Сделай Сам Свою Работу на 5

Право собственности и иные права на землю





Природные объекты и ресурсы при рассмотрении вопроса в земельном праве являются компоненты окружающей среды, нуждающиеся в защите. Но в то же время нельзя учитывать и то, что в результате осуществления природопользования такие объекты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющими свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.

Исходя из анализа действующего земельного законодательства, можно выделить следующие виды прав:

- право собственности на природные объекты и ресурсы;

- право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

- аренда и иные виды срочного пользования природными объектами и ресурсами;

- концессия;

- соглашение о разделе продукции;

- сервитут

Право собственности на природные объекты и ресурсы.

Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст.129 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.



В соответствии со ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Земельный кодекс РФ предусматривает право частной собственности на землю граждан и юридических лиц. При этом допускается возможность приобретения земельных участков в частную собственность не только гражданами РФ, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, для которых определены некоторые ограничения. В соответствии с ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрен прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами. Так же в ст.27 ЗК РФ установлен состав земель, которые подлежат изъятию из оборота либо ограничены в нем, что фактически исключает возможность перехода права собственности на такие земельные участки в частные руки.



Согласно ФЗ РФ «О недрах» недра в границах России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Согласно ст.34 Водного кодекса РФ в России устанавливается федеральная собственность на водные объекты. При этом допускается, что обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с ГК РФ. В частной собственности могут находиться небольшие площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В собственности гражданина и юридического лица находится древесно-кустарниковая растительность, расположенная на принадлежащем этим субъектам земельном участке.

ФЗ РФ «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью.

В соответствии со ст.2 ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.



Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Согласно ст.266 ГК РФ земельные участки на таком праве иметь только граждане, которые в случае приобретения земельного участка на таком титуле наделяются передаваемым по наследству правом владения и пользования земельным участком. При этом гражданин не имеет права продавать, отдавать в залог и совершать иные сделки, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение земельного участка.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом граждане, получившие землю на таком титуле на основании ранее действовавшего закона, вправе и дальше пользоваться земельным участком. В то же время им предоставляется право однократного бесплатного приобретения такого участка в собственность.

Аренда.

В соответствии со ст.607 ГК РФ предусматривает, что в аренду на возмездной основе (за плату) могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.

Концессия и соглашение о разделе продукции.

В соответствии с Лесным кодексом РФ по договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Договор концессии заключается между Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти и лицом, признаваемым в соответствии с российским законодательством инвестором, по результатам проведения конкурса или аукциона на срок до 99 лет.

Сервитут в отношении природных объектов.

Под сервитутом понимается допускаемое законом право одного лица или множества лиц использовать временно или постоянно в определенных целях объекты, находящиеся в собственности другого лица.

4.2. Судебные способы защиты прав землевладельцев,
землепользователей и собственников земельных участков

Как и любые другие права и обязанности, права и обязанности землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков возникают из юридических фактов. Юридическими фактами называют такие обстоятельства, при наступлении которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности. В правовой науке выделяют два вида юридических фактов – события и действия. События наступают независимо от воли субъектов (граждан и организаций) и являются, как правило, непреодолимыми и непредотвра­тимыми. К числу событий относят, например, рождение и смерть человека, стихийные бедствия и иные чрезвычайные обстоятельства.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

- признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, по­влекших за собой нарушение права на земельный участок;

- самовольного занятия земельного участка;

- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Особенности различных способов защиты зависят от особенностей субъектов, которые обращаются за защитой своих прав. Для сельскохозяйственных организаций и предпринимателей, например, характерны такие способы, как признание права, восстановление положения, суще­ствовавшего до нарушения, взыскание неустойки и возмещение убытков.

Защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в двух основных формах – административной и судебной.

У лица, чье право нарушено, есть возможность обратиться как в вышестоящую организацию, так и в суд. В настоящее время не требуется обязательный досудебный порядок защиты права, т.е. обращения сначала в вышестоящую инстанцию, а потом уже в суд. Граждане и организации обращаются за защитой своего права в вышестоящую в порядке подчиненности организацию. Такими организациями могут являться органы государственной власти и местного самоуправления (для государственных и муниципальных организаций), а так­же специальные отделы (или иные подразделения) этих органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции за деятельностью государственных, муниципальных и частных предприятий. В области землепользования к таким органам относятся прежде всего специализированные управления (отделы) администраций субъектов Российской Федерации.

Заинтересованные лица могут обращаться за защитой своих прав также в специально уполномоченные органы, действующие в той или иной сфере государственной деятельности. Например, в территориальные органы Министерства по налогам и сборам, Федерального казначейства, Центрального банка, в органы прокуратуры.

Информацию о вышестоящих организациях можно получить в той организации, действия или акты которой оспариваются или в которой работает должностное лицо. Некоторые организации в силу закона обя­аны сообщать сведения о вышестоящих организациях для публичного ознакомления. Например, это обязаны делать торговые организации и организации, оказывающие бытовые услуги населению, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

В случае отказа в предоставлении информации о вышестоящих организациях и органах заинтересованное лицо может обратиться в органы государственной регистрации соответствующей организации.

