Сделай Сам Свою Работу на 5

Политическая ситуация в России в первой половине 1990-х гг.





Характеризуя политическую ситуацию в России в 1990-х гг. А.Г.Дугин выделял два направления, по которому развивалась политическая сфера: прозападный и национальный. Как известно, Россия периода Бориса Ельцина была ориентирована на запад, естественно эта линия развития на тот момент была в лидерах. Ситуация меняется с приходом Владимира Путина. Здесь произошел пересмотр национального развития страны и вектор поменялся на сто восемьдесят градусов, знаменуя собой победу второго национального движения.

Относительно развития своей страны в современное время он отмечал, что «РФ не имеет государственной истории, ее границы случайны, ее культурные ориентиры смутны, ее политический режим шаток и расплывчат, ее этническая карта разнородна, а экономическая структура фрагментарна и отчасти разложена. Данный конгломерат лишь результат развала более глобального геополитического образования, фрагмент, вырванный из целой картины. На сегодняшний момент страны СНГ имеют достаточную степень автономии и де юре числятся независимыми политическими образованиями. В отношении этих стран можно утверждать (и с еще большим основанием) то же, что и в отношении РФ эти образования не обладают никакими серьезными признаками подлинной государственности, лишены атрибутов фактической суверенности и представляют собой скорее "территориальный процесс", нежели стабильные и определенные геополитические единицы» [Дугин А.Г. Основы геополитики. Ч.4.Гл.2.П.2.1 //http://lib.rus.ec/b/92458].



Интересно мнение А.Г.Дугина относительно взаимоотношений бывших республик СССР. То что евразийцы, назвали бы «братством народов Евразии», а Л.Н.Гумилев «комплиментарностью», он называет принципом «постимперской легитимности», характеризуя следующим образом. «Принцип "постимперской легитимности" сегодня прикладывается и к странам, возникшим на развалинах СССР. В бывших "союзных республиках" почти повсеместно у власти находятся наследники "колониальной администрации", отсеки разломленной на части единой управленческой структуры, сформировавшейся целиком в имперском советском контексте. Эта элита отчуждена от национально-культурных традиций своих народов и ориентирована по инерции на сохранение экономико-по литической зависимости от метрополии» [Дугин А.Г. Основы геополитики. Ч.4.Гл.2.П.2.2 //http://lib.rus.ec/b/92458].



Для того, чтобы определить «русские национальные интересы» А.Г. Дугин предлагает сделать ставку на субъект, и в качестве последнего предлагает русский народ. Почему именно русский народ? Здесь, на наш взгляд, несомненно идет взаимосвязь с классическим евразийством, относительно роли русского народа в освоении Евразии, образовании Российской империи. Но есть и отличие. Как вам уже известно, евразийцы классического этапа, а также Л.Н. Гумилев, признавая ведущую роль русского народа на евразийском пространстве, всегда подчеркивали его преемственность от кочевников. Освоение огромной территории, создание Российской империи русскими, на их взгляд, произошло благодаря симбиозу славян с тюрками, монголами. Таким образом, Российская империя – это преемница наследия кочевого мира Евразии.

А.Г. Дугин указанный процесс объясняет иначе. Например, «Русский народ это историческая общность, имеющая все признаки полноценного и стабильного политического субъекта. Русский народ объединен этнически, культурно, психологически и религиозно. Русский народ, в отличие от многих других народов, сложился как носитель особой цивилизации, имеющей все отличительные черты самобытного и полноценного планетарно-исторического явления. Русский народ та цивилизационная константа, которая служила осью в создании не одного, а многих государств: от мозаики восточнославянских княжеств до Московской Руси, Петровской Империи и Советского блока. Русский народ не просто давал этническую базу для всех этих государственных формаций, он выражал в них особую цивилизационную идею, не похожую ни на какую другую. Не государство сформировало русскую нацию. Напротив, русская нация, русский народ экспериментировал в истории с различными типами государственных систем, по-разному выражая (в зависимости от обстоятельств) специфику своей уникальной миссии» [Дугин А.Г. Основы геополитики. Ч.4.Гл.2.П.2.3 //http://lib.rus.ec/b/92458].



 

Будущее России

Рассматривая историю России, А.Г. Дугин считает, что империя возникла благодаря расширению русского народа, так как именно он нес цивилизационную миссию на евразийском пространстве. Причем русские расширялись не по причине «освоения жизненного пространства», а по причине «особой миссии, геополитическая проекция которой состояла в глубинном осознании необходимости объединения гигантских территорий евразийского материка» [Дугин А.Г. Основы геополитики. Ч.4.Гл.3.П.3.2 //http://lib.rus.ec/b/92458]. Таким образом, русским никоим образом нельзя становиться региональной державой, что было бы на руку атлантическому миру (Западу). Отказ от своей миссии означает для русского народа тупиковый путь развития, который не противоречит всей истории его развития.

