Виды технических регламентов
Дисциплина «Стандартизация, метрология и сертификация»
1. Стандартизация: понятие, цели, объекты, субъекты, методы, правовая база.
Standard – норма, мерило, образец; типовой вид
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стандартизация осуществляется в целях:
- повышения уровня безопасности жизни, здоровья граждан, животных и растений, имущества, экологической безопасности и содействия соблюдению требований технических регламентов;
- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечения научно-технического прогресса;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
- рационального использования ресурсов;
- технической и информационной совместимости;
- сопоставимости результатов исследований и измерений, технических и экономико-статистических данных;
- взаимозаменяемости продукции.
- содействие соблюдению требований технических регламентов;
- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции,… содействие проведению работ по унификации.
Объектами стандартизации являются продукция, работы, процессы, услуги.
Субъекты – органы и службы по стандартизации.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
1.добровольного применения стандартов;
2.максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
3.применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта;
4.недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей;
5.недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
6.обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Функциистандартизации:
- упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов;
- социальная – обеспечение безопасности и экологичности;
- ресурсосберегающая – установление ограничений на расходование ресурсов;
- коммуникативная – преодоление барьеров в торговле, содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;
- цивилизующая – повышение качества продукции, качества жизни;
- информационная – обеспечение НТД как носителями ценной технической и управленческой информацией;
- нормотворчества – задание норм и требований к объекту;
- доказательная – стандарты составляют доказательную базу к техническому закону.
Основная функция органов состоит в руководстве работами по стандартизации. Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии. К территориальным органам относятся центры стандартизации и метрологии.
Службы создаются для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий.
Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты (НИИ стандартизации, ВНИИ сертификации и другие) и технические комитеты, создающиеся для разработки стандартов.
Непосредственным результатом стандартизации является нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
К нормативным документам относятся:
1. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
2. Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
3. Классификатор – официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.
4. Правило – положение нормативного документа, описывающее действие, которое должно быть выполнено.
5. Рекомендации – положение нормативного документа, содержащее совет.
6. Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
7. Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий.
Методы стандартизации:
1. Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод, связанный с управлением разнообразием. Включает:
- систематизация – классификация и ранжирование объектов;
- селекция – отбор наиболее целесообразных объектов;
- симплификация – отбор нецелесообразных объектов;
- типизация – создание типовых объектов, в отличие от селекции объекты подвергаются техническим преобразованиям;
- оптимизация – нахождение оптимальных главных параметров;
2. Параметрическая стандартизация – выбор и обоснование целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Существуют ряды предпочтительных чисел – наборы последовательных чисел, изменяющихся в геометрической прогрессии: R5 ( ) – 1,00; 1,60; 2,50; 4,00 и т.д. Они позволяют увязать по параметрам продукцию разных типов - детали, изделия, транспортные средства;
3. Унификация продукции – рациональное сокращение числа агрегатов одинакового функционального назначения;
4. Агрегатирование – создание машин из отдельных унифицированных деталей (из 15 размеров щитов и 3 размеров ящиков можно получить 52 вида мебели);
5. Комплексная стандартизация – создание взаимоувязанных требований к объекту и его основным элементам;
6. Опережающая стандартизация – установление повышенного уровня норм и требований, которые будут оптимальны согласно прогнозам в последующее время.
2. Оценка соответствия: понятие, формы. Подтверждение соответствия: понятие, формы (сертификация и декларирование, их краткая характеристика).
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
1. удостоверения соответствия продукции, процессов ЖЦП, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
2. предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
3. приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
Принципамиподтверждения соответствия являются:
1. доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
2. установление в соответствующем техническим регламенте перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объектам;
3. ориентация на уменьшение срока проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
4. недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
5. недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;
6. защита имущественных интересов заявителей, сохранение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении подтверждения соответствия;
7. недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
8. презумпция соответствия продукции, маркированной знаком соответствия.
База подтверждения соответствия:
- законодательная,
- организационно-методическая,
- научно-техническая.
Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный и обязательный характер применения.
Добровольное подтверждение соответствияосуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствияосуществляется в двух формах:
• принятие декларации о соответствии и
• обязательная сертификация.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Субъектами сертификации являются:
- первая сторона – изготовители продукции или услуг, продавцы, реализующие продукцию;
- вторая сторона – покупатели и потребители продукции и услуг;
- третья сторона – независимые организации, осуществляющие подтверждение соответствия – органы по сертификации, испытательные лаборатории, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.
Объекты сертификации: продукция, работы, услуги.
Сертификат соответствия (СС) – документ, удостоверяющий соответствие товара требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договоров.
Орган по сертификации (ОС) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованный в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
Срок действия сертификата соответствия(и по добровольной и по обязательной формам) на продукцию (товары) серийного выпуска устанавливает ОС, но не более чем на три года.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории России.
