Сделай Сам Свою Работу на 5

Мультизадачность – обман.





Обман в том, что почти все считают работу в таком режиме эффективной. Это стало общепринятой практикой, и люди на самом деле уверены, что так действительно надо, и чем чаще – тем лучше. Нам рассказывают не только о том, как это делается, но и том, как в этом совершенствоваться. В Интернете существует более 6 000 000 страниц на эту тему, а на сайтах поиска работы «мультизадачность» фигурирует как навык, который соискатели должны указывать в числе своих сильных сторон, а работодатели – учитывать при поиске новых сотрудников. Некоторые зашли так далеко, что гордо считают это сомнительное умение основой своего образа жизни. На самом же деле это в большей степени самообман, поскольку мультизадачность неэффективна, низкорезультативна и вредит делу.

 

Мультизадачность – это скорее возможность завалить несколько дел одновременно.

Стив Юззелл

 

Когда вы пытаетесь заняться двумя делами одновременно, либо это в принципе не получится, либо ни одно не получится хорошо. Если вам кажется, что работа в режиме мультизадачности позволяет сделать больше, вы ошибаетесь: все обстоит ровно наоборот. Это отличный способ сделать меньше. Как заметил Стив Юззелл, «Мультизадачность – это скорее возможность завалить несколько дел одновременно».



 

Ум обезьяны

 

Психологи изучали способность человека выполнять несколько задач одновременно в 1920‑е годы, но сам термин «мультизадачность» появился только в 1960‑е, причем его использовали применительно к компьютерам, а не к людям. В те времена 10 мГц представлялись чем‑то настолько запредельно быстрым, что для описания возможности компьютера быстро решать множество задач потребовалось специальное слово. Сейчас понятно, что это было не самым лучшим выбором, поскольку сам по себе термин «мультизадачность» уже может вводить в заблуждение. Идея мультизадачности в том, что один ресурс (ЦПУ) попеременно используется несколькими задачами, но с течением времени этот контекст был утрачен, и мультизадачность стала пониматься как одновременное использование одного ресурса (человеческого) в решении множества задач. Это довольно ловкое искажение смысла, поскольку даже компьютеры могут единовременно обрабатывать только один фрагмент программного кода. Когда компьютеры работают в режиме многозадачности, они попеременно переключаются с одной задачи на другую, пока обе не будут решены. Скорость, с которой они это делают, создает иллюзию того, что все происходит одновременно, и поэтому сравнение компьютера с человеком не совсем уместно.



Люди действительно способны одновременно делать две вещи и более – например, ходить и говорить или жевать и рассматривать карту, но, как и компьютеры, мы неспособны одновременно фокусироваться на каждом из этих предметов. Наше внимание постоянно переключается с одного на другой. Это прекрасно получается у компьютеров, а вот у людей это чревато серьезными последствиями. Одновременная посадка двух авиалайнеров на одну полосу, неправильное лекарство для пациента, младенец, забытый в ванночке для купания, – эти происшествия с возможными трагическими последствиями роднит одно: люди пытаются делать несколько вещей сразу и забывают сделать должное.

Странно, но со временем образ современного человека стал подразумевать, что он – мультитаскер. Нам кажется, что мы можем, и поэтому считаем, что должны. Дети, которые учат уроки одновременно с Смс‑перепиской, слушанием музыки и при включенном телевизоре. Взрослые, которые говорят по телефону, едят, поправляют макияж или даже бреются за рулем. Разговоры с человеком из соседней комнаты, не прерывая своих дел. Смартфоны в руках во время еды. Не то чтобы нам не хватало времени на то, что нам нужно сделать, нам просто кажется, то нам нужно сделать слишком многое в течение времени, которое у нас есть. Поэтому мы раздваиваемся и растраиваемся в надежде всё успеть.



А ведь есть еще и рабочее место.