СССР А.Г. Дугин считает также империей, которая распалась по ряду причин и восстановление этого государства по сути дела и есть ее воссоздание. При этом, на его взгляд, необходимо устранить те причины, которые способствовали распаду этого государства. Приведем причины, послужившие уничтожению империи – СССР. «Во-первых, на идеологическом уровне за все время существования социалистического режима сугубо национальные, традиционные, духовные элементы так и не были введены в общий комплекс коммунистической идеологии. Атеизм, материализм, прогрессизм, "просвещенческая этика" и т.д. были глубоко чужды русскому большевизму и русскому народу в целом. Советскую Империю и идеологически и фактически разрушили коммунисты.

Во-вторых, на геополитическом и стратегическом уровне СССР был неконкурентоспособен в долгой перспективе для сопротивления атлантистскому западному блоку. С точки зрения стратегии, сухопутные границы являются намного более уязвимыми, чем морские. СССР мог приобрести относительную устойчивость только в двух случаях: либо стремительно продвинувшись к океанам на Западе (к Атлантике) и на Юге (к Индийскому океану), либо создав в Европе и Азии нейтральные политические блоки, не находящиеся под контролем ни у одной из сверхдержав. Следовательно, воссоздание СССР и Варшавского блока не только почти невозможно, но и не нужно, потому что это даже в случае (практически невероятного) успеха приведет лишь к возрождению заведомо обреченной геополитической модели.

В-третьих, административное устройство СССР основывалось на светском, чисто функциональном и количественном понимании внутригосударственного деления. Хозяйственный и бюрократический централизм не принимал в расчет ни региональных, ни тем более этнических и религиозных особенностей внутренних территорий. Следовательно, и этот аспект советской модели, оперирующий не с конкретны ми этносом, культурой, религией, а с абстрактными "населением" и "территорией" возрождать не следует ни в коем случае.

В-четвертых, экономическая система в СССР основывалась на таком "длинном" социалистическом цикле, что постепенно отдача общества конкретному человеку перестала ощущаться вовсе. Предельная социализация и детальный контроль государства надо всеми экономическими процессами, вплоть до самых мельчайших, а также делегирование функций перераспределения лишь централизованной, чисто верхушечной, инстанции порождали в обществе климат социального отчуждения, апатии, незаинтересованности. За этот постсоветский эксцесс также ответственны коммунисты, которые оказались неспособны реформировать социализм применительно к национальной стихии и поддерживать в нем достойную жизнь» [Дугин А.Г. Основы геополитики. Ч.4.Гл.3.П.3.4 //http://lib.rus.ec/b/92458].

Рассматривая период правления Россией династией Романовых, А.Г. Дугин вторит вслед за классическим периодом евразийства, также отмечая созидательную роль Московской Руси и отказ от этой политики с момента правления Петра, что соответственно и привело к уничтожению этой династии. В качестве нового будущего России он считает все-таки создание новой империи с русским народом во главе «как единственной формы достойного и естественного существования русского народа и единственной возможности довести до конца его историческую и цивилизационную миссию» [Дугин А.Г. Основы геополитики. Ч.4.Гл.3.П.3.6 //http://lib.rus.ec/b/92458].

В качестве заключения необходимо отметить, что А.Г. Дугин провозгласив себя евразийством, на наш взгляд, с евразийством имеет мало общего. Взяв основные идеи евразийского течения, он придал им свою формулировку, которая в итоге искажает изначально заложенный смысл. В данном случае можно констатировать следующим образом – если бы естественные науки переписывались также как гуманитарные, то человек в космос не полетел.

 

Вопросы:

 

1. Как Вы считаете, почему при В.В. Путине кардинально меняется внутри и внешнеполитический курс развития страны?

2. Согласны ли Вы с точкой зрения А.Г. Дугина относительно принципа «постимперской легитимности»?

3. А.Г.Дугин считает, что после распада одной империи, на место бывшей метрополии будут претендовать другие державы. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

4. Согласны ли Вы с точкой зрения А.Г.Дугина, что «Русский народ, в отличие от многих других народов, сложился как носитель особой цивилизации»?

5. Согласны ли вы с точкой зрения А.Г. Дугина, что русский народ, создавая свою империю, несли особую цивилизационную идею – иначе говоря ставя на путь цивилизации нерусские народы?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.