Сделай Сам Свою Работу на 5

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию





 

При анализе докладов о выполнении Конвенции о правах ребенка и достижениях в области осуществления прав ребенка Комитетом по правам ребенка используются данные экономической и социальной статистики по стране с ориентацией на показатели, характеризующие положение детей. Назовем эти показатели: КСД5 (коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет); КМС (коэффициент младенческой смертности); население; рождаемость и младенческая смертность; ВНП (валовой национальный продукт) надушу населения; продолжительность жизни; грамотность взрослого населения; охват школьным обучением; распределение доходов.

Помимо этого учитываются:

• питание – дефицит веса при рождении, грудное вскармливание, недоедание, производство продовольствия, потребление калорий;

• здравоохранение – обеспеченность водой, доступность медицинских услуг, иммунизация детей и беременных женщин;

• образование – грамотность населения мужского и женского пола, число радиоприемников и телевизоров, доля числящихся в начальной школе и заканчивающих ее, доля числящихся в средней школе;

• демографические показатели – детский контингент, темпы прироста населения, общий коэффициент смертности, общий коэффициент рождаемости, продолжительность предстоящей жизни;



• экономические показатели – ВНП надушу населения, среднегодовые темпы прироста, инфляция, уровень бедности, госрасходы;

• женщины – продолжительность жизни, грамотность, охват школьным обучением, использование противозачаточных средств, квалифицированная акушерская помощь, материнская смертность;

• темпы развития – темпы сокращения КСД5, темпы прироста ВНП надушу населения, темпы сокращения рождаемости.

 

Исследуем документы

 

 

Конвенция о правах ребенка (Извлечения)

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

 

Статья 2

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.



2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

 

Статья 3

1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.



 

 

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

 

1. K кому в первую очередь обращена Конвенция о правах ребенка – к взрослым или детям?

2. Какие права и обязанности вы включили бы в декларацию своей школы?

 

Нарушения прав человека

 

Нарушения прав человека многообразны, как и деятельность людей. Есть жестокие и циничные, варварские нарушения прав человека. Жертвами нарушений становятся многочисленные группы людей, а подчас и целые народы. Именно эти вопиющие нарушения пытаются прежде всего устранить из жизни человечества прогрессивные силы.

Среди них назовем такие, как геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств. Эти нарушения являются тяжкими преступлениями. Они тесно взаимосвязаны, мотивы их совершения родственны. Люди, партии, социальные группы, способные хотя бы на одно из этих преступлений, готовы и на совершение других.

Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. ceado – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам. Геноцидом признается также создание условий для физического или умственного уничтожения групп людей, народов.

История человечества знает не один пример физического уничтожения целых народов. Достаточно упомянуть о борьбе американцев с исконными жителями Американского континента – индейцами.

Жесток и XX век. Две кровавые мировые войны, зверства тоталитарных режимов. На совести фашизма (в первую очередь германского) – геноцид против ряда народов, прежде всего славян, евреев и цыган. В войне, развязанной фашистами, погибло около 50 млн человек. Самые многочисленные жертвы понесли русские, украинцы, поляки, белорусы, сербы, евреи и немцы. Потрясла мир трагедия евреев, против которых карательные действия фашистов применялись с особой жестокостью. Сталинский режим усовершенствовал порожденный в годы Гражданской войны институт заложников, организовал концентрационные лагеря для соотечественников, использовал бессудные массовые репрессии, проводил выселение целых народов.

Апартеид (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике. В настоящее время ситуация там изменилась к лучшему, но элементы апартеида можно обнаружить и в других, казалось бы, цивилизованных странах. Увы, приходится говорить о некоторых бывших республиках СССР: русскоязычное население, не получившее, например, латышского гражданства, подвергается в этой стране дискриминации в политической и других областях.

