Сделай Сам Свою Работу на 5

ПУЛАСТЬЯ О ХОЖДЕНИИ ПО КРИНИЦАМ 6 глава





Ломаша сказал:

1. Тогда пошёл Агастья выпрашивать богатства, каурава,
К защитнику земли Шрутарвану, зная, что тот (других) царей
богаче.

2. А владыка царей, узнав, что идёт рождённый в кружке*
(Агастья),
Выехал вместе с советниками для встречи высокочтимого
на границу своих владений,

3. Почтив его по уставу аргхьи, владыка народа,
(Молитвенно) сложив ладони, с почтением спросил
о причине его прибытия.

Агастья сказал:

4. Знай, владыка земли, я прибыл, желая сокровищ:

5. Тогда свой приход и расход открыл ему полностью раджа:
«Теперь, зная (моё) состояние, сам выдели себе богатство!»

6. Видя, что уравновешен приход и расход, он,
брамин с уравновешенной мыслью,
Понял, что кругом живущие пострадают,
если он возьмёт (нужную долю).

7. Тогда вместе с Шрутарваном он отправился к Брадхнашве;
Тот по уставу встретил их обоих на границе (своих) владений.

8. Аргхью и воду для ног Брадхнашва предложил им обоим,
И с их согласия он спросил о цели их прихода.

Агастья сказал:

9. Знай, мы оба желаем получить богатства, земли владыка,
Удели нам, не вредя другим, сколько сможешь.

Ломаша сказал:

10. Тогда свой приход и расход полностью открыл им раджа;
«Итак, узнав, берите, какие здесь есть излишки!»



11. Тогда, увидев, что приход уравновешен с расходом,
брамин с уравновешенной мыслью
Понял, что живущие окрест пострадают,
если он возьмёт (нужную долю).

12. Тогда они отправились к сыну Парукутсы,
к пребогатому Трасадасью:
Агастья, Шрутарван и владыка земли Брадхнашва.

13. Трасадасью же их увидав, по уставу, для встречи
Прибыл тот многочтимый, великий раджа
на границу (своих) владений.

14. Превосходный потомок Икшваку почтил по уставу,
Затем тот самодержец вопросил их о цели (прибытия).

Агастья сказал:

15. Владыка земли, знай, хотим получить богатство;
Уделив без порухи другим, дай нам, сколько сможешь!

Ломаша сказал:

16. Тогда свой приход и расход полностью открыл тот раджа:
«Итак, узнав, берите какие здесь есть излишки!»

17. Тогда, увидев, что приход уравновешен с расходом,
брамин с уравновешенной мыслью

Понял, что кругом живущие пострадают,
если он возьмёт (нужную долю).

18. О махараджа, все те раджи, сошедшиеся к тому махатме,
Переглянувшись* друг с другом, так сказали:



19. «О брамин, ведь тот дайтья, Илвала, на земле всех богаче,
Теперь пойдём-ка мы все к нему и великих богатств попросим!»

Ломаша сказал:

20. Раджа, после таких слов они поспешили скопом
К Илвале выпрашивать у него богатство.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 98 глава —

ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ

СКАЗ ОБ АГАСТЬЕ


 

Глава 99

Ломаша сказал:

1. Увидев великого риши и князей, его сопровождавших,
Илвала с его советниками приближающихся почтил
на границе своих владений,

2. Затем великолепный асура угостил их, кауравья,
(Мясом своего) брата Ватапи, приготовленным очень вкусно.

3. Приуныли, (совсем) растерялись тогда раджариши,
Увидев состряпанного под видом козла Ватапи великолепного асура.

4. Тогда сказал им Агастья: «Из-за этого превосходные раджариши,
Не впадайте в уныние: я один съем великого асура!»

5. Затем на почётное место опустился великий риши;
Его начал потчевать владыка дайтьев Илвала, скрывая усмешку;

6. И (козла) Ватапи, всего (целиком), съел Агастья.
Асура Илвала по окончании трапезы стал звать (брата).