Современный офис – просто праздник отвлекающих мультизадачных требований и просьб. Вы решаете свою задачу, а в соседнем отсеке кого‑то душит кашель, и у вас просят ментоловую пастилку. Офисная пейджинговая система постоянно что‑то объявляет. Вас оповещают о новых письмах, вы стараетесь поглядывать на новостную ленту своей соцсети, а ваш сотовый беспрестанно жужжит о новых смс. На ваших глазах растут горы неотвеченных писем и незаконченных заданий, вокруг снуют люди, которых интересуют ваши ответы на их вопросы… Выполнение собственной работы становится изнурительным мероприятием. Исследования показали, что работников прерывают на что‑то в среднем каждые 11 минут и еще около трети рабочего дня уходит на то, чтобы прийти в себя после этих отвлечений. Но мы полагаем, что способны встать выше всего этого и выполнить свою задачу точно в срок!

И… мы обманываем сами себя. Мультизадачность – чистое жульничество. Поэт Билли Коллинс очень хорошо резюмировал: «Мы называем это мультизадачностью, будто обладаем способностью одновременно делать массу вещей… Буддист назвал бы это обезьяньим умом». Нам кажется, что мы владеем мультизадачностью, а на деле тихо сводим сами себя с ума.

 

Совмещение – иллюзия

 

Это происходит вполне естественным образом. Если учесть, что ежедневно в наших головах проносится около 4000 разнообразных мыслей, становится понятно, почему мы пытаемся совмещать различные задачи. Если понимать изменение в мысли, происходящее каждые 14 секунд, как предложение изменить направление, то вполне очевидно, что мы постоянно испытываем соблазн делать слишком много всего одновременно. Начав что‑то делать, мы через несколько секунд вспоминаем, что могли бы сделать кое‑что еще. Более того, предполагается, что человеческие существа эволюционировали, приобретая способность решать несколько задач. Наши далекие предки не продержались бы долго, не имея возможности следить за появлением хищников во время сбора плодов, просушки шкур или просто отдыхая у костра после охоты. Тяга к одновременному занятию несколькими делами не просто так укоренилась в нашем сознании – судя по всему, это было необходимостью для выживания.

Но совмещение и многозадачность – разные вещи.

Совмещение похоже на то, что происходит во время жонглирования, когда кажется, что жонглер одновременно занимается тремя мячиками. В действительности же он ловит и подбрасывает каждый из них по отдельности, просто это делается очень быстро. Поймал – подбросил, поймал – подбросил, поймал – подбросил… и так с каждым мячом. Ученые называют это «переключением между задачами».

РИС. 6 Мультизадачность не экономит время – она тратит его зря.

 

Когда вы вольно или невольно переключаетесь с одной задачи на другую, происходят две вещи. Первая – почти молниеносно: вы решаете переключиться. Вторая менее очевидна: вы должны определить «правила», по которым вы станете заниматься следующим делом (см. рис. 6). Если речь идет о простых задачах – скажем, вы собираетесь смотреть телевизор, одновременно складывая одежду, – это происходит быстро и относительно легко. Однако, когда вы занимаетесь созданием связанных электронных таблиц и к вам заходит коллега обсудить какой‑то деловой вопрос, сложный характер обеих этих задач делает простое переключение между ними невозможным.

Чтобы приступить к новой задаче и вернуться к тому, что вы делали до того, как вас прервали, всегда нужно какое‑то время, однако не факт, что у вас получится продолжить именно с того места, где вы отвлеклись. Как утверждает д‑р Дэвид Мейер, «дополнительные временные затраты на переключение между задачами зависят от того, насколько сложными или простыми они являются; их диапазон составляет от 25 % и менее для простых дел и до 100 % и более – для очень сложных». Переключение между задачами дается не просто так, и понимают это очень немногие.

 

Каналы мозга

 

Так что же, собственно, происходит, когда мы делаем два дела одновременно? Все просто. Мы разделяем их. В мозге существуют различные каналы, и мы имеем возможность обрабатывать разные информационные потоки в разных его частях. Поэтому мы можем ходить и говорить одновременно: каналы не оказывают взаимного влияния. Подвох в том, что на самом деле нельзя одновременно сосредоточиться на двух разных делах. Что‑то выступает на авансцене, а что‑то служит фоном. Если вы хотите подробно объяснить пассажиру, как происходит посадка авиалайнера, вы не будете делать это на ходу. Точно так же вы наверняка не будете разговаривать, перемещаясь над пропастью по веревочному мосту. Можно делать две вещи одновременно, но нельзя одновременно полностью сфокусироваться на каждой из них. Это знает даже мой пес Макс. Если я слишком увлечен баскетболом по телевизору, он отталкивает меня – наверняка ему не очень нравится, что его не почесывают, а царапают.