Отличительные признаки двух форм подтверждения соответствия
Форма подтверждения соответствия
| Сертификация соответствия
| Декларирование соответствия
| Субъект, осуществляющий процедуру
| Третья сторона – орган по сертификации
| Первая сторона – заявитель (изготовитель)
| Объекты, в отношении которых предусмотрена процедура
| Продукция и услуги, имеющие повышенную опасность для потребителя и окружающей среды
| Продукция и услуги, не представляющие существенной опасности для потребителя и окружающей среды
| Документ, выдаваемый в результате подтверждения соответствия
| Сертификат соответствия
| Декларация о соответствии
| Срок действия документа
| Устанавливается органом по сертификации или техническим регламентом
| Устанавливается техническим регламентом или заявителем
| Маркирование объекта
| Знак соответствия содержит код органа по сертификации
| Знак соответствия не содержит код органа по сертификации
| Контроль
| Инспекционный контроль органа по сертификации
| Государственный контроль и надзор соответствующими федеральными органами исполнительной власти
|
Подтверждение соответствия может носить добровольный и обязательный характер применения. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Отличительные признаки добровольной и обязательной сертификации
Характер сертификации
| Обязательная
| Добровольная
| Цели проведения
| Обеспечение безопасности товаров
| Обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия, реклама
| Основание для проведения
| Законодательные акты РФ
| По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации
| Объекты
| Перечни товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ
| Любые
| Сущность оценки соответствия
| Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию
| Оценка соответствия требованиям заявителя по согласованию с органом по сертификации
| Нормативная база
| Технические регламенты, государственные стандарты, санитарные нормы и правила и др. документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров
| Национальные стандарты, стандарты организаций, системы добровольной сертификации, условия договоров
|
Правила, схемы, порядок проведения подтверждения
соответствия
Правила проведения подтверждения соответствия:
- В качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями и потребителями сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.
- Аккредитацию органа по сертификации или испытательной лаборатории организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.
- Если в системе аккредитации несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.
- Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
- Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном реестре.
- Официальным языком является русский.
- При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.
- Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг.
Схемы сертификации — определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.
В качестве способов доказательства используют: испытание, проверку производства, инспекционный контроль, рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами).
Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера.
В настоящее время для сертификации продукции предусмотрено 10 основных схем и 6 дополнительных, обозначаемых литерой «а» (1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а). В дополнительных схемах, в отличие от основных, предусмотрен анализ состояния производства.
При сертификации работ и услуг используется 5 схем. В общем виде они включают оценку выполнения работ и оказания услуг, проверку результатов работ и услуг, инспекционный контроль.
Критериями выбора схемы сертификации являются специфика продукции (работ, услуг), серийность, объем производства, требования к качеству, страна изготовления и другие.
Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам:
1) подача заявки на сертификацию;
2) рассмотрение и принятие решения по заявке;
3) отбор, идентификация образцов и их испытания;
4) проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);
5) анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;
6) выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;
7) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.
При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств,
- принятие декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Принятие декларации на основании собственных доказательств, при этом в качестве доказательств используется:
• Техническая документация,
• Результаты собственных исследований, испытаний и измерений,
• Другие документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям ТР (когда их примут), а в н.в. – требованиям безопасности и безвредности национальных стандартов и СанПиН.
Состав доказательных материалов будет определяться соответствующим ТР.
Принятие декларации на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны(органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории или центра (АИЛ или АИЦ).
Заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательные материалы:
• Протоколы испытаний и измерений, проведенных в АИЛ или АИЦ,
• Сертификат системы качества.
ЗНАКИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ:
• Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям национального стандарта.
• Знак обращения на рынке– проставляется на продукции, соответствующей требованиям ТР.
3. Средства стандартизации – нормативные документы: понятие, виды, их характеристика, категории, виды и разновидности стандартов.
Непосредственным результатом стандартизации является нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
К нормативным документам относятся:
8. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
9. Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам, услугам).
(Может быть принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном РФ, или межправительственным соглашением, или ФЗ, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ)
Отличительные признаки технического регламента и стандарта на продукцию:
Документ
| Статус
| Объект регулирования
| Характер использования
| Содержание применительно
| Социальная роль
| к документу в целом
| к продукции
| Технический регламент
| Федеральный закон
| Продукция, процессы ЖЦП
| Обязательное
| 1. Перечень продукции и процессов ЖЦП, 2. правила идентификации, 3. требования, 4. правила и формы оценки соответствия
| Требования к характеристикам безопасности продукции и процессов, требования к маркировке, упаковке, сопроводительной документации.
| Обеспечение безопасности
| Стандарт
| Документ в области стандартизации
| Продукция, процессы ЖЦП, работы, услуги
| Добровольное
| Технические требования
| Требования ко всем техническим характеристикам.
| Обеспечение конкурентоспособности
| 10. Классификатор – официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.
11. Правило – положение нормативного документа, описывающее действие, которое должно быть выполнено.
