|
Лексико-грамматические игры
Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных. Игровой материал. - картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви
- картинки двух шкафов: Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.
Ход игры: Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.
- Это длинное платье мамино. - Это синее платье Танино. - Эта розовая блузка Танина. - Эта белая блузка мамина. - Эти чёрные брюки мамины. - Эти сиреневые брюки Танины. - Эта пышная юбка Танина. - Эта узкая юбка мамина и т.д.
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным. Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например, платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное. Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-. Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например, - У мамы платье, а у Тани … платьице. - У мамы туфли, а у Тани … туфельки. - У мамы брюки, а у Тани … брючки. - У мамы куртка, а у Тани … курточка.
Игра «Что из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Ход игры: Взрослый сообщает: - У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды. - Платье из шёлка (какое?) – шёлковое. - Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная. - Сапоги из кожи (какие?) – кожаные. - Сапоги из резины (какие?) – резиновые. - Пальто из драпа (какое?) – драповое. - Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Игра «Один - много»
Цель:формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа. Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например, - У мамы одно платье, а у Тани много платьев. - У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...
Игра «Два – две»»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными. Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы: - О чём можно сказать два? - Два платья, два пальто, два плаща… - О чём можно сказать две? - Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными. Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.
Например, Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок. Одна куртка, две куртки … пять курток. Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот: Чистые ботинки – … грязные ботинки; Новые сапоги – … старые сапоги; Широкая юбка – … узкая юбка; Длинное пальто – … короткое пальто; Белый пиджак – … черный пиджак.
Игра «Разложи по полочкам»
Цель:упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов. Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает: - Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
Дети раскладывают картинки и объясняют: - шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор; - кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда; - тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….
Игра «Мой, моя, моё»
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё. Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё». Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм… Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка … Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки… Моё (что?) – платье, пальто…
Игра «Четвёртый лишний»
Цель:активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание. Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.
Автор:Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Словарная работа.
Существительные: Шуба, пальто, плащ, полушубок, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, костюм, джинсы, трусы, свитер, сарафан, платье, юбка, шорты, фартук, халат, пижама, плавки, чулки, колготки, носки, гольфы, перчатки, жилет, шарф, платок, шаль, майка, брюки — одежда; Панама, шапка, ушанка, шляпа – головные уборы; Рукав, карман, капюшон, воротник, спинка, петли, манжеты, застёжка – части одежды; Тапки, босоножки, сандалии, кеды, кроссовки, сапоги, валенки, туфли, ботинки – обувь; Подошва, каблук, голенище, шнурки, носок, язычок – части обуви; Швея, портной, сапожник, модельер, закройщик – профессии.
Прилагательные: Шерстяной, шёлковый, кожаный, меховой, пуховый, вязаный, тёплый, удобный, лёгкий, домашний, сменный, резиновый, спортивный, нарядный, модный, мягкий, зимний, демисезонный, летняя, осенний.
Глаголы: Шить, пришивать, ремонтировать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстёгивать, застёгивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, шнуровать, зашивать, штопать, вышивать, обувать.
Наречия: Тепло, удобно, легко, мягко, нарядно, модно.
Предлоги: В, на, под, за, из, из-за, из-под, над.
Лексико-грамматические игры
«Подбери словечко»
Платье – какое? – новое, нарядное, летнее … Шуба – какая? — меховая, зимняя, тёплая … Блуза – какая? – шёлковая, разноцветная, лёгкая … Куртка – какая? – осенняя, удобная, лёгкая … Свитер – какой? – тёплый, вязаный, шерстяной … Кеды – какие? – спортивные, модные, мягкие … Сапоги – какие? – меховые, кожаные, удобные …
«Скажи ласково»
Шуба – шубка Пальто – пальтишко Шапка - Плащ — плащик Платье – платьице Шляпка - Рубашка - Футболка – Тапки - Сарафан - Халат – Кроссовки - Юбка - Шорты – Сапоги - Колготки - Носки – Валенки - Шарф - Платок – Туфли - Майка - Брюки – Ботинки –
«Наоборот»
Пришивать – отрезать Яркий – бледный Снимать – надевать Толстый – тонкий Вешать – снимать Сухой – сырой Расстёгивать – застёгивать Лёгкий – тяжёлый Завязывать – развязывать Дорогой – дешёвый Чистить – пачкать Длинный – короткий Шнуровать – развязывать Твёрдый – мягкий Найти – потерять Чистый – грязный Покупать – продавать Старый – новый Намочить – высушить Узкий – широкий Высокие – низкие Много – мало Детский – взрослый
«Посчитай до 5 и обратно»
1 платье 2 платья 3 платья 4 платья 5 платьев (пальто, рубашка, шуба, платок, шапка, пара сапог)
«Чей? Чья? Чьё?»
Шарф – Викин шарф Рубашка – Мишина рубашка Платье – Юлино платье и т.д.
«Скажи, какой?»
Из шёлка – шёлковая Из меха – меховая Из шерсти – шерстяная Из пуха – пуховая
Из резины – резиновые Из кожи – кожаные Для дома – домашняя
«Где шарф?» (действие с предметом)
На полу Подняла с пола В шкафу Достала из шкафа Под столом Достала из-под стола Развитие связной речи • Что у кого? (составление сложносочинённых предложений по двум картинкам или по двум детям) У мальчика рубашка, а у девочки платье.
• Составить описательный рассказ о рубашке, платье, шубе, сапогах, туфлях.
План 1) Что это? 2) Когда их носят? 3) Части.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|