Многие считают, что их способность к мультизадачности проявляется в том, что организм функционирует без участия сознания. Действительно так, но не в том смысле, который они в это вкладывают. Многие физические действия, скажем, дыхание, управляются отделами головного мозга, не имеющими отношения к сосредоточению. И поэтому не происходит противоречий между каналами. Когда мы говорим, что у нас что‑то «на первом плане» или в «центре внимания», мы правы, поскольку сосредоточенность управляется из префронтальной коры головного мозга. Сосредоточиваясь, вы как бы направляете луч света на важный предмет. Вы можете держать в поле своего внимания и две вещи, но тогда это будет то, что называют «распределенным вниманием». И будьте уверены: с двумя вещами в поле зрения ваше внимание будет разделено, а с появлением третьей вы непременно что‑то упустите.

Проблемы с попытками одновременно сфокусироваться на двух вещах проявляются, когда одна из них требует большего внимания или пересекается с уже используемым каналом. Когда супруга рассказывает вам, как она хочет переставить мебель в гостиной, вы представляете себе это, задействуя зрительную зону коры вашего мозга. Если в этот момент вы за рулем, пересечение каналов чревато тем, что перед вашим взглядом возникнет новое сочетание дивана и кресел и вы не заметите, как тормозит идущая впереди машина. Нельзя сосредоточиться на двух вещах сразу.

Каждый раз, пытаясь заниматься двумя или более вещами одновременно, мы просто делим свое внимание и снижаем свою требовательность к результатам каждого из процессов. Вот краткий перечень того, как нам может мешать мультизадачность:

1. Возможности мозга ограничены в каждый отдельно взятый момент времени. Их можно распределять как угодно, но при этом придется пожертвовать временем и эффективностью.

2. Чем больше времени вы уделите задаче, на которую переключились, тем меньше вероятность того, что вы вернетесь к работе над прерванной. Так копятся нерешенные проблемы.

3. Переключения с одной работы на другую влекут потери времени, которое требуется мозгу для переориентации. Эти миллисекунды накапливаются. Исследования показывают, что около 28 % рабочего времени составляют потери, связанные с неэффективностью работы в режиме многозадачности.

4. Хронические мультитаскеры теряют способность правильно оценивать время, необходимое для работы над той или иной задачей. Им почти всегда кажется, что времени потребуется больше, чем это есть на самом деле.

5. Мультитаскеры совершают больше ошибок. Часто они принимают плохо обоснованные решения, поскольку предпочитают новую информацию уже имеющейся, даже если вторая более важна.

6. Мультитаскеры больше подвержены стрессам, укорачивающим жизнь и лишающим возможности жить с удовольствием.

 

Данные исследований однозначны, и на этом фоне наше стремление к многозадачности, ведущей к ошибкам, неверным решениям и стрессам, выглядит ненормальным. Возможно, даже соблазнительным. Работники, использующие компьютеры, переключаются между окнами, проверяют почту или открывают новые программы примерно 37 раз в течение часа. Среда, способствующая отвлечениям, настраивает на то, чтобы отвлекаться. А может, это просто кайф. Медийные мультитаскеры действительно испытывают наслаждение при переключении – оно вызывает выброс дофамина, который может обусловливать зависимость. Без переключений они начинают скучать. Каковы бы ни были ее причины, результаты исследований однозначно говорят, что многозадачность замедляет и нашу работу, и нашу сообразительность.

 

Тяга к рассеянности

 

Корреспондент газеты «Нью‑Йорк Таймс» Мэтт Ричтел получил Пулицеровскую премию 2009 г. в области репортажа за серию статей под общим названием «Тяга к рассеянности» об опасностях телефонных разговоров и СМС за рулем. Он выяснил, что рассеянность за рулем является причиной 16 % аварий со смертельным исходом и почти 500 000 увечий, полученных в ДТП, ежегодно. Даже ленивая беседа по телефону во время вождения забирает 40 % вашего внимания, и ее воздействие, как это ни удивительно, сравнимо с воздействием алкоголя. Приведенные факты были настолько убедительны, что многие штаты и муниципалитеты запретили использование сотовых телефонов за рулем. Это разумно. Все мы не без греха в этом отношении, но мы не должны проявлять снисходительность к нашим детям‑подросткам. Достаточно одной СМС‑ки, чтобы превратить семейный кроссовер в смертоносный двухтонный таран.