12. Рекомендации – положение нормативного документа, содержащее совет.
13. Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
14. Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий.
Категории стандартов
Категории стандартов в зависимости от сферы их действия:
- Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - национальный стандарт, действующий на территории России.
- Межгосударственный стандарт (ГОСТ) действует на территории стран бывшего СССР, присоединившихся к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации.
- Стандарты отраслей (ОСТ) принимались министерствами и ведомствами применительно к объектам отраслевого значения, будут трансформированы в национальные стандарты.
- Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) разрабатывались для распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, будут трансформированы в национальные стандарты.
- Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются для обеспечения применения на предприятии ГОСТов, а также на используемую продукцию, процессы, услуги. Обязательны только для работников предприятия. Утверждаются руководителем.
Виды стандартов:
1. основополагающие – содержат общие положения для определенной области деятельности;
2. на продукцию и услуги – устанавливают требования к группам однородной продукции;
3. на работы (процессы) – устанавливают требования к выполнению различного рода работ;
4. на методы контроля – определяют порядок проведения испытаний.
Технические условия выполняют роль НТД только в том случае, если на них делаются ссылки в договорах.
4. Роль технического регулирования в повышении конкурентоспособности товаров. Технические регламенты: цели принятия, структура, виды, порядок разработки.
Одним из основных принципов вступления России в ВТО (Всемирная торговая организация) является соблюдение принципов технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, а также в кодексе о добровольной практике.
В связи с этим в России был принят ФЗ «О техническом регулировании» №184 от 27.12.2002 который является основным источником технического права в России.
Техническое законодательство – это совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.
Причины реформирования технического законодательства в России:
1. устранение нетарифных барьеров в торговле между странами (Технические барьеры – это различия в требованиях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным затратам средств и/или времени для продвижения товаров на соответствующий рынок).
Только при указанной гармонизации наш бизнес может вписаться в современное экономическое пространство.
Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как на продуктах был обнаружен сульфонамид — вещество, способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина — в различии требовании| национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен (в связи с этим инцидентом ведутся переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования).
Приведенный пример иллюстрирует естественный «технический барьер. Но в практике очень много искусственно создаваемых технических барьеров для России, не являющейся членом ВТО. Очень част они возникают из-за отсутствия соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия. Например, к нашей бытовой техник (автомобилям, холодильникам), поступающей на европейский рынке| часто предъявляют по отдельным характеристикам более жесткие требования, чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сертификатов соответствия, выданных международно признанны их ними органами по сертификации и признаваемых в странах ЕС.
В связи с вышеизложенным Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных программ дает огромный экономический эффект
По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барьерам в торговле (стандартизации, оценке соответствия) дают странам АТЭС О,26% прибыли от фактического валового внутреннего продукта (около 45 млрд. дол.), тогда как программа тарифного регулирования — всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).
В основе программ по преодолению технических барьеров лежит деятельность государств в области технического регулирования. Под регулированием понимаются действия государства, организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В этом определении просматриваются главные элементы технического регулирования:
- установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла продукции;
- установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам жизненного цикла продукции, выполнению работ или оказанию услуг;
- правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Объектами технического регулирования являются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.
Субъектами технического регулирования являются:
- органы власти;
- органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства;
- органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории;
- субъекты хозяйственной деятельности;
- разработчики технических законов и стандартов.
Технический регламент - документ, который является носителем обязательных требований.
Технические регламенты принимаются в целях:
1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Классификация обязательных требований:
Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, прежде всего по показателям безопасности.
Различают требования к:
· безопасности излучений;
· биологической безопасности;
· взрыва безопасности;
· механической безопасности;
· пожарной безопасности;
· промышленной безопасности;
· термической безопасности;
· химической безопасности;
· электрической безопасности;
· ядерной и радиационной безопасности;
электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
Помимо этого общие требования ТР могут обеспечивать единство измерений, а также требования касающиеся информирования потребителей о возможном вреде жизни и здоровья человека и продукции, при длительном ее использовании и факторах, от которых он зависит.
Кроме того ТР-ты могут устанавливать минимально необходимые ветеренарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении некоторых видов продукции, ввозимых из отдельных стран (exp. ограничение ввоза, использования, хранения и т.д.), обеспечивающие биологическую безопасность).
Виды технических регламентов
Виды технических регламентов:
Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрено два вида ТР: общие технические регламенты (далее — «ОТР»); специальные технические регламента далее— «СТР»).
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП.
ОТР принимаются по вопросам:
- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
- пожарной безопасности;
- биологической безопасности;
- электромагнитной безопасности;
- экологической безопасности;
- ядерной и радиационной безопасности.
Требованиями специального технического регламента учитываются особенности отдельных видов продукции, степень риска причинения вреда которыми выше установленной общим техническим регламентом.
Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП — процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам ЖЦП, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.
Технический регламент принимается федеральным законом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|