7. Тогда весьма сильный ветер вырвался из заднего прохода махатмы
С весьма сильным звуком, сынок, как гром из тучи!

8. «Ватапи, вылезай!» — так взывал Илвала снова и снова.
О раджа, тогда с насмешкой ему сказал махатма Агастья:

9. «Как вылезти он может? Ведь я переварил асура!»
Илвала пришёл в уныние, увидев, что великий асур переварен.

10. Сложив (молитвенно) руки, вместе с советниками
сказал он такое слово:
«За каким делом пришли вы? Что мне сделать для вас, скажите?!»



11. Тогда Илвале Агастья ответил с насмешкой:
«Все мы ведь знаем, асура, твоё могущество и несметное*
богатство;

12. Эти (раджи) не очень богаты, а мне нужно большое богатство;
Сколько можешь, не нанося (никому) вреда, от своего удели нам!»

13. В ответ на слова риши Илвала молвил слово:
«Говори, сколько знаешь, столько и дам тебе богатства!»

Агастья сказал:

14. Раджам, асура, каждому (дай) коров по десять тысяч,
Столько же золота придётся тебе дать, великий асура*,

15. Мне же — в двойном размере и золотую колесницу
С парой рысаков, быстрых, как мысль.
Вот что следует дать мне, великий асура.

Ломаша сказал:

16. И тотчас появилась колесница; желавший проверить
(убедился, что она) золотая,
Тогда трепещущий дайтья отдал огромные богатства

17. И пару рысаков: Вираву и Сураву запряжённых в ту колесницу.
Быстро отвезла эта пара в обитель Агастьи
(полученные богатства)

18. И вместе с Агастьей — всех раджей, как бы мгновенно, Бхарата.
Отпущенные Агастьей, (домой) отправлялись раджи.
Тот муни исполнил Лопамудре всё, что (та просила).

Лопамудра сказала:

19. Владыка, ты исполнил все мои желания,
Произведи хоть раз во мне великого богатыря, (твоего потомка)!

Агастья сказал:

20. Хорошая, твоим поведением, прекрасная, я доволен!
Рассуждение о твоём потомстве изложу тебе, слушай:

21. Тысячу сыновей, равных (сотне), или сто сыновей,
равных десятку,
Или десять, одному равных, иль одного, превосходящего тысячу,
(ты хочешь?).

Лопамудра сказала:

22. О богатый подвигом, один сын, но равный тысяче пусть будет!
Ведь один знающий, праведный многих неправедных лучше.

23. «Пусть так», — (ответив), познал её мудрец
с уравновешенным* сознанием.
Так он сошёлся с той, уравновешенной нравом, благочестивый
с благочестивой.

24. Затем, оплодотворив её утробу, он отправился в пущу,
И по его уходу в пущу семь лет развивался зародыш.

25. По прошествии седьмого года тот великий брамин народился,
По имени Дридхадасью, сияющий в своей сути, Бхарата.

26. (Родясь), великий подвижник как бы шептал Веды,
их дополнения и Упанишады;
Он риши (Агастьи) был сыном, сияющим (мощью),
великим, дваждырождённым.

27. В обитель своего отца тот великий мальчик
Вязанки дров приносил (для обряда), почему Идхмаваха был
(прозван).

28. И, взирая на его усердие, радовался муни.
Так стал родителем (Агастья), а его предки, Бхарата,

29. Высшим путём желанных миров достигли, раджа.
И тогда на земле пустынь Агастьи была названа высочайшей.

30. Так доконал (асyра) Ватапи, потомка Прахрады, Агастья,
И обители (того риши) стали присущи благие свойства.

31. Вот посещаемая богами, гандхарвами чистая Бхагиратхи
Реет, как стяг на ветру, отражая небо;

32. Она пробивается между скал всё ниже и ниже,
Как царственная змея в испуге извивается по ущельям;

33. Проскользнув среди (спутанных) кос* Шаму-(Шивы),
Любимая супруга океана, как мать, поит южные страны.
Погружайтесь же сколько хотите в эту пречистую реку!

