредиторами за приобретенные материальные ценности.

Депозитные счета подразделяются на следующие виды:

a) счета до востребования;

b) срочные депозиты;

c) сберегательные вклады;

d) вклады в ценные бумаги (депозитные и сберегательные сертификаты).

Счета до востребования предполагают расходование или выдачу средств с них по первому требованию владельца такого счета. Как правило, счета до востребования являются самыми низко доходными.



Разновидностью счетов до востребования являются корреспондентские счета. Они открываются исключительно кредитным организациям. Сберегательные счета открываются физическим лицам. Обязательным атрибутом сберегательного счета является сберегательная книжка, в которую банком заносятся сведения о пополнении счета и изъятии с него средств.

При привлечении средств на срочные депозиты или сберегательные вклады с фиксированным сроком, банк обязуется возвратить клиенту сумму его депозита в установленный договором депозитного вклада срок. Досрочное изъятие средств с депозитного счета в этом случае обычно предполагает удержание с клиента определенного штрафа или снижение размера процентов, выплачиваемых по депозиту.

Разновидностью срочных депозитов и сберегательных вкладов являются депозитные и сберегательные сертификаты. Сертификат – это письменное свидетельство банка эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение денежных средств по истечении установленного срока и процентов по нему.

Сертификаты могут быть именными и на предъявителя. Основу передачи сертификата могут составлять только неторговые сделки, причем процедура передачи сертификата осуществляется посредством договора цессии.

Депозитные сертификаты продаются юридическим лицам и в последующем обращаются между юридическими лицами, в т.ч. находящимися за пределами Российской Федерации, на территории государств, использующих рубль в качестве официальной денежной единицы. Срок обращения депозитного сертификата не превышает одного года.

Сберегательные сертификаты предназначены для реализации физическим лицам. Срок обращения ограничен тремя годами. Сберегательные сертификат может передаваться только физическому лицу.

При организации депозитных операций коммерческие банки должны соблюдать условия ликвидности баланса и учитывать следующие требования:

1) депозитные ресурсы должны быть согласованы по срокам и суммам с финансируемыми активными операциями;

2) депозитные операции должны способствовать максимизации банковской прибыли, либо создавать условия для получения прибыли в будущем;

3) в процессе организации депозитных операций особое внимание необходимо уделять привлечению средств на срочные депозиты и сберегательные вклады с фиксированными сроками.

Заемные средства (внедепозитны) – это ресурсы, которые банк получает в виде займов, или путем продажи на денежном рынке собственных долговых обязательств. Они отличаются от депозитов тем, что приобретаются на рынке на конкурсной основе. Инициатива их привлечения принадлежит самому банку.

Заемные средства банка образуются за счет:

1) получения займов на межбанковском рынке;

2) соглашения о продаже ценных бумаг с обратным выкупом (операция «репо»);

3) учет векселей и получение ссуд у Центрального банка Российской Федерации;

4) выпуск векселей, облигаций (относятся к эмиссионным операциям).

Рынок межбанковских кредитов является самым оперативным источником средств для поддержания ликвидности балансов коммерческих банков, пополнения корреспондентских счетов и для проведения активных операций на других более доходных сегментах финансового рынка.

Субъектами рынка межбанковских кредитов выступает Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и другие организации, имеющие лицензии на проведение соответствующих операций.

Преимущество выпуска векселей для банка проявляется в отсутствии необходимости государственной регистрации, для покупателей векселей в возможности их использования как средства обеспечения платежа, в качестве залога при получении ссуд.

Эмиссионные операции. Крупные банки широко используют эмиссию акцийв качестве эффективного способа привлечения денежных ресурсов. Коммерческие банки эмитируют: простыеипривилегированные акции (бессрочные, с ограниченным сроком, конвертируемые и простые).

Крупные банки с хорошей репутацией размещают акции на фондовом рынке и, манипулируя курсом, определяя уровень дивидендов, получают дополнительную прибыль. Однако это относительно дорогой и не всегда приемлемый способ (с точки зрения контрольного пакета акций) способ финансирования. Дешевле и выгоднее привлекать ресурсы вкладчиков, нежели наращивать собственный капитал.

В зарубежной практике для увеличения объема собственного капитала применяется выпуск облигаций. Растущий банк постоянно испытывает потребность в долгосрочном капитале для финансирования своего роста и предпочитает, чтобы в структуре капитала находились долговые обязательства. Эта потребность с помощью рефинансирования выпуска облигаций, по которым истекает срок займа, за счет нового выпуска облигаций. В нашей стране это не имеет широкого распространения.

-2-

Резервы банка формируются за счет его прибыли и включают:

· Резервный фонд, который служит для покрытия возможных убытков банка. Размер его определяется уставом банка и российским законодательством, обычно составляет 15% от величины уставного капитала (не меньше 10%).

· Резервный фонд под обесценение ценных бумаг, для покрытия убытков, при падении курса ценных бумаг.

· Резерв по ссудам, для погашения возможных потерь по ссудам и относимый на расходы банка.

· Фонд производственного и социального развития, предназначен для развития банка и технического совершенствования банковского дела.

· Фонд материального поощрения, персонала банка.

· Фонд председателя и правления банка, для финансирования направлений, не предусмотренных иными фондами банка.

-3- (самостоятельно)

Под банковским менеджментомпонимают управление деятельностью банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом.

Основополагающими моментами в менеджменте являются правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов доля ее достижения. Для каждого банка, прежде всего, должны быть ясны его цели.

Целикоммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.

Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно выделить качество и квалификацию менеджмента,его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии, прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу.

Под маркетингомпонимают вид деятельности по удовлетворению общественных потребностей посредством обмена. Маркетинг – это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов, услуг. Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основной девиз банковского маркетинга – удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

В настоящее время маркетинг в банковской сфере – это:

1. выявлений существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг,

2. выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов,

3. установление кратко-и долгосрочных целей существующих и создания новых видов услуг,

4. предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их оказания.

Маркетингу придается все большее значение по мере усиления конкуренции между коммерческими банками и между банками и другими финансово-кредитными институтами. Подтверждением является тот факт, что в последней Российской инструкции по проведению аудиторской проверки предусматривается обязательная оценка аудиторами состояния менеджмента в банке.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.