Известны случаи, когда многозадачность играла фатальную роль. Мы рассчитываем, что пилоты и врачи будут полностью сосредоточены на своей работе, не принимая во внимание что‑либо еще. И мы надеемся, что каждый, кто будет поступать иначе, будет призван к ответу. Мы нетерпимы и не склонны принимать в расчет никакие аргументы, требуя от представителей этих профессий абсолютной сосредоточенности в своем деле. Но почему‑то в отношении остальных допустимо применение других стандартов. Разве мы не ценим свою работу и не принимаем ее всерьез? Почему мы терпимо относимся к многозадачности при выполнении важнейших дел на работе? Важность сосредоточенности не становится меньше от того, что должностная инструкция не предполагает ежедневные операции аортокоронарного шунтирования. Ваша работа заслуживает не меньшего уважения. Возможно, это не так заметно, но связь всего происходящего в мире предполагает, что каждый должен не просто делать свою работу, но делать ее хорошо. Подумайте об этом так. Если почти треть каждого нашего рабочего дня уходит на разного рода отвлечения, сколько составят потери в течение всей карьеры? А сколько составят потери всех остальных? А экономики? Если задуматься всерьез, то, не решив эту проблему, можно лишиться и своей работы или своего бизнеса. Или, что еще хуже, работы или бизнеса лишатся другие люди.

Помимо своего пагубного влияния на работу, отвлечения сказываются и на нашей личной жизни. Писатель Дэн Креншоу был совершенно прав: «Люди, с которыми мы живем и работаем, заслуживают нашего полного внимания. Если мы уделяем им лишь крохи внимания и времени, отвлекаясь от чего‑то еще, мы можем заплатить за это слишком дорогую цену. Таким образом мы в конечном итоге разрушаем наши отношения». Я вспоминаю эти простые правдивые слова каждый раз, когда вижу, как кто‑то из парочки за ужином пытается общаться, а его партнер в это время пишет СМС‑ки под столом.

 

ВАЖНЫЕ МЫСЛИ

1. Отвлекающие факторы – это нормально. Не огорчайтесь, если отвлеклись, это свойственно всем.

2. Мультизадачность вредит. Дома или на работе, рассеянное внимание чревато неверными решениями, болезненными ошибками и ненужным стрессом.

3. Отвлечения плохо сказываются на результатах. Когда вы пытаетесь сделать одновременно слишком многое, вполне возможно, что у вас не выйдет ничего хорошего. Определите, что самое главное в данный момент, и сконцентрируйте все свое внимание именно на этом.

 

Чтобы применять принцип ОДНОЙ вещи, вы не должны соглашаться с ложью о том, что делать две вещи одновременно – полезно. Работа в режиме многозадачности время от времени возможна, но она никогда не бывает эффективной.

 

 

Дисциплина

 

Требовательность к себе– один из самых распространенных мифов в нашей культуре.

Лео Бабаута

 

Считается, что успешный человек – это «дисциплинированный человек», который ведет «дисциплинированный» образ жизни.

 

Это неправда.

Правда в том, что нам не требуется больше дисциплины по сравнению с той, что у нас уже есть. Нам просто нужно управлять и направлять ее в нужное русло.

В противоположность мнению большинства успех не является результатом марафона дисциплинированных действий. Успех не требует железной дисциплины, когда каждый шаг отточен долгими тренировками, а любые ситуации всегда под контролем. На самом деле успех – спринт, в котором дисциплина нужна ровно до того момента, пока образуется привычка.

В случаях, когда мы знаем, что надо что‑то делать, а это не делается, мы часто говорим: «Надо себя заставить». На самом деле для этого требуется привычка. А чтобы воспитать в себе привычку, нужна дисциплина.