Ломаша сказал:

34. Юдхиштхира, слушай, вот прославленная в тройственном мире
Криница Бхригу, махараджа, посещаемая сонмами великих ришей.

35. Потерявший силу Рама (сын Джамадагни),
омывшись здесь, вернул её снова;
И здесь купно с братьями и Кришни (омойся), Пандава!

36. Отнятую Дурйодханой мощь получить тебе нужно снова,
Подобно как Рама, утратив её, снова (вернул) после боя.

Вайшампаяна сказал:

37. Так вместе с братьями и Кришни-(Драупади) тот Пандава
Искупался и ублажил возлиянием богов и предков, Бхарата;

38. И тело его лучезарней пламени стало (силой) той криницы;
О тур-человек, враги на него и взглянуть не смели!*

39. И вопросил Ломашу владыка раджей, радость Пандавов:
«Каким образом величие было отнято у Рамы, владыка?

40. И как тот его возвратил, это поведай, тебя вопрошаю?»

Ломаша сказал:

Слушай, владыка владык, о (царственном) Раме
и о (Раме), премудром потомке Бхригу;

41. Ради гибели Раваны сам Вишну воплотился;
Мы видели его в Айодхье, как сына Дашаратхи.

42. Внук Ричики из рода Бхригу, Рама, сын Ренуки,
Прослышал о том неутомимом в подвигах (царевиче) Раме.

43. Полный любопытства, Рама отправился вновь в Айодхью,
Захватив (свой) дивный лук, кшатриям несущий гибель;

44. Он хотел испытать отвагу Рамы, сына Дашаратхи;
Дашаратха, услыхав, что в его владения пришёл (Парашурама),

45. Послал сына своего Раму навстречу Парашураме*.
Тот, увидев, что Рама пришёл и стоит, воздев оружие,

46. Как бы с насмешкой, о Каунтея, промолвил слово:
«Этот мой лук, могучий владыка раджей,
(кшатриям) на погибель сделан*;

47. Натяни, поднатужься, коль хватит силёнки, раджа».
На эти слова ответил Рама: «Да не изволит меня
унижать владыка!

48. По (выполнению) долга кшатриев ведь я не последний
(в глазах) дваждырождённых!
Силой руки род Икшваку всегда отличался!»

49. Так он говорил, и Парашурама молвил (ответное) слово:
«Хватит болтать! Возьми-ка лук, потомок Рагху!»

50. Тогда разгневанный сын Дашаратхи Рама из рук Парашурамы
Вырвал тот дивный лук* — могучих кшатриев убийцу!

51. Как бы играя, он лук натянул, о Бхарата,
Будто усмехаясь, отважный струну звучать заставил.

52. От звука той (струны) существа задрожали, словно от грома.
Затем Рама, сын Дашаратхи, сказал Парашураме:

53. «Я натянул тот лук, что ещё велишь мне сделать?»
Рама, сын Джамадагни, дал свою дивную стрелу тому махатме;
«Натягивай стрелу до самого уха!» — так молвил.

Ломаша сказал:

54. Услыхав это, (царевич) Рама, воспламенился гневом;
«Выслушав, я стерпел (от гостя), но ты преисполнен
гордыни, сын Бхригу!

55. Милостью Праотца на тебя пришла присущая кшатриям сила,
Оттого, конечно, ты предо мною кичишься!

56. Виждь меня в моём (истинном) образе, я дарую тебе
прозорливость!»
Тогда Парашурама, сын Бхригу, увидел в теле Рамы

57. Адитьев, васов, рудров, благочестивцев с толпой марутов,
Предков и Пожирателя жертв (Агни), созвездия и планеты.