Обращение в вышестоящий орган или специально уполномоченный орган должно осуществляться, как правило, в письменной форме и подписываться руководителем организации (или лицом, его заменяющим) либо гражданином собственноручно. Письменное обращение составляется в нескольких (не менее двух) экземплярах. На одном из них, который остается у заинтересованного лица, ставятся входящий номер документа и дата его регистрации, а также подпись лица, принявшего обращение. Если оно направляется по почте, то отправитель должен оставить у себя квитанцию об отправке документа с указанием адресата и даты отправки. Соблюдение всех этих процедур позволит в дальнейшем использовать такие документы в качестве доказательств в судебном процессе.

Обращения могут быть в форме заявлений, предложений и жалоб. Заявления обычно содержат требования о предоставлении каких-либо благ заявителю. Предложения содержат мнения заявителя об улучшении деятельности каких-либо органов или организаций. Просьбы о защите нарушенного или оспариваемого права выражаются в жалобах.

Для обжалования неправомерных действий и решений законодательство Российской Федерации предоставляет гражданам (в том числе и предпринимателям без образования юридического лица) больше возможностей, чем организациям. Так, в соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане вправе направлять обращения в государственные органы, которые обязаны рассматривать их по существу и принимать решения.

Немалую роль в защите прав граждан и организаций играют и органы прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре», органами прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращение в прокуратуру, как и обращения в другие инстанции, не является препятствием для обращения в суд.

Обращения заявителей должны быть рассмотрены в установленные законом сроки. В течение этого времени обратившемуся лицу должен быть дан ответ на его запрос в письменной форме. В ответе указывается: принимается или отклоняется его жалоба (если отклоняется, то по каким причинам) и меры воздействия, которые были применены к нарушившему право лицу. Кроме того, заявителю может быть объяснено, какие недостатки обращения послужили причиной его отклонения, и предложено их устранить. Если причиной отклонения послужила не подведомственность спорного вопроса данному органу, разъясняется, в какую инстанцию заинтересованное лицо может обратиться.

Отказ в удовлетворении жалобы может быть обжалован в вышестоящую инстанцию либо в суд.

4.3. Порядок возмещения вреда,
причиненных гражданину или юридическому лицу

Обязательства вследствие причинения вреда именуют деликтными.

Обязательство вследствие причинения вреданазываются такое гражданско-правовое отношение, по которому потерпевший (кредитор) вправе требовать от причинителя вреда (должника) полного возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) причинителя вреда, а должник обязан возместить вред в полном объеме.

Таким образом, главное отличие деликтных обязательств от обязательств, содержащихся в главах 30–58 ГК РФ, в том, что обязательства вследствие причинения вреда являются внедоговорными. Это означает, что их субъекты – кредитор (потерпевший) и должник (причинитель вреда), – не состоят друг с другом в договорных отношениях.

Признаки деликтных обязательств:

1. Потерпевшим признается лицо, которому причиняется вред.

Вред может быть материальный, именуемый ущербом, и может выражаться в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права и(или) умалении нематериального блага : здоровье человека, жизнь, и т.п.

Под понятие «потерпевший» подпадают не только граждане, как физические лица, но и юридические лица, включая, государственные и муниципальные образования, да и само государство.

Граждане (физические лица) признаются потерпевшими независимо от возраста и дееспособности. Потерпевшими могут быть иностранные граждане, лица без гражданства, граждане-предприниматели, которые согласно п.1 ст.2 ГК РФ могут осуществлять свою деятельность без образования юридического лица.

2. Причинитель вреда

Причинителем вреда (должником) признается лицо, противоправным поведением которого кому-либо причинен вред. В качестве причинителя вреда могут выступать физические и юридические лица.

Граждане должны обладать деликтоспособностью. Это положение распространяется на российских, иностранных и лиц без гражданства. Организациям – причинителям вреда – необходим статус юридического лица. Естественно, что вред, причиненный юридическим лицом, - результат противоправных действий его работников, но обязанность возмещения вреда в таких случаях закон возлагает на юридическое лицо (ст.1068 ГК).

3. Множественность лиц.

Возможность возникновения обязательств с множественностью субъектов предусмотрена, например, ст.1080 ГК РФ, согласно которой «лица, совместно причинившее вред, отвечают перед потерпевшим солидарно». Здесь имеет множественность лиц на стороне должника.

Множественность лиц имеет место и при причинении вреда малолетними в возрасте до 14 лет, несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и недееспособными. Субъектный состав здесь может влиять на характер ответственности – долевой и субсидиарной. Так, долевую ответственность несут законные представители малолетних (п.1, 2 ст.1073 ГК РФ) и лица, обязанные осуществлять за ними надзор (п.3 ст.1073 ГК РФ). Множественность субъектов и долевой характер их ответственности встречается и тогда, когда причиняется вред несколькими малолетними из разных семей или находящимися под опекой разных лиц.

Множественность должников при субсидиарном характере их ответственности можно наблюдать в деликтных обязательствах при причинении вреда несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Тогда наряду с несовершеннолетними привлекаются в качестве содолжников их родители, попечители или учреждения (п.1 ст.1074 ГК РФ).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.