Когда речь заходит об успехе, слова «дисциплина» и «привычка» неизбежно встречаются друг с другом. Значения у них разные, но они тесно связаны и образуют основу достижения: регулярную работу над чем‑то, что в конечном итоге начинает работать на вас. Заставляя себя, вы приучаете себя к определенному образу действий. С какого‑то момента это перерастает в привычку. И когда вы видите людей, производящих впечатление «дисциплинированных», перед вами люди, которым удалось воспитать в себе ряд жизненных привычек. Поэтому они выглядят «дисциплинированными», хотя на самом деле таковыми не являются. И никто не является.

Да и кто мог бы этого хотеть? Сама мысль о том, что каждый элемент поведения должен быть идеально отточен и постоянно поддерживаться неустанными упражнениями, представляется устрашающей до невозможности, а кроме того, и смертельно скучной. Большинство людей приходит именно к этому выводу, но в отсутствие альтернатив удваивают свои усилия или бросают это занятие. Что в итоге? Разочарование, а следом за ним безразличие.

Чтобы быть успешным, не обязательно быть дисциплинированным. На самом деле можно стать успешным, не будучи высокодисциплинированным, по одной простой причине: успех приходит к тем, кто делает то, что нужно, а не старается сделать все правильно.

Ключ к успеху в том, чтобы определить правильный навык или привычку и использовать необходимое количество дисциплины, чтобы овладеть ими. И все. Это вся дисциплина, которая вам нужна. Когда нужные привычки станут частью жизни, вы станете выглядеть дисциплинированным, не являясь таковым в действительности. У вас просто будет нечто, что постоянно работает на вас, потому что вы постоянно работали над этим. Вы станете человеком, использовавшим нужное количество дисциплины для создания могучей привычки.

 

Нужное количество дисциплины

 

Олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс – образцовый пример тщательного использования нужных количеств дисциплины. В детстве ему поставили диагноз СДВГ, и его детсадовская воспитательница говорила его матери:

– Майклу не сидится на месте. Он не может успокоиться… У него нет способностей. Ваш сын никогда не сможет на чем‑то сосредоточиться.

Боб Боуман, тренировавший Майкла с 11 лет, рассказывал, что его часто выгоняли из бассейна на бортик за хулиганство. Всплески бурного поведения случались у него и в зрелом возрасте.

И тем не менее он обладатель десятков мировых рекордов. На Играх в Афинах в 2004 г. он выиграл 6 золотых и 2 бронзовые медали, а в 2008 г. в Пекине – 8 золотых, превзойдя достижение легендарного Марка Спица. До него никто из участников Олимпийских игр не выигрывал 18 золотых медалей. Прежде чем окончательно повесить свои плавки на крючок и уйти из большого спорта, Фелпс выиграл еще четыре медали на Играх 2012 г. в Лондоне и стал обладателем самого большого количества олимпийских медалей в истории. Один из журналистов написал, что если считать его страной, он занял бы 12‑е место в неофициальном зачете по результатам трех последних Олимпиад. Сейчас его мама говорит, что ее поражает умение Майкла сосредоточиваться, а Боуман считает это его самой сильной чертой. Как это произошло? Почему мальчик, которого считали абсолютно неспособным сосредоточиться, достиг столь многого?

Фелпс использует нужные количества дисциплины.

С 14 лет и до Олимпийских игр в Пекине Фелпс тренировался ежедневно 365 дней в году. Он посчитал, что, тренируясь и по воскресным дням, он получит преимущество в 52 тренировки по сравнению со своими соперниками. Каждый день он находился в воде не менее 6 часов.

– Одна из его сильнейших сторон – умение сконцентрировать все свои силы, – говорит Боуман.

Не упрощая, но и без преувеличения можно сказать, что Фелпс сосредоточил все свои силы на одном занятии – плавании, и это превратилось в ежедневную привычку.

Отдача от приобретения правильной привычки очевидна. Она помогает вам добиваться искомого успеха. Есть и еще одно приятное последствие, на которое часто не обращают внимания: таким образом вы упрощаете свою жизнь. Ваша жизнь становится понятнее, поскольку вы знаете, что именно вы должны уметь делать хорошо и что именно у вас не получается. Суть в том, что, направляя свою волю на приобретение нужной привычки, вы можете позволить себе меньше дисциплины в других областях. Занимаясь именно тем, чем нужно, вы освобождаете себя от необходимости держать под контролем все подряд.