58. Гандхарвов, ракшасов, якшей, реки, также криницы,
Ришей-валакхильев, тождественных Браме,

59. Дэваришей, также все океаны и все горы, Бхарата,
Веды, Упанишады, возглас «Вашат!», жертвенные обряды,

60. Обладающие сознанием* Саманы, учение о луке,
Облака грозовые и дождевые, о Юдхиштхира!

61. Затем ту стрелу метнул сам бхагаван Вишну —
Сухим треском, падучими звёздами наполнилась земля, Бхарата,

62. Пыль (взвилась), и ливнем огромная туча одождила землю,
Задрожала земля, с воем пронеслись смерчи!

63. Пущенная стрела мгновенно обессилила Парашураму своей мощью;
Побуждаемая Рамой, пылающая стрела вернулась в его же руки.

64. Совсем обессилевший Парашурама снова обрёл сознание,
И, возвратясь к жизни, он преклонился перед мощью Вишну.

65. По велению Вишну он вернулся на гору Махендру;
Испуганный и посрамлённый, там проживал
(тот) великий подвижник.

66. Затем по прошествии года на униженного, утратившего силу,
На утратившего спесь, тоскующего взирая,
Парашураме сказали предки.

Предки сказали:

67. Сын, искривлено, неладно было твоё приближение к Вишну.
Ведь ему надлежит преклонение и прославление
в трёх мирах, о постоянно дающий.

68. Иди к чистой реке, именуемой Вадхусара, сын (наш),
Омывшись там в криницах, ты своё величие восстановишь.

69. Диптода — имя той криницы, Рама, где твой прадед Бхригу
(Во времена) божественной юги творил непревосходимый подвиг.

70. Тогда Парашурама исполнил веление предков, о Каунтея,
И снова, о радость Панду, обрёл (свою) силу в этой кринице.

71. Именно так неутомимый в делах Парашурама
Некогда поступил после встречи с Вишну, махараджа.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 99 глава —

ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ

СКАЗ ОБ УТРАТЕ МОГУЩЕСТВА

СЫНОМ ДЖАМАДАГНИ


 

Глава 100

Юдхиштхира сказал:

1. Далее хочу подробно слышать, брамин, о делах великих риши,
Того премудрого, высочайшего, превосходного Агастьи.

Ломаша сказал:

2. Слушай дивную, необычайную, сверхчеловеческую повесть
О мощи безмерно великого Агастьи, раджа.

3. В крита-югу существовали свирепые, помешанные на войне данавы;
Калакейцы — так назывались их крайне жестокие орды.

4. Под водительством Вритры с воздетым разнообразным оружием
Они отовсюду теснили сyров, возглавляемых Махендрой.

5. Некогда Тридцатка (богов), силясь погубить Вритру,
Во главе с Пурандарой пред Брамой предстали.

6. Им всем, сложившим молитвенно руки, Парамештхин молвил:
«Мне досконально известно всё дело, задуманное вами, суры!

7. Средство, как погубить Вритру, я вам открою.
Есть именуемый Дадхичей премудрый великий риши.

8. К нему идите все купно и просите дара; высоко праведный,
Удовлетворённый до глубины души, он вам его предоставит.

9. Все вы, желающие победы, купно ему скажите:
«Для блага тройственного мира отдай свои кости!»

10. Он отдаст свои кости, покинув тело,
Из тех костей ваджру (оружие) страшное, крепкое изготовьте.

11. Ревущее, шестигранное, губительное для врагов (даже) сильных,
Наводящее ужас; этим (оружием) ваджрой Шатакрату
(Индра) убьёт Вритру.

12. Итак, согласно этому указанию, всё надо исполнить!»
После сказанного разрешения уйти попросили боги у Предка.

13. Во главе с Нараяной* они отправлялись в обитель Дадхичи.
Что на том* берегу Сарасвати, в чаще лиан и различных деревьев,

14. Озвученную шестиногими (пчёлками), жужжащими,
как бы распевая саман,
Кукованием самцов-кукушек, сливающимся с цоканием цесарок*.