Расизм выступает не только в форме апартеида. Наиболее массовое его воплощение – фашизм. Сущность расизма состоит в обосновании неравенства человеческих рас, решающего влияния расовых различий на историческое развитие народов и стран, преобладание одних рас над другими. Расизм бывает белый, черный, краснокожий и другой в зависимости от того, представители какой расы отстаивают свое преимущество. Чтобы быть расистом, необязательно знать «теории» расового превосходства Ж. А. Гобино, Б. Кидда, О. Аммона и др., достаточно с некоторым превосходством сказать о жителях юга: «Эти черные…» – или удивиться тому, что твоя одноклассница вышла замуж за выходца из Африки…

Среди различных форм дискриминации одна из опаснейших – дискриминация национальных меньшинств. В мире есть достаточно много регионов, где ущемляются права национальных меньшинств. Не решили проблему и некоторые вновь образовавшиеся на территории СССР независимые государства. Можно по-разному оценивать процесс суверенизации бывших союзных республик, но одно отрицать трудно: о правах отдельных людей, правах человека при этом либо совсем не подумали, либо подумали в самую последнюю очередь.

Кроме этих массовых, смертельно опасных для больших групп людей нарушений прав человека, существует множество других, не столь варварских, не столь вопиющих, не всегда кровавых и мучительных. Они не становятся от этого более терпимыми. Ибо любое, даже кажущееся незначительным попрание прав и свобод человека отрицает весь институт прав человека, обнаруживает пренебрежение к человеку, его чести и достоинству. За расхожим понятием «нарушение прав человека» не только горы трупов, страдальческие глаза детей и стариков, «наказанные» народы, но и миллионы спившихся от безысходности, от тоски по свободе, от бессильной обиды людей, сотни тысяч несбывшихся творческих судеб, невостребованных талантов.

Самые массовые нарушения прав человека происходят в экономической, социальной и культурной областях. Остававшиеся в течение десятилетий пустыми полки магазинов заполнились сегодня товарами, зачастую недоступными основной массе населения. Несмотря на меры, предпринимаемые Правительством, в бедственном положении находятся пенсионеры, инвалиды, больные, многодетные семьи, обреченные на прозябание дети из «семей со скромным достатком». Все это и есть негромкое пренебрежение насущными правами человека. Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., только обострил эти проблемы.

Чтобы этих массовых нарушений прав человека не было, люди должны научиться уважать самих себя. Когда повысится их правовая и политическая культура, появится опыт участия в политической жизни, когда преобразятся профсоюзы, став действительными защитниками интересов тружеников, когда избиратели начнут голосовать не за беспринципных краснобаев, а за честных, совестливых, ответственных политиков, искренне пекущихся о народном благе, тогда общество сможет победить в борьбе за права граждан.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие нарушения прав человека относятся к грубым, вопиющим?

2. Что такое геноцид?

3. Какие силы в XIX–XXI вв. известны как организаторы геноцида?

4. Что такое апартеид?

5. Что такое расизм?

6. Каковы формы дискриминации национальных меньшинств?

7. Чем опасны повседневные, массовые нарушения прав человека?

 

Это интересно

 

Само представление о том, что национальная идея должна быть, в высшей степени характерно для России. Россия – преимущественно страна идей, и они становятся силой. Эта сила спасла от татаро-монгольского ига, опираясь на нее, построена империя. И наконец, мессианская попытка создания коммунистического братства подорвала эту силу.

Бессмысленность нынешнего существования определена именно этим. От безысходности национальная идея может быть подменена национализмом, всегда вызывающим новые надежды и новую энергию. Но эти надежды всегда ложные, а энергия – всегда разрушительная…

В результате российских реформ собственность вырвали самые наглые, больше всех украли самые дерзкие, а самые беспомощные потеряли все и опустились в нищету. И только небольшая часть из поставленного на грань выживания «советского народа» начала активно действовать, не оглядываясь на государство. Эти новые русские (без кавычек) погрузились в частные интересы… (А. Паникин, предприниматель).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.