Майкл Фелпс обрел себя в плавательном бассейне. То, что он заставлял себя делать, со временем превратилось в умение, полностью изменившее его жизнь.

 

Дней до активной точки

 

Дисциплина и навык. Если честно, люди не очень склонны обсуждать эти понятия. Я не стал бы осуждать их, потому что это вполне естественно. Образы, которые всплывают в уме при этих словах, не из самых приятных, и простое упоминание о них в тексте нагоняет тоску. Но есть и хорошие новости. В долгосрочном плане дисциплина приносит ощутимые плоды, а навыки и привычки даются трудно только на первом этапе их обретения. С течением времени поддерживать искомую привычку становится все легче. Это действительно так. Навыки и привычки требуют значительно больше сил и энергии на этапе их формирования (см. рис. 7).

РИС. 7 Когда новый вид поведения становится привычным, его поддержание требует намного меньшей дисциплины

 

Смиритесь с тем, что жесткая дисциплина требуется, только чтобы сделать новый вид поведения привычным, и все станет выглядеть немного иначе. Встройте в свою жизнь новую привычку, и вы сможете следовать ей со значительно меньшими усилиями. Трудности становятся привычными, а привыкание делает их не столь существенными.

Итак, как долго нужно заставлять себя? Ответ есть у ученых из лондонского Университетского колледжа. В 2009 г. они поставили вопрос: сколько времени требуется для приобретения привычки, т. е. когда новое поведение становится машинальным? Точка «машинальности» оказалась в самом низу графика, когда для поддержания требовалось минимальное количество усилий. Ученые попросили студентов поставить перед собой цели в физических упражнениях и соблюдении диеты и наблюдали за их прогрессом. Результат таков: для формирования новой привычки требуется в среднем 66 дней. Сроки находились в диапазоне между 18 и 254 днями, а 66 дней представляли собой активную точку, при том что менее сложные виды навыков требовали меньше, а более сложные – больше времени. Проповедники самопомощи твердят, что на изменение привычек нужен 21 день, но наука не поддерживает эту цифру. Для развития нужного навыка нужно время, поэтому не стоит сдаваться слишком быстро. Определите, что именно вам нужно, дайте себе достаточно времени и прикладывайте все усилия, чтобы заставить себя это сделать.

Как выяснили австралийские ученые Меган Оутен и Кен Чен, приобретение привычки имеет шлейф последствий. Их исследования показали, что студенты, сформировавшие одну хорошую привычку, стали менее подвержены стрессам, разумнее тратили деньги, правильнее питались, сократили потребление алкоголя, табака и кофеина, проводили меньше времени у телевизора и даже чаще мыли посуду. Подольше заставляйте себя приобрести один полезный навык, и это будет не только становиться проще, но и положительно скажется на других вещах. Именно так создается впечатление, что обладатели хороших привычек и полезных навыков успешнее окружающих. Они регулярно делают самое важное, и все остальное дается им проще.

 

ВАЖНЫЕ МЫСЛИ

1. Не заставляйте себя соблюдать железную дисциплину во всем. Избирательно заставляйте себя приобретать сильные и полезные навыки и привычки.

2. Формируйте навыки поочередно. Успех приходит последовательно, а не одновременно. Никому не удается приобретать больше одной сильной привычки в один период времени. Сверхуспешные люди вовсе не супермены – просто они избирательно заставляют себя формировать важнейшие навыки и привычки. По очереди и с течением времени.

3. Дайте каждой привычке и навыку достаточно времени. Соблюдайте дисциплину достаточно долго, чтобы сделать их частью вашего обычного режима. В среднем на формирование привычки требуется 66 дней. Когда она достаточно укоренилась, вы можете или развивать ее, или перейти к формированию другого навыка.

 

Если вы – то, что вы делаете регулярно, то достижение результатов не является для вас отдельным занятием, а уже встроено в ваш жизненный уклад в качестве сильной привычки. Вам не надо искать успеха. Избирательно используйте силу дисциплины для создания правильных привычек и навыков, и выдающиеся достижения придут к вам.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.