15. Буйволы, вепри, чхримгары, маралы
Там и сям бродили, не боясь тигров*;

16. Слоны с кровоточащими висками в брачное время
Играли со слонихами, забредали в воду
и наполняли окрестность трубным звуком.

17. Львы, тигры в зарослях тростника им вторили громким ревом;
Иные же на логовах растянулись в пещерах.

18. То там, то здесь попадались открытые поляны,
красотой отрадные сердцу.
Придя в обитель Дадхичи, подобную святилищу неба,

19. Солнцеподобные небожители там увидели Дадхичу,
Подобно Праотцу сиявшего красотой и счастьем.

20. Ему владыка суров совершил поклонение, и обнимая ноги,
Все (боги у него) просили дара, как было сказано Парамештхином.

21. Тогда крайне польщённый Дадхича такое слово молвил
превосходным сурам:
«Я ныне выполню то, что вам на благо, и сам своё тело покину!»

22. Так молвив, этот превосходнейший двуногий по собственной воле
разом прекратил дыхание,
Тогда суры взяли кости покойного, следуя наставлению (Брамы).

23. Боги, ликуя, отправились к творцу;
придя, они рассказали о своём деле;
Тваштар, выслушав их слово, с восторгом усердно

24. Смастерил важдру — огромное, ужасное видом
(оружие) и, кончив, радостно молвил Шакре:
«Дэва, этим превосходнейшим оружием нынче ж
испепели врага сyров!

25. Убив врага с его ордою, счастливо управляй
тремя мирами, пребывая на небе!»
После тех слов Тваштара, Пурандара, (очистясь),
ваджру радостно принял.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 100 глава —

ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ

СКАЗ О СОЗДАНИИ ВАДЖРЫ


 

Глава 101

Ломаша сказал:

1. Тогда с оружием ваджрой сильнейшими божествами хранимый
(Индра) приблизился к Вритре стоящему,
(заслоняя собой) небо и землю;

2. Огромнотелые калакейцы защищали (его) отовсюду,
Воздев оружие, они были подобны утёсистым горам.

3. Тогда мгновенно разразилась битва богов и данавов,
Великая, приводящая в трепет миры, превосходный Бхарата.

4. Мечи скрестились, воздетые богатырскими руками,
лязг раздавался
Страшный, (послышались) вопли, тела валились,

5. О махараджа, отсечённые головы (катились), падали
с поднебесья на землю,
Они виднелись на равнинах, подобно осыпавшимся
кокосовым орехам.

6. Вооружённые палицами калакейцы в золотых кольчугах
Обрушились на Тридцатку (богов), как пламенеющие горы.

7. Их дерзостный и воинственный бег, стремительный, как ветер,
Не вынесла Тридцатка (богов) — дрогнула и побежала в страхе.

8. Тысячеокий Пурандара, увидав богов, удирающих в страхе,
И одолевающего Вритру, впал в большое смятение.

9. В тот грозный час перетрусивший бог Пурандара самолично
К защите того владыки Нараяны поспешил прибегнуть.

10. Вечный Вишну, увидев, что Шакра преисполнен смятением,
Шакре передал свою мощь, укрепил его силу.

11. Тогда сонмы богов, уразумев, что Вишну покровительствует Шакре
(Также) передали ему свои силы, (равно) и непорочные брамины.

12. Получив поддержку от Вишну и (других) богов и ришей,
Причастных великой доле, могучий Шакра воспрянул.

13. Узнав, что повелитель Тридцатки получил (новые) силы,
Вритра взревел великим рёвом;
От его рёва основы* (земли), стороны света,
твердь и даже (змеящиеся) горы — всё закачалось!

14. О раджа, тогда, услыхав тот дикий, ужасающий рёв,
Махендра, палимый,
Терзаемый страхом, метнул смертоносный, огромный перун
поспешно!

15. Как только Шакра пустил (перун) ваджру,
великий асyра, украшенный золотом, венками,
Упал, как превосходная Мандара, огромная гора,
повергнутая некогда рукою Вишну.

