Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОПРОС 23 : НАЧАЛЬНЫЙ КУРС БАУХАУЗА





В 1919 году в Дессау не­мецкий архитектор и педагог Вальтер Гропиус создал и возглавил эксперимен­тальную школу прикладного искусства, получившую название Баухауз (Вauhaus — нем. Дом строительства). Баухауз занимался подготовкой художников-ди­зайнеров. Программа обучения в шко­ле предполагала соединение искусства со строительной техникой—как в средневе­ковых ремесленных гильдиях, но на сов­ременной основе.

История Баухауза (в переводе с немецкого – “Строительный дом“) довольно непродол­жительна. Как Государственное высшее художественное производственно-учебное заведение нового типа он существовал сна­чала в Веймаре (1919-1925 гг.), а затем в Дессау (1926-1932 гг.).

«Давайте создадим новую гильдию ремеслен­ников—без классовых различий, которые возводят барьер между художником и ремес­ленником! Давайте вместе придумаем и пост­роим здание будущего, в котором архитекту­ра, скульптура и живопись сольются воедино! Однажды руки миллионов ремесленников поднимут его к небесам как хрустальный символ новой веры», — так с некоторой высо­копарностью писал в Программе Баухауза его создатель, известный немецкий архитек­тор Вальтер Гропиус.



В этих словах выраже­ны две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения; во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ре­меслу и, во-вторых, осуществление синтеза всех искусств в поиске новых форм.

Следуя этому замыслу, Гропиус выбирал ху­дожников разных творческих интересов, из разных стран. Иоганн Иттен, швейцарский ар­хитектор, ранее преподававший в Вене, тоже был сторонником обучения через «делание» и развитие индивидуального творчества.

Известный русский художник-универсал Ва­силий Кандинский (занимался живописью, графикой, проектированием мебели и юве­лирных изделий) присоединился к Баухаузу в 1922 году. Мастер преподавал в России в Госу­дарственных свободных художественных мас­терских и разделял взгляды Гропиуса на необ­ходимость синтеза всех искусств.

Идею слияния разных видов искусства в среде человеческого обитания Кандинский развивал и в теории. Его живописные абстракции, по мнению Гропиуса, должны были способство­вать развитию композиционного мышления у студентов. В результате основатель Баухауза поручил художнику курс основ формообразо­вания, семинары цветоведения и аналитичес­кого рисунка, а также мастерскую настенной живописи.



В. Гропиус верно угадывал в архи­текторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская художествен­ного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля.

В 1925 году из Веймара Баухауз перебрался в Дессау—город молодой авиационной и хи­мической промышленности. Здесь В. Гропиус спроектировал новую резиденцию учебного центра и жилые помещения для преподавате­лей, после чего Баухауз смог просущество­вать как уникальная высшая художественная школа до 1932 года. С приходом к власти на­ционал-социалистов он был закрыт как рас­садник демократических идей, объединяв­ший к тому же мастеров разных националь­ностей. Некоторые его члены, в том числе и В. Гропиус, эмигрировали в США.

Принципы функционализма как нового под­хода к проектированию любого объекта закла­дывались в Баухаузе уже в процессе обучения. Таким образом воплощался в жизнь девиз: «Ис­кусству научить нельзя, а ремеслу — можно». Студентов готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию для массового производства. Следовательно от них требовалось знание производственного процесса от начала до конца. После тсоретического вводного курса шла практика в мастер­ской. Здесь учащиеся овладевали навыками ра­боты с деревом, металлом, текстилем—то есть собственно «деланием вещи».



В основе системы обучения лежала структура средневековых ремесленных цехов: «уче­ник—подмастерье—мастер». На вооружение было взято содружество «искусство + наука + техника»— как в средневековой гильдии, где давали навыки добротного мастерства. От учащегося требовался высокий современный уровень проектирования простой формы. Причём она должна была соединять в себе функциональность с красотой, улучшать эс­тетические качества жизни. Среди наиболее крупных мастеров были

Иоханнес Иттен, который вел пропедевтических курс в 1919-1923, И. Иттен утверждает, что слово и звук, форма и её цвет —так же как звук, окрашивая слово, заставляет его сиять — цвет словно наделяет форму душой. Форма обладает своей «этико-эстетической» выразительной ценностью.

Пауль Клее - витражи и ткачество(1920- 1929),

Оскар Шлеммер - скульптуру (1921-1929),

Василий Кандинский - фреску (1922-1933),

Ласло Мохой-Надь - обработку металла и синтетических материалов(Во всех видах творчества его интересовали, прежде всего, возможности передачи света, пространства, движения, а также пластические качества новых материалов.) , а также фотографию (1923- 1928),

Георг Мухе - ковроткачество (1921-1927).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.