16. Убив превосходного дайтью, перепуганный Шакра
помчался к озеру, нырнуть собираясь*.
Со страху ему показалось, что не вылетел перун
из его руки, что не убит Вритра;

17. Но все боги, опьянённые радостью, ликующие дэвариши
стали прославлять Индру.
Поспешно собравшись, все суры принялись
убивать дайтьев, поражённых гибелью Вритры;

18. Тридцатка (богов) загнала в океан
трепещущих (дайтьев), мучимых страхом;
Нырнув в океан бездонный, полный чудовищных рыб, крокодилов,

19. Зловредные собрались на совет, задумав погубить три мира.
Те, что посмекалистей и поосведомлённей, различные способы
предлагали.

20. Свой ужасный замысел они обсуждали последовательно,
времени не теряя:
«Напав на мудрых подвижников, их первым делом
мы должны уничтожить;

21. Держатся подвигом все миры, поэтому нужно
спешить подвижников всех уничтожить!
Среди жителей земли подвижники знают То* и дхарму —

22. Их следует убить поскорее: ведь с их гибелью мир погибнет!»
Так, придя к решению мир погубить, они возликовали,

23. Укрываясь в обители Варуны, — неприступной,
огромной, волнистой, полной сокровищ.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 101 глава —

ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ

СКАЗ ОБ УБИЙСТВЕ ВРИТРЫ


 

Глава 102

Ломаша сказал:

1. Скрываясь в хранилище вод, в океане Варуны,
Калейцы там стали подготовлять гибель мира.

2. Кровожадные там стали подготовлять гибель мира.

3. Те злодеи пожрали певцов в обители Васиштхи; там пожрано было
Сто восемь подвижников, да ещё девять.

4. Придя в обитель Чьяваны, чистую, населённую певцами,
Они пожрали сотню отшельников, питавшихся плодами, корнями.

5. Такое они по ночам творили, а днём укрывались в море.
В обители Бхарадваджи двадцать брахмачарьев,

6. Усердных, чистых, питавшихся воздухом, они убили,
Так постоянно на все обители поочерёдно данавы,

7. Опьянённые силой своих рук, по ночам нападали,
Калейцы, сыны Кали-Смерти, убили много браминов;

8. А (люди) потомки Ману никого не выследили,
о лучший из потомков Ману;
Вот что в обителях отшельников творили дайтьи!

9. По утрам измождённых постом отшельников-муни
Безжизненные тела на земле валялись;

10. (У иных) с высосанных мослов обглодано мясо,
обескровлены были (иные)
Или выпотрошены, растасканы по суставам;
словно раковины, виднелись (черепа), сваленные в кучи.

11. (Валялась) побитая жертвенная посуда,
поломанные (жертвенные) ложки,
Разметаны были костры, принадлежностями агнихотры
земля была покрыта.

12. Без учения Писаний, без возгласа «вашат»
обряды жертв и празднеств утратив,
Терзаемый страхом перед калейцами, мир стал невыносимым.

13. И перепуганные люди начали гибнуть, владыка народа.
По разным сторонам света они разбежались, себя спасая.

14. Одни забрались в пещеры, за водопады — другие;
Иные лишались жизни, гонимые смертельным страхом.

15. Тут некоторые богатыри, превосходные лучники,
в крайнем возбуждении,
Усерднейшим образом выслеживали данавов,

16. Но не могли на них набрести: они скрывались в океане.
Те витязи только великий труд встречали,
иные же с гибелью повстречались.

17. Так мир стал приходить в упадок, утратились
обряды жертв и празднеств.
Тридцатку объяло большое уныние, владыка народа!

18. Испуганные (боги), собравшись у Махендры, совет держали
И (решили) искать защиты у бога Нараяны,
нерождённого владыки.

19. Придя к непобедимому владыке Вайкунтхи,
они поклонение свершили
И, предстоя (Нараяне), так Мадхусудане сказали:

20. «Ты наш создатель; ты хранитель и разрушитель мира, владыка!
Ты создал Вселенную с подвижным (всем) и неподвижным;

21. Голуболотосоокий, некогда ты исчезнувшую в океане землю
Ради (спасения) преходящего мира воздвиг, приняв образ вепря.

22. Некогда первобытного дайтью Хираньякашипу,
Приняв образ Человекольва, ты убил, Пурушоттама!

23. Неодолим для всех существ был великий асура Бали,
Но ты, приняв образ карлы, из трёх миров его извергнул,

24. Да и Джамбха-асура, великий, прославленный лучник,
Жестокий нарушитель жертвенных обрядов, был тобой повержен.

25. Таким и подобным твоим делам нет счёта, Мадхусудана!
Устрашённые страхом, мы прибегаем к твоей защите!

26. О бог владыки миров, уведомляем тебя об этом страдании мира!
Защити мир богов и Шакру от великих бедствий!»

Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 102 глава —

ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ

СКАЗ ОБ ИНДРЕ И ВИШНУ


 

Глава 103

Боги сказали:

1. Твоей милостью четырёхвидные* существа возрастают,
и, существуя,
Они поддерживают существование (предков жертвой)
кавья, а небожителей — (жертвой) хавис.

2. Ведь миры по твоей милости развиваются безмятежно,
(Когда существа), хранимые тобою, подкрепляют друг друга*.

3. Но вот величайшее бедствие стряслось над мирами:
По ночам убивают браминов, а кто — мы не знаем!

4. А если погибнут все брамины, то гибель настигнет и землю,
Когда же погибнет земля, то (все) три неба к погибели устремятся.

5. О долгорукий, твоего милосердия ради, владыка мира,
Миров, тобой хранимых, да не коснётся гибель!

Вишну сказал:

6. Известно мне, суры, по какой причине все существа погибают,
Укажу её вам, внимайте, преодолев тревогу.

7. Калакейцы — вот имя орды, чрезвычайно опасной;
Как водительством Вритры они весь мир утесняли.

8. Видя, что Вритру убил премудрый, тысячеокий* (Индра),
Они, свою жизнь спасая, проникли в область Варуны.

9. Проникнув в ужасающий океан, полный акул, крокодилов,
Они по ночам убивают здесь ришей, чтобы погубить народы.

10. Пока они скрываются в океане, погубить их (у вас) нет силы;
Чтимые, как осушить океан, — умом пораскиньте!

11. Но, помимо (риши) Агастьи, осушить океан кто сможет?
А не осушив океана, до них невозможно добраться!

12. Выслушав совет Вишну, в обитель Агастьи
Отправились боги с дозволения Парамештхина-(Брамы).

13. Там они увидели могучего, светозарного сына Варуны* махатму,
Так чтимого ришами, как почитается богами Предок (Брама).

14. Приблизясь к махатме, пребывающему в обители,
вечному сыну Митры-Варуны.
Как скала (непоколебимому) в умерщвлении плоти,
его дела восхвалили (боги).

Боги сказал:

15. Ты некогда был прибежищем мучимого Нахушей народа,
Ты (лишил) этого мучителя мира владычества
над сурами и низринул с неба*;

16. Высочайший из гор, возникший из гнева,
с творцом дня соревнуясь,
Хребет Виндхья перестал расти, (не решаясь)
нарушить данное тебе слово;

17. Тьмой был окутан мир, и смерть (все) существа угнетала,
Но по твоему заступничеству они достигли высочайшего покоя*.

18. При наступлении бедствий ты всегда был
нашим прибежищем, владыка.
И ныне дара у тебя просим, ибо ты — даров податель!

Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 103 глава —

ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ

СКАЗ О ВЕЛИЧИИ ДУХА АГАСТЬИ


 

Глава 104

Юдхиштхира сказал:

1. Почему внезапно стал расти хребет Виндхья, вздыбленный гневом?
Об этом хочу в подробностях слышать, великий муни!

Ломаша сказал:

2. Владыку гор, великую вершину Меру, золотую гору
Солнце обходит с правой стороны при восходе и закате;

3. Это наблюдая, скалистый Виндхья сказал тогда Солнцу:
«Как владыка ежедневно обходит Меру, творя прадакшину,

4. Так пусть и мне Творец Света окажет такое же (почтение)!»
На эти слова Сурья властелину гор ответил:

5. «Не по своему желанию той горе я совершаю прадакшину,
Такой путь предначертан мне теми, что этот мир созидали».

6. За эти слова внезапно раздулась гора от гнева,
Солнцу и Луне путь преградить желая, врагов утеснитель!

7. Тогда боги все скопом к тому великому Виндхье,
радже гор, явились,
Уговорить его стараясь, но тот не исполнил их слова.

8. Тогда они пошли к муни, пребывающему в обители,
к подвижнику, лучшему из служителей Дхармы;
Этому поражающему мощью Агастье суры все вместе
изложили дело.

Боги сказал:

9. Путь Солнца, Месяца и дорогу созвездий
Отклоняет Виндхья: владыка гор попал под власть гнева,

10. Уговорить его никто иной, кроме тебя, не может,
о дваждырождённый!
Никто, помимо тебя! Удержи его, долгорукий!

11. Певец, выслушав эти слова сyров, отправился вместе с супругой
К горному владыке; приблизясь к Виндхье, он молвил:

12. «О превосходнейший из (властителей) гор, хочу
чтобы ты открыл мне дорогу:
В южную сторону я собираюсь идти по некоему делу, владыка;

13. Индра гор, повремени до моего прихода;
Когда вернусь, тогда расти, сколько хочешь!»

14. Так он договорился с Виндхьей, о врагов сокрушитель!
Но и поныне сын Митры-Варуны не вернулся с юга.

15. Вот тебе было сказано всё, почему не вырастает Виндхья,
Также о силе Агастьи то, о чём ты меня спрашивал, раджа.

16. Теперь о том, как боги истребили калейцев,
Дар получив от Агастьи, внимательно слушай!

17. Вняв словам Тридцатки, сказал сын Митры-Варуны:
«Зачем вы пришли? Какого дара от меня хотите?»
На этот вопрос муни отвечали боги:

18. «Мы хотим, чтобы ты совершил такое дело:
великий океан выпил, махатма.
Тогда мы убьём вместе с их союзниками калейцев,
известных супротивников сyров».

19. Выслушав слово Тридцатки, «Да будет! — ответил муни. —
Исполню желание ваше, владыки, ради великого счастья народов!»

20. Это сказав, он пошёл к супругу рек, океану; тогда с ним вместе
Отправились боги, риши, подвижники, совершенные,
о благообетный,

21. Люди, змии, гандхарвы, оборотни-кимпуруши, якши
Также последовали за махатмой, желая видеть чудо.

22. Они все вместе пришли к океану, устрашающему (своим) шумом,
Как бы ведущему пляску волн, вздымаемых ветром,

23. Дразнящему брызгами пены, клокочущему в (подводных) пещерах,
Прожорливыми чудовищами кишащему, посещаемому
разными стаями яйцерождённых.

24. Агастья, боги, гандхарвы, огромные удавы*,
Причастные великой доле риши — (все) приблизились
к великому океану.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Лесная»,
в книге «Хождение по криницам» гласит 104 глава —

ХОЖДЕНИЕ ЛОМАШИ ПО КРИНИЦАМ

СКАЗ О ВЕЛИЧИИ ДУХА АГАСТЬИ


 

Глава 105

Ломаша сказал:

1. Приблизясь к океану, тот владыка риши, сын Варуны,
Сказал сопровождавшим его богам и собравшимся ришам:

2. «Итак, для блага мира я выпью (всю) область Варуны!
Постановленное вами, владыки, надо (совершить) поскорее!»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.